Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллект"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Мурастова Алина Владимировна

Цель курса:

развитие интеллектуальных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий по математике.

Задачи факультативного курса:

-научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями;

-научить ребят управлять  поисковыми действиями, подчинять их определённому плану;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vneurochnaya_deyatelnost_intellekt.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

Программа внеурочной деятельности ,,Интеллект”.

Программа для учащихся 2-4 классов.

Мурастова Алина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 г.Ноябрьск

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Интеллект» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

Федерального  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования;

методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296).

Цель курса:

развитие интеллектуальных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий по математике.

Задачи факультативного курса:

-научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями;

-научить ребят управлять  поисковыми действиями, подчинять их определённому плану;

-формировать настойчивость, терпение;

-развивать логическое, поисковое, творческое мышление;

-развивать личностно-мотивационную и аналитико-синтетическую сферы ребёнка, память, внимание, пространственное воображение и ряд других важных психических функций;

-расширить, дополнить и углубить математические знания, умения и навыки.

Общая  характеристика  курса

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок  «Интеллект», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом её изучения являются отвлечённые понятия и закономерности, которыми в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно, есть люди, способные развивать своё логическое мышление, не соприкасаясь с математикой, однако математика даёт возможность сделать это гораздо эффективнее и более непринуждённо.

В настоящее время очень медленно и постепенно происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само по себе математическое значение, а то личностное развитие, которое приобретает ребёнок в процессе его получения. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она «приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Программа курса предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Специфическое значение занятий внеурочной деятельностью для развития творческого мышления заключается в том, что на них всегда достаточно времени для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для реализации разных подходов, разных путей поиска.  Дети, хорошо успевающие, смогут в ещё большей степени развернуть своё творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определённому плану.

В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Смекалку у детей можно развить, упражняясь, решая занимательные задачи, головоломки, разбирая математические игры, шутки и фокусы, - т.е. выполняя любые задания, требующие работы ума.

Современные учёные сходятся во мнении, что и дети, и взрослые более успешно решают те задачи, которые предложены им в занимательной, игровой форме. Особенно велика связь интереса с вниманием, и в первую очередь с непроизвольным, которое бывает более длительным и глубоким. Также огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное ,,укладывается” в голове с большим трудом и очень легко вытесняется из неё. Интерес так же способствует повышению работоспособности.    

Программа курса внеурочной деятельности ,,Интеллект” рассчитана на учащихся начальных классов, для занятий со второго по четвёртый класс один раз в неделю и составляет 102 часа.

Программа второго класса составлена по темам в соответствии с учебной программой курса математики начальной школы, но отличается содержанием, так как включает в себя задания занимательного характера, что способствует развитию интереса к предмету.

Программа третьего и четвёртого класса направлена на расширение учебных знаний учащихся, расширение кругозора, развития логического, творческого мышления. Программа включает в себя задания, рассчитанные на новые ,,повороты” при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новых или сильно изменённых ситуациях.

Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации младших школьников к условиям новой для них среды и успешного протекания учебной деятельности.

Планируемые  результаты  изучения  курса

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1 уровень

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни.

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Интеллект» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание курса «Интеллект»

2 класс   34 часа.

Нумерация чисел. Сотня. ( 4 часа ).

Цифровые строки.  Цифры и числа. Логические цепочки.  Родственные ряды.

Математические игры: ,,Найди числа”,,,Продолжи ряд”, ,,Магические квадраты”, ,,Вперёд”, ,,34”, ,,Хитрая звёздочка”.

Кроссворды и ребусы.

Арифметические действия  ( 10 часов ).

Найди знак. Приёмы устных вычислений. Вставь пропущенные числа. Составь уравнение.  Задачи-шутки. Задачи в стихах. Быстрый счёт.

Математические игры: «Считалочка», «Карусель» «Кто скорее»,  «Иду в гости»»

Величины  ( 4 часа ).

Время. Длина. Масса. Мерки измерений. Ищем периметр. Логические задачи. Взвешивания.

Математические игры

Шарады.

Решение задач  ( 12 часов) .

Логические задачи.  Затейные задачи. Комбинаторные задачи. Возраст в задачах.

Геометрический материал ( 4 часа ).

Прямоугольник. Квадрат. Прямая, луч, отрезок. Параллелограмм. Трапеция. Перестановки и размещения.

Математические игры.

3 класс 34 часа.

Логическая математика ( 11 часов).

Найди закономерность. Цифры и числа. Цифры в древности. Цифровые квадраты. Пропущенные символы. Логическая последовательность. Родственные ряды. Волшебные звёзды. Поиск лишнего ряда.

Составь уравнение. Числа в древности. Разворачивающиеся фигуры.

Приёмы рациональных вычислений  ( 3 часа ).

Устные приёмы сложения и вычитания. Нестандартная таблица умножения. Приёмы округления. Быстрый счёт. Числовые головоломки.

Занимательные логические задачи  (11 часов).

Размещения. Превращения. Перестановки. Возраст в задачах. Сколько возможных решений. Логические весы. Деньги в задачах. Разложи на группы.  

Задачи с ярко выраженными предметными связями  ( 3 часа ).

Планета и люди живущие на ней. Кусающие, царапающие, летающие. Об изобретениях прошлых и будущих.

Задачи на движение ( 5  часов ) .

Задачи о транспорте.

Одновременное движение в одном направлении, в противоположных направлениях.

Задачи геометрического характера ( 4 часа ).

Задачи на периметр и площадь фигур. Построение фигур. Геометрические головоломки. Игры со спичками.

4 класс  34 часа.

Числовые головоломки  ( 6 часов ).

Числовой треугольник. Расставьте знаки. Арифметические лабиринты. Из семи цифр. Сложение и умножение. Загадочное деление. Числовое колесо. Необычные дроби. Числовые ребусы.

Логические задачи   (10 часов).

Затруднительные положения. Неожиданные подсчёты. Вес и взвешивания. Переливания.

Задачи о часах.

Задачи на связи между величинами  ( 12 часов ).

Задачи о работе. Задачи о покупках и ценах. Задачи на движение всех видов.

Задачи геометрического характера   ( 6 часов ).

Геометрия в пространстве. Периметр, площадь, объём фигур. Разрезание фигур на равные части. Составь фигуру.

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3. . Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности. ,,Аркти”. 2002

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. ,,Росмэн”. 2003 г.

6.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

10. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив. Академия развития. 2002 г.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для

детей. — М. : АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

                              2. Игры и другие пособия

2.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

3.

                                        Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...