РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Удивительный мир»
рабочая программа (2 класс) на тему

Митаева Наталья Юрьевна

Цели программы: формирование устойчивого познавательного интереса, умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения; создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности, развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._udivitelnyy_mir_2kl.docx52.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 103»

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

протокол  от   31.08.2015               

 120

УТВЕРЖДЕНО

                          Приказ от 31.08.2015             

                                                  № 193

директор

________________ИА. Громова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Удивительный мир»

Для 2А класса

на 2015-2016 учебный год 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Цветкова Н.Ю., учитель начальных классов, 1 квалификационной категории

Новосибирск

2015 г.

Пояснительная записка

         Наличие в современном мире безграничного информационного пространства  уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля. 

Появляется возможность  организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ.

     Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).

     Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

Общий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

Общая характеристика программы

Цели курса:

         Образовательные

  • Формирование устойчивого познавательного интереса.
  • Формирование  умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.

Развивающие

  • Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.
  • Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

Воспитательные

  • Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
  • Воспитание  ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно  относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

         Задачи программы:

  • Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.
  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.
  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению  окружающей среды.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.
  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Тип, вид классов, возраст детей, участвующих в реализации программы:

  • Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта1 час в неделю.

  • 1 год обучения – 33 часа;
  • 2 год обучения – 34 часа;
  • 3 год обучения – 34 часа;
  • 4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

Форма и режим занятий: 

  • групповая работа;
  • экскурсии;
  • классные часы;
  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Экскурсии, поездки, походы;
  • Трудовые дела;
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране;
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Ролевые игры;
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.

Содержание программы

1 год обучения (33 ч) 

  1. Тайны за горизонтом (4 ч)

Какой остров самый большой в мире?

Существует ли остров похожий на блюдце?

Какая страна самая маленькая в мире?

Как древние находили путь?

Практические работы с картой.

2.  Жили-были динозавры... и не только они (4 ч)

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

Почему люди не летают?

Крокодилы.

Какое животное первым появилось на суше?

Как черепахи дышат под водой?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический, геологический или краеведческий музей.

3.  Тайны камней (4 ч)

Когда были открыты драгоценные камни?

Что такое песок?

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

Как образуется золото?

4.  Загадки растений (5 ч)

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

Почему крапива жжется?

Как растет банановое дерево?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5.  Эти удивительные животные (3 ч)

Потомки волка.

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6.  Планета насекомых (4 ч)

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

Как пауки плетут свою паутину?

Что происходит с пчелами зимой?

Правда ли что у многоножки сто ног?

Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7.  Загадки под водой и под землей (6 ч)

Как изучают подводный мир.

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

Есть ли глаза у морской звезды?

Что такое каракатица?

Каково происхождение золотой рыбки?

Почему майские жуки  забираются в землю?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8.  Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

2 год обучения (34 ч)

1.  Тайны за горизонтом (4 ч)

Кто открыл Австралию?

Существует ли жизнь в Антарктиде?

Как образовались Гавайские острова?

Где родина фигового дерева?

Практические работы с картой.

2.  Жили-были динозавры... и не только они (5 ч)

Голубые лягушки.

Когда появились первые рептилии?

Какими были первые рыбы?

Как улитка строит свой панцирь?

Где живут «карманные динозавры?»

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

3.  Тайны камней (5 ч)

Разнообразие камней.

Айсберг.

Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4.  Загадки растений (5 ч)

Растения-путешественники? (Что такое эвкалипт?)

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например: валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5.  Эти удивительные животные (3 ч)

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.

Красная книга Томской области.

Разумные дельфины.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6.  Планета насекомых (4 ч)

Обладают ли кузнечики слухом?

Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты.

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7.  Загадки под водой и под землей (6 ч)

Что такое ракушка-прилипала?

Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?

Почему некоторые животные выглядят как растения?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

Животные-рекордсмены (1 ч)

Интересные сведения о животных и их особенностях.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

3 год обучения (34 ч)

1.Тайны за горизонтом (4 ч)

Что такое водопад?

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

Что такое семь чудес света?

Географические открытия в древности.

Практические работы с картой.

2.Атлантида – сказка или реальность (3ч)

 Атлантида – миф или реальность.

Атлантида или Антарктида?

Гибель Атлантиды.

 3.Жили-были динозавры... и не только они (5 ч)

Что такое ледниковый период?

