«Формы и методы краеведческой работы с учащимися»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
XVIII Областные юношеские краеведческие Чтения имени К.П. Головкина
Секция «педагоги»
«Формы и методы краеведческой работы с учащимися»
Выполнила:
Рябцева Татьяна Алексеевна
учитель начальных классов и ОПК
ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка
445551, Самарская область,
Приволжский район,
с. Обшаровка,
ул. Терешковой, д. № 16.
gbousoh2@mail.ru
Тел. 8(84647)93-2-32
Самара 2018
Дух школы, её направленность, её цель должны быть обдуманны и созданы нами сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характера, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности осваивали его предки» ,-писал великий русский педагог К.Д.Ушинский.
Актуальность православного краеведения обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно- нравственного образования школьников. В современном Отечестве во всех слоях общества растет интерес к его культурно - историческому наследию.
Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Преподавание предмета ОПК позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самого учителя об истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, краеведения, ОПК, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. И, конечно же, личная большая любовь к малой родине. Только такая работа может стать бесценным вкладом в процесс формирования и воспитания у подрастающего поколения чувства сопричастности к своим истокам. Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, православное краеведение является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.
В связи с этим в школах должен происходить постоянный поиск новых форм и методов, позволяющих слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Пути и способы реализации такого процесса должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными. В современных условиях бурного развития школы и образования в целом, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно. Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимым, увлекательным? Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?
Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.
В условиях внедрения Государственного образовательного стандарта начального образования особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
При проведении таких уроков представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся, но и участие их в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. А задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка или рефлексия. Это зависит от профессионализма и творческого таланта самого учителя.
Нетрадиционный подход к преподаванию способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».
Нетрадиционные формы уроков помогают ученикам учиться разбираться в проблемах человеческого характера и жизни в целом, не понижая их интереса к предмету и развивая творческий подход к учению. Подобные уроки позволяют развивать память учащихся, способности к логическому мышлению, аналитическую деятельность, формируют поведенческие навыки, имеют широкий воспитательный аспект.
Для достижения поставленных целей и задач на уроках я использую следующие приёмы и методы: словесные (рассказ учителя, беседа); наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока); объяснительно-иллюстративные (работа с иллюстративным материалом); устных упражнений, разработанных в занимательной и познавательной форме; -эвристические методы –методы, позволяющие обучающимся самим сформулировать наиболее важные выводы; работа с текстом, книгой. В ходе урока применяю различные формы работы учащихся: коллективную; индивидуальную, с учётом дифференциации; работу в группах, парах.
Формы и виды деятельности на уроках ОПК: педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективно творческие работы, написание детьми рассказов, сочинений и рефератов, занимательный материал, исторический материал, разгадывание ребусов, экскурсии, конкурсные события.
Использую подобные формы уроков : деловые и ролевые игры, уроков – практикумов, дискуссий, «круглых столов», «уроков-консультаций», уроков-праздников, уроков-творческих мастерских, уроков-экскурсий, уроков-спектаклей, концертов и других. Обучение базируется на деятельностном подходе, через практическое применение полученных знаний.
Рассмотрим подробнее некоторые виды нестандартных форм уроков, применяемых на занятиях основ православной культуры в начальной школе.
Уроки-дискуссии.
На уроках-дискуссиях учащиеся самостоятельно ищут правильное решение проблемы (темы), защищают свою точку зрения, учатся выслушивать других и принимать их мнение во внимание. Подобные уроки позволяют развивать ораторские способности школьников и строить грамотную доказательную базу. Целесообразно использовать уроки–дискуссии по следующим темам: «Православная семья – какая она?», «Человек – биосоциальное существо?», «Роль детей в семье», «Милосердие и сострадание». Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме. Дискуссия дает возможности сформировать собственные суждения на основе полученного материала, а также высказать свои собственные, оценить различные точки зрения на один и тот же вопрос и выбрать для себя более приемлимую.
Круглый стол.
Круглый стол подразумевает регулярные встречи с представителями православной церкви, священниками, учеными, что позволяет ученикам познакомиться с различными точками зрения на исторические, культурологические и нравственные аспекты православной культуры. Подобные уроки помогают упрочить и разнообразить теоретические знания ребенка, расширить его кругозор, мировоззрение, помочь разобраться во многих вопросах жизни. Круглый стол можно проводить на различные темы, например, «Во что верят православные христиане», «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества», «Милосердие и сострадание», «Бог и человек в Православии», «Подвиг», «Патриотизм многонационального народа».
Урок – пресс-конференция.
