Открытый классный час для учащихся 2 - 5 классов проводимый в рамках месячника военно – патриотического воспитания. «Я видел седых детей…»
классный час на тему

Анжелика Валентиновна Полубоярова

·         воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

·         показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы

·         познакомить детей с юными героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sedye_deti.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

 (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ СТ – ЦЫ НИКОЛАЕВСКОЙ

                                                     Учитель первой

                                                                          квалификационной категории

                                                                           ГКОУ КК школы – интерната

                                                             ст- цы Николаевской

                                                                  Полубоярова Анжелика

                                                 Валентиновна

Открытый классный час для учащихся 2 -  5 классов  проводимый в рамках месячника военно – патриотического воспитания.

«Я видел седых детей…»

Цели и задачи:

  • воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
  • показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы
  • познакомить детей с юными героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях – детях узниках концлагерей ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен.

Ребята мы начинаем классный час и как гостеприимные хозяева поприветствуем гостей  на нашем уроке.

 Ведущий: Утром 22 июня 41 – го года. На одной из улиц города Бреста, лежала убитая девочка с незаплетенными косичками и ее кукла.

Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

Что есть у нас дороже наших детей?

Что есть у любого народа? У любой матери? У любого отца?

А кто подсчитает, скольких детей убивает война? Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? А таких были тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать:

Что могли понять, увидеть, запомнить, дети?

Многое!

 1 чтец: - « Слушайте  все –

- Начинается лето».

Первые горны пропели про это!

Первые шапочки,  кеды, ботинки.

Снова топочут по каждой тропинке.

Первые песни в лесах зазвенели.

Первые брызги над речкой взлетели.

Первая грусть разбежалась кругами,

Первые письма отправлены маме.

Первая помощь колхозному саду;

Вымпел и первое место отряду!

Ведущий: Лето  1941 года начиналось  замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелятся цветы на лугах…

Ласково плещутся волны…

И вдруг…

(Звучит, фрагмент песни: « вставай страна огромная»)

Ведущий: Судьбы детей военной поры похожи. Война стала общей  биографией детей той поры. Их рассказы длинной в целую жизнь.   Мама   поцеловала нас и ушла, мы  остались в шалаше вчетвером: я самая старшая, а  мне 7 лет.

Мы не первый раз оставались одни в палатке ведь наша мама  разведчица.

Деревья шумят, вдруг крики: Немцы! Немцы!

Все бегут в лес, прячутся, а мы, куда без мамы? Нет, будем ждать ее.

Притаились мы, спрятались. Кто-то заглянул и сказал по-русски.

- Кто есть, выходи!

- Спросили о папе и маме, я все выложила.

- Нам показали куда идти. Там стояли женщины с детьми, которые не успели убежать.

Черный немец навел на нас пулемет, и мне стало страшно. Я не успела закричать и обнять маленьких…

Проснулась я от маминого плача, мне казалось, что я спала. Вижу: мама копает ямку, и плачет. Она  стояла спиной ко мне, а у меня не было сил ее позвать.

Мама остановилась передохнуть, и повернулась ко мне.

Инночка!- В одной руке меня держит, а другой щупает остальных, вдруг кто еще живой. Нет, они были холодные.

 Чтец:  Девчонка руки протянула

И головой на край стола.

Сначала думали  - уснула,

А оказалось – умерла…

 Ведущий: Меня подлечили, мама в школу меня носила на руках,  Я считать училась: в одном плечике 2 пули и в другом 2 пули. Это будет четыре. В одной ножке  две пули и в другой – две пули. Это будет уже восемь. И на шейке ранка. Это будет уже девять…

Ведущий: - Что такое фашизм?

Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их  убивают, и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом.

Ведущий: Фашизм – это когда на детей напускают овчарок.

Ведущий: «Собаки рвали детей .  А немцы хохотали», - вспоминает Аня Павлова которой было 9 лет.

- Сядем над разорванной дитяткой и ждем когда сердце у него остановится… Снегом присыпем…  Вот ему и могилка до весны…

Ведущий: Фашизм – когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал.

Перегоняли из концлагеря в концлагерь.

 Ведущий: - Каждое утро стучал железный засов, заходили смеющийся офицер и красивая женщина, она по-русски нам говорила: - «Кто хочет каши, быстро становитесь в ряд по двое. Поведем вас кормить…» Они смеялись, шутили, а дети спотыкались, толкались, каши хотели все.

