Типы и виды задач
методическая разработка (1 класс) по теме
Типы и виды задач в начальной школе
Типы и виды задач в начальной школе.
Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время- это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка.
В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.
С методической точки зрения для полноценной работы над задачей ученик должен:
- уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного;
- уметь анализировать текст задачи, выявлять его структуру и взаимоотношения между данными и искомыми;
- уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия;
- уметь записывать решение задач с помощью соответствующей математической символики;
- умение составлять задачи.
В начальном курсе математике понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметических задачах. Они формируются в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их называют «текстовыми», « сюжетными», «вычислительными» или «практическими».
Начальный курс математики ставит основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим методом, который сводится к выбору арифметического действия или действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами. Оно оформляется в виде последовательности числовых равенств или выражением, к которым даются пояснения.
Виды задач:
• Простые;
• Текстовые;
• Составные;
• Обратные;
Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной задачей. Она включает в себя ряд простых задач. Связанных между собой, так что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. В подготовительный период перед знакомством с составной задачей одной из форм работы является решение простых задач. Простые задачи являются составными частями одного из
способов введения составных задач. Решение составной задачи всегда начинается знакомством с условием и вопросом к ней. Далее используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся и иллюстрация задачи.
Наряду с предметной иллюстрации, начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись условия задачи.
В краткой записи фиксируются в удобнообразной форме величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и слова, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:
1).Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2). В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3). Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать
количеству действий в задачи;
4). Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.
В формировании умения решать текстовые задачи велика роль правильно организованного разбора задачи. В методике обычно говорят о двух способах проведения такой работы: о разборе от данных к искомым значениям и, наоборот. От искомых (вопроса задачи) к данным (известным) значениям. Первый называется синтетическим, второй – аналитическим. Возможна их комбинация – аналитико-синтетический способ рассуждений.
Составление задач по краткой записи – важный этап в работе над составной задачей и отработке навыков решения ее. Эту работу надо начинать еще при работе над простой задачей и параллельно с записью краткого условия задачи. Сначала рекомендуется научить составлять краткое условие составной задачи, решать ее, затем предложить аналогичную краткую запись, но с другими числами и попросить сформулировать задачу, аналогичную данной. Затем постепенно, работая над составлением задач, менять формы краткой записи условия задачи и исключать предварительную работу с заданной задачей и ее краткой записью
Пояснения к решению задач. Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы. Работа по осознанию хода решения той или иной математической задачи дает импульс к развитию мышления ученика.
При изучении задач в курсе математики, как простых, так и сложных, как обычных арифметических, так и типовых оказывается высокоэффективным систематическое применение так называемого метода обратных задач. Успех обучения решению задач посредством преобразования прямой задачи в обратные задачи объясняется как первопричиной тем, что такой путь заставляет поднимать из сферы подсознания наибольшее разнообразие связей, заключенных в содержании задачи. Это и обеспечивает – на языке дидактики – глубокое и прочное усвоение материала. На составление и решение обратной задачи уходит несравненно меньше времени, чем на решение новой задачи, так как числовые данные и сюжет остаются прежними; производится здесь лишь логическая операция по переосмыслению ролей чисел; неизвестное в прямой задаче становится известным и наоборот.
Типичные краткие записи представляю вам ни листах. В первом классе это могут быть рисунки, геометрические фигуры, но с умением писать вводятся краткие записи.
Так же представляю вам типы задач в начальной школе, каждому типу своя краткая запись.
ПАМЯТКА (алгоритм)
«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.
2. Выдели условие и вопрос.
3. Запиши условие кратко или выполни чертёж.
4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и запиши ответ задачи.
Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении задачи:
Анализ задачи.
1. Известно, что … (расскажи условие задачи)
2. Надо узнать… (повтори вопрос)
3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …
4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…
5. Поэтому в первом действии мы узнаем …
6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … ( какое действие выполняем)
ТИПЫ ЗАДАЧ
1 КЛАСС
1. Задачи на нахождение суммы
На ветке сидело 4 воробья и 3 снегиря. Сколько птиц сидело на ветке?
2. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
В Северном Ледовитом океане 10 морей, а в Индийском на 5 меньше. Сколько морей в Индийском океане?
Антон нашел 5 боровиков, а сыроежек• на 4 больше. Сколько сыроежек нашел Антон?
3. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
За два дня турист прошел 8 км. В первый день он прошел 3 км. Сколько км он прошел во второй день?
4. Задачи на нахождение остатка.
На дереве сидело 7 птиц. 3 улетели. Сколько птиц осталось?
5. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого.
У Иры было 9 тетрадей. Когда несколько тетрадей Ира исписала, их осталось-6. Сколько тетрадей исписала Ира?
На полке было 5 книг. Когда еще несколько книг поставили на полку, их стало 8. Сколько книг поставили на полку?
6. Задачи на нахождение уменьшаемого.
Когда Коля раскрасил в книжке 4 картинки, их осталось 3. Сколько картинок в книжке?
7. Задачи на разностное сравнение.
