«От творчества учителя – к творчеству ученика»
методическая разработка на тему

      Только у творческого учителя могут быть творческие ученики. В школьной программе на всех уроках присутствуют элементы творчества. Но самым продуктивным для развития творческой личности ребенка, на мой взгляд, является литературное чтение, где ребенок «вживается» в роль героя произведения, ощущая себя им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_tvorchestva_uchitelya_-_k_tvorchestvu_uchenika.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

                    «От творчества учителя – к творчеству ученика»

     Только у творческого учителя могут быть творческие ученики. В школьной программе на всех уроках присутствуют элементы творчества. Но самым продуктивным для развития творческой личности ребенка, на мой взгляд, является литературное чтение, где ребенок «вживается» в роль героя произведения, ощущая себя им.

     Одна из главных функций школьного образования – развивающая.

  Среди всех базовых дисциплин начальной школы уроки литературы являются одними из самых значимых.

Литературное образование — это процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями».

На уроках литературы младшие школьники получают знания о литературе, как о виде искусства, овладевают навыками анализа художественных текстов, развивают свои творческие способности.

Посредством уроков литературы, учитель начальных классов должен реализовать следующие задачи:

- развитие у учеников интереса к процессу чтения;

- овладение детьми базовыми видами речи: чтение, умение слушать и выражать мысли;

- овладение навыками беглого и выразительного чтения;

- увеличение словарного запаса и освоение новых понятий;        

- формирование активного словарного запаса школьников;

- развитие умения выделить основную мысль рассказа;

- развитие способности логически верно озаглавить рассказ;

- получение навыков давать сравнительную характеристику нескольких героев или событий рассказа;

- выработка навыков выявлять связь между несколькими фактами из рассказа;

- обретение способности кратко или полно пересказать прочитанное или услышанное;

- развитие способности логически верно отвечать на вопросы, относящиеся к содержанию изученного текста и т.д.;

- выработка умения правильно и корректно выражать свои мысли и чувства и обосновывать их;

- формирование эстетического, эмоционального и нравственного развития школьника.

Таким образом, литературное развитие учащихся младших классов предполагает не только целенаправленное формирование мировоззрения, эмоциональной сферы, эстетических переживаний, художественного вкуса, нравственного поведения в обществе, но также чтение является еще и одним из основных способов развития познавательной сферы детей и, в частности, их мыслительной функции.

Н.Д. Молдавская отмечала, что важной функцией уроков литературы в младшей школе является обучение детей «мыслить словесно-художественными образами».

Именно поэтому проблема совершенствования преподавания литературы ученикам младшей школы является на сегодняшний день очень важной и актуальной.

Современным учителям необходимо подобрать такие методики и техники, которые позволят заинтересовать учеников начальной школы процессом чтения (по данным многих социологических исследований Россию перестали считать «читающей страной»), заставят их размышлять, анализировать и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Обучение литературе предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием мышления школьников.

Учитель является организатором познавательной деятельности учащихся.

При этом единых, универсальных способов развития мышления младших школьников не существует. Каждый преподаватель должен подойти к процессу обучения творчески, самостоятельно подобрав интересные и эффективные методы развития познавательной сферы учащихся.

«Подготовка к каждому конкретному уроку является следствием индивидуального творчества педагога», - Л. Ф. Мирошниченко.

Комплексное гармоничное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте предполагает развитие как наглядно-образного, так и словесно-логического видов мышления.

Для этого важно, чтобы упражнения и задания для учеников предполагали одновременно и практические действия, и оперирования образами, и способность рассуждать на уровне логических абстракций.

Также развитие наглядно-образного и словесно-логического видов мышления неразрывно связано с речью.

Мысли всегда выражены в речевой форме. И, наоборот, речевое послание всегда характеризует, так или иначе, образ мыслей.

Специальные приборы регистрации мышечных сокращений показывают, что во время протекания у человека мыслительного процесса происходят едва заметные движения голосового аппарата.

Был проведен эксперимент, в котором школьникам необходимо было зажимать язык между зубами во время решения задач. Результат исследования показал, что фиксация языка повлекла за собой снижение качества решенных задач и их количества.

Кроме того, учеными было отмечено, что не только дети, но и взрослые справляются с задачами лучше, если проговаривают их решение вслух.

Современное информационное общество также укрепило связь мышления и речи, чтения и развития мыслительных процессов и интеллектуальной сферы: само понятие «чтение» сейчас часто связывают с поиском информации в тексте.

Тесная взаимосвязь мышления и речи позволяет сделать вывод о том, что продуктивное развитие мышления учащихся младших классов можно осуществить на уроках литературы.

