программа на 4 года по курсу "Я и моя малая Родина"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему
Данный курс разработан с целью воспитания ценностного отношения к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской позиции младшего школьника, профилактики национализма....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_4_goda.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы-составители:
О.И. Егорова, учитель начальных классов,
Т.Г. Конева, учитель начальных классов,
под редакцией О.В. Сорокиной,
заместитель директора
по научно – методической работе
п. Каменск
Содержание
- Пояснительная записка (цели и задачи программы)
- Планируемые результаты обучения и система оценивания
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
- Содержание программы по годам обучения (содержание и образовательные результаты по темам, тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности, формы внеурочной деятельности)
- Первый год обучения
- Второй год обучения
- Третий год обучения
- Четвертый год обучения
1. Пояснительная записка
В рамках проекта по гражданскому воспитанию в лицее разработана программа для учащихся начальных классов « Гражданское становление младшего школьника».
В теоретической и методической литературе гражданственность определяется как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции. Среди них: патриотическая преданность родине, защита ее интересов, осознанная законопослушность, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности, активное участие в делах общества и государства, осознанное и умелое пользование своими правами и свободами, добросовестное выполнение своих обязанностей. Гражданские ценности необходимо изучать с самого раннего школьного возраста, так как именно в начальной школе ребенок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.
Данный курс разработан с целью воспитания ценностного отношения к родному краю, его истории, культуре, формирования толерантности и гражданской идентичности младшего школьника, профилактики национализма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Формирование мировоззрения учащихся и гражданских качеств личности: чувства патриотизма, любви к своей малой родине;
2. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
3. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
4. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся.
5. Формирование метапредметных результатов и универсальных учебных действий.
6. Обогащение жизненного опыта учащихся: знакомство с топонимикой географических объектов района, природным богатством района.
Младший школьный возраст на практике, да и в педагогической теории, часто недооценивается, а между тем младшие школьники способны на более активное участие во всех процессах социально-экономической жизни, что подтверждают многочисленные исследования в области педагогики начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, развивается ее интеллект, познавательные способности, наступает пик желания эффективно трудиться в домашнем хозяйстве, на пользу общества. Для того, чтобы сохранить эти желания и стремления ребенка, необходимо обогащать учебно-воспитательный процесс дополнительным содержанием, обеспечивающим освоение учащимися ценностных понятий, закономерностей, идей, знания которых способствует формированию гражданственности. Поэтому создание данной программы для младших школьников является весьма актуальным и своевременным явлением.
Программа структурирована в проекты, реализующиеся через образовательные предметы: « Литературное чтение», « Устное слово», « Окружающий мир», «Технология», « Изобразительное искусство», « Физическая культура».
К данному курсу разработаны рабочие тетради « Я – гражданин» (1 – 2 классы), «Я - житель Кабанского района» (3 – 4 классы), методические рекомендации для учителя, получившие рецензию кандидата психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГУ Т.Ц. Тудуповой. Научным руководителем и редактором данной программы является кандидат психологических наук Буртонова И.Б.
Согласно ФГОС программа реализуется через учебную и внеучебную деятельность, включающую в себя следующие формы: урок – экскурсия, конференция, круглый стол, уроки мастерства, урок – встреча, интеллектуальная игра, фотовыставка, посещение музеев, экспедиция, сюжетно-ролевая игра, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники.
Значительное внимание должно быть уделено работе в группах и в парах. Важная роль отводится организации исследовательской работы учащихся.
Положительным моментом является реализация национально-регионального компонента, обращение к истории и современности Кабанского района, позволяющее младшим школьникам более внимательно относится к своей малой родине, интересоваться ее прошлым и перспективами развития.
2. 2. Планируемые результаты обучения и система оценивания
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования образовательные результаты описываются по трем основаниям:
Личностными результатами изучения программы являются:
- внутренняя позиция обучающегося,
- ориентация на моральные нормы и их выполнение,
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
Метапредметными результатами изучения программы являются:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- способность строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- способность осуществлять информационный поиск;
- способность осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- способность формулировать собственное мнение и позицию;
- способность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметными результатами изучения программы являются:
- исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
- обретение чувства гордости за свою Родину,
- приобретение опыта эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру родной природы и культуры;
Показатели и критерии оценивания
В результате реализации программы на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
Личностных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне группы, класса, школы. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней личностных результатов обеспечивает появление значимых эффектов освоения программы — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов освоения программы.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Учебная грамотность проверяется исключительно на предметном материале.
