Конспект музейного урока по патриотическому воспитанию детей
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс) на тему
Данный материал разработан для решения следующих задач в образовании:
-воспитание чувства гражданственности и патриотизма;
принадлежность к своей нации;
-воспитание высокого нравственного и культурного потенциала;
способности корректировать своё общение с окружающими в соответствии с
ситуацией, умения строить свою жизнь гармонично, на нравственных
основах и принципах;
окружающем мире,
-формирование потребности быть деятельным участником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_muzeynogo_uroka_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_detey.docx | 131.99 КБ |
Предварительный просмотр:
2
Введение. 3
Конспект музейного урока по патриотическому воспитанию детей
2. Ресурсы музея Боевой Славы. 5
2.1 Материальная и научно-методическая база музея. 5
2.2 Разделы музея. 6
2.3 Экспонаты музея. 6
3. Школьный музей как центр патриотического воспитания... 8
4. Мероприятия в рамках проекта. 11
Заключение. 15
Ссылки. 16
3
Введение
В этом году исполнилось 30 лет музею Боевой славы 12-ой
Гвардейской Пинской Краснознамённой ордена Суворова стрелковой
дивизии.
Музей был открыт в 1981 году по адресу: 143000, Московская обл., г.
Одинцово, ул. Молодежная, д.3а
В 1985 году историко-краеведческому музею средней школы №3
г.Одинцово Московской области за большую поисково-исследовательскую,
было присвоено звание "Школьный музей" (Свидетельство №5230 от
За большую поисково-исследовательскую общественно полезную
работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся
Музею Боевой славы 12 гвардейской Пинской Краснознаменной ордена
Суворова стрелковой дивизии выдано свидетельство №5230 от 26.11.2003 о
присвоении звания «Школьный музей»
Огромный вклад в создание музея Боевой Славы внесла директор
Гимназии Полякова Людмила Валентиновна. Немало почетных гостей
помнит музей: ветеранов 12 гвардейской Пинской краснознаменной Ордена
Суворова стрелковой дивизии. В том числе В.П. Бородина, чьи документы,
книги, фотографии хранит музей, В.П.Семина – друга Маршала Победы Г.К.
Жукова, возглавившего Совет ветеранов после смерти В.П. Бородина. В
музее побывали: Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев, дочь
советского полководца Г.К Жукова – Мария Георгиевна.
Активная деятельность по развитию школьного музея, массовому
привлечению учащихся к его работе, началась в 2010 г., когда руководителем
музея была назначена Меркурьева Лариса Витальевна, заместитель
директора по НМР, учитель русского языка и литературы. Тогда же был
запущен проект "Школьный музей как центр патриотического
воспитания".
4
Данный проект ставит своей целью через систему краеведческой
работы воспитать в будущем граждан России:
1. Проект предполагает воспитание у школьников чувства патриотизма,
любви к Родине, гордости за её прошлое, стремления участвовать в
созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент
является наиболее востребованным в современном обществе.
2. Проект также позволяет формировать у школьников
исследовательские навыки, научное мышление, умение создавать
компьютерные программы, стремление и готовность организовывать
объединения учащихся на принципах самоуправления.
Задачи :
-воспитание чувства гражданственности и патриотизма;
принадлежность к своей нации;
-воспитание высокого нравственного и культурного потенциала;
способности корректировать своё общение с окружающими в соответствии с
ситуацией, умения строить свою жизнь гармонично, на нравственных
основах и принципах;
окружающем мире,
-формирование потребности быть деятельным участником.
общественной, учебной, трудовой и досуговой сфер жизни;
вредить здоровью, адаптация и сознательный выбор здорового образа жизни.
∙ повышение роли патриотического воспитания школьников;
∙ привлечение школьников к поисково-исследовательской работе;
∙ формирование интереса к изучению Отечественной истории с
помощью наглядного материала;
предоставление возможности учащимся подготовиться к выбору
будущей профессии - экскурсовод и т.п.
5
8
Музей как центр патриотического воспитания…
Центром воспитательной работы по патриотическому воспитанию
является музей 12 Гвардейской ордена Суворова Пинской стрелковой
дивизии.
Школьный музей - это творческое сотрудничество учителей и
учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников
разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших
традиций школьной жизни.
Учениками гимназии собран большой материал о боевом пути 12
Гвардейской Пинской краснознаменной ордена Суворова стрелковой
дивизии, о героях Советского Союза этой дивизии, о судьбах ветеранов.
Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому Родины, так как
судьба России, как в капле воды, отражается в истории. Связывая в ходе
поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках
чувство уважения к старшим, почтительного отношения к ветеранам войны и
труда. Музей формирует в юном гражданине понимание сопричастности ко
всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное
участие в важных событиях, происходящих в России.
Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы
внеклассной работы, позволяющий выделить общую тенденцию: стремление
к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории,
искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому
развитию отдельной личности.
Музей Боевой Славы 12 гвардейской Пинской Краснознаменной
ордена Суворова стрелковой дивизии выполняет следующие функции:
1)поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;
2)научно-методическая работа с педагогическим коллективом;
3)координаторская работа с общественными организациями;
4)организационное проведение общешкольных мероприятий,
Ход
1.Орг. Момент
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро деревьям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера
2.Введение в тему
Здравствуйте ребята, сегодня у нас не простой урок, и для того чтобы приступить к уроку вам нужно послушать и отгадать загадку:
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)
3. Работа по теме
Да, это музей.
Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.
В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей.
