"Приоткрыв завесу старины"
классный час (3 класс) на тему
Классный час, посвященный развитию основы любви к Родине, способствующий развитию интереса к фольклёрному искусству, основанному на народных традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_priotkryv_zavesu_stariny.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «ПРИОТКРЫВ ЗАВЕСУ СТАРИНЫ…»
Цель: воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе, памятникам культуры.
Cопутствующие задачи: - способствовать развитию личностной культуры как основы любви к
Родине;
- способствовать развитию интереса к фольклёрному искусству,
основанному на народных традициях;
- расширить словарный запас учащихся.
Оборудование: мультимедийная система, музейные экспонаты.
СЛАЙД -1. Старое фото Липецка, название Кл. часа, эпиграф: И не кончится Россия Быть ей вновь на высоте Если в нас неугасима, Тяга к вечной красоте. СЛАЙД – 2. Музыка «Гляжу в озёра синие…» - сражение - старинное фото Липецка - леса - небеса - вода - храмы Возможные варианты ответов Учитель..... СЛАЙД – 3. Лёгкая музыка, достопримечательности Липецка. Учитель.... СЛАЙД - 4. Заголовок «Моя малая Родина!», фотографии сёл, стихотворение появляется строка за строкой на фоне последней фотографии села. Стихотворение читается под звуки природы. Учитель.... Дети экскурсоводы в русских народных костюмах. Ребенок.... СЛАЙД - 5. Лёгкая музыка, достопримечательности Липецка, села. СЛАЙД – 6. Фото церкви с. Ленино (Храм Рождества Пресвятой Богородицы) . Учитель... Ответы учащихся. Учитель.. СЛАЙД – 7. Путём наложения: берег реки или лес, сосна и ель, часть избы, чтобы показать венец, изба. Дети экскурсоводы. Ребенок.... Дети экскурсоводы. Ребенок...... Ребенок.... Учитель... Семья сидит за столом Гость входит избу, снимая шапку и крестясь. Ребенок........... Ребенок......... Ребенок..... Хозяйка----------------- Ребенок.... Обращение к классу--- Пояснение------------ Ребенок.... Учитель обр. к хозяину----------- Хозяин избы------------ Учитель----------- Хозяйка---------- Хозяин------------------- Хоз- -ка----------------- Дочь Дочь Ребенок читает стихотворение..... Учитель... Ребенок.... Ответы учащихся------ Учитель------------------ Учитель пробует взять чугунок руками и как – бы обжигается. Хозяйка----------------- Учитель------- Хозяйка избы обращается к ребятам.-- Учитель------- Уч – ся подходят к предметам и объясняют как они работают. Дочь Дочка играет с куклой, Елена В. рассказывает о куклах. Учитель-------------- Хозяйка----------------- Ребенок.... Хозяйка достает костюмы-------- Ребенок экскурсовод.... Учитель обращается к ученикам--------------- Ученики актёры ткут, делают лапти, строгают ложки и т. д. Ответы учащихся----- Учитель обращается к ученикам--------------- Ученики актёры ткут, делают лапти, строгают ложки и т. д. Учитель обращается к ученикам--------------- СЛАЙД – 8. Народные промыслы на Липецкой земле. Ответы учащихся----- Учитель... Ответы учащихся----- СЛАЙД – 9. Фото В.В. Маркина. Учитель.... СЛАЙД – 10. Викторина «Лучший знаток старины» ----- Подводится итог, дарятся сувениры, фото на память. СЛАЙД – 11. Детская площадка, выполненная в виде русской избы, платки, сувениры в виде глиняных игрушек, Коврик на стул. СЛАЙД – 12 Слова М. Калинина. | Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Мы собрались с вами в этом замечательном школьном музее старины неслучайно, ведь тема нашего классного часа звучит так «ПРИОТКРЫВ ЗАВЕСУ СТАРИНЫ». А где как ни здесь можно поговорить о народных традициях, о том , что так бережно хранили наши предки, пытаясь донести всё это до нас с вами. У каждой вещи есть своя история, и они готовы поделиться ими с нами. Ну не будем забегать вперёд. Не будем торопить время. Пусть всё идёт своим чередом. Ребята, что для нас Россия? А как вы понимаете значение слова Родина? Мой друг, что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней земля златая. Так писал русский поэт Языков о своей Родине, о своем родном крае. Родина! Родной край! Родной город!. Как много мы вкладываем в эти простые, знакомые слова, и как много они для каждого из нас значат! Самое прекрасное место на свете- Родина. У каждого человека есть Родина и каждый любит ее. Любит место, где родился и живет. Мы любим людей, с которыми живем, любим свой народ. Любовь к Родине и к