Советским ученым посвящается
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОУ «Академическая Гимназия»
Внеклассное мероприятие на военно-патриотическую тему:
«Советским ученым посвящается…»
Разработала:
учитель начальных классов
Джантемирова Б.А.
г.Черкесск
Урок , посвященный советским ученым.
Дорогие ребята, скажите: без чего невозможна была победа 1945 года?... Каким бы храбрым, мужественным ни был солдат , без соответствующего вооружения победить столь сильного соперника, вооруженного до зубов было бы невозможно, поэтому следующую страницу мы хотим посвятить людям ,чей вклад в победу кажется не оценен по достоинству. Так восполним же мы этот пробел…и поговорим о советских ученых, вооруживших в кратчайшие сроки всю нашу армию.
12 .28 июня 1941 г. Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству... Все, кому дорого культурное наследие тысячелетий, для кого священны высокие идеалы науки и гуманизма, должны положить все силы на то, чтобы безумный и опасный враг был уничтожен» (А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица и другие)
Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство. Ученые разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего, военной техники.
Значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие – приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
«Нам разум дал стальные руки –крылья» Звучит куплет из кинофильма «Небесный тихоход». В. Соловьев-Седой - А. Фатьянов, Исполнитель Сергей Владимирский).
С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий. Утром 22 июня 1941г. приступив к бомбежкам мирных городов и сел СССР фашистские летчики и не подозревали, как ошиблось немецкое командование в оценке советской авиации. Уже в
первые часы боевых действий столкнувшись со столь мощным сопротивлением, фашисты убедились, что советские располагают новейшими самолетами всех назначений. В ходе войны авиационная техника непрерывно совершенствовалась быстрыми темпами. Требовалось увеличить высоту полета, скорость подъёма и движения, улучшить огневую мощь. И во всех этих заданиях наши авиаконструкторы преуспели. Во время войны создали ряд новых машин. Вот некоторые из них. Интересен тот факт, что названия большинства советских воздушных кораблей происходят от фамилии их создателей.
- Истребитель Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина, стремительность и «живучесть» машине придавал новый мощный, надежный двигатель с воздушным охлаждением.
- Истребитель Як-3 сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро А.С.Яковлева - самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны.
- Штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина, созданный в 1944 году, обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной смертью».
- Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н.Туполева, специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч.
За рекою грянула Катюша (Звучит куплет из Катюши)
А вот славная страница из истории советской артиллерии минувшей войны.
Главное артиллерийское управление (ГАУ) в начале 1937 года, а затем и в 1938 году поставило перед учеными конструкторами задачу разработать многозарядную пусковую установку для ведения залпового огня 132-мм реактивными снарядами.
Создание многозарядных пусковых установок требовало решения многих технических проблем: обеспечение плотности огня оптимальным выбором числа направляющих и скорострельности, сохранение высоких маневренных качеств пусковых установок, защита операторов при пуске ракет, обеспечение удобства обслуживания.
Разработка самоходной пусковой установки была поручена коллективу конструкторов во главе с И. И. Гваем, в который входили А. П. Павленко, А. С. Попов и др. Новое оружие было впервые применено в бою 14 июля1941 г. батарея капитана Флерова произвела залп из7пусковых установок по железнодорожной станции Орша. «Уму непостижимо. что творилось в 4 километрах от нас ,не то что танки и машины- горела даже земля»-, вспоминал генерал-лейтенант Г.Д. Плесков . Гитлеровцы назвали оружие адской мясорубкой. Были назначены большие награды тем кто захватит хотя бы одну установку, т.к. враг не знал его устройства. Советские воины свято сохранили секрет нового оружия которое в народе любовно назвали Катюша. Сначала в войсках существовали разные названия этого оружия – «Гвардейские миномёты», «Гитара», « Секретка», «Адская мясорубка», «Раиса Семёновна с гитарой», а прижилось только одно – «Катюша». На заводе же снаряды называли попросту - ровсами, а направляющие к ним - спарками.
Во время Великой Отечественной войны легендарная «Катюша» производилась на заводе им. Колющенко в г. Челябинске. Одним из создателей «Катюш» был главный конструктор завода Колющенко Семён Михайлович Тарасов.
Установке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной стали; она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле, что обеспечивало ее высокую маневренность Снаряд был реактивным. В камере двигателя находилось семь шашек пороха (длиной 55 и диаметром 4 см.). Сгорая, порох создавал давление в 300 атмосфер, температура поднималась до трёх тысяч градусов. Скорость снаряда при сходе достигала 70 метров в секунду, а максимальная уже 355 метров в секунду. В головке снаряда находился мощный боевой заряд. Дальность полёта ракеты-снаряда достигала 8,5 км.
