Организация самоуправления в классе
статья на тему
В статье описывается опыт организации самоуправления в классе в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_samoupravleniya_v_klasse.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самоуправления в классе.
Согласно одному из определений, детское самоуправление – это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения поставленных групповых целей.
Цель: привлечь каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала детей.
Задачи: воспитать у ребят уважительное отношение друг другу; развитие коммуникативных умений и навыков подростков, организаторских способностей, формирование потребностей в самореализации.
Основу данного самоуправления составляют сменные творческие группы, которые решают вопросы жизнедеятельности класса. Создание и чередование коллективных творческих поручений позволяют каждому учащемуся занимать активную позицию в построении работы класса, что положительно влияет на формирование их организаторских способностей, умение управлять своим Я, раскрывать и развивать свои потенциальные и реальные возможности. На протяжение четырёх лет в классе существует 5 групп, которые выполняют различные сменные функции. В каждой группе есть командир, который отвечает за планирование деятельности и её выполнение. При смене деятельности командир тоже меняется, таким образом, каждый ребёнок становится или ведущим в группе или ведомым. И если в 1-2 классах состав групп часто менялся, то в 3-4 он более стабильный.
Каждый ученик – это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом.
Надо стараться вызвать интерес участия в самоуправлении через выполнение детьми постоянных и временных поручений (по желанию учащихся), через участие в социальном проекте. Все чаще ребята проявляют инициативу и, что радует, в большинстве своём эти инициативы направлены на взаимодействие с другими коллективами. Учащиеся по собственной инициативе берут на себя ответственность за конкретные дела.
Наиболее сложным моментом в реализации самоуправления является обучение актива, создание программы действий.
Ожидаемые результаты:
- Устойчивые ценности личности и коллектива.
- Способность и желание учащихся заниматься разнообразными видами деятельности.
- Умение общаться и вступать в позитивные отношения.
- Умение ставить и достигать поставленные цели.
- Умение коллективно придумывать, планировать, создавать новый продукт (конкурс, поход, викторины, помощь друг другу и др.).
- Активное участие в социальных проектах, создание собственных проектов.
Социальный проект «Тепло детского сердца».
1.Актуальность проекта.
В обществе часть детей сегодня убеждена, что надо думать только о себе. С такой моралью общество уничтожит само себя. Преодолевая прагматичность и эгоизм, вступая в социально значимую деятельность, участники проекта своим личным примером, делами показывают, что можно жить иначе и что благотворительность – это здорово!
Одной из главных целей воспитательного процесса является формирование нравственной культуры школьников. Особенно важным на сегодняшний день становится развитие культуры взаимоотношений школьников с разными социальными группами (прежде всего возрастными). В такую группу входят бабушки, дедушки, ветераны ВОВ.
Уходя на пенсию, пожилые люди нуждаются не только во внимании, связанном в организации их быта. Особый смысл для этих людей приобретают формы духовного общения с детьми, когда они поздравляют их с праздниками, рассказывают о своих делах. Это пробуждает в пожилом человеке жажду к жизни, понимания своего места в обществе. Для детей - это приобретение духовно-нравственных ценностей. У детей, заботящихся о пожилом человеке, навсегда заложатся в душе понимание к нуждам стариков и потребность в оказании помощи этим людям. В наше время, когда человек в погоне за карьерой, за деньгами забывает о главных человеческих ценностях, важно напоминать о них.
Девиз проекта.
Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела.
2.Задачи проекта:
-Приобрести социально значимый для учащихся опыт общения со старшим поколением;
-Разработать план мероприятий по оказанию помощи пожилым людям;
-Организовать волонтёрскую работу с учащимися начальных классов;
-Содействовать работе Совета бабушек и дедушек;
-Создать газету для пожилых людей «С любовью…»;
-Организовать на базе класса обучение старшего поколения компьютерной грамотности;
-Исследовать возрастные особенности пожилых людей и их потребности.
3. Способы решения задач проекта:
-Формирование творческой рабочей группы из школьников, родителей;
-Планирование воспитательной работы класса с учетом данного проекта;
-Формирование группы младших школьников по организации волонтёрского движения;
-Согласование плана работы с Советом ветеранов, Советом бабушек и дедушек;
-Формирование группы из пожилых людей для обучения на компьютере;
-Создание редколлегии газеты для пожилых людей;
-Исследовательские работы учащихся.
4.Предпосылки успеха проекта.