Причем, к этим выводам психологи пришли не так давно. К концу XX века, в связи с появлением необходимости научного обоснования концепций и программ литературного образования учеников начальных классов, исследователи стали рассматривать литературу не только как процесс обучения чтению и формирования художественного восприятия (М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Первова, М.И. и др), но и как способ развития мыслительной сферы учеников (В.А. Левин, Г.Н. Кудина, С. Троицкая, И.В. Сосновская и др.).

Уроки литературы прививают ученикам начальных классов любовь к чтению, учат осмысленному прочтению текстового материала и осмысленной вербализации собственных мыслей.

«Главное внимание педагога на уроках развивающего чтения обращено на смысловое восприятие текста,  на умение считывать логику построения фраз, целостного текста, истолковывать его», - отмечает профессор Л.П. Засорина .

Классические методы и приемы развития мышления на уроках литературы в начальной школе:

  • Беседа – один из самых старых и популярных методов. Успех беседы во многом зависит от правильной формулировки вопросов, задаваемых учителем. Вопросы должны стимулировать учеников к рассуждению, активизировать их мыслительную деятельность, способствовать более глубокому проникновению в суть и смысл текста и учить детей аргументировать собственную точку зрения.
  • Выразительное чтение – является одной из разновидностей анализа текста. Для того, чтобы с выражением прочитать текст, ребенок должен сначала его внимательно изучить, вникнуть в смысл и идею произведения, постараться понять, что хотел донести до читателя автор.

Некоторые психологи и педагоги (М.М. Конина и др.) выступают за то, чтобы дополнять процесс чтения музыкальным сопровождением или иллюстрировать разыгрыванием кукольного театр. Однако большинство специалистов не согласны с этой позицией, считая, что данное дополнение станет источником деконцетрации внимания и будет только отвлекать от основного смысла произведения. Особенно принимая во внимание то, что внимание большинства современных детей итак неустойчиво, для них характерна повышенная отвлекаемость .

  • Заучивание стихов – эффективный метод развития речи, памяти и мышления.
  • Сообщение учащимся биографии автора – знание личной истории автора помогает глубже понять произведение, увидеть его своеобразие, а, порой, и заметить связь жизненного пути писателя и того, как складываются судьбы его героев. Для более полного восприятия и осмысления полезно показать детям портрет писателя и постараться вместе выявить его личностные черты и особенности характера.
  • Занятие по ознакомлению с теоретическими литературными понятиями (рифма, эпитет, сказка, рассказ, стихотворение, басня и т.д.). Понятия важно раскрыть в доступной форме, чтобы ученики не просто заучили их определение, а поняли суть.
  • Анализ художественного текста – это самый трудный вид работы учеников начальных классов с литературой. Его цель – более глубокое постижение смысла произведения, вычленение использующихся в нем литературных приемов, развитие интереса к аналитической деятельности вообще, а также оттачивание навыков словесно-логического мышления.

При всем многообразии учебников по литературе для младших школьников, в большей части российских общеобразовательных школ используются учебники и творческие тетради по литературному чтению под авторством Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф. и Виноградской Л. А. (издательство «Просвещение»).  

Данное учебное пособие одобрено Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.

Стоит подчеркнуть, что изучение литературного чтения начинается не сразу. Большая часть первого учебного года отводится вводному интегрированному курсу «Обучение  грамоте». И только после этого, ближе к завершению первого класса, начинается раздельное изучение курсов русского  языка и литературного чтения.

Основные результаты, которых должны добиться учащиеся первого класса на уроках литературного чтения:

  • умение оценивать поступки героев рассматриваемых художественных произведений и жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • способность эмоционально прочувствовать содержание художественного текста;
  • умение распознавать и понимать эмоции героев изучаемых художественных произведений, а также проявлять сопереживание по отношению к ним;
  • навык формирования персонального мнения по отношению к поступкам литературных героев;
  • способность формировать предположение о содержании незнакомого текста, основываясь на его названии и приведенных в учебном материале иллюстрациях;
  • возможность самостоятельно предложить подходящий заголовок к новому тексту без названия;
  • работа по предложенному учителем плану и понимание предъявленных заданий;
  • ориентация в разделах учебного пособия, умение пользоваться оглавлением;
  • нахождение ответов на вопросы относительно содержания художественного произведения непосредственно в самом тексте;
  • способность достаточно подробно и четко пересказывать небольшие тексты, опираясь на вопросы или иллюстрации;
  • умение выразительно и вдумчиво прочитывать вслух художественные тексты из учебного пособия;
  • навык заучивания наизусть небольших стихотворений и выразительной презентации их в классе;
  • возможность внимательно слушать и хорошо воспринимать мнения преподавателя и одноклассников, разделять эти мнения или оспаривать, аргументированно отстаивая свою точку зрения;
  • различение текстов относительно их формата: рассказ это или стихотворение;
  • понимание значения следующих ключевых понятий: стихотворение, рифма, рассказ, сказка, былина, загадка, песня, скороговорка, пословица, герои, главный герой, характер героя, поступки героя, автор, мысли и чувства автора;
  • самостоятельное изготовление или подбор иллюстраций к художественному тексту;
  • инсценировка сюжета художественного произведения, умения читать по ролям.