В саду 8 кустов малины и 5 кустов крыжовника. На сколько больше кустов малины, чем кустов крыжовника? На сколько меньше кустов крыжовника, чем кустов малины?
8. Задачи с косвенными вопросами.
Ров первого деревянного кремля имел глубину 5 м, что на 2 м больше, чем его ширина. Какова ширина рва?
Жук олень имеет длину 7 си, что на 4 см меньше длины уссурийского усача. Какова длина уссурийского усача?
9. Составные задачи на нахождение суммы.
В магазин привезли 20 ящиков конфет, а печенья на 6 ящиков больше. Сколько всего ящиков привезли в магазин?
На земле 4 океана, а материков на 2 больше. Сколько всего океанов и материков на Земле?
10. Составные задачи на нахождение остатка.
В классе учились 12 девочек и 10 мальчиков. Потом 4 человека ушли. Сколько человек осталось?
11. Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.
В классе 14 девочек и 15 мальчиков. В школу пришло 18 детей. Сколько детей заболело?
Ежик собрал 28 яблок. 9 из них он отдал ежику и еще несколько белочке. Сколько ежик отдал яблок белочке, если у него осталось 12 яблок?
12. Составные задачи на нахождение третьего слагаемого.
У нашей кошки 11 котят: 3 белых 4 черных и несколько рыжих. Сколько рыжих котят у нашей кошки?
13. Составные задачи на нахождение суммы.
На полке стояло 9 книг на немецком языке, а на английском на 14 книг больше, чем на немецком, а на французском языке на 12 книг меньше, чем на английском. Сколько всего книг стояло на полке?
14. Составные задачи на нахождение уменьшаемого.
В банке были соленые огурцы. За завтраком съели 12 огурцов, а в обед 21. Сколько огурцов было в банке, если в ней осталось 15 огурцов?
15. Составные задачи на разностное сравнение.
В тетради 6 чистых страниц, исписано на 4 страницы больше. На сколько меньше исписанных страниц, чем всего страниц в тетради?
В коробке было 9 красных и зеленых ручек. Из них красных - 3 ручки. На сколько больше было зеленых ручек, чем красных?
2-3 КЛАСС
16. Простые задачи на умножение.
Сколько колес у 3 двухколесных I велосипедов?
17. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
У Сережи 4 солдатика, а у Антона в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Антона?
В кружках занималось 18 мальчиков, а девочек в 2 раза меньше. Сколько девочек занималось в кружке?
18. Задачи на деление по содержанию и на равные части.
У плотника 16 дощечек. Сколько скворечников можно сделать из этих дощечек, если на один скворечник идет 8 дощечек?
Тесьму длиной 3 м разрезали на 3 одинаковые части. Сколько метров тесьмы в каждой части?
19. Задачи на кратное сравнение.
В бидоне 10 л молока, а в кувшине 5 л. во сколько раз меньше молока в кувшине, чем в бидоне. Во сколько раз больше молока, а в бидоне, чем в кувшине?
20. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
На одной стороне улицы 24 дома. Это в 3 раза больше, чем на другой. Сколько домов на другой стороне?
В саду росло 18 черешен. Это в 3 раза меньше, чем персиковых деревьев. Сколько персиковых деревьев в саду?
21. Составные задачи на нахождение суммы.
Мама купила 12 кг земляники что в 4 раза больше, чем малины. Сколько кг ягод купила мама?
22. Задачи на приведение к единице.
Для 6 гирлянд надо 12 фонариков. Сколько потребуется фонариков для 2 гирлянд?
23. Составление задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.
Для уроков труда купили 4 набора цветной бумаги по 10 листов в каждом наборе. На поделки истратили 36 листое. Сколько листов осталось?
Бабушка засолила несколько банок помидоров по 5 кг в каждой банке. Зимой съели 30 кг и осталось 10 кг помидоров. Сколько помидоров засолила бабушка?
На пришкольном участке ребята вырастили морковь. После того, как разложили морковь в 2 корзины, по 6 кг в каждую - осталось 28 кг. Сколько кг моркови вырастили ребята?
24. Составные задачи на разностное и кратное сравнение.
6 ящиков с банками весят 30 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?
6 ящиков киви весят 18 кг, и 2 ящика манго 12 кг. Во сколько раз ящик с манго весит больше, чем ящик с киви?
25. Задачи на нахождение суммы двух произведений.
Школьники окопали 2 ряда яблонь по 6 деревьев в каждом ряду и 3 ряда вишен но 5
деревьев в каждом ряду. Сколько всего фруктовых деревьев окопали школьники?
26. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Для детского сада купили 68 кг конфет. Карамель лежала в б коробках по 4 кг в каждой, а шоколадные конфеты в 4 коробках. Сколько килограммов шоколадных конфет в каждой коробке?
27. Составные задачи на деление суммы на число.
С одной грядки сняли 18 кг репы, а с другой 54 кг. Всю репу разложили в корзины по 9 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?
28. Простые задачи на цену, количество, стоимость.
5 пуговиц стоят 35 рублей. Сколько стоит одна пуговица?
У Коли 4 монеты но 50 копеек. Сколько денег у мальчика?
