Программа внеурочной деятельности "Школа общения" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Актуальность программы в том, что формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Гармонично вписывается в программу по социализации детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_obshcheniya.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
- формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Задачи по социализации ребенка с РАС:
- Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
- Коррекция нарушений аффективного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения.
- Развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
- Развитие морально-этических представлений и соответствующих качеств личности.
- Накопление опыта социального поведения.
- Развитие представлений о себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, обществе.
- Воспитание патриотических чувств.
- Формирование культуры поведения, его саморегуляции.
- Формирование знаний о речевом этикете, культуры устной коммуникации в условиях активизации речевой деятельности.
- Формирование взаимоотношений с детьми и взрослыми.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 68 занятий в год. Проводятся они в группе 15-20 человек. Периодичность проведения – 2 раза в неделю. Время занятия- 35 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения школы общения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и ихдушевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел,
чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.
В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.
Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.
Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.
Показателями сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:
– умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;
– умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;
– работать с моделями и схемами;
– оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.
Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.
Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.
Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.
Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.
Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.
К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.
Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).
Содержание учебного курса «Школа общения»
- Учимся дружить (8 часов)
Формировать у учащихся представления о понятиях «дружба», «друг»; развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объясняет свои суждения; развивать коммуникативные навыки и формирование игровой культуры , а также формировать негативное отношение к вредным привычкам; выясняет какую пользу могут приносить привычки. Формировать представления о качествах необходимых в дружбе.
2. Я- владелец своих эмоций (10 часов)
Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях, умение использовать различные приемы проявления чувства. Учится выражать свои эмоции и чувства. Развивает способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме. Учится быть здоровым и душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
3.Встречи с самим собой (10 часов)
Уметь говорить о себе в первом лице. Формировать представление о своем внешнем облике, об элементарных навыках ухода за своим лицом и телом. Создавать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности, воспитывать взаимоуважение, обучаться вежливому обращению друг с другом. Достигает внутригруппового сплочения в коллективе; осмысливать своё персональное «Я» как части своего класса.
4.Я среди других людей (16 часов)
Приобретать знания о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Знать и понимать понятие «обязанность», понимать необходимость выполнения этих обязанностей. Знать обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Развивает коммуникабельность. Формировать положительную установку на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий. Строить мост взаимопонимания в отношениях между всеми людьми.
5.Вежливая речь (12 часов)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.
6.Правила и законы общения (12 часов)
Расширять представление о стиле общения. Углублять знания о правилах этикета; развивать умение строить позитивные отношения в обществе; воспитывать ценностное отношение к себе и другим. Оценивает адекватно ситуацию и предотвращает конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. Учиться преодолевать застенчивость, обретать уверенность в себе, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи.
Принципы построения программы:
а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
- Беседы
- Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
- Рассказ ы педагога и детей
- Чтение художественных произведений
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
- Сочинение историй
- Наблюдения
- Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
- Дискуссии
- Исследования
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки
- Тренинги общения
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Формы учета оценки планируемых результатов:
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Тематическое планирование 3 класс
Раздел программы | № | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности обучающегося | Универсальные учебные действия | Материально-техническое обеспечение | Дата проведения |
1-2 | «Посеешь характер-пожнешь судьбу» | 2 | Знакомится с понятием «привычка»; формирует негативное отношение к вредным привычкам; выясняет какую пользу могут приносить привычки. | Предметные результаты: - знает, что самое ценное в дружбе – любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь; - оценивает характер взаимоотношений со сверстниками; - знает правила приема гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом | записи пословиц, плакат цвета радуги, мультимедиа, музыкальное сопровождение, карточки. | ||
Учимся дружить 8 часов | 3-4 | «Мы-третьеклассники» | 2 | -проводит хронометраж дня, анализирует свой распорядок дня, корректирует его; -оценивает свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. | Листы А4, цветные карандаши | ||
