«Отсутствие мотивации к обучению - 10 ошибок родителей» Выступление на родительском собрании в 1 классе
презентация к уроку (1 класс) на тему

Волынкина Елена Александровна

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал:

«Я верю в тебя, у тебя всё  получится!»

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Конечно, в 1 класс все ребята идут с удовольствием. Но некоторые из них, столкнувшись с первыми трудностями, начинают испытывать чувство тревоги, которое может привести, в конечном итоге, к снижению школьной мотивации.

Как же сформировать у школьника желание учиться?                                                                                                             Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?                                                                                                   Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

 Мы постараемся разобраться, что такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания.

У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Почему это происходит, кто виноват и в чем причины? Давайте разберемся вместе.

В интернете, книжных магазинах имеется большое разнообразие литературы на эту тему, да и у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу.

Однако, вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях.                                                                           Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы.                                                                                              Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старому проверенному методу – ремень.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем. Мнений много, и как говориться, каждый имеет право на это мнение.                                                                                                                                                                  

   Но цель нашей беседы предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Отсутствие мотивации к обучению - 10 ошибок родителей»

Выступление на родительском собрании в 1 классе

Слайд 2

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал:

«Я верю в тебя, у тебя всё  получится!» 

Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Конечно, в 1 класс все ребята идут с удовольствием. Но некоторые из них, столкнувшись с первыми трудностями, начинают испытывать чувство тревоги, которое может привести, в конечном итоге, к снижению школьной мотивации.

Как же сформировать у школьника желание учиться?                                                                                                             Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить?                                                                                                   Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

 Мы постараемся разобраться, что такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания.

У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Почему это происходит, кто виноват и в чем причины? Давайте разберемся вместе.

В интернете, книжных магазинах имеется большое разнообразие литературы на эту тему, да и у каждого из вас есть свое мнение по этому поводу.

Однако, вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях.                                                                           Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы.                                                                                              Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старому проверенному методу – ремень.

Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем. Мнений много, и как говориться, каждый имеет право на это мнение.                                                                                                                                                                      Но цель нашей беседы предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.

Слайд 3

Мотивация с точки зрения науки.

Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация».                                                                            Произошло это слово от английского «movere» - «двигать».                                                                                              Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.                             Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции.

Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

 А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, то система вознаграждения лопается.

То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.
Наверное, вы замечали такое явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться.

Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Слайд 4

Психологический аспект выстраивания мотивационной линии у детей.

Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера.

Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал.

Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться.

Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.  

Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Слайд 5


Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника.                                                                                                                                                                     Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться.                                 Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.                                                                                                                                                       Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности.                                                                                                                                                         Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом, то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

Слайд 6

С чего все начинается? 10 ошибок родителей.

Ошибка № 1.

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.

Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.

Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Слайд 7

Ошибка № 2.

Ребенка рано отдают в школу.

Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука.Проверить сформирована ли рука можно следующим образом:                                                                                                                                попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела.                                                                      Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху.                

Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Слайд 8

Ошибка № 3.

Дети не посещают детский сад.

Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения. Когда ребенок хочет поиграть с другими ребятами, он вынужден соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Слайд 9 

Ошибка № 4.

Неблагополучие в семье.

Ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Слайд 10

Ошибка № 5.

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту.

Дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
Слайд 11
Ошибка № 6

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей.

Всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей.

Очень часто требования родителей не совпадают. Мать требует от ребенка: придя со школы, садиться делать уроки. А отец, позволяет ребенку сначала поиграть в компьютер. 

Слайд 12

Ошибка № 7.

Неправильные методы воспитания.

Подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Слайд 13

Ошибка  № 8.

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка.

 Усмотрение злого умысла, лени, в то время, когда могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Слайд 14

Ошибка № 9.

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Слайд 15

Ошибка № 10.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно.

Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

 

Слайд 16

 Как на практике сформировать у ребенка побуждение к действию? 

Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться. 

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера.

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником».                                   Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению.                                                                          Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется.                                        Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться).

Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

Слайд 17

2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры:

  • учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения,
  • исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так».

Слайд 18

3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр.

Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам.

Зона ближайшего развития – это те задачи, которые ребенок не может решить самостоятельно, но они ему доступны с помощью взрослого, т.е. это то, что ребенок сегодня умеет делать с помощью взрослого, а завтра сможет выполнить самостоятельно.

Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их».

Процесс более длительный, но более правильный.

При этом, зачастую, такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).

5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо».

Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

Слайд 19

6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием.

А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка.

Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок.

Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью.

Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу.

Материальное поощрение (деньги за хорошие отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами.

Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно.

 А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, поездка в аквапарк  и т.п.) вполне приемлемо. Кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый.

Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград.

Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление.

Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

Слайд 20

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте.

Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться - навык самоконтроля.

Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше.

Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание.

 Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа.

Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов.

В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием.

Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13)  Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено.

Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка.

В этот период необходимо научиться слушать ребенка и вникать в его проблемы.

В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи.

Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе.

Необходимо научить школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

14) Сдача  экзаменов – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется. К 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать.

Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы.

Нужно поговорить с ребенком, выяснить, какие курсы лучше посещать.

При этом уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

 

Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться.

Слайд 20

Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка.

Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности.                                                    Не надоедайте им нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для них радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.

Просто любите своих детей, разговаривайте с ними,  проводите как можно больше времени вместе, читайте, развивайтесь сами  и показывайте личный пример для подражания своим детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности младших школьников».

Слайд 2

Эпиграф Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский

Слайд 3

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Слайд 4

3 типа отношения к учению: положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели. Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Слайд 5

Отношение школьника к учению Выражается в следующей активности: - готовность выполнять учебные задания - стремление к самостоятельной деятельности - сознательность выполнения задания - систематичность обучения - стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность: осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя, взрослых.

Слайд 6

Причины низкой успеваемости учащихся 1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности ( усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы.

Слайд 7

Причины низкой успеваемости учащихся 2. Отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, друзья, центры развлечений и др.;

Слайд 8

Причины низкой успеваемости учащихся 3. Однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел; 4. Авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.

Слайд 9

Что такое мотивация? Мотивация ( от латинского корня, означающего "двигать«) - внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то. Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность .

Слайд 10

Группы мотивов: Внутренние (познавательные) мотивы. Связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. 2. Внешние (социальные) мотивы. Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Слайд 11

Преобладающая мотивация Для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание внутренней мотивации учебной деятельности. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам .

Слайд 12

Структура мотиваций 1. Познавательная мотивация. Ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился . 2. Мотивация достижения успеха. Ребёнок проявляет желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.

Слайд 13

Мотивация успеха Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Слайд 14

Структура мотиваций Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей.

Слайд 15

Структура мотиваций 5. Компенсаторная мотивация Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

Слайд 16

Преобладающая мотивация Среди разнообразных социальных мотивов учения ведущими в начальной школе являются мотивы : - «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно».

Слайд 17

Мотивационная роль отметки В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. Учащиеся 1-2 классов воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Слайд 18

Отношение родителей к школьной отметке Что ты получил сегодня? Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить. Я так и знала. И в кого ты такой уродился? Марш в свою комнату! И не показывайся мне на глаза! Ты ведь умница! В следующий раз учительница в этом убедится. Сколько можно тебе это объяснять! Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно? Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты? Садись и учи еще раз, а я потом проверю! Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден. Знаешь, когда я была маленькой, этот материал тоже давался мне с трудом. Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю это нам поможет. Вот так и будешь на тройках и двойках ехать? Вот придет отец, он тебе покажет за двойку! Посмотри, как я учился, а ты?

Слайд 19

Отношение родителей к школьной отметке Не ругайте ребенка за плохую отметку . Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. Сочувствуйте своему ребенку , если он долго трудился, но результат его труда не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда. Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

Слайд 20

Отношение родителей к школьной отметке Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой. Демонстрируйте положительные результаты своего труда , чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Слайд 21

Как поддерживать школьную мотивацию 1.Поддерживать и формировать интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Младших школьников волнует, как все вокруг устроено, как все работает, собирается и разбирается. 2.Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. Дойти до эффективного способа решения самому - это удовольствие исследователя творца. Необходимо развивать самостоятельность мышления детей.

Слайд 22

Как поддерживать школьную мотивацию 3.Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения Возможность общаться и выстраивать ценные для детей отношения с родителями и педагогом - для многих огромный стимул. 4.Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации. Некоторым детям присуща такая черта, как демонстративность. Если дети лишены возможности проявлять эту особенность «законным путем», то они вынуждены устраивать представления, кривляться. Всем детям нужны ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они стимулируют к учебе.

Слайд 23

Как поддерживать школьную мотивацию Создавать ситуацию успеха и социального признания. Многие детей готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. 6. Использование мотивов избегания наказания, получение материальных выгод и преимуществ. Для многих школьников практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Такие стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения габаритов как наказания, так и поощрения. Если это единственный источник, то вряд ли мы стоит ожидать хороших учебных результатов.

Слайд 24

Заинтересованность взрослых Процесс образования - самое трудное дело в жизни человека. А в трудном деле нельзя оставлять ребенка одного . Занимайтесь со своими детьми, помогайте им.

Слайд 25

Заинтересованность взрослых Как формировать отношение к учёбе младшего школьника. Поговорите с ребёнком о его отношении к учёбе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку и т.д.) 2. Развивайте его познавательные интересы. 3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чём он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.

Слайд 26

Заинтересованность взрослых 4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на знания и умения. Ребёнок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил её. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать всё новые и новые знания. 6. Учите ребёнка планировать свою деятельность. 7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.

Слайд 27

Заинтересованность взрослых Как установить контакт с ребенком? устранить все, что порождает конфликт; перестать читать нотации; не забывать хвалить, если ребенок заслужил это; нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел; относиться сдержанно к школьным неудачам интересоваться, чем живет ваш ребенок; постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи; выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации» «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский

Слайд 2

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Слайд 3

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Слайд 5

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

Слайд 6

Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению положительное безразличное и отрицательное М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

Слайд 7

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Слайд 8

Диагностика сформированной мотивации у учащихся Анкета 1 Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Анкета 2 Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Слайд 9

Мотивация учения ( результаты)

Слайд 10

Анкета для родителей Анкета 3 Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2. Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

Слайд 11

Для формирования положительной мотивации к учению родителям нужно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Слайд 12

Влияние успеха на жизнедеятельность школьников Дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этих исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.

Слайд 13

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов Доволен вполне 11+ Не всегда 12+ Я часто бываю собой не доволен 4+ Мне это безразлично 2 Опрос был проведен в школе 12.12.11г. принимали участие 37 учеников (2-3,4) 5-11 классов

Слайд 14

Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени, ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех ценят учителя, умеющего вести урок интересно! Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята, которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по пустякам. Основная же часть, …………….., относится к своим успехам критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает довольно часто (……….. человек). Последняя группа нуждается в помощи классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят какие-то трудности. Недовольство копится постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим, как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить помехи,

Слайд 15

Помехи успешной учебы Разбросанность интересов 8+ Развлечения (игры, дискотеки 1+ Домашние проблемы 4+ Нереальность выполнения всех домашних заданий 3+ Отсутствие интереса к отдельным предметам 3+ Мои интересы преобладают над школьными заданиями 1+ У меня часто бывает плохое настроение 5+ Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 2+ До моих успехов никому нет дела 1+

Слайд 16

Помехи успешной учебы Главным мотивом у большинства человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили отдельные ученики. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону.

Слайд 17

Факторы, способствующие успешной учебе Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов 4 Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 3 Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 0 Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить 4 В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 5 Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно. 11

Слайд 18

Главным мотивом у ……… человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили …. человек. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону,

Слайд 19

НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ часто редко Никогда С опасением, что не выучил урок 4 7 26 С удовольствием 9 24 5 С радостью, что встречу друзей 10 23 5 С желанием получить новые знания 10 14 16 С опасением встретить вредного учителя 3 3 32 Боюсь не справиться с контрольной 5 6 27 Иду потому, что так надо 10 0 28 С тревогой, ведь встреча с личным врагом 1 0 0 Учеба меня тяготит, портит настроение 6 16 16 Мне безразлично 0 8 30

Слайд 20

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оцениваются ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что боятся контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. Присутствуют черты "школы отчуждения": есть учащиеся более 10 человек из 38) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно неуспевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет. Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (10 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе! В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего Настроения. Количество опрошенных составляет 8 человек, из которых у 6 преобладает позитивное состояние На настроение сильно влияет создание ситуаций успеха в педагогическом процессе и оно же оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Слайд 21

Урок Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться . создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Слайд 22

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.

Слайд 23

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений

Слайд 24

Выводы : ; 1 ) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности

Слайд 25

. 2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; 3)через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; 4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Слайд 26

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ И УЧАСТИЕ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия. Помощь родителям.Выступление на родительском собрании.

В связи с введеним новых стандартов, многие родители испытали шок. Что это такое? Как помочь ребёнку учиться в наше время? Предлагаю учителям и ,может бытьродителям,ознакомиться с моим выступлением на...

Отсутствие мотивации к обучению — 10 ошибок родителей

Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, ...

Отсутствие мотивации к обучению — 10 ошибок родителей

Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, ...

В помощь родителям - Презентации к родительскому собранию, 2 класс:

- «19 секретов для родителей второклассников»Раскрывается особенность выполнения домашних заданий; как относится к отметке; из чего складывается «желание учиться»; раскрываются причины возможных трудн...

Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»...