-Налаживание отношений с пожилыми людьми;
-Налаживание связей с общественностью;
-Повышение качества воспитательной работы в школе.
5.Продолжительность проекта -4 года (сентябрь 2010 – май 2014г.)
6.Реализация проекта осуществляется в четыре этапа:
-Диагностический
-Подготовительный;
-Организационный;
-Практический;
-Заключительный.
7. Информационная поддержка
-Школьная газета «В десяточку»;
Гипотеза
Если будет осуществлен данный проект, то внимание учащихся класса будет привлечено к проблеме уважения пожилых людей вообще и своих бабушек и дедушек в частности.
Итогам станет повышение нравственной культуры ребенка, которая напрямую зависит от накопления им личного опыта в отношениях со старшим поколением.
Этапы проекта
1)Диагностический:
Определение проблемы (недостаточное внимание ветеранам ,людям, закончившим трудовую деятельность)
2) Подготовительный:
планирование основного этапа проекта;
определение состава участников на разных этапах осуществления проекта;
уточнение информации о ветеранах, бабушках и дедушках;
рекламирование проекта;
3)Организационный, практический:
Классные пятиминутки об истории и традициях благотворительности;
проведение благотворительной «Осенней ярмарки», «Ярмарки ко Дню Победы»;
театрализованный праздник;
конкурс на лучшее оформление газеты;
распределение денежных средств, полученных в ходе проведения ярмарки;
оформление открыток-поздравлений ветеранам, бабушкам, дедушкам с приглашением на праздничный концерт;
формирование групп для вручения подарков и поздравлений ветеранам;
посещение ветеранов на дому: поздравление, беседы, общение;
чествование ветеранов. «От всей души»
4)Итоговый этап:
Подведение итогов проекта «Тепло детского сердца».
Обобщение опыта.
Результаты реализации проекта
год | вид деятельности | результат |
2014-2015 |
| Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей. Благотворительная ярмарка. |
2015-2016 |
| Детская почта, поздравления бабушек, дедушек, ветеранов и участников войны с Новым годом. Музыкально-спортивный праздник «Молодецкие сражения». Выступления-воспоминания дедушек о службе в Советской Армии и бабушек о школах прошлого века. Благотворительная ярмарка. |
2016-2017 |
| Организация экскурсий в историко-краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Времен связующая нить». Оказание адресной помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, пожилым людям, соседям. Литературная гостиная «И помнит мир спасенный» Благотворительная ярмарка. |
2017-2018 |
| Конкурс чтения стихов «О тех, кто мир нам подарил». Благотворительная ярмарка. Гостевой визит к ветеранам- участникам ВОВ, пожилым людям. Концерт –конкурс «Мы вместе». Создание буклетов, презентаций о проделанной работе, публикаций в школьной газете. Праздник «От всей души» |
В результате реализации проекта «Тепло детского сердца» 27 бабушек, дедушек, ветеранов получили поздравления и подарки к Дню пожилого человека. Средства для этого были заработаны классом на благотворительной «Осенней ярмарке», во время которой желающими (а это не только учащиеся класса и школы , но и учителя) были приобретены кулинарные изделия собственного производства по низким ценам.
Пожилые люди, получив добрые поздравления, почувствовали, что в школе о них заботятся, их помнят и любят. Сформирована связь между поколениями, устранение недостатка внимания и уважения к старшему поколению со стороны молодежи - помимо регулярной помощи, совместные чаепития с пожилыми «подшефными», приглашение их на школьные праздники, мероприятия в класс, поздравления на дому.
Школьники имели возможность приобрести опыт общественно значимой деятельности (ярмарка) и продолжить формирование коммуникативных навыков и таких нравственных качеств как отзывчивость, милосердие, открытость, стремление и умение сотрудничать с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система организации самоуправления в начальных классах
В начальной школе необходимо готовить детей к самоуправлению. Вот так можно поставить работу в классе. Каждый ученик при деле и каждому поручение по интересу! Каждый педагог может творчески подойти к ...
Организация самоуправления в классе
Организация самоуправления в классе...
Организация самоуправления в классе (презентация)
Организация самоуправления в классе (презентация)...
«Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»
Педагогический совет «Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»...
Организация самоуправления в классе
Материал в помощь организации самоуправления в классе...
Организация самоуправления в классе.
В начальной школе создана и действует организация самоуправления «Солнышко», которая объединяет классные коллективы в единый школьный коллектив. С одной стороны, самоуправление подготавливает учащихся...
Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе.
Из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе....