Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников «Сударыня Масленица»
методическая разработка (1 класс) на тему

Лукина Марина Петровна

Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников «Сударыня Масленица». Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре. Задачи: 1. Дать представление о празднике «Масленица»; 2. Познакомить детей с родными жанрами фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_shirokaya_maslenitsa_.doc54.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников

«Сударыня Масленица»

Автор: Лукина Марина Петровна, заведующая библиотекой № 7 им. С. Есенина МБУК «ЦБС» г. Батайска, Ростовской области.

Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

Задачи: 

  1. Дать представление о празднике «Масленица»;
  2. Познакомить детей с родными жанрами фольклора.

Использованная литература:

  1. Игры, праздники и развлечения для детей [Текст]/сост. Г. Богданова. -  Ростов н/Д.: Владис, 2001. – 352 с.
  2. Капица, Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник [Текст]/ Ф. С. Капица. – М.: Флинта, 2001. – 216 с.
  3. Новиковская, О. А. 1000 стихов и песенок для детских праздников [Текст]/ О. А. Новиковская. – М,: Астрель, 2012. – 382 с.

Ход мероприятия

Звучит музыка П. Чайковского "Масленица".

Чтец: Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтоб слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи

К нам в окошко их мечи!

Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Как вы уже догадались наша с вами встреча посвящена масленице – исконно русскому празднику.

Дети: Приезжай к нам в гости,
Масленица, на широкий двор:
на горах покататься,
в блинах поваляться,
сердцем потешаться!

Ведущий: Масленица проходит в конце февраля – начале марта. Когда все уже ждет прихода долгожданной весны. У наших далеких предков масленица  разделяла два главных сезона – зиму и весну. По этому устраивали долгий праздник, чтобы с почетом проводить зиму и с весельем встретить весну.

Чтец: Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Ой да, Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Ведущий: А какая самая главная примета весны? Правильно – теплое солнышко, то чего так не хватает зимой. А как, по-вашему, что зимой может символизировать солнышко? (ответы детей) Ну конечно – блин. Блин – это символ солнца, он такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол, с маслом со сметаной, с икрой, с грибами – на любой вкус.

Целых семь дней звенят бубенцы, играют гармошки -  народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну. Все катаются на сонях, спускаются с огромных ледяных гор, кружатся на гигантских каруселях, водят хороводы, устраивают маскарады и шумные пляски. Иногда масленицу не только хвалят, но и ругают это связано со строгим пасхальным постом, который начинается сразу после масленицы.

Чтец: Уж ты ль, моя Масленица,

Красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Сорока бабушек внучка,

Ты же моя перепелочка!

Приезжай ко мне во тесовый дом

Душой потешится,

Умом повеселиться,

Речью насладится.

        

Ведущий: Праздновать целую неделю! И как людям не надоедало праздновать семь дней одно и тоже?  К Масленице готовились заранее, готовили украшения, развлечения, угощения.  У наших предков каждый день был особенным со своими традициями. По этому этот праздник был таким необычным. Празднество начиналось с понедельника. В понедельник  встречали Масленицу, звали ее, приглашали в гости, на двор.

1-й чтец: Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться.

2-й чтец: Уж ты моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.

3-й чтец: Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня.
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать.

Ведущий: Вторник – заигрыш. В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы. Давайте мы с вами поиграем.

Есть такая игра – оксиморон. Оксиморон – фигура речи, построенная на противоречии.  Например «Холодный огонь» или «Горький мед». Оксиморон можно построить так. Берем какое-то слово, например «блин». Находим его характерное свойство – «сладкий». Получаем оксиморон – «горький блин». Я загадываю первое слово, тот кто первым построит оксиморон становится следующим ведущим игры.

Ведущий: Среда – лакомка. В этот день зятья – папы – приходили на блины к тещам – маминым мамам.

Чтец: Теща зятя в гости ждала.

Теща для зятя пироги пекла.

Зять на двор – пироги на стол.

Думала теща – семерым пирог не съест.

А зятюшка сел – да с присеста съел.

Ведущий: Четверг назывался "широкий", или "разгуляй-четверток". Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками. Приходили ряженые, начинали колядовать.

Чтец: Тинька-тинька!

Ты, дяденька, ты, тетенька,

Подайте блинка – оладушка,

Прибавышка!

Последний кусок, мочальный усок,

Для масленицы – обманщицы!

Тинка-тинка,

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным куском поделися!

Ведущий: Пятница – тещины вечерки. Теперь зятья принимали у себя в гостях тещ, угощали блинами и пирогами. Ребята, а давайте поиграем в рифмовки.

Мы на саночках катались. Все в снегу пере .. (валялись)

Крепость снежную сложили. И по ней снежками   … (били)

Что горит там у крыльца? Да это ж … (масленица!)

Кушайте сыночки, кушайте .. (блиночки)

Сладок медок во любой .. (роток)

Ой, ты Лакомка – Среда!

Масляна сковорода!

Как повелось со старины –

Едем к  .. (теще на блины)

И с икоркой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны – наши солнышки - … (блины!)

Ведущий: Суббота – золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки.  В этот день сжигают соломенное чучело, символ зимы, обряженное в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. Чучело горит, а люди приговаривают: «гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Прощание с Масленицей всегда сопровождается процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами  весны. А пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Чтец: Масленица – блиноеда

Масленица – жироеда

Масленица – обируха

Масленица – обмануха

Обманула – провела

До поста довела.

До поста довела.

Дала редьки хвост на Великий пост.

Мы его поели – брюха заболели.

Ведущий: Ребята, а давайте и мы поиграем. Игра «Хоровод». Играющие становятся в круг. По  знаку ведущего начинает звучать музыка. Под музыку дети водят хоровод. Как только музыка прекращается  ведущий говорит любое слово связанное с масленицей (чучело, блин, солнце). К каждому кодовому слову прилагается действие: чучело – поднять руки вверх, блин – положить руки на плечи соседа, солнце – хлопнуть в ладоши. Произносится только одно слово. Тот кто ошибается, выбывает из игры.

Ведущий: Последний день Масленицы – прощеное воскресенье. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат: «Бог простит!». Заканчивается гуляние разведением костров на ледяных горках, чтобы растопить лед и уничтожить холод.

Чтец: Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, больно я устала.
Кончилось весельице — беритесь за делице,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Ведущий: Вот мы с вами и отметили шумный и веселый праздник масленицы. А теперь я приглашаю всех к столу – какая же масленица без блинов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

Это сценарий фольклорного праздника для учащихся начальных классов и их родителей. Содержание данного материала раскрывает детям обычаи проведения данного праздника, порядок проведения масленичной нед...

Сценарий фольклорного праздника для учащихся и их родителей "Масленица"

Привитие интереса к русским народным традициям и народному фольклору. Активизация досуговой деятельности учащихся и познавательной мыслительной деятельности. Развитие интеллектуальных и коммуникатив...

Сценарий народного фольклорного праздника «Масленица».

Сценарий ориентирован на развитие духовно-нравственных качест, знакомство с народными традициями....

Методическая разработка праздника для младших школьников "Широкая масленица"

разработка русского народного праздника "Широкая масленица"...

Опыт проведения фольклорного праздника Масленица в начальной школе.

Подготовка и проведение праздника Масленица благотворно влияет на развитие у детей разнообразных творческих способностей. Таких, как: развитие речи и отработка её выразительности, умение планировать с...