Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир слов»
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6 и на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_udivitelnyy_mir_slov.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________ Ю.П. Анохин
«____» сентября 2012
«____» января 2013
СОГЛАСОВАНО
Зам. дир. по УВР_____________ Е.П.Кучеренко
«____» сентября 2012
«____» января 2013
ПРОВЕРЕНО
Рук. МО_____________ Э.А. Бушкова
«____» сентября 2012
«____» января 2013
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
на 2012-2013 учебный год
Название курса «Удивительный мир слов»__________________
Класс____1- г___________________________________________
Учитель (ФИО, категория) Осадчук Т.М.
II квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6 и на основе сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых
- средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании
которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания
ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
Место курса в учебном плане.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 классов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 31 час в год.
Содержание программы
1 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол – во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Мир полон звуков | 6 | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; |
2 | Азбука, прошедшая сквозь века | 5 | анализировать информацию, представленную на рисунке |
3 | Всему название дано | 5 | |
4 | Как получаются слова? | 7 | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах); |
5 | Секреты правильной речи | 8 | наблюдать образование слов в русском языке; находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание; оценивать правильность выполнения действий; осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. |
Итого: | 31 |
Ожидаемые результаты:
В процессе изучения курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» ученики получат знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова,
способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
- небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:
Рекомендуемая литература:
- Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2009
- Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2008
- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
- Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
- Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением, 2009
- Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2009
- Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО
- Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
- Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
Материалы для учащихся:
- Безруких М. М., Логинова Е. С., Флусова Н. В. От буквы к слову, от слова к предложению: рабочая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для детей 6-9 лет. – М.: Вентана-Граф
- Михайлова С. Ю. Дружим с русским языком: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала.
- Демонстрационный плакат с алфавитом, написанный курсивным шрифтом.
- Альбомы сюжетных картинок для развития речи учащихся 1 класса.
- Демонстрационные картины для развития речи учащихся 1 класса.
Календарно- тематическое планирование занятий
№ п/п | Кол – во часов | Тема | Дата планируемая | Дата фактическая |
Мир полон звуков 6 ч | ||||
1 | 1 | Звуки вокруг нас | ||
2 | 2 | Фабрика речи | ||
3 | 3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл | ||
4 | 4 | Полоса препятствий | ||
5 | 5 | Рисуем звуками | ||
6 | 6 | Трудности словесного ударения | ||
Азбука, прошедшая сквозь века 5 ч | ||||
7 | 1 | Буквы старые и новые | ||
8 | 2 | Так считали наши предки | ||
9 | 3 | Страницы древних книг | ||
10 | 4 | Живая и весёлая буква алфавита | ||
11 | 5 | Загадки русской графики | ||
Всему название дано 5 ч | ||||
12 | 1 | Рождение языка | ||
13 | 2 | Сколько слов в языке? | ||
14 | 3 | Имена, имена, имена… | ||
15 | 4 | Увлекательные истории о самых простых вещах | ||
16 | 5 | Словари – сокровищница языка | ||
Как получаются слова? 7 ч | ||||
17 | 1 | «Дальние родственники» | ||
18 | 2 | Слова «готовые» и « сделанные» | ||
19 | 3 | Есть «родители» у слов? | ||
20 | 4 | Внимание, корень! | ||
21 | 5 | Такие разные суффиксы | ||
22 | 6 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | ||
23 | 7 | Что нам стоит слово построить? | ||
Секреты правильной речи 8 ч | ||||
24 | 1 | Словарное богатство русского языка | ||
25 | 2 | Вместе и врозь | ||
26 | 3 | Выбираем точное слово | ||
27 | 4 | Одно или много? | ||
28 | 5 | Когда у слов много общего? | ||
29 | 6 | Когда значения спорят? | ||
30 | 7 | Слова одинаковые, но разные | ||
31 | 8 | «Местные жители» и «иностранцы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Удивительный мир слов"
Программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" для 2-4 классов, УМК "Начальная школа 21 века". В программу вошло календарно-тематическое планирование для 2, 3, 4 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Удивительный мир»
Цели программы: формирование устойчивого познавательного интереса, умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения; создание условий для развития у учащихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Удивительный мир слов» 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начальн...