Информационная и коммуникативная грамотность может быть проверена и оценена через реализацию проектов в рамках программы.
Система оценивания
Система оценивания представлена следующими видами работ:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет оценить расхождение между реальным уровнем знаний у учащихся и актуальным уровнем, необходимым для продолжения обучения, и спланировать коррекционную работу с целью устранения этого расхождения.
Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку овладения учащимися необходимым способом действия в рамках решения учебной задачи.
Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов изучения предыдущей темы, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку.
Итоговая диагностическая работа включает основные темы учебного периода.
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Образовательный процесс по данной программе организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
- урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
- урок- встреча – знакомство учащихся с личностью, положительным жизненным опытом уважаемых людей посёлка, района;
- урок-экскурсия – знакомство учащихся с природными, культурными достопримечательностями посёлка, района, Республики
- урок – исследовательская лаборатория – подготовка к написанию научно – исследовательских работ учащихся;
- урок мастерства - проведение урока педагогами дополнительного образования, результат которого – создание собственного продукта труда, формирование трудовых навыков.
- урок – спектакль – творческое освоение действительности через создание и презентацию спектакля перед детской аудиторией.
- урок – проект – организация проектной деятельности учащихся в рамках программы.
Самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие задачи:
- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
- творческие задания для учащихся.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
1. .А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Москва Просвещение» 2009.
2. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин. Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск, 2009
3. Н.Г.Дорохова, Н.А.Мохосоева, В.И.Поломошин.
Популярная краеведческая энциклопедия «Наследие земли Кабанской» Кабанск, 2009
4.В.Г.Котов, В.И.Поломошин. Кабанский район на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002
5.С.В.Гразион, М.А.Бурлаков. Юбилейный буклет Кабанского района Республики Бурятия.
6.Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья. Путешествие по Кабанскому району. Кабанск, 2008
7. Интернет-сайт «Хронос»-http://www.hrono.ru/biograf/avvakum,html
8.В.М.Краснопевцева. Байкальский государственный природный биосферный заповедник: буклет. Иркутск, 2006 .
9.А.Д.Карнышев. Байкал таинственный, многоликий…
10. Н.Г.Дорохова, Л.А. Кичаева, Н.А.Мохосоева. Ворота Забайкалья: путешествие по Кабанскому району: туристский путеводитель. Кабанск, 2007.
11. Е.В.Кислов. Памятники природы. Улан-Удэ, 1999.
12.Е.Болонев Чайный путь: прошлое и настоящее// Бурятия. 1991.
13. М.А.Лукьянов. Край наш Кабанский, у Байкала. Улан-Удэ, 1986.
14. А.Б. Имитхенов. Памятники природы Байкала. Новосибирск. 1991.
15.И.Старков, Г.Залуцкая. Животный мир Бурятии, Улан-Удэ, 1969.
16. В.М.Краснопевцева, А.С.Краснопевцева, Е.Г.Мартусова. Дикорастущие полезные растения Кабанского района Республики Бурятия. Иркутск 2007.
17. Е.А.Петров. Всё о байкальской нерпе. Издательство «Бэлиг» 2008.
4. Содержание учебного предмета по годам обучения
1 год обучения. (13 часов)
Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Правила поведения человека. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
2 год обучения (13 часов)
Права и обязанности школьника. Здоровый образ жизни. Режим дня младшего школьника. Вредные и хорошие привычки.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Москва — столица России.
Родной край — частица России. Государственная символика Бурятии: герб, флаг, гимн Бурятии.
3 год обучения (12 часов)
История происхождения названия Кабанского района, освоения Кабанской земли. Природа района. Климат, растительный и животный мир. Посильное участие в охране памятников истории и культуры. Байкал – жемчужина Сибири. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории района. Достопримечательности района, посёлка.
4 год обучения (13 часов)
Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Район и посёлок сегодня. Развитие промышленности, транспорта, спорта. Культура и образование района. Развитие туризма. Родной посёлок, название, основные достопримечательности. Заповедные места района, посёлка. Особенности труда людей родного края, их профессии. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
4.Содержание программы по годам обучения (содержание и образовательные результаты по темам, тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности)
4.1.Первый год обучения (13 часов)
Основная цель: заложить основы гражданских качеств личности: чувство патриотизма, любви к своей малой родине; научить соотносить свои желания и возможности других детей, осознать свою ответственность перед собой и другими людьми.