городу, где мы родились, где мы живем, зарождается у каждого человека с детства. Дом, детский сад, школа, речка и парк родного города- все это нам дорого с раннего детства. Здесь живут наши родные. По улицам родного города мы ходим в школу, гуляем с друзьями , играем. Нам хорошо в родном доме и городе. И чем больше знает человек о своем крае, деревне, городе, тем больше любит его и гордится им. Вот мы и поговорим с Вами об удивительном прошлом нашего края. Важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство. Не зная прошлого, мы не сможем по – настоящему любить свою Родину, дорожить тем, что имеем сейчас. А что же мы имеем? Что беречь нам? Я попросила вас принести те предметы, которые ассоциируются у вас с понятием «Малая Родина» Что как ни фотография может запечатлеть всю красоту и богатство нашей природы, а потом в нужный момент пробудить наши воспоминания. Узнаёте ли вы эти места?.................... Человека всегда влекло что - то красивое, доброе то, что затрагивало тонкие струнки человеческой души. Когда в душе зашевелится древний Славянский дух и в горле встанет ком, Ты загрустишь и вспомнишь о деревне С таким тягучим деревенским говорком… И пусть там жизнь уже совсем иная, Ты свято помни до скончанья дней, Что та земля – твоя земля РОДНАЯ, И ты должник извечный перед ней. А. Азовский Очень много красивых мест в липецком крае, но мы остановимся поподробнее и дальнейший наш разговор будет связан именно с этим селом. Недалеко от Липецка расположено живописное село Троицкое. Когда-то оно было частью одного большого села, расположенного на трёх холмах, и называлось Романово. История началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда. Так на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище. А в 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино. Так почему же с. Ленино называлось Романово? Сегодня, мы ворошим страницы прошлого, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства. Приоткрыв завесу старины, мы узнаем о местах проживания наших предков, о том, как строилось жилище, поговорим о быте и основных занятиях людей, живших когда – то в этих местах и нашло ли то, что создавалось многими поколениями своё применение в нашей жизни. А поможет нам в этом экспонаты русской старины.
Жили - были дед да баба… Так начинаются многие сказки. А как они жили? В каких домах? Какую одежду носили? Какие вещи их окружали? Итак, всё по порядку. В лесистых местах, по берегам рек и озёр, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. Строились не день и не два. Строительство начиналось с валки леса. Для строительства больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная. Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коры, а затем, положив бревно и немного отступив от его конца, «выбирали» лунку. Четыре бревна. связанные в квадрат, образовывали венец. В верхних брёвнах вырубался желоб, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Вот так, венец на венец, и ставили избу. Избы также называли срубами. Почему? Их рубили (строили) топорами. Без пил, гвоздей, без измерительных приборов и чертежей, мастера рубили избы и возводили храмы. Топор, скобель, долото - вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят не сдвинуть. Без этого простого инструмента (топора) в крестьянском хозяйстве никак нельзя. Не зря говорили в народе "Не бравшись за топор, избы не срубишь". Плотницкое искусство- чисто крестьянское- было основано на традициях русского древнего зодчества. При строительстве дома под угол клали деньги( для богатства), шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Верхняя часть фасада- чело избы. Подвесная кайма на доме украшалась резными ажурными подзорами. Крыши покрывались дранкой, тесом, щепой или соломой. Окна- глаза дома. Над окнами крепились козырьки - наличники, они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились накладные наличники со ставнями. С улицы каждый мог увидеть открытые ставни - значит, хозяева уже встали, а закрытые- Значит, еще спят или куда- то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был особый облик. Перед домом устанавливали плетень. Над дверью висела подкова "рожками" вверх полная чаша. Вниз, по поверьям наших предков, она символизирует счастье и удачу, а также оберег от дурного глаза и нечистой силы.