5-6 | «Ты и твои друзья» | 2 | Формирует представления о понятиях «дружба», «друг»; развивает умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивирует, объясняет свои суждения; развивает коммуникативные навыки и формирование игровой культуры | Метапредметные результаты: - принимает и сохраняет целевые установки урока, сформулированные совместно с учителем; - осваивает начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравненивает интересы и увлечения; формулирует с их помощью правила этикета; - взаимодействует в группе при выполнении учебных заданий, участвует в ролевой игре в соответствии с заданными условиями; - активно использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждает морально-этические аспекты дружбы; - формулирует выводы из изученного материала. | Песня «Дружба», «кирпичики» для построения Дома дружбы | ||
7-8 | «Ищу друга» | 2 | способствует формированию понятий «дружба», «друг», представления о качествах необходимых в дружбе | Личностные результаты: - осознаёт ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценит добрые и справедливые поступки и стремиться их совершать. | листы А4,клей-карандаш, карточки с названием черт характера, маркер, записи детских песен о дружбе, мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка (1-ая серия) » проектор, экран, компьютер | ||
Я- владелец своих эмоций 10 часов | 9-10 | «Я и мое настроение» | 2 | учится быть здоровым и душой и телом, стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. | Личностные: учится осознавать и определять (называть) свои эмоции; – формирует умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Познавательные: извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). Коммуникативные: – оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи. | фонограммы песен, цветок, правила, шаблоны, краски | |
11-12 | «Я могу управлять своим настроением» | 2 | Формирует навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях. Формирует умение использовать различные приемы проявления чувства. | Цветные карандаши, листы А4, краски | |||
13-14 | «Как выразить свои эмоции» | 2 | Учится выражать свои эмоции и чувства; Развивает способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме | демонстрационные карточки с изображением эмоций, конверты с заданиями и вопросами,. | |||
15-16 | «Эмоции. Общение» | 2 | Знакомится с понятием «эмоции»; осознаёт собственные эмоции; | альбомы для рисования, фотографические изображения эмоций детей и взрослых, музыкальные композиции, модели цветов. | |||
17-18 | «Моё поведение» | 2 | формирует умения анализировать свои поступки, развивает умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение. Воспитывает стремление совершать добрые дела и хорошие поступки. | Карточки для игры «Хорошо — плохо», картинки для беседы. | |||
Встречи с самим собой 10 часов | 19-20 | «Что я знаю о себе?» | 2 | формирует образ Я, умеет говорить о себе в первом лице, формирует представление о своем внешнем облике, об элементарных навыках ухода за своим лицом и телом. | Познавательные: обобщает полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечивает обратную связь от группы; развивает умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмысливает себя как члена группы, способной оказывать поддержку. Коммуникативные: – высказывает и обосновывает свою точку зрения; – слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Личностные: – ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; –формирует этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | Зеркало для игры-тренинга | |
21-22 | «Что знают обо мне окружающие?» | 2 | Снимает эмоциональное напряжение во взаимодействии с окружающими людьми. | цветные карандаши, листы А4 | |||
23-24 | «Мой портрет в лучах солнца» | 2 | Рассказывает о том, как дома родители называют его ласково | Цветная бумага, ножницы, цветные карандаши | |||
25-26 | «Мои друзья» | 2 | Создаёт положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности, воспитывает взаимоуважение, обучается вежливому обращению друг с другом. | пословицы о дружбе, стихи, бумажная ромашка для игры «Ромашка»; конверты со словами, входящими в состав пословиц; цветные карандаши и бумага. | |||
27-28 | «Наш класс» | 2 | Достигает внутригруппового сплочения; осмысливает своё персональное «Я» как части своего класса | Тесты | |||
Я среди других людей 16часов | 29-30 | «Наши права и обязанности» | 2 | Приобретает знания о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. знакомится с основным законом – Конституцией России, с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей | Личностные: развивает познавательный процесс, находит решение проблемы, используя знания, дополнительную литературу, развивает нравственное, правовое воспитания; формирует толерантное сознание школьника; воспитывает ответственность за правонарушения. Коммуникативные: умеет правильно пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации, повышает эффективность общения. Воспитывает уважительные отношения к друг другу; знакомится с целью курса занятий; даёт первоначальное представление о значении общения в жизни человека Познавательные: формулирует определение понятия «общение»; -осознаёт роль общения в жизни общества и человека; - приобретает знания и навыки культурного общения. | презентация, иллюстрации, отрывки из литературных произведений, словари. | |
31-32 | «Застенчивость и неуверенность в себе» | 2 | Способствует формированию помочь себе в преодолении застенчивости и неуверенности. | Анкеты для учащихся | |||
33-34 | «О чем говорят наши жесты» | 2 | Знакомится с выразительными движениями как невербальными средствами общения; тренируется в невербальном общении; воспитывает ответственное отношение к порученному делу и чувству товарищества. | мини-плакаты со словами: поза, мимика, жест; индивидуальные задания для групп; секундомер | |||
35-36 | «Доверие в общении» | 2 | Развивает коммуникабельность; формирует положительную установку на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий. | ручки, небольшие листочки бумаги для записей. | |||