Предметные задачи:
- научить отличать плохие поступки от хороших;
- научить правилам поведения в семье, школе, обществе;
- научить правилам общения, сформировать умение дружить;
- научить с пользой распределять своё свободное время;
Педагогические задачи:
- ввести критерии и способы оценивания учащимися своих действий и результатов;
- освоить разные «пространства» действий ребёнка в классе (на уроке – экскурсии, уроке – спектакле, уроке – встрече и т.д.);
- ввести способы работы с рабочей тетрадью « Я - гражданин»;
- координировать действия с предметом «Окружающий мир»; « Литературное чтение», « Устное слово», « Физическая культура», « Технология», « Изобразительное искусство»
- организовать освоение учащимися первых шагов самостоятельной работы;
- обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа).
Детские действия:
- сбор материала для написания исследовательской работы;
- интервьюирование с помощью учителя респондентов;
- выполнение творческих работ с разными материалами (бисер, нить, дерево) для создания поделки;
- наблюдение за явлениями окружающего мира (экскурсия);
- сбор своих достижений для их представления в конце года своим родителям.
Педагогические действия:
- подбор заданий, позволяющих выявить начальный уровень знаний учащихся об окружающем мире;
- введение разных «пространств» действий ребёнка в классе и вне его ;
- отслеживание хода освоения материала с целью выявления динамики продвижения каждого учащегося;
- координация действий с предметами «Окружающий мир», « Литературное чтение», «Устное слово», «Физическая культура», «Технология», « Изобразительное искусство» при решении учебно-предметных задач;
- подбор заданий на работу с различными материалами;
- организация домашней самостоятельной работы учащихся;
подбор разноуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся
Учебно – тематический план
№ урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Кол-во час. | Материал рабочей тетради | Домашнее задание |
1 | Вводный урок. «Мы – граждане маленького роста» | участие в беседе | 1 | Форзац, стр.1 | - |
2 | « Общество и человек» | участие в ролевой игре | 1 | Стр. 2- 3 | Стр. 3 (№ 3 ,4) |
3 | « Моя семья» | участие в беседе с выполнением творческих заданий | 1 | Стр. 4 - 5 | Стр. 4 – 5 (№ 2 ,3) Составление генеалогического древа |
4 | « Моё имя» | участие в инсценировке | 1 | Стр. 6 | Стр.6 № 5 |
5 - 6 | « Моя школа» | участие в экскурсии по школьным кабинетам; участие в интеллектуальной игре по правилам поведения в школе; | 2 | Стр. 7 - 8 | Стр. 8 ( № 4) |
7 | « Я – ученик» | выполнение творческих заданий | 1 | Стр. 9 - 11 | Стр. 9 (№ 2) |
8 | « Я и мои друзья» | построение устного ответа по плану; инсценирование ситуации | 1 | Стр. 12 | Стр. 12 (№ 4) |
9 - 11 | « Мир моих увлечений» | участие в экскурсии; изготовление поделки (« Урок мастерства») презентация результатов своего труда в выставке детских работ | Стр. 13 | Стр. 13 (№ 3) Доделать поделку Подготовка презентации | |
12 | Обобщающий урок Что узнали граждане маленького роста | работа в группе | 1 | « Проверь себя!» Стр. 27 | - |
13 | Итоговая работа по пройденному материалу | самостоятельная работа | 1 | - | - |
- 2 Второй год обучения (13 часов)
Основная цель: развивать гражданские качества личности, формировать чувство гражданской идентичности;
Предметные задачи:
- научить определять свои права и обязанности;
- научить отличать хорошие поступки от плохих;
- формировать здоровый образ жизни младшего школьника;
- научить отличать плохие привычки от хороших, преодолевать свои вредные привычки;
- познакомить с понятием малой Родины; государственными символами Бурятии;
- формировать знания о России как государстве ; государственных символах России;
- прививать чувства гражданственности, личной ответственности за Отечество;
Педагогические задачи:
- повторить критерии и способы оценивания учащимися своих действий и результатов;
- определить разные «пространства» действий ребёнка в классе (на уроке – экскурсии, уроке – спектакле, уроке – встрече и т.д.);
- продолжить работу с рабочей тетрадью « Я - гражданин»;
- координировать действия с предметом «Окружающий мир»; « Литературное чтение», « Устное слово», « Физическая культура», « Технология», « Изобразительное искусство»
- организовать освоение учащимися навыков самостоятельной работы;
- обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа).