Ну что ж, изба готова, а что там внутри?
Я думаю, пришло время заглянуть в одну такую деревенскую избу.
По русскому обычаю стол должен стоять в Красном углу, ведь еду – хлеб наш насущный - человеку посылает Бог, а стол – это его ладонь. Когда семья собиралась за столом, все сидели чинно, спокойно, ели не торопясь.
- Кто это? И что он делает? - Всякий гость входящий в избу, у порога первым делом находил глазами Красный угол, обязательно снимал шапку, трижды осекал себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом здоровался с хозяином и с хозяйкой. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром. Доброму гостю всегда рады. Присаживайся, откушай хлеба – соли. Его сажали на самое почётное место у икон, рядом с хозяином. Русский народ всегда славился своим гостеприимством - "Не красна изба углами, а красна пирогами". Сажая гостя в красный угол, говорили: "Встречай не с лестью, а с честью". Ребята, о каком Красном угле идёт речь? Где он находится? Почему он так называется?. Красный – значит «красивый». Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Интересно, на чём же они спали? Ни дивана, ни кровати даже раскладушки и той нет. Кстати, а где же кровати? Кроватей у нас нет, зато есть лавки. Днём они служат сиденьем, а ночью кроватью. Лавки мастерили на века – из толстых широких досок, опиравшихся на такие же доски, поставленные на ребро. Ребята, а я помню как я лежала на печи, когда была маленькая. Это были не забываемые впечатления. Помню, как дедушка или бабушка спали на печи, грелись. Моя бабушка рассказывала, что когда была маленькой она частенько забиралась на печку, да там и засыпала. Действительно, печь – душа крестьянского дома. На печи, на самом тёплом местечке, обычно спят старики, а на пристроенных сбоку полатях – дети. «Дом без печки - нежилой дом», - говорят в народе. «Кормилицей», «матушкой» народ её ласково называет, ведь она и в самом деле кормит людей. В печи я пеку хлеб, пироги, варю кашу, сушу грибы, ягоды. От жарко протопленной печи в доме становится тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу. Вот сколько вещей мы узнали про русскую печь, но прослушав стихотворение о ней вы узнаете ещё больше. Русская печь. Она пол – избы занимала, Мешала как будто, А всё ж – Залезешь на печку, бывало, И рад, что на свете живёшь! Случалось ли: Мать отругала, Друзья ли побили – молчок. Залезешь на печку бывало И плачешь себе в кулачок. Нам печка похлёбку варила, Душистые хлебы пекла, От разных болезней лечила, Старалась, как только могла. Хорошего мало ушло, Тоскую о печке, и только, Как вспомню – Так станет тепло. Она, как по щучью веленью, Покинула наше жильё. Кто с печкой знаком от рожденья, Едва ли забудет её.
Она успокаивала, кормила, лечила. Возле печки в русской избе всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Почему они так называются? Для чего они нужны? У глиняного горшка своя история. Послушайте и скажите, как его делают: « На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был домой пришёл». А чугунок – потому, что чугунный, а нужен он, чтобы варить щи и картошку Ой!........................... Голыми руками или горшок с кашей из раскалённой печи не вытащишь. Это делали с помощью ухвата. А, что это за железный прут? Это не прут, а кочерга, чтобы ворошить угли. Ребята, а сколько здесь ещё вещей. Может кто – нибудь знает для чего они были нужны?
