Статья
статья на тему
Исследование динамики удовлетворенности родителей на период обучения детей в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
РОДИТЕЛЕЙ НА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Система образования готовит подрастающие поколения к жизни и деятельности в условиях конкретного общества, она существенно зависит от господствующих в этом обществе политических, идеологических и нравственных взглядов, от исповедуемых им жизненных ценностей. При этом характерной чертой образования является диалектическое противоречие между стремлением общества к сохранению указанных взглядов, ценностей, достижений культуры и сложившихся общественных отношений, с одной стороны, и необходимостью их непрерывного совершенствования и развития, с другой [Товажнянский, с. 6].
На совершенствование образовательного и воспитательного процесса в образовательном учреждении оказывает влияние поддержка родителей, их готовность участвовать в жизни образовательного учреждения, удовлетворенность его работой: принятие учителей, условий обучения, готовность взаимодействовать со школой [Подласый, с. 245].
Удовлетворенность родителей - это состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых родителем к содержанию, характеру и условиям обучения ребенка, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Это оценочное отношение родителей к деятельности школы, различным ее аспектам, оно является важнейшим показателем принятия данной образовательной организации. Различают так называемую общую и частичную удовлетворенность работой, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая - различные ее аспекты и элементы ситуации [Есинова].
Существует две группы факторов, влияющих на удовлетворенность работой школы. Первая – гигиенические факторы, вторая группа – мотивы [Есинова].
К гигиеническим факторам относится рациональная организация учебно-воспитательного процесса, включающего в себя не только получение разносторонних знаний, формирование личности, учет социальных условий и наследственности, которые оказывают влияние на обучаемость детей, а также укрепление здоровья школьников. Укрепление здоровья предполагает дополнительную двигательную активность в виде динамических пауз, физкультминуток, подвижных перемен, утренней гимнастики, соблюдение санитарно-гигиенических условий: предельная недельная учебная нагрузка (20-25 часов), учет динамики работоспособности в течение дня и учебной недели, регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха [Григорьева].
Вторая группа факторов это мотивы, т.е. причины, лежащие в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать поступки. В обучении одновременно действуют несколько мотивов, но одним из сильнейших мотивов учения является интерес [Подласый с. 143].
Первая группа факторов определяется материальной базой школы, вторая зависит от компетентности педагогических работников, которые осуществляют свою деятельность в зависимости или в соответствии с системой предписаний, которая сама по себе достаточно отработана [Кабаченко, с. 62].
На основе анализа научной литературы были изучены три аспекта исследуемой проблемы: роль системы образования, удовлетворенность трудом, факторы удовлетворенности.
Для исследования удовлетворенности родителей была проведена диагностика удовлетворенности родителей по методике Степанова Е. Н., а также анкетирование среди родителей. В исследовании приняли участие родители двух параллелей классов, в количестве человек.
Было выявлено, что в первом классе низкий уровень удовлетворенности работой школы у 18% родителей, средний у 28%, высокий у 54%; к концу четвертого класса эти же родители отметили низкий уровень-22%, высокий 78%, средний указан не был (рис.1).
Рис. 1 Динамика уровня удовлетворенности родителей 1-ых и 4-ых классов (в процентах)
Анализ по каждому классу показал следующее: в « а» классе уровень удовлетворенности, обозначенный как высокий, к четвертому классу вырос с 84% до 86%, низкий уменьшился с 16% до 14% . 92% родителей «б» класса в первый год обучения обозначили средний уровень удовлетворенности, 8% низкий, а к концу четвертого класса: 72% - высокий уровень, 28% - низкий (рис. 2).
Рис. 2 Динамика удовлетворенности родителей «а» и « б» классов (в процентах)
Рис. 3 Динамика удовлетворенности родителей «в» класса (в процентах)
Родители «в» класса на первый год обучения указали средний уровень удовлетворенности - 70%, низкий - 30%, к концу четвертого класса – 75% родителей указали высокий уровень, 25% - низкий (рис. 3).
Было обнаружено, что к концу четвертого класса увеличивается количество родителей, удовлетворенных работой школы – 78%, в то же время число родителей, обозначивших низкий уровень удовлетворенности, возрастает на 4 %. Анализ по каждому классу показал следующее: в «а» классе уровень удовлетворенности изменился незначительно: на 2 % поднялся высокий уровень и на 2% опустился низкий, в «б» классе существенно возросли показатели высокого уровня удовлетворенности - 72%, но возросли и показатели низкого уровня с 8% до 28%; в «в» классе высокий уровень поднялся с 0% до 70%, и на 5% стала меньше отметка низкого уровня.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Григорьева О. В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Электронный ресурс] / 2003 - Режим доступа: https://refdb.ru/look/1470023.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения [Электронный ресурс] / 2003 - Режим доступа: http: info@uchebnik.online, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3. Кабаченко Т. С. Психология управления [Текст]: Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.
4. Товажнянский Л. Л. Основы педагогики высшей школы [Текст]: Учебное пособие для студентов всех специальностей / Л. Л. Товажнянский, А. Г. Романовский, В. В. Бондаренко, А. С. Пономарев, З. А. Черванева - Харьков: Министерство образования и науки Украины национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», 2005. – с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...