Как нашли ископаемого мамонта?

Что такое меловые отложения?

Голубые киты - миф или реальность?

Что такое сухопутный крокодил?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

4.  Тайны камней (4 ч)

Дольмены – что это?

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

5. Великие загадки Земли (3 ч)

Бермудский треугольник – миф или реальность?

Загадки Саргассова моря.

Пирамиды.

6. Вода на земле (5 ч)

Океаны.

Моря, заливы и проливы.

Движение вод в мировом океане.

Цунами.

Водопады.

7.Стихийные бедствия (5ч)

Тайфуны и ураганы.

Землетрясения, вулканы.

Смерчи и оползни, сели.

Гроза. Торнадо.

Шаровые молнии и молнии вообще.

8.Самые красивые природные явления (4ч)

Миражи.

Полярное сияние.

Гало.

Огни Святого Эльма.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

4 год обучения (34 ч)

Введение (1ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1.  Тайны за горизонтом (4 ч)

Путешествие Марко Поло.

Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

Покорение Северного и Южного полюса.

Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

2.  Жили-были динозавры... и не только они (5 ч)

Движение материков.

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

Как изучают прошлое Земли.

Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода.

Эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

3.  Тайны камней (4 ч)

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

Загадки янтаря и жемчуга.

Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4.  Загадки растений (4 ч)

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

Родина комнатных растений. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.

5.  Утконос и компания (4 ч)

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

Тайна озера Лох-Несс.

Существует ли снежный человек?

Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6.  Планета насекомых (4 ч)

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7.  Загадки под водой и под землей (6 ч)

Как изучают подводный мир.

Киты, дельфины, акулы.

История открытия гигантского кальмара.

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Жизнь в темных глубинах океана.

Загадочный мир пещер.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8.  Что такое НЛО? (1 ч)

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.

Тематическое планирование

Первый год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

1

Тайны за горизонтом (4 ч). Какой остров самый большой в мире?

1

2

Существует ли остров похожий на блюдце?

1

3

Какая страна самая маленькая в мире?

1

4

Как древние находили путь?

1

5

Жили-были динозавры... и не только они (4 ч). Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

1

6

Почему люди не летают?

1

7

Крокодилы.

1

8

Какое животное первым появилось на суше?

1

9

Как черепахи дышат под водой?

1

10

Тайны камней (4 ч). Когда были открыты драгоценные камни?

1

11

Что такое песок?

1

12

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

1

13

Как образуется золото?

1

14

Загадки растений (5 ч). История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

1

15

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

1

16

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

1

17

Почему крапива жжется?

1

18

Как растет банановое дерево?

1

19

Эти удивительные животные (3 ч). Потомки волка.

1

20

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

1

21

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

1

22

Планета насекомых (4 ч). Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

1

23

Как пауки плетут свою паутину?

24

Что происходит с пчелами зимой?

1

25

Правда ли что у многоножки сто ног?

1

26

Охрана насекомых.

1

27

Загадки под водой и под землей (6 ч). Как изучают подводный мир.

1

28

Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

1

29

Есть ли глаза у морской звезды?

1

30

Что такое каракатица?

1

31

Каково происхождение золотой рыбки?

1

32

Почему майские жуки  забираются в землю?

1

33

Заключение (1 ч). Что мы узнали и чему научились за год.

1

Второй год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

1

Тайны за горизонтом (4 ч). Кто открыл Австралию?

1

2

Существует ли жизнь в Антарктиде?

1

3

Как образовались Гавайские острова?

1

4

Где родина фигового дерева?

1

5

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч). Голубые лягушки.

1

6

Когда появились первые рептилии?

1

7

Какими были первые рыбы?

1

8

Как улитка строит свой панцирь?

1

9

Где живут «карманные динозавры?»

1

10

Тайны камней (5 ч). Разнообразие камней.

1

11

Айсберг.

1

12

Что такое коралловый остров?

1

13

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

1

14

Сады камней.

1

15

Загадки растений (5 ч). Растения-путешественники? (Что такое эвкалипт?)

1

16

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

1

17

Лекарственные растения (например: валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

1

18

Охрана лекарственных растений.

1

19

Почему оливу называют деревом мира?

1

20

Эти удивительные животные (3 ч). «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.

1

21

Красная книга Томской области.

1

22

Разумные дельфины.