- организовать исследовательскую, проектную деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Детские действия:
- написание исследовательской работы небольшого объёма под руководством учителя;
- интервьюирование с помощью учителя респондентов;
- выполнение творческих заданий на заполнение адреса, определение цветовой гаммы государственных символов России, Бурятии;
- наблюдение за явлениями окружающего мира (экскурсия);
- разучивание гимна Бурятии, национального танца – ёхора; гимна России;
- работа в рамках классного проекта;
- сбор своих достижений для их представления в конце года своим родителям.
Педагогические действия:
- определение разных «пространств» действий ребёнка в классе и вне его ;
- отслеживание хода освоения материала с целью выявления динамики продвижения каждого учащегося;
- координация действий с предметами «Окружающий мир» , « Литературное чтение», « Устное слово», « Физическая культура», « Технология», « Изобразительное искусство» при решении учебно-предметных задач;
- подбор заданий для организации учебной деятельности над проектом, исследовательской работой.
- организация домашней самостоятельной работы учащихся;
подбор разноуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся
Учебно – тематический план
№ урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Кол-во часов | Материал рабочей тетради | Домашнее задание |
1 | Вводный урок « Мы – россияне!» | участие в беседе | 1 | - | - |
2 | « Мои права и обязанности » | участие в ролевой игре | 1 | Стр. 14 - 15 | Стр. 15 (№ 3 ) |
3- 4 | « Что такое хорошо и что такое плохо» | выполнение тестовых заданий; участие в спектакле | 2 | Стр. 16 | Стр. 16 (№ 3) |
5 | « Спешите делать добро» | участие в акциях « Школьный набат», « Неделя добра», « Помоги ветерану»; Составление рассказа о хорошем человеке, встреча с почётным жителем посёлка. | 1 | Стр. 17 | Стр.17 № 4 |
6 | « Я и моё здоровье» | участие в экскурсии в медицинский кабинет школы, прослушивание лекции « Береги здоровье» участие в тренинге, оздоровительных минутках; | 1 | Стр. 18 -19 | Стр. 19 (№ 5) |
7 | « Вредные привычки» | выполнение задания тестового характера; участие в конкурсе плакатов (групповая работа); | 1 | Стр. 20 | Стр. 20 (№ 3) |
8- 9 | « Моя малая Родина» | построение устного ответа по плану; написание письма другу (умение правильно заполнять конверт) участие в эскурсиях по достопримечательностям посёлка, района, на предприятия посёлка: цементный, шиферный заводы. сбор материала для написания исследовательских работ: « Улица, на которой я живу», « Куда впадает речка Тимлюйка», « Зачем нужен цемент? » | 2 | Стр. 21 | Стр. 21 (№ 2) Выучить гимн Бурятии |
10 | « Бурятия – край у Байкала » | участие в экскурсии в школьный музей; участие в классном проекте «Мой край родной », участие в фотовыставке, написание сочинений о Байкале, посёлке | 3 | Стр. 22- 23 | Стр. 23 (№ 3) |
11 | « Символы государства» | работа в парах; | 1 | Стр. 25 - 26 | Стр. 26 (№ 4) Выучить гимн России |
12 | Обобщающий урок Что узнали россияне | работа в группе | 1 | Стр. 28 | - |
13 | Итоговая работа по пройденному материалу | самостоятельная работа | 1 | - | - |
4.3. Третий год обучения (12 часов)
Основная цель: развивать гражданских качества личности, формировать гражданскую компетенцию младшего школьника;
Предметные задачи:
- познакомить с историей освоения Кабанской земли;
- познакомить с новыми словами – историзмами (острог, кордон, волость, слобода);
- научить определять по географической карте местоположение района, его « соседей»;
- Познакомить с особенностями климата, растительным и животным миром района;
- познакомить с районным;
- прививать чувства гражданственности, личной ответственности за Отечество;
Педагогические задачи:
- ввести способы работы с рабочей тетрадью « Я – житель Кабанского района»;
- координировать действия с предметом «Окружающий мир»; « Литературное чтение», « Устное слово», « Физическая культура», « Технология», « Изобразительное искусство»
- формировать информационную, коммуникативную компетенции младших школьников;
- формировать навыки организации самостоятельной работы школьников;
- обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа).
- организовать исследовательскую, проектную деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Детские действия:
- написание исследовательской работы под руководством учителя;
- интервьюирование с помощью учителя респондентов;
- выполнение творческих заданий по составлению гербария, заполнению таблицы по животному и растительному миру района, водным ресурсам;
- наблюдение за явлениями окружающего мира (экскурсия);
- работа с географической картой Республики;
- составление устного рассказа об истории Кабанского района;
- работа со схемами;
- поиск информации по объяснению названий населённых пунктов района;
- работа в рамках классного проекта;
- сочинение сказки об одном из животных Кабанского района;
- сбор своих достижений для их представления в конце года своим родителям.
