Волшебный мир Чарушина
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Цель: воспитание духовной культуры читателя.
Задачи:
· познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;
· показать на примере биографических данных становление писателя и художника Е.И. Чарушина;
· воспитывать бережное отношение к природе и братьям меньшим;
· учить видеть прекрасное в музыке, природе, жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_zverey_i_ptits_evgeniya_charushina.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ширингушская средняя общеобразовательная школа»
Провела: учитель нач. классов
Каткова Е.П
2016 – 2017 учебный год
Цель: воспитание духовной культуры читателя.
Задачи:
- познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;
- показать на примере биографических данных становление писателя и художника Е.И. Чарушина;
- воспитывать бережное отношение к природе и братьям меньшим;
- учить видеть прекрасное в музыке, природе, жизни.
Оборудование: компьютерная презентация
Ведущий:
Книжек, предназначенных для детей, на свете не так уж мало. Обычно это – сказки, коротенькие, но довольно назидательные рассказцы, картинки с подписями и стихи с картинками. Вырастая, человек прочно забывает эти книжки, и лишь немногие из его первых сказок и стихов навсегда остаются для него сказками и стихами.
Долго живут, долго помнятся только настоящие стихи, сказки и рассказы. Но эти книги создаются редко. Евгений Иванович Чарушин, художник и писатель, принадлежит к счастливой категории писателей, книги которых раньше всех прочих попадают в руки детей; это они первые вводят в жизнь человека литературу.
Наверно, вы уже догадались, сегодня мы поговорим о творчестве писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина, которому в октябре исполнилось 115 лет со дня рождения.
Родился Е.Чарушин в городе Вятке 11ноября 1901года. Замечательные там места, необыкновенна природа. Любовь к живому передалась художнику от родителей. Отец Е.Чарушина был архитектором и часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой. Они наблюдали восходы и заходы солнца, утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные, бродили по лугам, общались с охотниками, лесниками, кустарями - умельцами, простыми людьми. Будущий художник узнал от людей много интересного, послушал разные забавные истории, народные сказки, хранил в памяти их шутки, байки.
Слайд 3. Мать – садовод и огородник – любитель. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома они превращались в чудо-сад. Мальчик принимал деятельное участие в ее работе. Мать любила все живое и передала эту любовь к сыну. Каких только животных не водилось у Чарушиных в доме: кошки, утки, банки с рыбками, птицы в клетках, козы, тетерева, цыплята, поросята, индюшата, кролики, голуби. Они ухаживали за животными, лечили их, если была необходимость.
Слайд 4. А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать- рисовать. Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. А рисовал, преимущественно, зверей и птиц. Его рисунки наполнены искренней любовью к природе и животному миру, тонким юмором, сердечной теплотой. Доброта и бережное, трепетное отношение к хрупкому миру живой природы – характерные черты мастера.
Слайд 5. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон. Всё это надо наблюдать и почувствовать».
Слайд 6. Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить всё, что хотелось передать. Хотелось Е.Чарушину не только рисовать, но и писать, как он видел, слышал, переживал, как шатался по лесам и по болотам. Так появились первые рассказы – «Медвежата», «Волчишко» и другие.
Слайд 7. Много интересного о животных можно узнать из книг Е.Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери – строители – это бобры и лисицы. Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов. И сегодня мы попробуем раскрыть некоторые лесные секреты.
- Представление команд «Томка» и «Тюпа», жюри.
- Разминка «Отгадайте – ка загадки»
- На щётку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький... Ёж
- С ветки на ветку, как рыжая стрелка.
Мечется, скачет шустрая .... Белка
- В магазине не была, на базаре не была,
А домой пришла - молока принесла.
Молоку кому?
Хозяину моему!... Корова
- Не найти среди зверей никого её хитрей.
Потому- то и недолго
И к тому ж не жаль ничуть
Ей в лесу любого волка,
Как ребёнка обмануть. Лиса
- Пробирается к корыту,
Оттирая всех бочком,
Покупатель неумытый
С неразменным пятачком. Поросёнок
- На болоте чуть дыша,
Притаилась в камышах.
Ей не квакается что-то,
Нелегка была охота.