1

23

Планета насекомых (4 ч). Обладают ли кузнечики слухом?

1

24

Почему комар считается злейшим врагом человека?

1

25

Муравьи и их квартиранты.

1

26

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

1

27

Загадки под водой и под землей (6 ч). Что такое ракушка-прилипала?

1

28

Как передвигается осьминог?

1

29

Что такое насекомоядные растения?

1

30

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

1

31

Может ли вода течь в гору?

1

32

Почему некоторые животные выглядят как растения?

1

33

Животные-рекордсмены (1 ч). Интересные сведения о животных и их особенностях.

1

34

Заключение (1 ч). Что мы узнали и чему научились за год.

1

Третий  год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

1

Тайны за горизонтом (4 ч). Что такое водопад?

1

2

Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?

1

3

Что такое семь чудес света?

1

4

Географические открытия в древности.

1

5

Атлантида – сказка или реальность (3ч). Атлантида – миф или реальность.

1

6

Атлантида или Антарктида?

1

7

Гибель Атлантиды.

1

8

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч). Что такое ледниковый период?

1

9

Как нашли ископаемого мамонта?

1

10

Что такое меловые отложения?

1

11

Голубые киты - миф или реальность?

1

12

Что такое сухопутный крокодил?

1

13

Тайны камней (4 ч). Дольмены – что это?

1

14

Откуда взялись статуи на острове Пасха?

1

15

Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

1

16

Откуда взялись алмазы?

1

17

Великие загадки Земли (3 ч). Бермудский треугольник – миф или реальность?

1

18

Загадки Саргассова моря.

1

19

Пирамиды.

1

20

Вода на земле (5 ч). Океаны.

1

21

Моря, заливы и проливы.

1

22

Движение вод в мировом океане.

1

23

Цунами.

1

24

Водопады.

1

25

Стихийные бедствия (5ч). Тайфуны и ураганы.

1

26

Землетрясения, вулканы.

1

27

Смерчи и оползни, сели.

1

28

Гроза. Торнадо.

1

29

Шаровые молнии и молнии вообще.

1

30

Самые красивые природные явления (4ч). Миражи.

1

31

Полярное сияние.

1

32

Гало.

1

33

Огни Святого Эльма.

1

34

Заключение (1 ч). Что мы узнали и чему научились за год.

1

Четвёртый  год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение (1ч). Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.

1

2

Тайны за горизонтом (4 ч). Путешествие Марко Поло.

1

3

Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука.

1

4

Покорение Северного и Южного полюса.

1

5

Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

1

6

Жили-были динозавры... и не только они (5 ч). Движение материков.

1

7

Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.

1

8

Как изучают прошлое Земли.

1

9

Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода.

1

10

Эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

1

11

Тайны камней (4 ч). Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека.

1

12

Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты.

1

13

Загадки янтаря и жемчуга.

1

14

Обыкновенное чудо — соль.

1

15

Загадки растений (4 ч). История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

1

16

Родина комнатных растений. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов.

1

17

Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

1

18

Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

1

19

Утконос и компания (4 ч). История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др.

1

20

Тайна озера Лох-Несс.

1

21

Существует ли снежный человек?

1

22

Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

1

23

Планета насекомых (4 ч). Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

1

24

Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.

1

25

Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

1

26

Охрана насекомых.

1

27

Загадки под водой и под землей (6 ч). Как изучают подводный мир.

1

28

Киты, дельфины, акулы.

1

29

История открытия гигантского кальмара.

1

30

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

31

Жизнь в темных глубинах океана.

1

32

Загадочный мир пещер.

1

33

Что такое НЛО? (1 ч). Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

1

34

Заключение (1 ч). Что мы узнали и чему научились за год.

1

                                                                                   

Список литературы

  1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
  2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
  3. Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
  4. Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
  5. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
  6. Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
  7. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
  8. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
  9. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
  10. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
  11. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
  12. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
  13. Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
  14. Они должны жить. Птицы. М., 1984.
  15. Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.
  16. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19
  17. Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.
  18. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
  19. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»

Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Удивительный мир слов"

Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" для 2-4 классов, УМК "Начальная школа 21 века". В программу вошло календарно-тематическое планирование для 2, 3, 4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир слов»

Рабочая    программа      курса  внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир слов» 1-4 классы

Рабочая программа по  внеурочной деятельности  «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начальн...