Педагогические действия:
- определение разных «пространств» действий ребёнка в классе и вне его ;
- отслеживание хода освоения материала с целью выявления динамики продвижения каждого учащегося;
- координация действий с предметами «Окружающий мир», « Литературное чтение», «Устное слово», «Физическая культура», «Технология», « Изобразительное искусство» при решении учебно-предметных задач;
- подбор заданий для организации учебной деятельности над проектом, исследовательской работой.
- организация домашней самостоятельной работы учащихся;
- организация работы учащихся в медиацентре библиотеки лицея по поиску информации;
- организация фотовыставки « Мой район в прошлом и настоящем…»
- Организация встреч с почётными жителями района, посёлка;
- Организация экскурсий в музеи, по достопримечательностям посёлка, района;
- организация работы учащихся по составлению гербария, работы с картой;
подбор разноуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся
Учебно – тематический план
№ урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Количество часов | Материал рабочей тетради | Домашнее задание |
1 | Вводный урок. Мы – юные жители Кабанского района»! | Участие в беседе, выполнение стартовой контрольной работы | 1 | Форзац Стр. 2 - 3 | - |
2 | « Покорение земли Кабанской » | участие в экскурсии в школьный музей | 1 | Стр. 4 - 5 | Стр. 5(на выбор учащегося) |
3 | « Ворота Забайкалья » | Работа с географической картой. | 1 | Стр. 6 - 7 | Стр. 7 (№ 1) |
5 | « Край у Байкала » | Выполнение заданий по рабочей тетради, заполнение кроссворда | 1 | Стр. 8 - 9 | Стр.9 № 1 |
6 | « Знай свой край » | составление устного рассказа об истории Кабанского района | 1 | Стр. 10 - 11 | Стр. 11 ( № 1) |
7 | « Кабанск – районный центр» | участие в экскурсии в Кабанский районный краеведческий музей им. М.А. Лукьянова | 1 | Стр. 12 - 14 | Стр. 14 ( № 2) |
8 | « Растительный мир района» | участие в конкурсе презентаций по растительному миру района, участие в эскурсии по памятникам природы района, посёлка. Написания исследовательской работы « Растения Кабанского района, занесённые в Красную книгу» | 1 | Стр. 15- 17 | Стр. 17 |
9 | « Животный мир района » | участие в конкурсе презентаций по животному миру района Написание исследовательской работы « Животные Кабанского района, занесённые в Красную книгу» | 1 | Стр. 18- 20 | Стр. 20 |
10 | « Байкал – жемчужина Сибири» | Участие в просмотре фильма « Наш Байкал», работа в медиацентре лицея по поиску информации о Байкале, участие в конкурсе стихов. | 1 | Стр. 21 - 23 | Стр. 23 (№ 1) |
11 | Обобщающий урок Что узнали юные жители Кабанского района. | работа в парах | 1 | - | - |
12 | Итоговая контрольная работа | выполнение контрольной работы | 1 | - | - |
4.4. Четвёртый год обучения (13 часов)
Основная цель: сформировать гражданскую компетенцию младшего школьника; основы толерантного поведения.
Предметные задачи:
- познакомить с заповедными местами Кабанского района;
- познакомить с видами спорта, значимыми для района;
- вовлекать учащихся в культурную, спортивную жизнь района, посёлка;
- познакомить с учреждениями культуры, образования района, посёлка;
- познакомить с предприятиями Кабанского района, посёлка;
- познакомить с религиозными культовыми местами района (Посольский Спасо – Преображенский мужской монастырь, Байкало – Кударинская Благовещенская церковь; статуя шаманского божества Усан - Лопсон; «обо» - культовые места бурят;
Педагогические задачи:
- продолжить работу с рабочей тетрадью « Я – житель Кабанского района»;
- координировать действия с предметом «Окружающий мир»; « Литературное чтение», « Устное слово», « Физическая культура», « Технология», « Изобразительное искусство»
- формировать информационную, коммуникативную компетенции младших школьников;
- формировать навыки организации самостоятельной работы школьников;
- обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работа).