Надо только 25 человек, пересчитывала женщина. Не ссорьтесь, подождите до завтра.

Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей?» Садилась под самую железную дверь при входе, и когда нас уже было мало, она стояла ко мне спиной и все равно  меня не замечала.

   Как долго это продолжалось, не скажу. Детская память не точна, она запоминает только страх и только хорошее.

Слышим однажды шум, крик, стрельбу. Стучит железный засов – в барак к нам врываются солдаты с криком «Детушки!» берут нас на руки , по несколько человек ,плачут и обнимают, целуют.

Выносят на улицу. И мы видим черную трубу крематория.

Ведущий: «Ленинградские дети», - когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль, «ленинградские дети». И на встречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города.

Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые.

Чтец: …Ленинград ожег мне душу

Своими бедными детьми.

Я в Ленинграде, правда, не был,

Но знаю, говорят бойцы:

Там дети плачут, просят хлеба,

А хлеба нет.…  А мы отцы…

Чтец:  И я, как волка караулю

Фашиста сутками в снегу, И от моей свирепой пули

Пощады не было врагу.

Лежу порою до костей

Достигнет  снег. Дрожу, устану…

Уйти? А вспоминаю про детей –

Зубами скрипну – и останусь.

«Нет, - говорю, - позорный гад,

Палач детей, я здесь, я слышу.

На, получай еще заряд

За ленинградских ребятишек».

Ведущий: Люди были настолько страшные, настолько исхудалые, что они были закутаны и одеялами, и платками – чем придется, только бы проехать эту ледовую дорогу.

Мать держит ребенка на руках, машины тряхнет на ледяном бугре, и у матери от слабости ребенок вылетает из рук.

Ведущий: - Я видел седых детей…

Не белобрысых, не русых,

На стыках военных путей,

В болотах лесов

Белорусских…

Ведущий: Я видел седых детей.

Пресней дождевой воды

Спирт показался во фляге,

Когда привели седых

Детей в партизанский

                                лагерь.

Ведущий: В глазах заморожен  крик –

Пронзительнее штыка,

И рыжий, как солнце,

                                  Комбриг

Не допросил «языка».

Сказал по-русски:

                            «Взгляни!»…

Ведущий: Тот понял и посмотрел…

Седые дети  они

Знали слово «расстрел».

Не спали среди тишины

Седые дети войны.

Ведущий: Во время  Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто скажет, сколько  среди них было  русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

Ведущий: На земле самый лучший народ -  дети.  Как уберечь нам его в тревожное время? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним  и наше прошлое, и наше будущее?

Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетенными косичками?.. И чтобы детство никогда больше не называлось войной.

Итог:

Ребята нужна ли нам война?

Хотим ли мы пережить все ужасы той войны?

Нет мы хотим мира на земле, Чтобы светило солнце на голубом мирном небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведении месячника военно-патриотического воспитания в школе на тему "Вернуть нельзя, забыть невозможно"

В феврале 2011года в МБОУ "Красноануйская ООШ" прошел месячник военно-патриотического воспитания. Педагогами школы были проведены классные часы, беседы, утренники, вечера, "Зарнички" и "Зарницы"...

Отчет по месячнику Военно-патриотического воспитания. 1 кл.

Представляю Вашему вниманию отчет по месячнику Военно-патриотического воспитания в 1 классе....

Торжественная линейка, посвящённая открытию месячника военно-патриотической работы

Сценарий торжественного открытия месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы...

"Нам не нужна война" ( Сценарий линейки, открывающей месячник по военно-патриотическому воспитанию).

В сценарии представлены стихи о войне, о ветеранах, о мире, материал, способствующий воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою Родину, систематизирующий знания детей о войне, расширяющий кругоз...

Приказ "Об организации и проведении месячника военно - патриотического воспитания"

Приказ № 16 от 15.01.2019 г "Об организации и проведении месячника военно - патриотического воспитания"...

Приказ о проведении месячника военно - патриотического воспитания

Приказ № 16 от 15.01. 2019 г  "Об организации месячника военно - патриотического воспитания"...

Конкурс чтецов для обучающихся 1-4 классов в рамках месячника военно-патриотического воспитания "Память поколений"

Сценарий общешкольного конкурса чтецов, посвященный Дню защитника Отечества, «Память поколений» разработан для обучающихся начальной школы с целью воспитания у детей любви к Родине, патрио...