Батон хлеба стоит 2 рубля. Сколько батонов хлеба можно купить на 8 рублей?
29. Составные задачи на цену, количество, стоимость.
Для школы купили 5 линеек по 8 рублей и столько же карандашей по 2 рубля. Сколько денег заплатили?
За 6 м шелка и 3 м шерсти заплатили 108 рублей. Метр шерсти стоит 24 рубля. Сколько стоит метр шелка?
Миша купил на 18 рублей 6 конвертов. Сколько конвертов он купит на 6 рублей?
30. Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур.
Сторона прямоугольника а = 5 см, а в на 2 см короче. Чему равен периметр прямоугольника ?
Сторона прямоугольника а = 4 см, Р = 14см. Чему равна сторона в?
4 КЛАСС
31. Простые задачи на движение.
Расстояние от города до поселка 30 км. Сколько времени потребуется пешеходу. Чтобы пройти это расстояние со скоростью 6 км/ч?
Мальчик пробежал 20 м за 10 секунд. С какой скоростью бежал мальчик?
Муха летела со скоростью 5 м/с 15 секунд. Какое расстояние она пролетела?
32. Задачи на встречное движение.
Два мальчика одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 200 м. Они встретились через 20 секунд. Первый бежал со скоростью 5 м/с. С какой скоростью бежал второй мальчик?
Расстояние между селами 48 км. Через сколько часов встретятся два пешехода, которые вышли одновременны навстречу друг другу, если скорость одного 3 км/ч, а другого 5 км/ч?
Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали 2 автобуса. Скорость первого автобуса 25 км/ч, скорость второго 50 км/ч. Первый автобус прошел до встречи 100 км. Сколько км прошел до встречи второй автобус?
33. Задачи на движение в одном направлении.
Лыжник шел со скоростью 18 км/ч и был в пути 3 часа. Сколько времени потребуется пешеходу, чтобы пройти такое же расстояние, если его скорость 9 км час?
Отряд прошел 39 км. Первые 3 часа он шел со скоростью 5 км/ч. Остальную часть пути отряд прошел за 6 часов. С какой скоростью отряд прошел остальную часть пути?
34. Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении.
Из гаража одновременно в противоположных направлениях вышли две автомашины. Одна шла со скоростью 50 км/ч, а другая со скоростью 70 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут эти машины через 4 часа?
Из одного поселка вышли в одно и то же время в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 5 м/ч, а скорость другого 6 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет равно 33 км?
От пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два теплохода. Через 6 часов расстояние между ними было 360 км. Один из них шел со скоростью 28 км/ч. С какой скоростью шел другой теплоход?
35. Задачи на пропорциональное деление.
Двое рабочих заработали 900 рублей. Один работал - 2 недели, а другой 8 недель. Сколько денег заработал каждый?
36. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.
В одном куске было 6 м ткани, а в другом 12 м такой же ткани. Второй кусок стоит на 24 рубля дороже, чем первый. Сколько стоил каждый кусок ткани?
37. Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.
Какой длины потребуется проволока для прямоугольной рамки, если длина рамки 25 см, а ширина равна 4/5 длины?
2/5 кружки сахарного песку весит 100 г. Сколько весит кружка сахарного песку.
38. Задачи на нахождение площади.
Задачи на нахождение суммы (составные) задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц в прямой и косвенной форме.
Задача № 1
I -
II - ?, на б.
Задача № 2
I -
II - ?, на м.
Задача № 3
I - , на б.
II - ?
Задача № 4
I - , на м.
II - ?
Задачи на движение.
V | t | S |
Более наглядно – чертеж.
Задачи на цену, количество, стоимость.
Ц | К | С |
Задачи на нахождение площади и периметра.
Дано: Решение:
Найти:
Ответ:
Задачи на ……..
Масса одного мешка | Количество мешков | Общая масса |
Задачи на нахождение суммы или одного из слагаемых.
Задача № 1
I -
?
II -
Задача № 2
I - ?
II -
Задача № 3
I -
II - ?
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц ( в несколько раз) в прямой и косвенной форме, задачи на разностное сравнение.
Задача № 1
I -
II - ?, на (в) б.
Задача № 2
I -
II - ?, на (в) м.
Задача № 3
I - , на (в) б.
II - ?
Задача № 4
I - , на (в) м.
II - ?
Задача № 5
I -
II- на (в) ? б. (м.)
Задачи на нахождение остатка, уменьшаемого, вычитаемого.
Задача № 1
Было -
Уехали -
Осталось - ?
Задача № 2
Было - ?
Уехали -
Осталось -
Задача № 3
Было -
Уехали - ?
Осталось -
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnye_plany_shkola_razzvti_rechi.docx | 49.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата____________________
Тема: Речь.
Цель: познакомить учащихся с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями правильной речи. Развитие памяти.
1.^ Слово учителя:
Русский язык по праву считается одним из самых богатых, красивых и выразительных языков мира. На нем говорят не только русские люди. Желающих изучать русский язык в мире становится все больше и больше.