Мошкарой набила брюшко
Пучеглазая... Лягушка
- Пастуху нужна двустволка,
Напугать, чтоб злого... Волка
- Будет сильно тот реветь,
Кому встретится... Медведь
- Викторина «Мохнатые ребята»
А) «Смотрит бакенщик, а кот сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу в воду, не шевелится, даже не моргнёт. А когда рыбёшки выплывут стайкой из – под бревна, он раз! И подцепит когтями одну рыбку» (Епифан)
Б) «У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий. Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный – то, и не грязнуля». О каком пёсике идёт речь?
(Отец щенка Томки)
С) «Когда спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то»
- Кому снился сон?
- Кто снился Томке? (Зайчонок, коза, медведь)
Д) «Забился он под кресло и там стал жить – дрожать. Кресло посреди комнаты стоит. Кот со спинки кресла вниз посматривает. Пёс вокруг кресла бегает. Человек в кресле сидит – дышит. А он еле жив под креслом»
- Кто дрожит под креслом? (Волчишко)
Е) «Прошло время. Птицы начали вить гнёзда: ищут пушинки разные, нитки из тряпок выдёргивают. Кот к ним ходит, спит у них. Щеглы, канарейки его не боятся: чего его бояться, если он их не ловит. Кот спит. А птицы из него шерсть дёргают»
- Как зовут этого добрейшего кота? (Пунька)
Д) Он (кот) обрадовался: «Вот интересно –то! Топ – топ – тот – топ! Кто это такие? Топ – топ – топ топ! Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»
- Ответьте, кто и на кого желает поохотиться? (Кот Тюпа на птиц)
Е) Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»?
Ж) Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят?
(В сапоге)
3. Соедините название животного, которое они получили в народе
Соедини стрелками название животных, которые они получили в народе. | |
|
|
Мишка | дереза |
Лягушка | хитрая |
Коза | зубами щёлк |
Волк | косолапый |
Колобок | ряба |
Лиса | квакушка |
Курица | ни головы, ни ножек |
Петушок | серый |
Заяц | румяный |
Ёжик | золотой гребешок |
Игра со зрителями . Загадки о животных
1. На носу рога торчат,
Неприветлив, мрачен взгляд.
Очень вспыльчив, очень строг
Африканский ... Носорог
2. Что случилось?
Что стряслось?
На опушку вышел... Лось
3. Может быть он и урод
Из тропических болот.
Но зато ему под силу
Шире плеч разинуть рот. Бегемот
4. Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел.
Прыг – и позади лужайка,
Спрятался от волка… Зайка
5. Наверно, в жаркой далёкой стране
Она прислонилась к ограде.
Полоски теперь у неё на спине,
Как строчки кривые – в тетради. Зебра
6. Кто –то в сумке носит спички,
Кто-то - важные вещички,
Кто-то - книжки и игру,
А детишек… Кунгуру
7. Страшен гривы этой гнев
Царь зверей – конечно… Лев
Ведущий: Больше всего Чарушин любил изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.
Вам нужно из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам.
Ведущий: А еще у Чарушина есть очень интересная книжка- картинка. Называется она «Большие и маленькие». Это родительские наставления, где родители учат своих малышей.
Назовите маму, таким образом обучающую своего малыша:
1.«Ходи неслышно, ступай мягко: у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной, должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.
Желтые глаза ночью видят,
Черные уши – далеко слышат,
Длинные ноги – осторожно ступают».
рысь
2. «Копай нору – подземный дом - глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвертый – в густой траве, пятый – в частом ельнике. Станут лаять они, копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода и в лес… только тебя и видели!...»
Лисица
- А какому зверенку мама может давать такие наставления?
3. «На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай… Шишки шелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай». (Бельчонку)
4. - «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте». (Уточки).
5. - «У нас… язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука к себе на обед. Вам сытно, а лесу польза». (Птенцам дятла).
6. - «Сидите в траве… не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит». (Зайчатам)
Ведущий. Что же получается? Евгений Чарушин в своих книгах передает нам разговоры зверей. Неужели он знал их язык? Нет, он просто очень любил животных и постоянно наблюдал за их повадками. Ведь вся жизнь писателя была связана с природой.
6. Весёлый песенный конкурс «Гав - гав и мяу - мяу!»
«Пусть бегут неуклюже…»
« В траве сидел кузнечик»
Исполнение песни «Чёрный кот»
7. Кроссворд
- Она так с домом связана
И так к нему привязана,
Что даже в дом к знакомым
Приходит вместе с домом (черепаха)
2. Зимой белый,
Летом серый? (заяц)
3. Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он... (жираф)
4. Носит детишек в сумке? (Кенгуру)
5. Маленький рост,
Длинный хвост,
Собирает крошки,
Прячется от кошки? (мышь)
6. Бревно бревном,
А глянешь в пасть –
Можно в обморок упасть!? (крокодил)
7. У кого короткий хвост крючком?