Когда я была маленькой меня качали в этой люльке, а теперь я там качаю своих кукол. - В русской деревне тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой, и в некоторых семьях их насчитывалось до сотни. Тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет. Свёртывали в «скалку» кусочек цветной ткани, обтягивали «лицо» белой тряпицей, затем скатывали боковые остатки ткани – получались «руки». Вот и готова кукла. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Такие куклы – берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы. Кстати, о наследстве. Оно должно где – то храниться. В современных домах уйма всяких шкафчиков, шифоньеров, комодов, где мы храним разные вещи. Ребята, как вы думаете, есть ли здесь такая мебель и как она называется? (Сундук) Сундук был универсален: в нём хранили добро, на нём сидели, а ночью на сундуке мирно и спокойно спали, не боясь за своё добро. А нельзя ли нам посмотреть, что хранится в этом сундуке? Уж очень интересно. Из глубины веков до сегодняшних дней дошла до нас поговорка: «По одёжке встречают …». Сотни лет назад нашим предкам достаточно было один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, каково его общественное положение. Вот это самые настоящие романовские костюмы. Их когда – то носили женщины из слободы Романово. Своеобразным был праздничный женский костюм. В нем преобладали сочные, яркие, насыщенные цвета – сочетание розового и синего, зеленого и красного. В комплект входит рубаха, юбка, башлык (головной убор), подшейник, украшения – стеклянные бусы. Романовский костюм шили из сатина. Рубаха расширена книзу, складочки застрочены до середины полочки, украшена атласной лентой, рюшкой из тюли, «червончиками» - кружочками из цветного атласа (малиновые, синие, бирюзовые). Рукав рубахи «дутый», отделан тюлевой рюшкой или белым покупным кружевом. Юбка из сатина, широкая, состоящая из двух полотнищ, присобрана на поясе в мелкую складку. Понизу нашиты две атласные ленты. Низ отделан рюшкой из мелкой складки, обшитой белым кружевом и узкой атласной лентой. Дополнением к костюму был яркий контрастный фартук из сатина. Под шею надевали подшейник, чтобы не поранить подбородок стеклянными бусами. Обязателен для женщин был глухой, т.е. полностью скрывавший волосы, головной убор – наголовник и башлык, украшенный тесьмой-вьюнком, бисером, блестками, стеклянными бусинками разных цветов Одевали его только по праздникам. На свадьбу, ярмарку.
- Ребята, а вот интересно, сможет ли кто – нибудь найти все элементы женского костюма? Люди всегда заботились о внешнем виде и внутреннем убранстве своего дома. Избы украшали красивой утварью, полотенцами с «украсами», половиками – ткаными, вязаными или сшитыми из разноцветных обрезков ткани, лоскутными ЛЯПАЧИХАМИ. Это изделие сотканное из небольших лоскутков ткани, имеющее объёмную фактуру. Кстати о полотенцах, уникальность наших полотенец состоит в том, что они вышиты тамбурным швом. Это редкий вид вышивки. Вышивальщицы использовали в своих рукоделиях два цвета ниток: красный и чёрный, иногда красный и серый. Каждый солярный знак на полотенце имеет своё значение. К примеру, волнистая линия подразумевает воду, пря мая линия с цветами - землю, а цветок или (макиш) – это символ плодородия. Интересно, что вы можете рассказать вот об этом полотенце? Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, табуретки, сундуки – всё делалось с любовью. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. - Ребята, какие промыслы вы знаете? Наша область, как вот это лоскутное одеяло, создана из 7 губерний или из 18 районов. На территории Липецкого края издавна существовали такие промыслы, как ковроткачество, лозоплетение, вышивка, резьба по дереву, лоскутное шитьё, кружевоплетение, гончарное ремесло. Но нас прежде всего интересует то, что делалось в нашей местности, то, что люди смогли сберечь и донести до наших дней. Сегодня мы остановимся с вами на гончарном ремесле неспроста. Всё дело в том, что крупным центром гончарной посуды и не только было село Романово Липецкого уезда Воронежской области. Естественные природные залежи глины позволило развернуть производство на местном сырье. Липецкая гончарная глина имела высокую пластичность. Жители с. Романово всю зиму крутили на гончарном круге разнообразную посуду, лепили игрушки. С приходом весны во дворах начинали разжигать горны, где обжигали тысячи наготовленных изделий. А в апреле, на Егорьев день, продавали их на ярмарке. Романовскую игрушку лепили из белой глины, которую добывали в селе Студёнки. - Ребята, прежде чем мы начнём разговор о романовской игрушке, я хотела, чтобы вы нашли среди всех этих глиняных игрушек романовскую. Почему так думаете? Промысел глиняной игрушки возник в селе Романово, ныне село Ленино Липецкого района, в первой половине 19века.