Мы говорим по – русски всю свою жизнь. Зачем же нам еще заниматься развитием своей речи?
Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, чем точнее и правильнее умеет он пользоваться своим словарным запасом, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям. Поэтому, ребята, мы с вами будем знакомиться с новыми словами, их значением, исследовать законы, по которым строиться правильная и красивая речь.
2.^ Рубрика: Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание 1. Вспомни и ответь.
- Как зовут сына папы Карло?
-Из чего папа Карло сделал Буратино?
-Как зовут мальчика-луковку?
- Без кого скучал Малыш из сказки А.Лингренд?( без щенка)
-Кто тащил репку в сказке «Репка»?
Задание 2.Отгадай загадку.
-Если б не было его,
Не сказал бы ничего. «Язык»
- Для чего человеку нужен язык?
- Какое еще значение имеет слово ЯЗЫК?
Беседа о значениях слова.
Чаще всего слово ЯЗЫК мы связываем со словами РАЗГОВОР,РЕЧЬ. Давайте вспомним, какая бывает речь. (устная и письменная).Для чего она нужна?(для общения).Какая у нас должна быть речь, чтобы с нами было приятно общаться? (четкой, правильной, красивой )
^ Задание 3 Прослушайте стихотворение А.Л.Барто «Сильное кино».
Подумайте, почему девочка не поняла содержание фильма, который посмотрел ее брат.
Сильное кино.
Заранее , заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с нею заодно….
Ух ,сильное кино!
Наверно я еще мала,
Я ничего не поняла!
Задание 4.Составление правил красивой речи.
Коллективное обсуждение.
- Правильно строй предложения.
- Не торопись. Говори четко, не глотай слова.
- Не кричи, но и не говори очень тихо.
- Говори выразительно: выделяй голосом главные слова, делай паузы.
- Не употребляй слова – паразиты.
Рубрика: Умел дело делать, умей и позабавиться.
Задание5 . Для того чтобы сделать свою речь четкой, люди придумали увлекательные упражнения. Называются они СКОРОГОВОРКИ.
Разучивание скороговорки:
«Сыворотка из - под простокваши»
3.Можно прослушать запись стихотворения или сказки в исполнении артистов театра .При отсутствии таковой учитель сам может подготовить выразительное чтение какого – либо литературного произведения.
Дата__________________________
Тема: Тише, громче…
Цель: формирование навыков выразительной речи. Развитие памяти, логического мышления.
1.Рубрика: Не торопись отвечать , торопись думать .
- Кто автор сказки «Муха – цокотуха»?
- Кто самый лучший в мире укротитель домоправительниц?
- Что в одной русской народной сказке было не простое, а золотое?
- Как называется время суток между вечером и утром? Утром и вечером?
2.Работа над выразительностью речи.
Мы уже говорили о правилах красивой речи. Одно из правил – выразительность. Что значит говорить выразительно?
(четко, правильно, соблюдая интонацию.)
Сегодня мы будем учиться этому.
Послушайте стихотворение Н. Юсупова.
Простите.
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой обиделись сразу.
Но папа нашелся: взглянул им в глаза
И робко и тихо «Простите» сказал.
Имама молчит, улыбается даже.
- Мы купим другую, есть лучше в продаже…
«Простите» - казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
- Почему слово названо чудесным?
- А почему папа произнес его робко и тихо?
Он хотел показать, что раскаивается в произошедшем.
- Как вы считаете, изменилось бы что-нибудь, если бы папа произнес «Простите»громко, с другой интонацией?
Мама могла бы не понять что он осознал свой проступок и извиняется за него.
2.^ Рубрика: Умел дело делать, умей и позабавиться.
Работа над четкостью речи и правильным интонированием.
Скороговорка:
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Расскажи скороговорку. Последние две строчки произноси радостно, восхищенно.
- А теперь попробуй произнести эти строчки с сожалением, с ужасом.
3.Итог занятия
-понравилось ли вам занятие?
если «да» - поднимите руки вверх
«нет» - в стороны
дата_______________
Тема: Слова, слова, слова…
Цель: формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Развитие внимания, логического мышления.
1.Рубрика: Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание: «Добавь словечко».
Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф,
Не потому, гордый нрав, а потому, что он ….жираф.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался …..сом.
Задание: Вспомните.
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Для чего нужны слова?
Для того, чтобы называть предметы, действия предметов, признаки предметов и т. д.
2.Чтение стихотворения А.А. Шибаева.
Слова, слова, слова…
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету!
Слова, слова, слова. И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, - и все, что в памяти у нас, -
Означено словами. Слова, слова, слова
Они слышны и здесь и там, на улице и дома:
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо…
Слова, слова, слова. Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – в огромном море – море слов –
Купаться ежечасно! Слова, слова, слова.
3.Буквы - большие выдумщицы. Они очень любят загадывать нам разные загадки, любят играть с нами.
А.А. Шибанова «Что придумали буквы».
4.Работа над четкостью речи, тренировка памяти.
Скороговорка:
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку,
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.
5.Итог занятия
-понравилось ли вам занятие?
