Волшебный мир Чарушина
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Цель: воспитание духовной культуры читателя.

Задачи:

·       познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;

·       показать на примере биографических данных становление писателя и художника Е.И. Чарушина;

·       воспитывать бережное отношение к природе и братьям меньшим;

·       учить видеть прекрасное в музыке, природе, жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_zverey_i_ptits_evgeniya_charushina.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»

                                                 

                                                     Провела: учитель нач. классов

                                                                      Каткова Е.П

                                     

                                 

                                       2016 – 2017 учебный год

Цель: воспитание духовной культуры читателя.

Задачи:

  • познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;
  • показать на примере биографических данных становление писателя и художника Е.И. Чарушина;
  • воспитывать бережное отношение к природе и братьям меньшим;
  • учить видеть прекрасное в музыке, природе, жизни.

Оборудование: компьютерная презентация

Ведущий:

Книжек, предназначенных для детей, на свете не так уж мало. Обычно это – сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы, картинки с подписями и стихи с картинками.  Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и стихами.

Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы. Но эти книги создаются редко. Евгений Иванович Чарушин, художник и писатель, принадлежит  к счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.

Наверно, вы уже догадались, сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому в октябре исполнилось  115 лет со дня рождения.

Родился Е.Чарушин в городе Вятке 11ноября 1901года. Замечательные там места, необыкновенна природа. Любовь к живому передалась художнику от родителей.  Отец Е.Чарушина был архитектором и часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой. Они наблюдали восходы и заходы солнца, утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные, бродили по лугам, общались с охотниками, лесниками, кустарями - умельцами, простыми людьми. Будущий художник узнал от людей много интересного, послушал разные забавные истории, народные сказки, хранил в памяти их шутки, байки.

Слайд 3. Мать – садовод и огородник – любитель. Вместе с  мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Каких только животных не водилось у Чарушиных в доме: кошки, утки, банки с рыбками, птицы в клетках, козы, тетерева, цыплята, поросята, индюшата, кролики, голуби. Они ухаживали за животными, лечили их, если была необходимость.

 Слайд 4. А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать- рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. А  рисовал, преимущественно, зверей и птиц. Его рисунки наполнены искренней любовью к природе и животному миру, тонким юмором, сердечной теплотой. Доброта и бережное, трепетное отношение к хрупкому миру живой природы – характерные черты мастера.

Слайд 5. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон. Всё это надо наблюдать и почувствовать».

Слайд 6. Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить всё, что хотелось передать. Хотелось Е.Чарушину не только рисовать, но и писать, как он видел, слышал, переживал, как шатался по лесам и по болотам. Так появились первые рассказы – «Медвежата», «Волчишко» и другие.

Слайд 7. Много интересного о животных можно узнать из книг Е.Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери – строители – это бобры и лисицы. Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов. И сегодня мы  попробуем раскрыть некоторые лесные секреты.

  1. Представление команд «Томка» и «Тюпа», жюри.

  1. Разминка «Отгадайте – ка загадки»

     -  На щётку колючую очень похож

        В клубочек свернувшийся маленький...  Ёж

 

-  С ветки на ветку, как рыжая стрелка.

   Мечется, скачет шустрая ....  Белка

 

- В магазине не была, на базаре не была,

  А домой пришла - молока принесла.

  Молоку кому?

  Хозяину моему!...                 Корова

 

-  Не найти среди зверей никого её хитрей.

Потому- то и недолго

И к тому ж не жаль ничуть

Ей в лесу любого волка,

Как ребёнка обмануть.              Лиса

 

-  Пробирается к корыту,

Оттирая всех бочком,

Покупатель неумытый

С неразменным пятачком.     Поросёнок

 

- На болоте чуть дыша,

Притаилась в камышах.

Ей не квакается что-то,

Нелегка была охота.

Мошкарой набила брюшко

Пучеглазая...                     Лягушка

 

-  Пастуху нужна двустволка,

Напугать, чтоб злого...          Волка

 

-  Будет сильно тот реветь,

Кому встретится...                   Медведь

  1. Викторина «Мохнатые ребята»

 А) «Смотрит бакенщик, а кот сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргнёт. А когда рыбёшки выплывут стайкой из – под бревна, он раз! И подцепит когтями одну рыбку»  (Епифан)

Б) «У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий. Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный – то, и не грязнуля». О каком пёсике идёт речь?  

                                                                  (Отец щенка Томки)

С) «Когда спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то»

- Кому снился сон?