Игрушки создавались гончарами, как сказка о счастливой жизни. Сначала это были свистульки крупного размера (кони, утки, коровы, петухи). Позднее романовская игрушка усложняется, становится сюжетной. Сюжеты были навеяны жизнью Липецкого курорта. Мастера лепили фигурки барынь, офицеров, генералов, всадников. Наиболее известным мастером был Иван Павлович Митин. Позднее традицию изготовления игрушки – свистульки продолжил народный мастер – гончар Иван Фёдорович Гунькин. Чем же интересна игрушка Гунькина? Сначала мастер делал лепёшку, затем лепил, как вареник туловище птицы, животного, оставляя внутри пустоту, потом быстро лепил ноги и голову, а затем заострённой палочкой делал круглые дырочки в туловище и полукруглые в хвосте. Игрушка свистела уже в сыром виде. Главным хранителем чистоты народного промысла, продолжателем традиций мастерства, в настоящее время является народный мастер России – Виктор Васильевич Маркин. В селе Троицкое создан центр романовской керамики, задача которого не только в возрождении и сохранении традиций промысла романовской игрушки и гончарных изделий, но и в изучении местного фольклёра. В нашем музее есть экспонаты выполненные В.В. Маркиным. Это индюк, козёл, уточка, водоноска, парочка, романушка. Посмотри как хороша Эта девица – краса Тугая русая коса Щёки алые горят Удивительный наряд. Сидит кокошник горделиво Как лебёдушка плывёт Песню тихую поёт Время неумолимо движется вперёд. Шаг за шагом мы подошли к концу нашего увлекательного путешествия в прошлое. А на сколько оно было увлекательным и для кого мы определим с помощью викторины. Поделитесь с другими тем, что вы знаете.
Назовите то, без чего наши предки не могли представить свою жизнь. 1. Железный конь скачет в огонь. (Кочерга)
А знаете ли вы: - что служило людям кроватью (лавка, люлька, сундук, печка) - какую мебель заменял сундук (стул, кровать, шифоньер) - что означают волнистая и прямая линии на полотенце (воду, землю) - элементы женского костюма (подставок, подол, воротничок, стечка, лиф, манжет) - чем прославилось село Романово (романовская игрушка) - народных мастеров, которыми мы по праву должны гордиться? (И.П. Митин, И.Ф. Гунькин, В.В. Маркин). - назовите учеников В.В Маркина, народных мастеров России. Для чего мы обращаемся к прошлому? ( чтобы думать о будущем) Но будущее невозможно без настоящего. Так как же прошлое нас связывает с настоящим?. Мы с вами родились и живем в Липецке. Липецк- наша родина малая. Мы гордимся этим и будем стремиться преумножать красоту нашего города, нашего края, нашей Родины. Каждый из вас с гордостью может сказать: "Я- Липчанин и это большая для меня гордость" «Любить свой край, знать его Особенности, его богатства, его Историю На этих лучших чувствах к родным Местам и воспитывается подлинный Патриотизм.» М. Калинин
Спасибо за работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Старинные посиделки"
Цель: познакомить с традициями русских посиделок у крестьян; узнавать и находить особенности русского фольклора; развивать артистические и сценические способности детей. ...
Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим"
Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим" адресована учащимся 3-4 классов. Описание игры. Поле игры разбито на сектора тех цветов. Каждая команда запоминает свой цвет, отвечает на вопрос. К...
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим"....
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим", способствует привитию любви к культуре и традициям русского народа....
Старину мы помним, старину мы чтим.
Внеклассное мероприятие с приглашением бабушек и дедушек.Для гостей дети подготовили песни, прибаутками, танцы, чаепитие, соревновательные элементы....
Приоткрой завесу тайны, сказка!
Сценарий мероприятия...
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".
Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим". 4 класс.Это мероприятие направлено на приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа, в процессе игры...