Артиллерийское оружие, созданное в конструкторских бюро, отличалось от артиллерийских систем Германии большей мощностью, надежностью в эксплуатации, простотой в обращении, сроками службы.
Сравнивая тактико-технические характеристики советской и немецкой техники времен Великой Отечественной войны, историки в большинстве случаев приходят к выводу об однозначном техническом превосходстве Третьего рейха.
Звучит песня «На поле танки грохотали»
Распространено и такое мнение, что победой над фашистскими захватчиками мы обязаны, прежде всего, численному превосходству советских войск. Его сторонники нередко забывают, что советские воины воевали не голыми руками. Каждому солдату, большинство из которых война застала врасплох, нужно было вложить в руки простое и эффективное оружие.
Пожалуй, самый общепризнанный символ победы – это легендарная «тридцатьчетверка», танк Т-34 самый массовый танк в мире. Конструктором которого является М.И. Кошкин, произведено за годы войны более 35 000 экземпляров. Огромные масштабы производства стали возможны благодаря высочайшей технологичности конструкции танка, процесс изготовления которого оттачивался в течение всей войны. Именно в производстве Т-34 была впервые применена автоматизированная сварка бронелистов. Как показал опыт войны, при сопоставимой защите и огневой мощи наши танки выигрывали в подвижности и неприхотливости, в то время как немецкие машины имели лучшую оптику и гораздо более высокое качество изготовления.
Начало серийного производства Т-34 явилось завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объём выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость.
К 22 июня 1941 года было выпущено 1066 танков Т-34. В 1943 году под руководством инженера Ж.Я.Котина, в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк И С- 2 массой 45 тонн. Технические характеристики танка в лучшую сторону отличались от параметров предшествуюших моделей: толщина брони была 90-120 мм, развиваемая скорость — до 52 км/ч (на 30% больше, чем у отечественных машин этого класса; раньше так быстро могли передвигаться лишь легкие и средние танки). Танк ИС-2 был оснащен мощным вооружением: пушкой 122-миллиметрового калибра и четырьмя пулеметами. Интересный факт:
В начале Второй Мировой войны СССР испытывал большую нехватку танков, в связи с чем было принято решение в экстренных случаях переоборудовать в танки обычные тракторы.
Сейчас мы перевернем последнюю страницу нашего альманаха . Если к началу войны промышленная база Германии превышала советскую в 3-4 раза, то уже к концу 1943 года была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность дала фронту в 1943г. 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов боевой техники, оружия. В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, а её полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала! После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Слава, Вам! Слава!
Война бушевавшая над нашей планетой 6 лет, в ходе которой было убито почти 55 млн.человек ,и ранено 9млн, закончилась 9мая 1945г. благодаря Победе Советского Союза над гитлеровской Германией. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки знать, какой ценой она была завоевана. Память о сотнях тысяч замученных в концлагерях, о миллионах погибших в сражениях призывает всех нас беречь мир как самую большую ценность, как залог жизни! Пусть немеркнущим великим примером для каждого молодого человека нашей страны станет любовь к Родине, которую так ярко проявили деды и прадеды в лихую годину Великой Отечественной войны. Мы должны неустанно стремиться к знаниям, овладевать ими, потому что, как доказала история, знания -это сила. В памяти нашей сегодня и вечно будет жить подвиг всех тех, чьей жизнью и трудом завоеваны Победа и Мир на Земле
Чтец:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна…
Фильм Россия
все участники встают с плакатами в руках.
– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Чтец
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли, Чтобы всем был сегодня слышен Голос юных граждан земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
посвящается подвигу советского народа
сценарий мероприятия посвящен защитникам родины во время великой отечественной войны.используются воспоминания детей военной поры, дневниковые записи детей- блокадников....
герои советского союза -солдаты победы.герои советского союза города тулуна
презентация посвящена георям Советского Союза ВОВ и героям Советского Союза города Тулуна...
«Искры памяти» посвящается 70-летию победы Советской армии в Великой Отечественной Войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодарная пора для привития священного чувства к Родине. П...
Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»
Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...
ПРОЕКТ «УЧЕНЫЕ РОССИИ» ИЗОБРЕТАТЕЛЬ СОВЕТСКОЙ АТОМНОЙ БОМБЫ
Содержание данной работы позволит познакомить детей с изобретателем атомной бомбы...