Основные нововведения, которые должны появиться у учащихся второго класса на уроках литературного чтения:

  • выразительное чтение художественного произведения с верно поставленным ударением в словах и интонацией;
  • умение делить текст на смысловые части и давать заголовок каждой из них;
  • способность выбирать самую точную формулировку основной мысли художественного произведения среди нескольких вариантов, предложенных учителем;
  • подробный пересказ содержания небольшого художественного произведения без опоры на вопросы и иллюстрации;
  • составление рассказа об особенностях характера главного героя или его поступках с опорой на план;
  • умение давать характеристику героям как положительным, нейтральным или отрицательным;
  • нахождение ключевых слов в художественном тексте;
  • способность самостоятельно составлять вопросы относительно содержания художественного текста.

Основные нововведения, которые должны появиться у учащихся третьего класса на уроках литературного чтения:  

  • способность осознавать собственные эмоции, возникшие в результате чтения художественного произведения и обозначать их;
  • любовь и уважение к окружающим людям, Родине, бережное отношение к природе, а также выражение почтения к старшим людям и родителям;
  • интерес к чтению, появление собственного читательского вкуса и предпочтений;
  • умение распознать такие важные социальные чувства, как вина, совесть и стыд;
  •  способность относить художественное произведение к одному из жанров: повесть, пьеса, басня или рассказ;
  • понимание значения следующих ключевых понятий: олицетворение, сравнение, эпитет, рассказчик, автор, пролог, эпилог, биография;
  • написание небольших сочинений по заданной учителем теме, касающейся одного из аспектов художественного произведения.

Важно отметить, что ещё в конце ХІХ века во всех школах нашей страны каждый урок литературы проходил по стандартной схеме: восприятие текста — запись этого текста — заучивание текста — воспроизведение текста.

Однако, участвуя в традиционном уроке, младшим школьникам зачастую довольно сложно проявить свою индивидуальность, раскрыться и актуализировать мыслительный процесс в полной мере.

Именно поэтому особенное значение для современных младших школьников приобретает такой параметр, как нешаблонность урока, его необычность, нестандартность.

  В начале XX века исследователи начали уделять внимание изучению и анализу структуры уроков, однако на практике изменения были незначительными.

   В 60-е годы ХХ века устанавливается следующая стандартная схема урока: опрос с целью проверки домашнего задание — введение нового материала — закрепление нового материала — постановка домашнего задания .

Такая фиксированная, шаблонная процедура проведения урока вызвала протест у педагогов, стремящихся к творчеству и инновациям.

«Не может быть двух абсолютно похожих уроков», - утверждали Т.Ф. и Ф.Ф. Бугайко .

Именно поэтому в начале 60-х годов передовые педагогические коллективы нашей страны внедряют в образовательный процесс, так называемый, «липецкий метод» (этот метод разработали и впервые реализовали на практике учителя Липецкой области), утверждавший свободную структуру урока .

Применение нестандартных методов обучения позволяет учителю разнообразить учебную деятельность школьников, а также отойти от стандартной формальной структуры урока: опрос (проверка домашнего задания), подача нового материала, закрепление новых знаний, постановка домашнего задания.

Тем самым учителя-практики обратили внимание многих исследователей на необходимость повышения эффективности и результативности методики преподавания.

Так в 70-80 годы XX века появляется несколько вариантов классификации уроков (В. А. Онищук, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов).

Учителя-практики этого времени, с целью повышения читательского интереса школьников и их познавательной активности, начали проводить первые нетрадиционные формы уроков, такие как уроки-экскурсии, уроки игрового типа, постановка спектакля по сюжету одного из классических произведений школьной программы, уроки-игры, практикум и т. д.

Современное педагогическое сообщество делает акцент на личностно-ориентированные занятия, отличительная особенность которых в том, что школьник сам становится субъектом учебной деятельности.

