Проект «Сударыня масленица»
проект на тему
Проект «Сударыня масленица» рачитан на учащихся начальныхклассов.
Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Адаптированная школа № 1"
УТВЕРЖДЕНО директор школы _____ ______ В.В.Рениной . «___»______2018 г. |
Проект
«Сударыня масленица»
Автор:
Герасимова Н.А.
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Ш. Амонашвили
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г.Н. Волков
Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица.
Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник - Масленица. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.
Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц. Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем предается «масленичным удовольствиям».
Проблема, на решение которой направлен наш проект отсутствие интереса у учащихся начальных классов к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора. В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.
Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг - успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.
Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство школы.
Задачи:- Знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.).
- Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям
- Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
- Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица». Способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащение духовного мира; возрождать интерес к обрядовым русским праздникам-формирование у детей начал национального самосознания
Интеграция образовательных областей
- Социально-коммуникативное
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Развитие игровой деятельности
Реализация проекта: разучивание игр, песен, беседы, обыгрывание потешек ,знакомство с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.), рисование рисунков « Масленица пришла», изготовление ритуальной куклы – Масленицы, проведение конкурса мам « Мой блиночек самый, самый», совместный праздник с родителями «Сударыня масленица»
Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, частушки, заклички, традицию и культуру народного (праздника Масленица). Развитие детских - родительских отношений
Тип: познавательно-творческий.
Сроки проведения проекта: с 12 по 16 февраля (проводится в рамках масленичной недели )
Участники: учащиеся начальных классов, учителя, логопед и родители
Первый этап подготовительный
1. Изучение специальной методической литературы.
2. Определение целей и задач.
3. Составление плана реализации проекта и т. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, мультимедийная презентация, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной литературы по теме проекта, т. д;
4. Установить связь с родителями учащихся для проведения совместного праздника «Сударыня масленица».
Второй этап основной.
Основной этап проекта реализуется в ходе самой Масленичной недели. Материал запланированный на каждый день недели.
НЕДЕЛЯ (12.02.18 – 18.02.18)
Практическая –
МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ
День недели | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями |
Понедельник «Встреча» (12.02.18) | Знакомство детей с обрядами масленичной недели ; разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен | - мультфильм «Масленица» («Смешарики»), - разучивание игр, - разучивание песен (караоке) | Принести рисунки нарисованные совместно (дети + родители) « Масленица пришла». |
Вторник «Заигрыш» (13.02.18) | Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, потешек Воспитание уважительного отношения к народным традициям | - разучивание игр, - разучивание песен, - обыгрывание потешек - знакомствос малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.) -конкурс рисунков « Масленица пришла». | |
Среда «Лакомка» (14.02.18) | Знакомство детей с праздничной кухней масленичной недели. | - интегрированная игра «Масленицу встречаем, блины выпекаем» - проведение подвижных народных игр, хороводных игр, эстафет, - пение народных песен,частушек (караоке ) | Принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье |
Четверг «Разгуляй» (15.02.18) | Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | -мультфильм «Ишь ты, Масленица» - изготовлением ритуальной куклы – Масленицы - проведение подвижных народных игр, хороводных игр, эстафет | Индивидуальные консультации родителей по подготовке к итоговому развлечению, привлечение к оформлению |
Пятница «Тещины вечерки» (16.02.18) | Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | - конкурс для мам « Мой блиночек самый ,самый» - итоговый праздник «Сударыня масленица», чаепитие с блинами | |
Суббота «Золовкины посиделки» (17.02.18) |
Выходной день | ||
Всей семьей навещаем родных | |||
Воскресенье «Прощенное воскресенье» «Проводы» (18.02.18) | Выходной день | ||
Предложить родителям вместе с детьми поучаствовать в Масленичных гуляниях (Спасская площадь). |
Третий этап заключительный
- Подведение итогов Масленичной недели и награждение победителей конкурса мам « Мой блиночек самый, самый»
- Оформление материалов проекта;
- Подготовка презентации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Сударыня масленица
Сценарий праздника...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-632906-1465307835.jpg)
сценарий праздника "Сударыня масленица"
По сценарию праздника дети представляют каждый день празднования Масленицы, исполняют песни , частушки, читают стихи, показывают инсценировку. Весь праздник сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875686-1484134378.jpg)
Классный час во 2 классе "Сударыня Масленица"
Классный час "Сударыня Масленица", 2 классЦель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-763802-1456916132.jpg)
Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников «Сударыня Масленица»
Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников «Сударыня Масленица». Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре. Задачи: 1. Дать представлени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-602172-1576773927.jpg)
Фольклорное развлечение "Сударыня Масленица" (сценарий праздника)
Фольклорное развлечение "Сударыня Масленица" (сценарий праздника)...