За кулисами театра
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Автор: Гарькуша Юлия Эдуардовна
Познавательно-развлекательное мероприятие
«За кулисами театра»
Цель мероприятия:
– создание условий для развития личности обучающегося путём знакомства с терминологией театрального искусства и театральных профессий.
Задачи:
- Познакомить с театральными профессиями.
- Разъяснить особенности театрального искусства.
- Развивать ритмические способности и координацию движений.
- Научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.
- Развивать способность представлять себя другим существом, предметом или героем, сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
- Пополнять словарный запас, строить диалог между героями сказок, строить четкую, грамотную речь.
Познавательно-развлекательное мероприятие ориентировано на учащихся начальной школы 1-2 класса.
В ходе подготовки мероприятия учащиеся проявляли активность, инициативу в поиске дополнительного материала, привлекали своих родителей.
Для успешного проведения мероприятия предварительно была разработана система классных часов, бесед о пользе театра, посещение библиотек, театров, что существенно обогатило кругозор учащихся, способствовало включенности всех учащихся в работу.
Содержательная часть
Тема мероприятия: «За кулисами театра» (слайд 1)
Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия.
Ход мероприятия
(слайд 2 – вид театра, выходят двое старших детей)
- Вот здорово, а ты видел, как она играла Алису? (слайд 3)
- Классно! А мне понравилось оформление сцены. Очень красиво!
- Смотри, нам навстречу идёт Юлия Эдуардовна. Давай ей расскажем.
(навстречу первый учитель)
- Здравствуйте, ребята! Вы так эмоционально о чём-то говорите. Вы откуда?
- ЮЭ, мы ходили в театр «Зазеркалье», смотрели спектакль «Алиса. Квест.».
- А перед спектаклем, нас провели через весь театр, познакомили со многими театральными профессиями, показали, как создаётся спектакль.
- Ой, как интересно! Вот бы Вы пришли к моим малышам и рассказали об этом, а, может быть, и поставили какой-нибудь спектакль.
- Хорошо, договорились. Обязательно придём.
(класс, учитель делает ребятам сообщение)
- Ребята, сегодня к Вам придут Вадим и Полина, это ребята, которых я учила раньше. Они хотят Вам рассказать что-то интересное. Но с некоторыми детьми они уже знакомы.
(заходят дети)
Вадим: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы будем знакомиться с театром и театральными профессиями. Мы постарались Вашу классную комнату превратить в театр. У нас есть сцена, партер, галёрка, балконы. Мы приготовили для вас билеты. (раздача билетов)
- Скажите, вы были в театре? (ребята отвечают)
- А какие театры вы знаете? (ответы)
- Какие пьесы играют в Драматическом театре?(слайд4-8) (Драматический – пьесы, по произведениям писателей, Театр оперы и балета – танцуют и поют, Театр комедии – высмеивают пороки и недостатки людей, Кукольный театр – играют куклы, которыми управляют актёры-кукловоды, Театр юного зрителя – ставятся постановки для детей).
- Вот сколько разных театров вы мне перечислили - это и кукольный, и драматический, и театр оперетты, и даже театр зверей и театр пантомимы. Все эти театры объединяет одно: театр создан для того, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр (слайд 9) - удивительное место, где показывают спектакли, где танцуют и поют, рассказывают стихи; там можно поплакать и посмеяться, есть над чем задуматься и чему удивиться, бывает и страшновато, но чаще всего, весело.
- А знаете ли вы, ребята, сколько людей театральных профессий работает над одним спектаклем? (нет) Кто в театре самый главный? (нет)
- На эти и другие вопросы мы сегодня обязательно ответим.
Ученик: Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
Полина: - На сцене театра зритель видит великолепную игру актера (слайд 10) и, наверное, думает: «А чего проще стать актером: выходишь на сцену играешь всякие интересные роли, все тебе хлопают, а потом на улице тебя все узнают и берут автографы». Так ребята? (нет)
- На самом деле актерский труд не из лёгких, актёрскому труду обучаются годами.
- А чем должен владеть актёр? (актерским мастерством, талантом). Верно, актеры учатся владеть телом, жестом, мимикой, голосом.
- Вот сейчас я проверю, кто из вас мог бы стать актером. Вам нужно будет:
1. Произнести очень быстро скороговорку: Бык, бык, белый бок,
Бегал с булкой на лужок. (отвечают дети)
2. Изобразить животное – лису, медведя, кузнечика и др. (ребята выполняют задания)
3. Постарайтесь показать человека: - который уже давно не спал и очень устал от сложной работы, - которому очень понравился котёнок, которого ему только что подарили, - который смотрит скучный спектакль, и т.д. Молодцы!
Вадим: - Увидев на сцене актера, зрители думают, что он и есть в театре самый главный. На самом деле, чтобы спектакль состоялся, над ним работает много других людей разных профессий. Гримёры, костюмеры, бутафоры декораторы, свето-звукооператоры и др.
Ученик: Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)
- Если заглянуть в театральную гримёрную (ширма), то можно понять, как работает гримёр. Гримёр (ширма, слайд11) - одна из интереснейших профессий. Он может использовать бороду, усы, даже носы, сделать соответствующие морщинки на лице и из молодого человека получится старушка или забавное животное, король или нищий т.д. У меня в руке "волшебный" мешок, из которого я буду доставать различные предметы, ваша задача угадать, кому они принадлежат. (ребята отвечают) Молодцы!
Полина: - Не удивляйтесь, что я поменяла свой нарядный костюм на костюм королевы, это я побывала в театральном ателье, не удержалась и переоделась. Красиво? Там ещё много замечательных костюмов: и рыцарские доспехи, и солдатский мундир, и королевская мантия, и медвежья шкура, и одежда нищего.
Ученик: То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер) (слайд 12)
- Эскизы костюмов для будущего спектакля создаёт художник-постановщик, портные (ширма, слайд 13) подбирают ткани и шьют такие замечательные костюмы. Сейчас и мы с вами попробуем стать костюмерами. (выбирает по 2 человека к каждому мольберту) - Я предлагаю вам создать костюмы Бабы-Яги и Принцессы. На столе лежат разные детали. Наклейте их. Время пошло. (выполнение работы). Молодцы!
Ученик: Порой в театре так нужны,
А для спектакля так важны
Такие вещи, что купить,
Доставить выстроить, сложить
На сцене просто невозможно.
Но сделать их подобье можно.
Есть в театре территория,
Где готовят … (бутафорию)
Вадим: - "Бутафорий"- в переводе с итальянского означает "хлам". Бутафорией называют в спектакле поддельные предметы, которые заменяют настоящие. Делают их из легких и дешёвых материалов, которые ничем не отличишь от настоящих. Изготавливают их в специальных бутафорских (слайд 14) цехах. Все остальные мелкие настоящие предметы называют реквизитом. В декорационных цехах художники расписывают задник, делают обивку мебели, могут из простой мешковины сделать богатую расшитую золотом мебель.
Ученик: Спектакль на славу удался,
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)
- Театральные декорации (слайд 15) должны быть легкими и разборными. Ведь выступления актеров предполагают переезды, значит всё должно быть ещё и прочным. А теперь я попрошу вас вспомнить и назвать бутафорию, реквизит и декорации, которые вы уже видели и знаете (из жести делается «хрустальная» посуда; из папье-маше — «мрамор», «гранит», «бронза»; из простой веревки — «резьба по дереву» (на мебели); из материи или пластических материалов — прекрасные цветы). Молодцы!
Полина: - А почему не звучит музыка? И свет почему-то замигал на сцене? (мигание прожекторов) Кажется, догадалась. Я чуть не забыла ещё об одной важной профессии, которая создаёт атмосферу спектакля. Это профессия свето-звукооператор. (слайд 16) Только с помощью различных шумов и музыки можно переместиться во времени, оказаться в подземелье, в лесу, улететь на самолёте, открыть дверь в неизвестное. Я предлагаю вам ребята отгадать несколько театральных шумов, а поможет мне в этом человек по профессии звукооператор. Пожалуйста, включите шумы (звуки)(ребята отвечают) Молодцы!
Вадим: - Сегодня мы познакомились с некоторыми театральными профессиями. Можете их перечислить? (ответы детей). Молодцы!
- А кто же и из них главный? Кто всеми командует? А командует всеми режиссёр (слайд 17).
Ученик: Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
- Он выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, репетирует с актёрами, работает с художниками-постановщиками, проверяет свет, музыку, грим, костюмы и ещё много другой работы выполняет. Всё ради того, чтобы выпустить спектакль, который долгое время будет радовать зрителей. Режиссёр должен быть творческой личностью, но так как спектакль дело общее, талантливы должны быть все кто над ним работает!
Ученик:
Чтоб состоялась в театре премьера:
Долго готовят её костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматурги, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафор,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр!
Полина: - Сейчас, ребята, мы предлагаем вам посмотреть мини-спектакль, который подготовили вместе с вашими одноклассниками. Это сценарий музыкального мини – спектакля по мотивам сказки К.И. Чуковского.
- Мы решили поставить спектакль именно К.И.Чуковского, так как в марте 2017 года исполняется 135 лет со дня рождения детского поэта, публициста и переводчика Корнея Ивановича Чуковского.