Такой урок обычно проводится как заключительный по изучаемой теме. На нем в творческой форме обсуждаются вопросы темы, происходит тренировка психологической устойчивости в стрессовой ситуации. Урок проводится в виде ролевой игры: одни участники задают вопросы (журналисты), другие – отвечают (интервьюируемые). Подготовка проводится заранее. Урок – пресс-конференция очень динамичный, без длинных вопросов и ответов, что стимулирует учеников к поиску самого главного. В конце урока учитель подводит итоги. Возможные темы для уроков – пресс-конференций: «Что говорит о человеке православная культура?», «Что говорит о Боге и мире православная культура?», «Золотое правило нравственности», «Каков особенности восточного христианства?», «Христианская семья и ее ценности» и другие.
Урок - экскурсия
В наше время, когда все шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской православной культурой становится необходимым элементом процесса обучения и воспитания. Ученик должен во время экскурсии узнать о самобытности русской православной культуры, культуры своего региона, посетить храмы города и окрестности. Особенность урока-экскурсии – процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы и памятников искусства, ощущение гармонии окружающего, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому и окружающему. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой, делятся своим опытом и знаниями.
Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива; описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения. В процессе экскурсии формируются поведенческие и этические навыки школьника. Экскурсию можно проводить очную и заочную, в помещении класса, школьного музея, актового зала, при этом используя видео материалы.
Видео уроки.
Использование видеофильма на уроке помогает развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, даже невнимательный ученик становится внимательным. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Рекомендуемые видеоуроки: «Крещение Руси», «Почитание святых»,
«Христианское искусство ( иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)», «Православный храм и другие святыни», «София Киевская и София Константинопольская», «Житие святых» и другие.
Урок-праздник.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях православной культуры, развивает у школьников способности к общению, позволяет участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Чаще всего такие уроки можно проводить к православным праздникам: Рождество, Пасха, Масленица, Покрова, Ивана Купала.
Урок-мечта
Такой урок может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, используются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе которых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим. Урок «Письмо Богу», «Золотое правило нравственности», «Молитва», «Икона».
Урок-спектакль
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений русской и православной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Уроки-спектакли по мотивам библейских рассказов, из жизни святых, спектакли по литературным произведениям школьной программы. Не менее интересным для ребят является процесс создания вертепа.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него, и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
На уроках я использую интерактивное оборудование. Занимательность материалов, представляемых с помощью мультимедиа, безгранична. Большую роль мультимедиа играют и в запоминании материала. Интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной
доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. Я хотела бы порекомендовать использовать на уроках видеокурс «Основы православной веры». Он является хорошим визуальным пособием при проведении уроков в школах, где уже ведется преподавание курса «Основы православной культуры». При помощи этого видеоматериала можно превратить свои уроки в современный увлекательный и динамичный учебный процесс, меняя формы преставления материала, постоянно удерживать внимание учащихся . Работа с нетбуками, документ камерой, системой контроля и мониторинга качества знаний PRO Class вызывает интерес у ребят.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе.
Необходимо на основе накопленных знаний нескольких поколений работу по изучению истории Храмов, судеб служивших в них священников, клириков, прихожан. Развитие историко - церковного краеведения позволит более полно воссоздать прошлое, выявить имена неявленных подвижников.
В нашей школе в течение ряда лет ведется работа в этом направлении.
Историко-церковное краеведение возвращает народ к его истокам обретению утраченных идеалов и является уникальным способом освоения исторического опыта.
Использованная литература и источники:
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравствен-ного воспитания российских школьников. [Электронный ресурс] http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник. 1-2 ч. М., 1996 г.
- Слабова Т.Л. Нетрадиционные уроки. [Электронный ресурс] // «Первое сентября»: информ.-справочный портал. М., 2003 - 2015. URL: http://festival.1september.ru/articles/414974/
- Широбокова Т. С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО // Научные исследования в образовании. 2012. № 12. С.46-59.
- Методические рекомендации по преподаванию учебного предмета
«Основы православной культуры» в 2016 – 2017 учебном году
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня
Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня...
«Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с учащимися»
Выступление на МО «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с учащимися»...
Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов коррекционной работы с учащимися
Авторитет учителя определяется его отношением к преподаваемой науке, увлеченностью, которая передается ученикам, служит важным стимулом возникновения у них познавательного интереса. Увлеченность, е...
Презентация к проекту "Комплексные экскурсии как формы организации эколого - краеведческой работы с детьми"
Данный проект предназначен для учителей начальных классов, воспитателей , по ознакомлению с окружающим миром, при проведении экскурсий в природу по теме "Изменения в природе по сезонам года"...
Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня
Воспитательная работа...
Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня
Статья на тему "Основные формы и методы в работе с учащимися в группе продленного дня"...