если «да» - поднимите руки вверх
«нет» - в стороны
Дата________________
Тема: Озорные буквы.
Цель: формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.
1.Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание: Вспомни и назови автора.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики
На воздушном шарике…К. И. Чуковский
В доме 8 дробь 1
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча…С.В.Михалков
2.Где ум, там и толк.
Задание: «Сложи слово».
Сад + рож – А – Д –С + Ь = рожь
Г + НЕСУ +З –СУ + ДОМ – М = гнездо
Задание: Очень важно, чтобы звуки и буквы в наших словах жили дружно.
Иначе….Вот что произошло однажды.
Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны.
Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак! Кашлянули: -КХ!
Чихнули: -ПЧХ! Хмыкнули: -ХМ! Зачем – то позвали кошку: -КС! И заскучали..
Вдруг: -ТСС! Показалось им, кто – то рыдает где – то…Прислушались.
А-а-а! О-о-о! – кричали гласные. Они плакали как малые дети: -УА!УА! Аукались: -АУ!АУ! Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали: Будем всегда вместе!
И с тех пор никогда больше не разлучались.
3.Задание: Слово может изменить смысл, если мы уберем какую- нибудь букву или вставим новую. Прочитаем стихотворение А.А. Шибанова «Озорные буквы».
Не давали буквам дела . Им безделье надоело.
Надоело им скучать – и пошли озорничать…
«К» в карман к монтеру прыг! А в кармане – ролики.
Из кармана в тот же миг выскочили кролики.
Букву «Д» на дне пруда увидали раки.
С той поры у них беда: то и дело…драки
4.Итог: очень важно каждую букву в слове писать на своем месте. Перестановка в слове слога или буквы может совершенно изменить смысл слова.
Дата_________________________
^ Тема: Слова играют в прятки.
Цель: развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову.
1.Рубрика: Не торопись отвечать, торопись думать.
Задание: Вспомни загадки по их концам и назови отгадки.
- Стоит Антошка на одной ножке.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
- Сто одежек, и все без застежек.
- Кто это: Матроскин,Страшила, Мойдодыр, Гена.
2.Какие слова «спрятались» в именах?
Мойдодыр, Айболит, Тянитолкай.
Кто придумал такие имена героям своих произведений? К. И. Чуковский.
Сможешь ли ты придумать несколько имен подобного рода? А вот какие имена придумал поэт Григор Витез.
Петух Будидень и ленивый Радо.
Рано, лишь забрезжит день, встает петух
И будит очень громко коня Нервипостромки,
Вола Везителегу и пса Туданебегай,
Хавронью Лезькавлужу, кота Пошелнаружу,
БабусюДайковрижки , подпаска Гонистадо,
Врача Колотьненадо, голубку Пугнискрыши,
Шофера Эйпотише..
3. Игра «Найди слово».Иногда слова бывают как матрешки – в одном слове прячутся несколько других.
уточка – точка
волк - вол
коса - оса
олень - лень
снаряд – наряд
4.Прочитай стихотворение А. Санина. Почему вдруг произошли такие чудеса?
Дым на улице стоит, Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка, со стола упала кошка.
Вдень весенний у ворот начал дружно таять мед.
Пироги пекутся в речке. Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком. Вы слыхали о таком?
Дата____________________
Тема: Слово и его значение.
Цель: формирование понятия о лексическом значении слова.
1.Рубрика №1.
Задание: назови, как эхо, часть слова, чтобы получилось новое слово.
Смех (мех), машина (шина ), тапочки (почки, очки ), тумбочка (бочка ), дубок (бок ), кисель (ель ), рыбак (бак ).
^ 2.Рубрика: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Загадка: Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.
Книга учит нас, рассказывает об окружающем мире. Но чтобы прочитать книгу и правильно понять содержание написанного в ней, нужно знать значение каждого слова. О том, к чему приводит незнание значения слова, рассказал в стихотворении О. Дриз.
Привет.
Прислала мне тетя печенья, конфет, варежки, шарф и горячий привет.
Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем…Где же привет?
Я смотрю с нетерпеньем. С чем он? С грибами? С капустой? С вареньем?
Наверное, мама привет этот прячет, - видно, очень горячий.
Значение какого слова не знал мальчик?
Где или у кого можно узнать значение незнакомого слова?
Как называется словарь, в котором собраны объяснения значений различных слов?
Показать любое издание толкового словаря. Объяснить, как им пользоваться.
^ 3.Умел дело делать, умей и позабавиться.
Назови одним словом.
- Сумка школьника, которую носят на спине.( ранец)
- Пункт, который охраняет часовой. ( пост)
- Занавески на окнах.(шторы)
- Куклы из дерева, которые вкладываются одна в другую.(матрешка)
Запомни!
Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.
Если значение слова не понятно, надо попросить взрослых объяснить его или посмотреть в толковом словаре.
дата_______________
Тема:
Цель: Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.
Рубрика№1.Отгадай загадку.
«Сердит! – закрыв лицо рукой, сказал прохожий глухо.
«Ударил как!» - ворчал другой, поглаживая ухо.