- Кто снился Томке?    (Зайчонок, коза, медведь)

Д) «Забился он под кресло и там стал жить – дрожать. Кресло посреди комнаты стоит. Кот со спинки кресла вниз посматривает. Пёс вокруг кресла бегает. Человек в кресле сидит – дышит. А он еле жив под креслом»

- Кто дрожит под креслом?                    (Волчишко)

Е) «Прошло время. Птицы начали вить гнёзда: ищут пушинки разные, нитки из тряпок выдёргивают. Кот к ним ходит, спит у них. Щеглы, канарейки его не боятся: чего его бояться, если он их не ловит. Кот спит. А птицы из него шерсть дёргают»

- Как зовут этого добрейшего кота?      (Пунька)

Д) Он (кот) обрадовался: «Вот интересно –то! Топ – топ – тот – топ! Кто это такие? Топ – топ – топ топ! Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»

 - Ответьте, кто и на кого желает поохотиться?   (Кот Тюпа на птиц)

Е) Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?

Ж) Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?

                                                          (В сапоге)

3. Соедините название животного, которое они получили в народе

Соедини стрелками название животных, которые они получили в народе.

 

 

Мишка

дереза

Лягушка

хитрая

Коза

зубами щёлк

Волк

косолапый

Колобок

ряба

Лиса

квакушка

Курица

ни головы, ни ножек

Петушок

серый

Заяц

румяный

Ёжик

золотой гребешок

  Игра со зрителями . Загадки о животных

1. На носу рога торчат,

Неприветлив, мрачен взгляд.

Очень вспыльчив, очень строг

Африканский ...                       Носорог

 

2.  Что случилось?

Что стряслось?

На опушку вышел...  Лось

 

 

3.  Может быть он и урод

Из тропических болот.

Но зато ему под силу

Шире плеч разинуть рот.     Бегемот

 

 

4.  Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг – и позади лужайка,

Спрятался от волка…              Зайка

 

5.   Наверно, в жаркой далёкой стране

Она прислонилась к ограде.

Полоски теперь у неё на спине,

Как строчки кривые – в тетради.     Зебра

 

 

6.   Кто –то в сумке носит спички,

Кто-то - важные вещички,

Кто-то - книжки и игру,

А детишек…                      Кунгуру

 

7.  Страшен гривы этой гнев

Царь зверей – конечно…           Лев

 

Ведущий:  Больше всего Чарушин любил изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.

Вам нужно из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам.

Ведущий:  А еще у Чарушина есть очень интересная книжка- картинка. Называется она «Большие и маленькие». Это родительские наставления, где родители учат своих малышей.

Назовите маму, таким образом обучающую своего малыша:

1.«Ходи неслышно, ступай мягко: у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной, должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.

Желтые глаза ночью видят,

Черные уши – далеко слышат,

Длинные ноги – осторожно ступают».

    рысь

2.      «Копай нору – подземный дом -  глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвертый – в густой траве, пятый – в частом ельнике. Станут лаять они, копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода и в лес… только тебя и видели!...»

Лисица

- А какому зверенку мама может давать такие наставления?
3.
«На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай… Шишки шелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай». (Бельчонку)
4. -
«Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте». (Уточки).
5. -
«У нас… язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука к себе на обед. Вам сытно, а лесу польза». (Птенцам дятла).
6. -
«Сидите в траве… не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит». (Зайчатам)

Ведущий.  Что же получается? Евгений Чарушин в своих книгах передает нам разговоры зверей. Неужели он знал их язык? Нет, он просто очень любил животных и постоянно наблюдал за их повадками. Ведь вся жизнь писателя была связана с природой.

6. Весёлый песенный конкурс «Гав - гав и мяу - мяу!»

«Пусть бегут неуклюже…»

« В траве сидел кузнечик»

Исполнение песни «Чёрный кот»

7. Кроссворд

 

  1. Она так с домом связана

И так к нему привязана,

Что даже в дом к знакомым

Приходит вместе с  домом (черепаха)

 

2. Зимой белый,

Летом серый?                (заяц)

 

3. Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он...                (жираф)

 

4. Носит детишек в сумке?      (Кенгуру)

 

5. Маленький рост,

Длинный хвост,

Собирает крошки,

Прячется от кошки?           (мышь)

 

6.   Бревно бревном,

А глянешь в пасть –

Можно в обморок упасть!?   (крокодил)

 

7. У кого короткий хвост крючком?

Кто роет землю пятачком?       (поросёнок)

 

Подведение итогов.

Ведущий: Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации, скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.