Кто роет землю пятачком? (поросёнок)
Подведение итогов.
Ведущий: Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации, скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.
Последней его художественной работой стали иллюстрации к книге С.Я. Маршака «Детки в клетке».
Чтение стихотворения.
1. ГДЕ ОБЕДАЛ, ВОРОБЕЙ?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
- СЛОН
Африканец молодой
Обливается водой.
Вымыл голову и ухо -
И в лоханке стало сухо.
Для хорошего слона
Речка целая нужна.
Уберите-ка
Лоханку,
Принесите-ка
Фонтанку!
3. ОБЕЗЬЯНА
Приплыл по океану
Из Африки матрос,
Малютку-обезьяну
В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя,
Весь вечер напролет
И песенку такую
По-своему поет:
"На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы
На родине моей.
Живут там обезьяны
И нет совсем людей".
МЕДВЕДЬ
4. Вот медведь, медведь, медведь!
Кто желает посмотреть?
Приходите к Мише в гости,
Сладкий пряник Мише бросьте.
Миша просит, Миша ждет,
Широко разинув рот.
Нет, правее! Нет, левее!
Промахнулись, ротозеи!
Вот теперь попали в рот!
Что за пряник - чистый мед!
За такое угощенье
Мы покажем представленье.
Ну-ка, Миша, поклонись!
Ну-ка, Миша, кувыркнись!
5. Львёнок.
Нет, постой, постой, постой,
Я разделаюсь с тобой!
Мой отец одним прыжком
Расправляется с быком.
Будет стыдно, если я
Не поймаю воробья.
Эй, вернись, покуда цел!
Мама! Мама! Улетел!
6. Пингвин.
Правда, дети я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
7. Совята.
Взгляни на маленьких совят
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят.
Когда едят,
Они не спят.
Ведущий: За иллюстрирование книжки «Детки в клетке» Чарушину была присуждена в 1965 году золотая медаль в Лейпциге.
С.Я.Маршак написал стихотворение (1961), которое так и называется «Евгению Чарушину».
Закону времени послушен,
Он стал маститым и седым,
Но мы-то знаем, что Чарушин
Вовеки будет молодым.
Не стал к искусству равнодушен
И сохранил свой зоркий взгляд,
И так же чуток наш Чарушин,
Как тридцать лет тому назад.
Давно уж выросли зверята -
Его «Волчишко», например,
Слепым щенком он был когда-то,
А нынче – волк-пенсионер.
А тот, кто был когда-то киской,
Бенгальским тигром стал давно,
И подходить, как прежде, близко
К нему теперь запрещено.
Но не стареющий Евгений –
Счастливой юности поэт –
Рисует тигров, львов, оленей,
Тюленей новых поколений
Еще прекрасней, совершенней,
Чем были звери прежних лет.
Ведущий: Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. Прожил Евгений Иванович Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек- хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым и смелым. Больше узнай, будь умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Мы будем рады, если вам захочется когда-нибудь просто пойти в лес и понаблюдать за птицами, насекомыми и, конечно, почитать рассказы Евгения Ивановича Чарушина, написанные с такой большой любовью к природе нашей Родины.
Исполнение песни «Не дразните собак»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Волшебное слово и волшебная кисть"
Проектная работа заняла 3 место в окружном конкурсе научно - исследовательских и проектных работ "Открытие" в номинации "Кино, театр и мир искусства"....
Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс
Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...
Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»
Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...
Урок внеклассного чтения во 2 классе. Тема: Путешествие в «Волшебный мир Чарушина»
Урок внеклассного чтения во 2 классе.Тема: Путешествие в «Волшебный мир Чарушина»...
Волшебный мир зверей и птиц Евгения Чарушина
Цель: воспитание духовной культуры читателя.Задачи:· познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;· показать на примере ...
Волшебный мир Чарушина
Цель: воспитание духовной культуры читателя.Задачи:· познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;· показа...
Волшебный мир зверей и птиц Е.И. Чарушина. Литературная композиция.
Литературная композиция, в которой рассказывается о жизни и творчестве писателя-аниматора Евгения Ивановича Чарушина....