Шла мимо бабушка с клюкой, в платок упрятав нос
Она сказала: «Ишь, какой, кусается, как пес.»
И я скорей лицо прикрыл воротником пальто.
В тот день и прям сердитым был, вы догадались, кто? (мороз)
Что означает выражение ударил мороз?
А что означает выражение мороз кусается?
В русском языке некоторые слова могут иметь не только прямое значение, например, ударил молотком, но и переносное - ударил мороз.
Встречал ли ты такие слова?
Для чего в нашем языке слова используются в переносном значении?(чтобы сделать речь более выразительной)
2.Прочитай стихотворение поэта М.Яснова. Найди слова в переносном значении.
^ Кто что несет.
Семен портфель несет в руке,
Павлуша – двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход –
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах –
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил –
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!
3.Что означают выражения:
Бьют часы, идет снег, сырое яйцо, золотые руки.
4.Отгадай, что это?
-Его держат, когда дают кому-то.(слово)
- Они идут, а с места не сдвигаются.(часы)
- Оно летит без крыльев и бежит без ног.(время)
5.Прочитай стихотворение. Найди слова в переносном значении, объясни их. Нарисуй к нему свой рисунок.
В глуши лесной, в глуши зеленой, всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой бьет из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит, крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит.
И.Бунин.
Дата__________________________
Тема: Многозначные слова.
Цель: формирование понятия многозначности слов.
1.Рубрика№1.
- Какая шляпка никогда не надевается на голову? (шляпка гвоздя)
- Какую баранку нельзя съесть? (руль машины)
2.Сплеча да сгоряча, не добудешь калача.
В русском языке есть слова, которые имеют не одно, а несколько значений. Такие слова называют многозначными.
У слова может быть несколько значений:
Ножка малыша – ножка стула
Хвост птицы – хвост самолета – хвост колонны
Спинка стула – спинка ребенка
Запоминай при чтении различные значения слов. Это поможет сделать твою речь красивой.
3.Прочитай стихотворение И.Токмаковой. Найди в нем многозначные слова.
В чужой стране.
В чудной стране ,
Где не бывать тебе и мне
^ Ботинок черным язычком,
С утра лакает молоко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
4.Сходство предметов может быть не только по внешнему виду, но и в действиях. Подумай и ответь.
Почему щетки для очистки стекол у автомобиля называют дворниками?
Почему человека, который купается в проруби, называют моржом?
5.Отгадай слово.
Закончи фразу: глуп как….баран; грязный как …свинья; упрям как…осел; назойлив как…муха; труслив как…заяц; неуклюж как …медведь.
6.Анаграмма.Составь новые слова, изменяя порядок букв в слове:
Лиса – сила
Марка – рамка
Лапка – палка
Пила – липа
7.Запомни! Запоминай при чтении различные значения слов.
Дата__________________________________
^ Тема: Омонимы.
Цель: формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. Развитие логического мышления.
1Рубрика№1.
- Какую косу нельзя плести?
- Какой лук не употребляют в пищу?
- Каким ключом не откроешь дверь?
- Из какого крана нельзя брать воду? (из подъемного)
- В каких лесах не растут деревья? (в строительных)
В этих загадках мы встретились со словами, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное значение. Сегодня мы познакомимся с ними.
Такие слова называются омонимы. Очень важно знать точное значение слова, чтобы правильно употреблять его в речи.
2.Прочитай стихотворение Я. Козловского. Найди омонимы.
Любопытный суслик.
Суслик выскочил из норки и спросил у рыжей норки:
- Где вы были?
- У лисички.
- Что вы ели там?
- Лисички.
3.Объясни значение омонимов.
нота соль приправа для пищи
птица овсянка крупа
оружие шашка фигурка для игры
земной шар мир отсутствие вражды,согласие
4.Может ли так быть?
В трамвае кондуктор задержал зайца?
На косе мы сделали привал.(коса – узкая полоса суши)
Что за шутки? Говорят, на быках мосты стоят.
5..Прочитай слова. В каждом из них спряталось по два слова.
Соробака – сорока,собака.
Коронава – корова,корона.
Бакиран – бак,баран.
Куцарица – курица,царица.
5.Большой – маленький. Не попади в ловушку!
Заяц – зайчик.
Щука –
Карандаш –
Чайник –
Лыжа -
Занятие№10
^ Тема: Синонимы.
Цель: формирование первичного представления о синонимах и их значении в речи.
1.Рубрика№1
Замени один согласный звук так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос ЧТО?
Киска (миска, каска), коза (коса), жук (сук), сом (дом, ком), уточка (удочка), ужи (уши).
2.Вспомни,какие слова называют многозначными. Прочитай стихотворение и найди многозначные слова.
Странные вещи в природе бывают.
^ Ножки у стула ,но стул не шагает.
Часто часы бьют .Номы не слыхали,
Чтобы кого – то они обижали.
«Слон затрубил» ,- говорят.
Интересно!
Что – то слона я не вижу в оркестре
2.По зернышку – ворох, по капельке – море.