Последней его художественной работой стали иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке».

Чтение стихотворения.

1. ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ? 

 - Где обедал, воробей?
 - В зоопарке у зверей.

 Пообедал я сперва
 За решеткою у льва.

 Подкрепился у лисицы.
 У моржа попил водицы.

 Ел морковку у слона.
 С журавлем поел пшена.

 Погостил у носорога,
 Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру
 У хвостатых кенгуру.

 Был на праздничном обеде
 У мохнатого медведя.

 А зубастый крокодил
 Чуть меня не проглотил.

  1. СЛОН 

     Африканец молодой
     Обливается водой.

     Вымыл голову и ухо -
     И в лоханке стало сухо.

     Для хорошего слона
     Речка целая нужна.

     Уберите-ка
     Лоханку,
     Принесите-ка
     Фонтанку!

3. ОБЕЗЬЯНА 

 Приплыл по океану
 Из Африки матрос,
 Малютку-обезьяну
 В подарок нам привез.

 Сидит она, тоскуя,
 Весь вечер напролет
 И песенку такую
 По-своему поет:

 "На дальнем жарком юге,
 На пальмах и кустах,
 Визжат мои подруги,
 Качаясь на хвостах.

 Чудесные бананы
 На родине моей.
 Живут там обезьяны
 И нет совсем людей".


            МЕДВЕДЬ 

4.
 Вот медведь, медведь, медведь!
 Кто желает посмотреть?

 Приходите к Мише в гости,
 Сладкий пряник Мише бросьте.

 Миша просит, Миша ждет,
 Широко разинув рот.

 Нет, правее! Нет, левее!
 Промахнулись, ротозеи!

 Вот теперь попали в рот!
 Что за пряник - чистый мед!

 За такое угощенье
 Мы покажем представленье.

 Ну-ка, Миша, поклонись!
 Ну-ка, Миша, кувыркнись!

5. Львёнок.

Нет, постой, постой, постой,

Я разделаюсь с тобой!

Мой отец одним прыжком

Расправляется с быком.

Будет стыдно, если я

Не поймаю воробья.

Эй, вернись, покуда цел!

Мама! Мама! Улетел!

6.  Пингвин.

Правда, дети я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду.

7.  Совята.

Взгляни на маленьких совят

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Ведущий:  За иллюстрирование книжки «Детки в клетке» Чарушину  была присуждена в 1965 году золотая медаль в Лейпциге.
С.Я.Маршак написал стихотворение (1961), которое так и называется «Евгению Чарушину».
Закону времени послушен,
Он стал маститым и седым,
Но мы-то знаем, что Чарушин
Вовеки будет молодым.

Не стал к искусству равнодушен
И сохранил свой зоркий взгляд,
И так же чуток наш Чарушин,
Как тридцать лет тому назад.

Давно уж выросли зверята -
Его «Волчишко», например,
Слепым щенком он был когда-то,
А нынче – волк-пенсионер.

А тот, кто был когда-то киской,
Бенгальским тигром стал давно,
И подходить, как прежде, близко
К нему теперь запрещено.

Но не стареющий Евгений –
Счастливой юности поэт –
Рисует тигров, львов, оленей,
Тюленей новых поколений
Еще прекрасней, совершенней,
Чем были звери прежних лет.

Ведущий: Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. Прожил Евгений Иванович Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек- хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым  и смелым. Больше узнай, будь умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».  

 Мы будем  рады, если вам захочется когда-нибудь просто пойти в лес  и понаблюдать за птицами, насекомыми и, конечно, почитать рассказы  Евгения Ивановича Чарушина, написанные с такой большой любовью к природе нашей Родины.

Исполнение песни «Не дразните собак»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Волшебное слово и волшебная кисть"

Проектная работа заняла 3 место в окружном конкурсе научно - исследовательских и проектных работ "Открытие" в номинации "Кино, театр и мир искусства"....

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема: Путешествие в «Волшебный мир Чарушина»

Урок внеклассного чтения во 2 классе.Тема: Путешествие в «Волшебный мир Чарушина»...

Волшебный мир зверей и птиц Евгения Чарушина

Цель: воспитание духовной культуры читателя.Задачи:·       познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;·       показать на примере ...

Волшебный мир Чарушина

Цель: воспитание духовной культуры читателя.Задачи:·       познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;·       показа...

Волшебный мир зверей и птиц Е.И. Чарушина. Литературная композиция.

Литературная композиция, в которой рассказывается о жизни и творчестве писателя-аниматора Евгения Ивановича Чарушина....