Проект «Сударыня масленица»
проект на тему

Герасимова Наталья Александровна

Проект «Сударыня масленица» рачитан на учащихся начальныхклассов. 

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudarynya_maslenitsa_1.docx92.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Адаптированная школа № 1"

                               УТВЕРЖДЕНО

директор школы

_____ ______ В.В.Рениной

.               «___»______2018 г.

Проект

«Сударыня масленица»

http://discountur.ru/wp-content/uploads/2016/03/62.jpg

Автор:

Герасимова  Н.А.

       «Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Ш. Амонашвили

       «Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».

Г.Н. Волков

Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица.

Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник - Масленица. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.

Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц. Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем предается «масленичным удовольствиям».

Проблема, на решение которой направлен наш проект отсутствие интереса у учащихся начальных классов к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора. В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг - успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство школы.


  • Задачи:
  • Знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.).
  • Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям
  • Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
  • Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей     детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица». Способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащение духовного мира; возрождать интерес к обрядовым русским праздникам-формирование у детей начал национального самосознания

Интеграция образовательных областей

  • Социально-коммуникативное
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Развитие игровой деятельности

    Реализация проекта: разучивание игр, песен, беседы, обыгрывание потешек ,знакомство  с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.), рисование рисунков « Масленица  пришла», изготовление ритуальной куклы – Масленицы, проведение конкурса мам      « Мой блиночек  самый, самый», совместный  праздник с родителями «Сударыня масленица»

Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, частушки, заклички, традицию и культуру народного (праздника Масленица).  Развитие детских - родительских отношений

Тип: познавательно-творческий.

Сроки проведения проекта: с 12  по 16 февраля (проводится в рамках масленичной недели )

Участники: учащиеся начальных классов, учителя, логопед и родители

Первый этап подготовительный

1. Изучение специальной методической литературы.

2. Определение целей и задач.  

3. Составление плана реализации проекта и т. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, мультимедийная презентация, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной литературы по теме проекта, т. д;

4. Установить связь с родителями учащихся  для  проведения  совместного  праздника «Сударыня масленица».

Второй  этап основной.

            Основной этап проекта реализуется в ходе самой Масленичной недели. Материал запланированный на каждый день недели.

НЕДЕЛЯ (12.02.18 – 18.02.18)

Практическая –

МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ

 День недели

 Содержание работы

 Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

 «Встреча»

(12.02.18)

Знакомство детей с обрядами масленичной недели ; разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен

- мультфильм «Масленица» («Смешарики»),

- разучивание игр,

- разучивание песен (караоке)

Принести рисунки нарисованные совместно  (дети + родители)

« Масленица  пришла».

Вторник

«Заигрыш»

(13.02.18)

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, потешек Воспитание уважительного отношения к народным традициям

- разучивание игр,

- разучивание песен,

- обыгрывание потешек

- знакомствос малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.)

-конкурс  рисунков  « Масленица  пришла».

Среда

«Лакомка»

(14.02.18)

Знакомство детей с праздничной кухней масленичной недели.

- интегрированная игра  «Масленицу встречаем, блины выпекаем»

- проведение подвижных народных игр, хороводных игр, эстафет,

- пение народных песен,частушек (караоке )

Принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье

Четверг

«Разгуляй»

(15.02.18)

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

-мультфильм «Ишь ты, Масленица»

- изготовлением ритуальной куклы – Масленицы

- проведение подвижных народных игр, хороводных игр, эстафет

Индивидуальные             консультации  родителей по подготовке к итоговому развлечению, привлечение к оформлению

Пятница

«Тещины вечерки» (16.02.18)

Создать радостную атмосферу праздника.

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- конкурс для мам

 « Мой блиночек  самый ,самый»

- итоговый праздник «Сударыня масленица», чаепитие с блинами

Суббота «Золовкины посиделки»

(17.02.18)

 

Выходной  день

Всей семьей навещаем родных

Воскресенье

«Прощенное воскресенье»

«Проводы»

(18.02.18)

Выходной  день

Предложить родителям вместе с детьми поучаствовать в Масленичных гуляниях  (Спасская площадь).

Третий этап заключительный 

  • Подведение итогов  Масленичной недели и награждение победителей конкурса мам « Мой блиночек  самый, самый»
  • Оформление материалов проекта;
  • Подготовка презентации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий мероприятия "Сударыня масленица"

сценарий мероприятия "Сударыня масленица"...

сценарий праздника "Сударыня масленица"

По сценарию праздника дети представляют каждый  день празднования Масленицы, исполняют песни , частушки, читают стихи, показывают инсценировку. Весь праздник сопровождается презентацией....

Сударыня - Масленица

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию...

Классный час во 2 классе "Сударыня Масленица"

Классный час "Сударыня Масленица", 2 классЦель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям....

Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников «Сударыня Масленица»

Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников «Сударыня Масленица». Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре. Задачи: 1. Дать представлени...

Фольклорное развлечение "Сударыня Масленица" (сценарий праздника)

Фольклорное развлечение "Сударыня Масленица" (сценарий праздника)...