37-38 | «Умею ли я слушать?» | 2 | Развивает коммуникативные способности учащихся: развивает навыки восприятия партнера по общению, навыки понимания окружающих людей, навыки невербального общения, развития наблюдательности, формирует умение работать в группах, навыки самоанализа. воспитывает уважение к окружающим, способствует формированию у учащихся навыков культурного общения, культуры поведения. | карточки с заданиями для работы в группах; компьютер, мультимедийный проектор и презентация к уроку | |||
39-40 | «Чем уверенность отличается от самоуверенности» | 2 | Знакомится с понятиями «самоуверенность» и «уверенность»; сравнивает самоуверенность и уверенность | альбомные листы и цветные карандаши | |||
41-42 | Обязанности ученика в школе и дома | 2 | Понимает понятие «обязанность». Понимает необходи мость выполнения обязанностей. Узнаёт обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. | презентация «Обязанности ученика» | |||
43-44 | «В дружбе - сила» | 2 | строит мост взаимопонимания в отношениях между всеми людьми, активно выполняет задания. | Карточки с заданиями и конкурсами, игры, презентация, проектор | |||
Вежливая речь 12 часов | 45-46 | «Правила хорошего тона» | 2 | Использует доброжелательный тон в общении; -оценивает характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | Личностные: воспитывает уважение к личности, умеет видеть и выделять прекрасное. развивает наблюдательность и внимание. Регулятивные: – самостоятельно формулирует тему и цели занятий; – составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем. Коммуникативные: – адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи. | Картинки детей с разным поведением для обсуждения | |
47-48 | «Употребление вежливых слов в общении» | 2 | -использует в речи слова вежливости; -участвует в диалоге: высказывает свои суждения по обсуждаемой теме, анализирует высказывания собеседников, добавляет их высказывания |
| |||
49-50 | «Этикетные диалоги, речевые привычки» | 2 | дать понятие «диалог», научить составлять и правильно оформлять этикетные диалоги; развивать умение использовать в диалогах вежливые слова; воспитывать культуру общения. | компьютер, экран, презентация. | |||
51-52 | «Искусство делать комплименты» | 2 | имеет представление о комплименте как о виде речевых действий, направленных на подбадривание собеседника. | .Магнитофон, ИКТ. | |||
53-54 | «Вежливый отказ» | 2 | – Знакомится со средствами, смягчающими отказ: вежливыми словами; объяснением причины отказа; обещанием выполнить просьбу впоследствии; соответствующими мимикой, жестами, тоном. – Закрепляет умение вежливо отказывать: учится уместной реакции на отказ. Учится употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении. | таблицы с опорными выражениями, фонограмма песни «Улыбка». | |||
55-56 | «Портрет культурного человека» | 2 | Выясняет что культурно, а что бескультурно? Показывает положительное влияние на человека культуры. Формирует мнения о важности приобщения к культуре. | видеоматериал, иллюстрации, проектор, компьютер, рассказы для обсуждения | |||
Правила и законы общения 12часов | 57-58 | «Стили общения» | 2 | Расширяет представление о стиле общения. – углубляет знания о правилах этикета; - развивает умение строить позитивные отношения в обществе; - воспитывает ценностное отношение к себе и другим. | Коммуникативные: высказывает и обосновывает свою точку зрения; – слушает и слышит других, пытаться принимать иную точку зрения, учится быть готовым корректировать свою точку зрения; – договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; – задает вопросы. Личностные: – учится осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – учится чувству прекрасного – умению воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Познавательные: – пользуется словарями, справочниками; – осуществляет анализ и синтез; – устанавливает причинно-следственные связи; – строит рассуждения. | карточки с текстами-описаниями; фрагмент из мультфильма «Крошка енот»; фонограмма песни «Улыбка», компьютер, проектор | |
59-60 | «Что такое конфликт?» | 2 | формирует представление о конфликте, развивает умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находит способы их разрешения. | Бланк теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”, ручки шариковые, листы бумаги | |||
61-62 | «Конфликтные эмоции» | 2 | оценивает адекватно ситуацию и предотвращает конфликты; -самостоятельно формулирует правила коллективной игры, работы. | Таблицы для выполнения упражнения “Алфавит эмоций”. | |||
63-64 | «Стили поведения в конфликте» | 2 | Высказывает предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). | Бумага для упражнения “Снежинки” и “Рисунок вдвоём”. | |||
65-66 | «Плохо одному» | 2 | учится преодолевать застенчивость, обретает уверенность в себе, воспитывает чувства товарищества, взаимопомощи | Беседы, разбор ситуаций, игры. | |||
67-68 | «Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». | 2 | передаёт ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам,. развивает коммуникативные способности | беседы, видеоматериал, иллюстрации, проектор, компьютер |
Материально – техническое обеспечение курса
ЛИТЕРАТУРА
- Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников – Москва, 2003, - 253 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
- Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 - 2007.
- Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5, 2004.
- Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 - 2002.
- Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007.
- Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
//Начальная школа// № 6 - 2008.
12. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - М: АРКТИ, 2007.
- Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
- Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Занимательная математика. Программа внеурочной деятельности. 2 класс
Программа составлена по новым ФГОС....
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...