Сегодня мы поговорим о словах - друзьях. Они различаются по звучанию, но называют один и тот же предмет, одно и то же действие. Называются такие слова синонимы.
В русском языке есть слова, которые имеют целый ряд синонимов, например слово красный (алый, огненный, кровавый, багряный, малиновый и пр.)
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все антракт;
На время что – то прекратив,
Мы объявляем перерыв;
После урока непременно
Нужна ребятам перемена.
Можем ли мы сказать ,что эти слова являются синонимами?
4.Соедини парами .синонимы.
Смотреть алфавит
Огонь глядеть
Азбука солдат
Воин пробежал
Промчался пламя
5.Подбери синонимы к словам.
Доктор – врач, шагать – идти, сражение – битва, собака – пес, работа – труд.
6.Подбирая к слову синонимы, будь внимателен к его значению. Чем больше будешь знать синонимов, тем выразительнее будет твоя речь.
Занятие№11.
Тема: Антонимы.
Цель: формирование первичного представления об антонимах и их значении в речи.
1.Рубрика№1.
Измени слово так, чтобы оно называло много предметов.
Брат, друг, сук, клок, тень, письмо, путь.
Подбери синоним к слову путь.
Какие слова называются синонимами?
Послушайте стихотворение и найдите синонимы.
Проводы.
Спокойной походкой
Идет по перрону
С большим чемоданом
Большая Ворона.
А вместе с Вороной ,
Чуть сзади и сбоку,
Ее провожая,
Шагает Сорока.
И все б это было совсем хорошо,
Если б их поезд давно не ушел
Проверь себя!
- слова, которые звучат одинаково и одинаково пишутся, но различаются по смыслу, называются _______________.
- слова, которые имеют одинаковое значение, но звучат по разному, называются
_____________________.
2.Умение всегда найдет применение.
Сегодня мы поговорим о словах, противоположных по смыслу.
Игра «Наоборот».
Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь:( Низко)
Скажу я слово далеко, а ты ответишь: ( Близко)
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты : (Храбрец)
Теперь начало я скажу, ну, отвечай:..(храбрец)
Слова с противоположным значением называются антонимами.
3.Подбери к данным словам антонимы.
Верх – низ, радость – горе, холод – жара, белый – черный, добро – зло.
4.Часто антонимы встречаются в пословицах и поговорках.
Прочитай пословицы, объясни их значение. найди антонимы.
^ Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
5.закончивыражения – антонимы, которые встречаются в русских народных сказках.
Долго ли, коротко ли, и днем и ночью, вода живая и мертвая, ни свет ни заря, близко ли ,далеко ли, врагов кругов видимо – невидимо..
Занятие№12.
Тема: Тематические группы слов.
Цель: познакомить детей с тематическими группами слов.
1.Рубрика №1.
Вставь пропущенные парные согласные так, чтобы слова в парах различались только ими.
Ш(п)ар – ж(б)ар, ро(з)ы –ро(с)ы, т(б)очка – д(п)очка,лу(к) – лу(г).
2.Послушай стихотворение А. А. Шибаева «Вставь слово вместо точек»
Закончи каждое предложение подходящим по смыслу словом.
Самолетом правит …летчик.
Трактор водит …тракторист.
Электричку - …машинист.
Стены выкрасил …маляр.
Доску выстругал …столяр.
В доме свет провел …монтер.
В шахте трудится …шахтер.
В жаркой кузнице - …кузнец.
Кто все знает – молодец!
Что называют нам пропущенные слова?
Какие еще профессии людей ты знаешь?
3.Слова русского языка можно объединять в группы по темам некоторые группы получаются очень большими. А некоторые - совсем маленькие группки.
Прочитай шуточное стихотворение и найди в нем слова , которые тоже можно объединить в одну группу.
^ Муха – чистюля.
Жила. – была Муха –чистюля
Все время купалася муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном
Клубничном варенье.
В понедельник –
В вишневой наливке.
Во вторник –
В томатной подливке
В среду – в лимонном желе.
В четверг –
В киселе и смоле.
В пятницу –
В простокваше,
В компоте и манной каше…
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
- Я больше не в силах!
Ужасно - жужжасно устала,
Но,кажется,чище не стала!
Какое название можно дать этим словам?
Занятие№13.
Тема: Наш цветной мир.
Цель: формирование первичного представления об образности.
1.Рубрика№1.
Вставь в пословицы подходящие по смыслу антонимы к выделенным словам.
Больше думай, ___________ говори.
Дождик вымочит, а солнце _______________.
Горькая правда, лучше _________лжи.
2.Красивые речи приятно и слушать.
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Посмотри внимательно на название следующего стихотворения. Вставь подходящие по рифме слова.
Лиловое стихотворение.
Весь____________ новый дом,
Весь ____________ кот на нем.
Кухни и столовые тоже в нем ____________.
От трубы и до колес весь_____________ паровоз.
И сиреневый букет на ____________стал буфет.
- И кому какое дело – я люблю ___________цвет
И карандаша другого у меня сегодня нет. Р, Сэф.