(раздать програмки)
"Муха Цокотуха"
Действующие лица: Ведущие, Муха - Цокотуха, Комар, Паук, Тараканы, Божьи Коровки, Жуки, Блошки, Пчелка, Бабочки.
1 Звучит музыка вступления ("Приходите в сказку...").
Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие!
Приготовьте, дети ушки!
Приготовьтесь, гости слушать!
Входит сказка в светлый дом
И расскажет обо всем.
Ведущий 2: Кто-то бросил к нам в оконце,
Посмотрите письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Ведущий 3: Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Ребята! От кого пришло письмо, вам хочется узнать?
Ведущий 1: Письмецо сейчас вскрываю,
А вам надо постараться,
И всем вместе отгадать!
(открывает конверт, достает письмо)
Ведущий 2: Героиня не простая
Она по полю прошла, она денежку нашла.
Полетела на базар и купила….
Дети (хором): Самовар! (слайд 18)
Ведущий 3: Давайте посмотрим, а что же было дальше…
2 Звучит музыка В. Гаврилина "Каприччио" (Муха-Цокотуха летает, находит "денежку").
Ведущий 3: Муха, Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Муха: Что же мне купить такое?
Пойду быстро на базар
И куплю там самовар.
Песня Пых-Пых-Самовар - поёт муха
Потому что день рожденья
Буду нынче я справлять.
Всех букашек, таракашек
Сладким чаем угощать.
Муха: Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
У меня для гостей
Много вкусных сластей!
(Муха-Цокотуха хлопочет у стола).
Ведущий 1: Узнали лесные букашки о празднике у Мухи, и полетели её поздравить!
3 Звучит музыка Римского - Корсакова «Полет шмеля»
(прилетает Пчела)
Ведущий 2: Летит пчела, гудит пчела,
Цветок душистый нашла.
Пьет из цветка сладкий сок
Купает в нем свой хоботок.
Пчелочка, пчелочка,
Жальца как иголочки!
Пчела: Здравствуй Муха - Цокотуха.
Позолоченное брюхо!
Я со всех родных лугов
Принесла тебе цветов.
Я – бабушка пчела
Тебе меду принесла!
Ах, какой он чистый!
Сладкий и душистый…
(дает Мухе букет цветов и мед, Муха провожает ее за стол).
4 Звучит мелодия русской народной песни « Я на горку шла…».
(под музыку появляется Блошка)
Блошка: Я на горку шла, сапоги несла,
Уморилась, уморилась, уморилася…
Ты прими от Блошки.
Эти красные сапожки.
Сапожки не простые.
В них застежки золотые.
(дарит Мухе сапожки)
Муха: Спасибо, родная,
Гостья дорогая,
Садись за стол,
Самовар готов!
(провожает Блошку за стол)
5 Звучит музыка Грибоедов "Вальс". (Танцуя, появляются Бабочки).
Бабочка 1: Мы Бабочки – шалуньи,
Веселые летуньи
Летаем по полям
По рощам и лугам!
Бабочка 2: Не устаем, порхаем,
Кружимся и летаем.
Мы порхаем по цветам
Прилетели в гости к вам!
Бабочки (хором): Поздравляем, поздравляем!
Бабочка 1: Счастья радости желаем!
Бабочка 2: Вареньем цветочным тебя угощаем!
(Вручают Мухе баночку с вареньем).
Муха: Спасибо, милые подружки!
Прошу всех за стол!
(Бабочки садятся за стол).
Ведущий 3: А вот и Божья Коровка летит,
Улыбается, молчит
Спинка в горошину-
Гостья хорошая!
6 Звучит музыка. Моцарт «Рондо в турецком стиле». (прилетает Божья Коровка)
Божья Коровка: Я Божья Коровка
Слетала на небо,
Принесла вам хлеба.
(вручает Мухе каравай, Муха ведет ее за стол)
Ведущий 1: Вдруг что- то зашуршало, зашелестело за дверью, и появились Тараканы с барабанами.
7 Звучит мелодия «Песня охранников» из мультфильма "Бременские музыканты" (выходят Тараканы с барабанами и останавливаются возле Мухи).
Таракан 1: Шу-шу-шу. Вот вам цветочки!
Таракан 2: Шу-шу-шу. Собрали мы их на лужочке.
(дарят Мухе букет цветов)
Муха: Спасибо, букет красивый!
Прошу за стол садиться,
Прошу чайку напиться.
Кушайте, не стесняйтесь,
Все угощайтесь.
(Муха провожает к столу тараканов)
(Гости изображают пантомиму "Застолье")
Муха: Бабочки-красавицы, кушайте варенье!
Или вам не нравится мое угощенье?
Бабочка 1: Твоё угощенье - просто загляденье!
Таракан 1: Твое угощенье - просто объеденье !