- организовать исследовательскую, проектную деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Детские действия:
- написание исследовательской работы под руководством учителя;
- интервьюирование с помощью учителя респондентов;
- выполнение творческих заданий по созданию презентаций,
- составление рассказа по плану;
- написание заметки в школьную газету;
- наблюдение за явлениями окружающего мира (экскурсия);
- составление устного рассказа о промышленности, культурной, спортивной жизни Кабанского района;
- работа со схемами;
- поиск информации об истории создания храмов района, памятников культуры;
- работа в рамках классного, школьного проекта;
- создание фотоработы или рисунка «Флора и фауна Кабанского района», « Профессии моей семьи»
- написание обращения от имени главы района
(в рамках ролевой игры);
- сбор своих достижений для их представления в конце года своим родителям.
Педагогические действия:
- отслеживание хода освоения материала с целью выявления динамики продвижения каждого учащегося;
- координация действий с предметами «Окружающий мир», « Литературное чтение», «Устное слово», «Физическая культура», «Технология», « Изобразительное искусство» при решении учебно-предметных задач;
- подбор заданий для организации учебной деятельности над проектом, исследовательской работой.
- организация домашней самостоятельной работы учащихся;
- организация работы учащихся в медиацентре библиотеки лицея по поиску информации;
- организация фотовыставки « Флора и фауна Кабанского района»
- организация конкурса рисунков « Профессии моей семьи»
- организация встреч с почётными жителями района, посёлка;
- организация экскурсий в музеи, по достопримечательностям посёлка, района;
подбор разноуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся.
Учебно – тематический план
№ урока | Тема урока | Деятельность учащихся | Кол-во часов | Материал рабочей тетради | Домашнее задание |
1 | Вводный урок. « Мы – патриоты Кабанского района »! | участие в беседе, выполнение стартовой контрольной работы | 1 | - | - |
2 | «Большереченский рыбоводный завод » | участие в экскурсии на Большереченский рыбоводный завод | 1 | Стр. 24 - 25 | Стр.25 (на выбор учащегося) |
3 - 4 | « Заповедные места нашего района » | поиск информации об экспонатах Байкальского государственного природного биосферного заповедника, подготовка фотоработы, презентации, рисунка по теме « Флора и фауна района», « Профессии моей семьи», участие в экскурсии в Байкальский государственный природный биосферный заповедник | 2 | Стр. 26 - 28 | Стр. 28 (№ 2) |
5 – 6 | « Спорт в нашем районе » | поиск информации о земляках – лучших спортсменах Республики, России. участие в районных, поселковых соревнованиях, пробегах на приз П.А. Попова, памяти К.А. Белоусова. | 2 | Стр. 29 - 30 | Стр.30 |
7- 8 | « Культура и образование нашего района» | участие в экскурсии в Селенгинский Дворец Культуры, Каменский Детский Дом творчества. подготовка фотоработы, презентации, рисунка по теме « Моя школа», « Событие, которое мне запомнилось» | 2 | Стр. 31 - 33 | Стр.33 Работа над презентацией, рисун-ком, фотографией. |
9 | « Промышленность Кабанского района » | составление устного рассказа о предприятиях Кабанского района, п. Каменск. Участие в экскурсии на Селенгинский ЦКК. | 2 | Стр. 34 - 35 | Стр. 35 Написа-ние сочине-ния « Как делают бумагу и картон » |
10 | « Развитие туризма Кабанском районе » | участие в экскурсии в Посольский Спасо – Преображенский мужской монастырь, Байкало – Кударинскую Благовещенскую церковь, с. Дулан (место нахождения статуи шаманского божества Усан – Лопсон) | 1 | Стр. 36 | Стр. 37 |
11 | Обобщающий урок по теме | Самостоятельная работа | 1 | - | - |
12 | Итоговая контрольная работа по курсу « Я и моя малая Родина» | Самостоятельная работа | 1 | 39 | - |
Мы создали рабочую учебную программу курса « Я и моя малая Родина »в начальной школе , которая подходит именно к требованиям ФГОС. Ведь, не зная истории родного края, нельзя воспитывать ответственного гражданина своей страны, своей малой Родины. Чтобы воспитать полноценную духовно-нравственную личность, нужно начинать эту работу уже с дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"
Программа предназначена для классных руководителей, учителей начальных классов, с ц елью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного ед...
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"
Программа разработана творческой группой и направлена на формирование гражданственности, привития любви к родному краю, возрождение народных традиций, воспитание уважительного отношения к родите...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая Родина»
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина»....
программа внеурочных занятий духовно-нравственное направление "Моя малая родина"
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ...
Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»
Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основными направления...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая родина» для начальной школы
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении ТО «Наш Кужебар, хран...