Можно ли изменить цвета в этой истории? Хорошо было бы , если бы все предметы были одного цвета?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным! Е. Руженцев.
3.Прочитай выразительно. Раскрась листья. От каких они деревьев?
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной, стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки синеют, а между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.
4.Отгадай загадки.
День прибывает, а он убывает.(календарь)
Ниток много, а в клубок не смотаешь.(паутинка)
То рыжая, то серая, а названьем белая.(белка)
Занятие№14.
Тема: Что на что похоже.
Цель: формирование первичного представления о сравнении.
1.Рубрика№1.
Подумай и ответь, что или кто может быть.
Высоким или низким – дом, дерево.
Большим или маленьким – мальчик, ботинок.
Холодным или горячим – суп, молоко.
Узким или широким – лента, коридор.
2.Видит око далеко, а ум еще дальше.
Прочитай стихотворение О. Высотской и попробуй отгадать тему нашего занятия.
На что похожи облака? На что они похожи?
На крокодила, на быка и на оленя тоже!
Вон город на горе крутой – то розовый, то золотой.
3.Прочитай выразительно.
Картофельные олени.
Картофелины лежали в подвале до самой весны
И медленно прорастали ростками ужасной длины.
Ростки извивались, ветвились, как будто оленьи рога,
И эти рога появились, как будто при виде врага.
У самого мирного склада, у склада для овощей,
Был вид разъяренного стада, - и это в порядке вещей.
Наверное, бедной картошке в кастрюлю не хочется лезть,
Иначе – зачем у картошки такие сердитые рожки! ?
Вот именно! То – то и есть! Н.Матвеева.
С чем в этом стихотворении сравниваются ростки картофеля?
Какие еще слова – сравнения встречаются в стихотворении?
Справка для учителя:
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого.
4.Что на что похоже? Нарисуй свои сравнения.
Гриб – это….зонт.
Радуга – это …мост.
Месяц – это …лодка.
Арбуз – это …мяч.
5.Сравнения часто употребляются в загадках. Отгадай загадки. Какие сравнения помогли отгадать загадки.
Золотое решето черных домиков полно.
Падают с ветки золотые монетки.
6.Запомни!
Тот, кто умеет наблюдать, увидит вокруг себя много интересного!
Сравнения делают нашу речь красивой.
Занятие№15.
Тема: Голоса природы.
Цель: развитие познавательного интереса, внимания к языку. Развитие логического мышления, воображения, памяти.
1.Рубрика№1.
Давай поиграем! Кто это?
По звукам, которые чаще всего встречаются в стихотворении, догадайся, кто их произносит.
-Ухвачу –у – уу –у!
Укушу –у –у !
Утащу – у – у !
Удушу –у – у!
И – съем! (волк)
Чьи там крики у пруда:
-Квасу квасу нам сюда!
Ква –ква – квасу, просто – кваши,
Надоела нам вода! (лягушки)
2.Как птица родилась, так она свое и поет.
Мы живем в мире звуков. Прислушайся внимательно, и ты услышишь, как вокруг нас о чем – то поют, говорят, шепчут, вздыхают живые и неживые предметы.
Вспомни.
Как тикают часы?
Как звенит капель?
Как бьет колокол?
Как звенит колокольчик?
3.В своих рассказах, сказках, стихах писатели и поэты нередко передают звуки природы. Вот что услышал во дворе писатель Г. Цыферов
Что у нас во дворе? Дерево, Его зовут тополь.
Если ветер, тополь смеется: - У –У –У…
Если дождь – плачет: - Кап – кап…
4.А знаете ли вы голоса птиц, зверей, насекомых? Давайте поиграем!
Кто как говорит?
Мяукает…кошка, мычит…корова, блеет…овца, кукует…кукушка, ухает…филин, курлычет…журавль, воет…волк, звенит…комар, жужжит …муха, заливается…соловей
5.Знаешь ли ты голоса неживой природы?
Море – (шумит), гром – (гремит), старая дверь – (скрипит), вьюга – (воет), гудок –( гудит).
6.Найди и прочитай дома сказку – несказку В. Бианки «Кто чем поет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Типы и виды детских книг"
В настоящее время очень много разнообразных книг. Для повышения качества чтения, формирования интереса к урокам чтения нами была создана презентация "Типы и виды детских книг" (для родителей и учащихс...
Типы и виды задач в начальной школе.
Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время- это одна из основных форм изучения математики, а также средство математическ...
Презентация " Дифференциация учебной работы на уроках разного типа и вида"
•Основная задача дифференцированного обучения:--Увидеть индивидуальность ученика и сохранить её.--Помочь ребёнку поверить в свои силы.--Обеспечить его максимальное развитие....
Типы и виды задач
Типы и виды задач в начальной школе Типы и виды задач в начальной школе.Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время-...
Типы и виды задач
Какие типы и виды задач бывают в начальной школе....
Типы и виды задач. 1 класс
Типы и виды задач в начальной школе. Любой учебник математики не может обойтись без решения задач. Это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в т...
Дистанционный урок типы и виды занятий.
Дистанционный урок: типы и виды занятий....