Гости (хором): Встанем дружно в хоровод
И для нашей именинницы станцуем хоровод.
8 Звучит музыка. Общий танец насекомых на мелодию русской народной песни «Каравай». (выходят из-за стола, становятся вокруг Мухи-Цокотухи, исполняют танец).
Ведущий 2: А это кто сюда ползет?
Без станка и без рук холст ткет?
Ведущий 3: Сети как рыбак готовит
Да рыбу никогда не ловит?
Ведущий 1: Паучок ковер свой ткет.
Паутиночку плетет,
В сеть свою ловит мух
Выпускает из них дух!
9 Звучит музыка Грига "В пещере горного короля"
(появляется Паук, все гости прячутся под стол).
Выходит Паук (гости дорожат от « ужаса»):
Паук: Я – злой Паучище!
Длинные ручищи!
Я за мухой пришел,
Цокотухой пришел!
(Паук набрасывает веревочную петлю на Муху - Цокотуху и подтягивает ее к себе, приговаривая):
Муха (вырывается и кричит): Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея прогоните!
Паук: Я не только Мух ем,
Я и Пчел, и Комаров -
Всех попробовать готов!
Ведущий 2: Но кто это спешит на помощь
Не зверь, не птица
Нос - как спица?
Блошка: Это спаситель наш
Комар - Комарище
Длинный носище!
10 Звучит музыка. Чайковский "Марш" из балета "Щелкунчик". (появляется Комар в костюме гусара).
Комар: Я Комар-храбрец!
Удалой молодец!
Где паук, где злодей? (смотрит в зал)
Не боюсь его сетей!
Паука я не боюсь!
С пауком я сражусь! (вынимает саблю)
11 Звучит музыка. Бизе "Марш Тореадора". (сражение Комара с Пауком).
Комар (Мухе): Я злодея погубил
Я тебя освободил,
А теперь душа - девица,
Будем вместе веселиться!
Я тебя от смерти спас….
Таракан 2: Прилетел ты в добрый час!
Комар: Ты, усатый Таракан,
Бей скорее в барабан!
Бабочка 2: Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром!
Пчела: Тара-Ра, Тара-Ра!
Веселится мошкара!
Блошка: Пляшут Бабочки - Шалуньи
Машут крыльями игруньи.
Все друг с другом обнялись
В танце ветром понеслись!
Все: Нынче Муха - Цокотуха именинница!
12 Звучит музыка. Штраус "Полька", общий танец
Ведущий 3: Круг поуже! Круг пошире!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись.
Представление весельем
И для нас и для вас
Мы закончим в этот час!
Ведущий 1: Ой, вы, гости дорогие,
Приходите снова к нам!
Рады мы всегда гостям!
Пришло время расставанья!
Говорим вам...
Все хором: «До свиданья!» (поклон, артисты уходят)
Полина: - Вот и подошло к концу наше занятие.
Вадим: - Сегодня мы открыли вам дверь в волшебный мир театра.
- Мы познали, только часть тайн волшебного мира театра, на самом деле еще много предстоит узнать о нём, а вот узнать или пройти мимо, каждый человек решает сам.
Полина: - В конце выступления актеров, зрители дарят овации, аплодисменты. Давайте же похлопаем себе за хорошо проделанную работу!
Вместе: - До свидания! До новых встреч!
Перечень используемой литературы
1. Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александрийской сцены. – Л., 1968.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
3. Энциклопедия для детей, «Всемирная история». Издательство Москва, 1997г.
4. Энциклопедия для детей, «Искусство». Издательство «Аванта+», 1998 г.
Использованные Интернет-ресурсы
- http://www.diletant.ru/excursions/
- http:// ru.wikipedia.org
- http://teatr-sats.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театр - не мода, театр - жизнь
Мероприятие...
театр - не мода, театр - жизнь
Мероприятие, формирующее у воспитанников представление о возникновении, становлении и развитии театра....
Театр! Театр!
Из опыта работы театрального кружка...
Внеурочная деятельность театральный кружок "Волшебные кулисы"
Данный материал содержит презентацию с играми театрального кружка....
Программа внеурочной деятельности театрального кружка "Волшебной кулисы".
В материале содержится программа для внеурочной деятельности для 1-4 классов театрального кружка "Волшебная кулиса"...
проект "Постановка сказки"Колобок"( кружок"За кулисами театра"
подходит для всех УМК, в работе показаны этапы работы над проектом...
Разработка занятия кружка "Волшебная кулиса" с использованием технологий развития креативного мышления
Занятие кружка "Волшебная кулиса" рассчитано на учащихся 1-2 классов. Тема: «Мы - актёры». Основная идея занятия: создание условий для раскрепощения детей и развития навыко...