Безусловно, реализация личностно-ориентированного подхода предполагает инновационные уроки с применением активных форм обучения.

Инновационные формы урока продуцируют познавательную активность детей, их интерес к материалу, желание пробовать, искать, действовать методом проб и ошибок, что положительно влияет на развитие мыслительной сферы учащихся младших классов.

К тому же нестандартные уроки активизируют процесс индуктивного и дедуктивного формирования знаний.

О.В.Трофимова так характеризует нестандартные уроки: это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект - субъектной позицией в системе учитель-ученик, многообразием видов деятельности субъектов, базирующихся на активных методах обучения .

    Отличительные особенности нестандартных уроков:

  • Нетипичная, нешаблонная организация урока, отсутствие формальности в его проведении.
  • Нацеленность на максимально вовлечение всего класса в учебный процесс.
  • Культивирование альтернативности мнений, их множественности и разнообразия.
  • Развитие способности общаться и дискутировать, уважать мнение одноклассников, нацеленность на поиск взаимопонимания и компромиссной позиции.
  • Развитие способности приводить логически обоснованные доводы, подтверждающие собственное мнение учащегося, отстаивать свою точку зрения.
  • Максимальная активизация мыслительной деятельности учащихся.
  • Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся.
  • Нацеленность на реализацию творческих способностей учащихся и их развитие.
  • Высокая степень эмоциональной заинтересованности и вовлеченности школьников в содержание учебного материала, его занимательность.
  • Учительская оценка выступает как формирующий, не только как привычный результирующий инструмент.
  • Возможность «скрытого» деления учеников на группы, сообразно уровню их подготовки и способностям.
  • Возможность провести глубинную систематизацию накопленных знаний учащихся.

Рекомендации по проведению нестандартных уроков:

  • Нестандартные уроки целесообразно проводить в целях закрепления материала или его обобщения.  
  • Нестандартные уроки не следует проводить слишком часто, чтобы учащиеся не потеряли к ним интереса.
  • Выбор формы нестандартного урока должен быть обусловлен возрастом учащихся, особенности класса в целом и его социального климата, специфики характерологических особенностей самого преподавателя.

Наиболее распространенные в школьной практике нестандартные методы и приемы развития мышления на уроках литературы в начальной школе:

  • урок-диспут — данный тип урока в наибольшей степени представлен в реализации образовательной программы по литературе в старших классах, однако его элементы могут быть применены и для младших школьников. Урок-диспут позволяет ученикам высказать собственную точку зрения и обосновать ее, но и услышать мнения одноклассников, научиться уважать чужое мнение, признавать собственные ошибки, либо спорить, отстаивая собственные взгляды;
  • урок-лабораторная работа;
  • урок-экскурсия — такие уроки особенно эффективно проводить в случае изучения биографии автора, либо при ознакомлении с историей родного города. Урок-экскурсия позволяет создать своего рода «эффект присутствия» благодаря применению различных иллюстраций (слайды, портреты, видеоряд, открытки и т. д.);
  • урок-спектакль — это разыгрывание по ролям определенного литературного сюжета. При работе с младшими школьниками в целях наиболее эффективного развития их мыслительной функции, очень важно, чтобы учитель не привязывал детей к дословному заучиванию текста, иначе творческая активность участников театрализованного выступления будет ограничена лишь выбором костюма, реквизита и манерой поведения на сцене;
  • урок-путешествие — преподаватель вместе с младшими школьникам может совмещать путешествие в другую эпоху или в сказочную страну, чтобы полнее погрузиться в сюжет того или иного художественного текста или особенности времени в которое жил тот или иной автор. Такие уроки методисты-исследователи особенно рекомендуют проводить в начале новой темы в качестве общего обзора;
  • урок-турнир или урок-соревнование — учащиеся делятся на несколько команд и затем внутри команды сплоченно справляются с теми или иными вопросами или заданиями. Данные занятия играют очень важную роль в развитии познавательной активности учащихся. В начале занятия у учащихся актуализируется мотив соперничества и желание победить другую или другие команды. Но, как показывает опыт многих исследователей, совсем скоро этот мотив сменяется стремлением как можно глубже или полнее изучить рассматриваемую тему;
  • урок-конференция -  с учетом специфики детей младшего школьного возраста, в виде участников конференции наиболее продуктивно брать сказочных персонажей, каждый из которых может заранее подготовить свой материал для доклада. В то время, когда один сказочный персонаж является докладчиком, все остальные могу перевоплотиться в журналистов, задающих вопросы по итогам услышанного;
  • видео урок — в век современных компьютерных технологий особенно  актуальными стали видео уроки, к которым младшие школьники всегда приступают с большим интересом и удовольствием. На сегодняшний день разработано большое количество познавательных видео-уроков, в том числе и для учащихся начальных классов, эффективно дополняющих классическую образовательную программу. Использование видео материала способствует дальнейшему развитию образного мышления младших школьников;  
  • урок-интервью — эта форма урока предполагает предварительную работу учеников младших классов по изучению заранее заданного на дом материала, после чего дети могут задавать друг другу вопросы и помогать отвечать товарищам те вопросы, с которыми они не могут справиться;
  • урок-суд — предполагает разделение школьников на определенные роли: защитник, обвинитель, судья и другие герои-действующие лица. Данная форма урока в большей степени подходит для учащихся средней и старшей школы, однако элементы этого урока возможно применять на уроках литературы среди учеников третьих классов;
  • урок-КВН — такие уроки очень хорошо проходят среди учащихся младших классов. Информация, преподнесенная в юмористической форме усваивается и запоминается младшими школьниками очень эффективно. Такие уроки воспитывают чувство коллективизма, способствуют развитию творческих способностей учащихся, позволяют систематизировать пройденный материал и способствуют развитию мыслительной деятельности учеников;
  • урок-аукцион — на подобных занятиях учитель задает ученикам вопрос, на который дети должны предоставить как можно большее число ответов. Среди «лотов» для младших школьников могут быть вопросы вспомнить всех персонажей того или иного произведения или перечислить все основные события этого произведения. Уроки-аукционы очень хорошо активизируют мыслительную деятельность детей;
  • урок-репортаж — это довольно сложная форма урока, которую лучше всего вводить в школьную программу с третьего класса. Репортаж — предполагает подготовку ребятами докладов с использованием  опережающих (тех, которые еще не были пройдены) знаний;
  • «живая газета» - к урокам этого типа требуется заблаговременная подготовка учащихся младших классов. Дома они должны подготовить иллюстрации или стенгазеты к определенному художественному произведению и, затем, пересказать его сюжет, используя данные иллюстрации;
  • урок-сказка — позволяет создать очень теплую, безопасную атмосферу для учащихся младших классов, что в значительной степени облегчает процесс усвоения ими знаний и способствует увеличению интереса к изучаемому материалу, а также развитию познавательной сферы и мышления в частности;
  • урок-тест — данный тип занятия также прекрасно подходит для закрепления пройденного материала. Вопросы учителя, предполагающие перечень вариантов ответов очень хорошо воспринимаются учащимися начальных классов. С учетом специфики возраста детей желательно, чтобы вариантов ответа было не более трех. Уроки-тесты прекрасно развивают словесно-логическое мышление учеников.
  • урок-игра — форма урока, особенно эффективная в младших классах. Л.С. Выготский и В.М. Теплов отмечали, что внедрение игры в образовательный процесс продуцирует высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. Урок-игра позволяет активизировать такие познавательные процессы, как: воображение, память и речь.  Кроме того, во время урока-игры дети учатся на практике отрабатывать навыки анализа художественного текста. «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Звездный час» - эти игры прекрасно подходят для проверки знаний младших школьников, а также развития их мыслительной функции, в частности, словесно-логического мышления.

Важно отметить, что в одном занятии возможно сочетать несколько методов и приемов развивающего обучения. Выбор может быть обусловлен как содержанием программы или возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, так и персональным предпочтением учителя.,

Таким образом, традиционные уроки литературы, на которых роль учителя является ведущей, делают практически невозможным активное участие учеников младших классов в учебном процессе, также остается мало пространства для творческого раскрытия детей и качественного осмысления текстового материала, что неблагоприятно сказывается на развитии мышления школьников.

   Поскольку именно речь является базовым каналом развития мышления учащихся младших классов и уроки литературы являются эффективной платформой для совершенствования речи и мышления учеников, следует сделать особый акцент на том, чтобы данные занятия проходили наиболее продуктивно, что в полной мере позволяет новаторский, личностно-ориентированный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа учителей «ОПЫТ.ТВОРЧЕСТВО.НАУКА»

В основе методического обеспечения учителей начальных классов стоит деятельность творческой группы«Опыт. Творчество. Наука» по вопросам начального образования. Целью творческой группы является с...

Творчество учителя и учеников

Педагогический труд обязан быть творческим, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление творчества учени...

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА....

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

"От творчества учителя - к творчеству ученика"

статья для родительского собрания...

Муниципальная методическая декада по теме «Путь к успеху через творчество учителя и ученика»

Разработка и проведение открытого коррекционно - развивающего занятия с детьми ОВЗ....