Учитель: - Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»
Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.
На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:
- художественные,
- исторические,
- естественнонаучные,
- технические,
- литературные,
- мемориальные,
- краеведческие.
Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.
Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:
- любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,
- уникальное создание природы,
- предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,
- прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).
Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.
В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.
Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.
Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.
Почему вещи попадают в музей?
Причины:
- Красота
- родная, русская,
- чужая, иноземная. - Память
- о важном событии,
- о великом или ужасном человеке,
- об обычаях, образе жизни
- русских,
- иноземных. - Мастерство (технический прогресс)
- русское,
- иноземное. - Древность.
- Диковинка, редкость (раритет).
- Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).
- Часть коллекции.
- Вещь, воскресшая под рукой реставратора.
Учитель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в наш сельский музей. Но прежде чем отправиться в путешествие нужно пройти испытание, вам необходимо ответить на мои вопросы:
1. Как называется предмет, выставленный в музее для показа посетителям? (Экспонат. )
2. Как называют человека, который восстанавливает первоначальный вид предмета старины. (Реставратор. )
3. Что такое подлинник, копия и репродукция картины? (Настоящая картина, выполненная автором; списанная в точности картина; воспроизведение картины типографским способом. )
4. Специалист, дающий пояснения посетителям музея. (Экскурсовод. )
4. Практическая деятельность
Учитель: - Сегодня на уроке мы будем путешествовать по музею нашего земляка – С.А. Герасимова (Слайд 1)
11
16
Слайд 1
Из Истории создания Музея имени С. А. Герасимова
В 2004 году в с. Кундравы был открыт музей, посвященный С.А. Герасимову - известному кинорежиссеру и учителю.
Идея создания музея принадлежит Б.А. Краснопёрову, который с детства сильно увлекался кинематографом и был поклонником работ Герасимова. И самое главное, что они были земляками. Сергей Аполлинарьевичу родился в п. Десятилетие, что недалеко от с. Кундравы. В селе сохранился дом, где жила его семья и где он провёл всё свое детство и отрочество.
Сначала музей хотели сделать в родовом доме, но в нашей стране это очень трудно сделать, а спонсоров не нашли. Поэтому решили разместить музей в ДК «Мечта» в с. Кундравы. Музей небольшой - состоит из небольшого зала и небольшой комнаты, расположенных на втором этаже ДК.
В большом зале главное место принадлежит работам С.А. Герасимова. Здесь представлены кадры из фильмов, которые он снял. Есть и большая экспозиция личных вещей мастера - от мелких бытовых вещей до наград. Также в зале выставлена посмертная маска С.А. Герасимова.
Слайд 2
Слайд 3
В зале так же есть небольшой уголок посвященный актрисе и жене режиссёра - Т.Ф. Макаровой. В этом уголке так же представлены некоторые её личные вещи и награды.
Маленькая комната - это домашний рабочий кабинет Герасимова. Его привезли из личной квартиры с Кутузовского проспекта г. Москва. Кабинет воссоздан в том виде, в котором он и был в его квартире. На полках стоят книги, которые Герасимов читал, статуэтки, привезенные им из разных мест.
Кроме этого в кабинете есть уголок, где стоят призы с разных кинофестивалей, полученные им за созданные фильмы.
В 2006 году прошёл фестиваль «Любить человека», посвященный 100-летию выдающегося режиссера, прекрасного сценариста и блестящего актера - Сергея Аполлинарьевичу Герасимову. В рамках фестиваля состоялась ретроспектива его картин.
На фестиваль приезжали известные актёры - ученики С.А.Герасимова, многие из которых внесли свой вклад в развитие музея.
Фильмы С.А. Герасимова :
1. Лев Толстой - 1984
2. В начале славных дел - 1980
3. Юность Петра - 1980
4. Красное и черное - 1976
5. Дочки-матери - 1974
6. Любить человека - 1973
7. У озера - 1970
8. Журналист - 1967
9. Люди и звери - 1962
10. Тихий Дон - 1958
11. Сельский врач - 1951
12. Молодая гвардия - 1948
13. Большая земля - 1945
14. Непобедимые - 1942
15. Старая гвардия - 1941
16. Маскарад - 1941
17. Боевой киносборник - 1941
18. Учитель - 1939
19. Комсомольск - 1938
20. Семеро смелых - 1936
21. Двадцать два несчастья - 1930
5. Подводим итоги
«Ребята что вам запомнилось? Что было наиболее интересным?»
Ответы детей показали, что задачи урока достигнуты:
-мы воспитали у учащихся чувства гражданственности и патриотизма к своей культуре;
принадлежность к своей нации;
-также занимались воспитанием у детей высокого нравственного и культурного потенциала;
способности корректировать своё общение с окружающими в соответствии с
ситуацией, умения строить свою жизнь гармонично, на нравственных
основах и принципах;
окружающем мире,
-сформировали потребности быть деятельным участником истории родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...
программа патриотического воспитания детей при школьном летнем лагере дневного пребывания
Данная Программа имеет патриотическую направленность.Программа составлена мной для использования при работе в ЛДП при школе в летний период.Наша программа была признана лучшей в районном туре республи...
Конспект открытого занятия по нравственно - патриотическому воспитанию детей "Мы - Росссияне"
Данный конспект направлен на развитие у детей чувства патриотизма и любви к своему Отечеству....
Конспект выступления на методобъединении на тему " Роль семейных ценностей в патриотическом воспитании детей"
В конспекте содержатся цель и задачи. Понятие, что такое семейные ценности и какова их роль....