Прогулки по Санкт-Петербургу
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Водопьянова Ольга Ивановна

Занятия по внеурочной  деятельности позволяют расширить кругозор детей, обогатить из внутренний мир. Отсутствие возможости постоянно выезжать в исторический центр города Санкт-Петербург можно компенсировать через вертуальные экскурсии на занятиях по программе "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulki_po_sankt-peterburgu.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Каждый человек обязан знать,

среди какой красоты и каких

нравственных ценностей он живет».

Д.С.Лихачев

Данная программа разработана в рамках реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге по формированию основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1256 от 23.09.2010г. «О программе гармонизации межкультурных отношений, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы (программа «Толерантность»)».

Программа строится с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста на основе пособий по истории города Е.В. Дмитриевой «Санкт – Петербург» выпуск 1, 2, 3, 4 для начальной школы.

Актуальность выбора

Анализ ситуации, сложившейся на сегодняшний день, свидетельствует о том, что школьники мало знакомы с природой, историей и культурой родного края. Однако на современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.

Данная программа поможет в воспитании у детей младшего школьного возраста российской и петербургской идентичности через пропаганду ценностей культурного многообразия и традиций нашего города.

Направленность

Программа относится к программам социально-педагогической направленности.  

Педагогическая целесообразность

Младший школьный возраст является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира, формирования идентичности. В школе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ее ценностей. На этой стадии развития ребенка чрезвычайно важно заложить необходимые морально-нравственные и гражданские ориентиры, принципы россиянина и петербуржца. Бесценным подспорьем в этой связи является культурно-историческое наследие нашего города.

Уровень освоения программы: общекультурный.

Вид программы: модифицированная.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительные особенности

Программа расширяет и дополняет знания, умения и навыки по образовательным программам «Литературное чтение», «Окружающий мир» (Человек, природа, общество), «Искусство» и «Технология», не дублируя при этом урочный материал, а дополняя его. Данная программа сориентирована не на запоминание ребятами предоставленной информации, а на активное участие самих детей в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности воспитанников в начальной и средней школе.

Цель данной программы: воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
  • формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
  • формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Развивающие:

  • развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца; 
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.

 Воспитательные:

  • воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
  •  воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
  • воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.

Условия реализации курса

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа предназначена для детей 6,5 – 10 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Продолжительность занятий: на каждом году обучения по 2 часа в неделю – 66 часов в год в 1 классе, 68 часов в год в 2-4 классах.

Количество детей в группе по годам обучения:

1 год обучения – не менее 15 человек

2 год обучения – не менее 12 человек

3-4 год обучения – не менее 10 человек

Условия набора детей.

В группу принимаются все желающие по заявлению родителей.

Формы проведения занятий:

Для проведения занятий чаще всего используется комбинированная форма, состоящая из теоретической и практической частей.

1. Учебное занятие.

2. Обобщающее занятие.

3. Экскурсия.

      4. Игра.

Методы, используемые при проведении занятий:

1. Словесные методы:

  • беседа;
  • рассказ;
  • объяснение.

2. Наглядные методы:

  • показ презентаций;
  • наблюдение;
  • видеоэкскурсии.

3. Практические методы:

  • выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради;
  • самостоятельная работа;
  • развивающая игра;
  • выполнение творческих заданий;
  • экскурсии;
  • физкультурные минутки.

Ожидаемые результаты освоения программы курса

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

Первый год

В результате первого года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования

личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметных результатов:

  • знать где и когда возник Санкт-Петербург;
  • уметь называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора);
  • знать символы Санкт - Петербурга;
  • знать основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф);
  • уметь найти на иллюстрации нужный объект.

Второй год

     В результате второго года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования личностных результатов:

  • учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  • учиться выражать свои мысли, аргументировать;
  • овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета.

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
  • развивать доброжелательность и отзывчивость;
  • развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметных результатов:

  • знать некоторые музеи и площади Петербурга;
  • знать реки, каналы, мосты;
  • знать мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города;
  • знать основные петербургские храмы;
  • уметь на карте изучаемый объект;
  • уметь найти дополнительный материал по теме.

Третий год

     В результате третьего года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметных результатов:

  • знать историю приневских земель;
  • знать историю Петропавловской крепости;
  • знать историю Зимних дворцов;
  • знать жизнь петербуржцев 18 века;
  • знать архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города;
  • знать изученные архитектурные стили;
  • уметь показывать на карте изучаемый объект и рассказывать о нем;
  • уметь отличать один архитектурный стиль от другого;
  • уметь находить дополнительный материал по теме. 

Четвёртый год

    В результате четвёртого года изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования

личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметные результаты:

  • знать дворцы, особняки, доходные дома Петербурга;
  • знать историю развития транспорта в Петербурге;
  • знать изучаемые архитектурные стили;
  • знать пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина);
  • уметь читать карты города;
  • уметь использовать дополнительный материал;
  • уметь подготовить викторину, презентацию по теме;
  • уметь провести небольшую экскурсию;
  • уметь подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.

Способы проверки результатов освоения программы:

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Текущий:

  • задания по текущему контролю освоения программы представлены в пособии по истории города «Санкт-Петербург». Например, «вставь буквы в слова», «узнай по плану, по фрагменту здания», «разгадай кроссворд», «подчеркни в стихотворении слова, которые указывают на памятник», «отгадай ребус», «объясни понятие».

Тематический:

  • игровые формы учета результатов обучения, такие как «Составь слово», «Собери дом», «Построй улицу», «Собери герб», «Проведи кораблик», «Своя игра», «Что? Где? Когда? Почему?», «Верю – не верю», «Звездный час», «Умники и умницы», игры по станциям, викторины.

Итоговый контроль в конце каждого года:

  • в виде викторины «Знаете ли вы свой город?»;
  • в виде подготовки и проведения презентаций и видеоэкскурсий учащимися.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Программа предусматривает разно уровневую оценку прохождения программы при помощи цветописи.

Цветопись – самая распространенная форма, рекомендуемая психологами, при работе с детьми 6,5 – 11 лет. Для оценки детской работы можно использовать следующие цвета:

красный - работает самостоятельно, в быстром режиме;

желтый - выполняет задания, соблюдая все требования;

зеленый - выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки;

синий - постоянно обращается к помощи педагога и детей;

фиолетовый - слабо справляется с заданием.

Учебно-тематический план

1-й год

п/п

Тема

Содержание

Количество

часов

Дата

I

1

«Что такое город»

Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Первоначальные сведения о городе: название города, возраст города, понятия «старый – новый», «большой – маленький» город. История города и необходимость её изучения. Знакомство с картой города. Игра «Города России».

1

2

Как стать настоящим петербуржцем?

Понятие «петербуржцы». Правила поведения для настоящих петербуржцев. Необходимость соблюдения правил поведения. Что значит «любить свой город?». Практическое занятие. Игра.

1

3

Что нас окружает в городе?

Из чего состоит город?  Что мы видим гуляя по городу? Различие города и деревни. Игра «Город – деревня». Конкурс рисунков «За окнами дома». Разучивание чистоговорки.

1

4

5

6

Дом.

Проект «Строим дом».

Понятие «дом». Сведения о доме, в котором мы живём. Какие бывают дома? Сравнительные характеристики, материалы для строительства домов. Этапы строительства. Понятя «архитектор», «строитель». План и чертёж дома. Строительные специальности. Как «болеют» дома и как их «лечат». Бережное отношение к домам. Назначение зданий: жилые дома, магазины, школы, поликлиники, театры, храмы и т.д.

Проект «Построим дом». Конструктор, бумажный макет или оригами.

3

7

8

Улица.

Понятия: улица, дорога, тротуар, проезжая часть. Расположение домов вдоль улицы. Этапы строительства улицы. Виды улиц. Понятия: проспект, переулок. Работа с пособием «Чудесный город» 1 часть Ермолаевой Л. К. Улицы нашего района. Правила поведения пешеходов на улице. Игра «Части улицы».

2

9

10

Транспорт в городе.

Что такое транспорт? Виды транспорта. Специфика. Отличие видов транспорта. Появление первого трамвая в Петербурге, первого автомобиля. Первая железная дорога. Правила поведения в транспорте. Игра «На дорогах города», «Лабиринты». Загадки о транспорте.

2

11

12

13

Житель города.

Экскурсия по микрорайону.

Город и горожане. Занятия жителей города. Понятие «профессия». Где работают родители, их профессии. Понятие «район» и «микрорайон». Как называются жители других городов России? Работа с картой России. Знаменитые петербуржцы. Чтение сказок Пушкина. Игра «В каком городе живут туристы?» Повторение правил поведения горожан. Пешеходная экскурсия по микрорайону.                                                        Правила поведения на экскурсии. Правила поведения на улице. Правила безопасного поведения на дороге. Выполнение творческих заданий на маршруте. Обсуждение путешествия. Работа с пособием «Чудесный город» Ермолаевой. Часть 1

3

II

14

«Город и я»

Петербург и моя семья.

Истории знаменитых петербургских семей. Что такое история своей семьи? Фотоальбом – часть истории семьи. Понятия: «генеалогическое древо», «родословная», «герб семьи», «реликвия», «наследие», «наследство». Составление древа рода, рассказ «Фотографии говорят».

1

15

Моя школа.

История нашей школы. Правила поведения в школе. Школьный музей. Конкурс рисунков «Школа будущего». Игра «Хорошо – плохо».

1

16

17

Экскурсия по школе.

Правила «грамотного экскурсанта» (умение слушать, умение задавать вопросы). Посещение музея школы. Обсуждение экскурсии. Презентация конкурсных работ «Школа будущего».

2

III

18

«Здравствуй, Петербург!»

Рождение нашего города.

 Царь Пётр I. Его появление на берегах Невы.   Идея постройки крепости. День рождения города.  Начало строительства. Происхождение названия.  Работа с пособием «Санкт-Петербург» Е.В.Дмитриевой, стр.3.                                                                                        

1

19

20

Символы нашего города.

Город на островах. Петербург морской и речной порт. Герб Петербурга, флаг, гимн.   Андреевский флаг. Ангел на флюгере Петропавловского собора, кораблик на флюгере Адмиралтейства. Мозаика «Составь символ». Конкурс рисунков «Символы Санкт-Петербурга». Работа с пособием стр. 72

2

21

Крепость на Заячьем острове.

Местоположение. Работа с картой-схемой. Составные части. Назначение. Работа с пособием Дмитриевой стр. 4-6.

1

22

Домик Петра Первого.

Местоположение. Работа с картой-схемой. Внешний вид. Внутреннее убранство. Каменный футляр. Работа с пособием стр. 7-9.

1

23,

24

25

26

Автобусная экскурсия «Как возник наш город»

Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение.

4

27

Петропавловский собор.

Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Пособие стр. 11-13

1

28

Адмиралтейство.

Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Андреян Захаров. Пособие стр. 14-16

1

29

Адмиралтейство.

Архитектурные украшения башни. Работа со схемой.  Творческое задание на различие внешнего вида колокольни Петропавловского собора и башни Адмиралтейства. Пособие стр. 17-18

1

30

Летний сад.

Местонахождение. Работа с картой - схемой. История создания. Происхождение названия. Постройки в Летнем саду. Ограда Летнего сада. Пособие стр. 19-22

1

31

Летний дворец.

Местонахождение. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Понятие рельеф. Сравнение внешнего облика домика Петра Первого и Летнего дворца Петра. Пособие стр. 23-25.

1

32

Дворцовая площадь.

Местоположение. Работа с картой. Значение слова фасад, пандус, пилястры. Зимний дворец. Ф.Б. Растрелли. Парадная лестница Зимнего дворца. Пособие стр.26-29

1

33

Урок повторения пройденного.

Кроссворды, ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 29-30 Виртуальное путешествие по центру Санкт-Петербурга.

1

34

Государственный Эрмитаж.

Музей в Зимнем дворце. Малый Эрмитаж. Старый Эрмитаж. Новый Эрмитаж. Некоторые экспонаты Эрмитажа. Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа. Пособие стр. 31-33

1

35

Арка Главного штаба.

Местоположение. Внешний вид. Назначение. Архитектор К. И. Росси. Колесница и богиня победы Ника. Александровская колонна.  Огюст Монферран. Пособие стр. 34-37.

1

36

Стрелка Васильевского острова.

Город на островах. Работа с картой-схемой. Местонахождение. История создания. Назначение.  Здание Биржи. Тома де Томон. Пособие стр. 38-39

1

37

Ростральные колонны.

Внешний вид. Происхождение названия. Назначение. Пособие стр. 40-41.

1

38

Площадь Декабристов.

Местонахождение. Работа с картой. Кто такие декабристы?   К. Росси. Здания Сената и Синода. Скульптуры. Сенатская площадь. Медный всадник. Пособие стр. 42-45.

1

39

Заочная экскурсия по Английской набережной

Внешний вид. Происхождение названия. Назначение.

1

40

Исаакиевская площадь.

Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. Мариинский дворец. Памятник Николаю Первому. Синий мост. Пособие стр. 46-49.

1

41

Исаакиевский собор.

Собор-великан.  Внешний облик. Архитектор О. Монферран. Значение слов: звонницы, портики, колоннады.  Скульптуры на соборе. Пособие стр. 50-52.

1

42

Исаакиевский собор.

Вопросы и задания. Пособие стр. 52-53.

1

43

44

45

Автобусная экскурсия «Исторический центр Санкт-Петербурга»

Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение.

3

46

Невский проспект.

Главная улица нашего города – Невский проспект. Внешний вид проспекта. Знаменитые и узнаваемые здания на Невском проспекте. Работа с картой. Просмотр фильма «Прогулка по Невскому проспекту». Обмен информацией об улицах нашего города известных детям.

1

47

Невский проспект.

«Невский трезубец» Еропкина. Три моста. Городская дума, Гостиный двор. Казанский собор. Пособие стр. 54-57

1

48

Казанский собор.

Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. А.Н. Воронихин. Памятники великим полководцам. Пособие стр. 58-60

1

49

Храм Воскресения Христова.

Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. История создания. А. А. Парланд и священник Игнатий. Внутреннее убранство храма. Пособие стр. 61-63

1

50

Гостиный двор. Городская дума.

История создания. Внешний облик. Назначение. Архитектор Валлен-Деламот. Башня Городской думы. Внешний облик. Назначение. Пособие стр.64-67.

1

51

Аничков дворец.

История создания Внешний вид. Дворец творчества юных. Аничков мост. Скульптурные группы. Пособие стр. 68-71

1

52

53

54

Пешеходная прогулка по Невскому проспекту.

Правила поведения на экскурсии. Правила пешехода. Фотографирование. Обсуждение.

3

IV

55

«Я живу в Красносельском районе»

Улицы нашего района.

История Красносельского района. История возникновения улиц нашего района. История возникновения названий. Работа с картой.

1

56

Улицы нашего района.

Составление рассказа «Улица, на которой я живу».

1

57

58

Экскурсия «Мы гуляем по улицам Петербурга»

Пешеходная экскурсия. Составление схемы микрорайона, по которому проходила экскурсия.

2

59

60

Итоговое занятие.

Повторение пройденного за год.

 Занимательные задания. Ребусы. Кроссворды. Загадки. Собирание пазлов. «Архитектурная мозаика». Стр. 74-76.

2

V

61

«Ленинград в годы войны»

Был город-фронт, была блокада.

Великая отечественная война. Блокада Ленинграда. Дети блокадного Ленинграда. Дневник Тани Савичевой. Просмотр к/ф «Блокада Ленинграда» (4 мин.) Чтение рассказов и рассказов о блокаде. Карта-схема «Блокада Ленинграда».

1

62

Памятники, посвящённые войне.

Понятия: памятник, монумент, братская могила, памятная доска. Памятники: «Цветок жизни», «Героическим защитникам Ленинграда», «Разорванное кольцо», «Пискарёвское мемориальное кладбище». Зелёное кольцо славы.

1

63

64

Проект к 9 мая.

Оформление выставки «Памятники ВОВ».

Рассказы детей о памятниках.

2

65

66

Итоговое занятие «С днём рождения, Петербург!»

Игра – путешествие «Я живу в Петербурге»

2

2-й год

        

п/п

Тема

Содержание

Колличество часов

дата

  I

1

«Санкт-Петербург-город музеев и театров»

Вводное занятие.

Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. План работы на год. Повторение основных вопросов из пройденного материала: основные понятия, виды зданий, петербургские улицы и мосты.

2

Стрелка Васильевского острова.

Местоположение. Работа с картой. Происхождение названия. Исторические сведения. Внешний вид. Назначение построек не стрелке. Ростральные колонны. Работа с картой-схемой. Причал и набережные стрелки. Самсон Суханов и мастера каменотёсы.

3

Музеи на стрелке Васильевского острова.

Первый музей России – Кунсткамера. Внешний вид здания. Зодчий Георг Маттарнови. Указ Петра Первого. Университетская набережная. Экспонаты музея. Зоологический музей. Здание биржи.

4,5,

6

Экскурсия в Кунсткамеру.

Правила поведения во время экскурсии. Правила поведения в автобусе. Правила пешехода. Правила поведения в музее. Почему после экскурсии надо задавать вопросы экскурсоводу.

7

Обсуждение путешествия.

Игра «Да – нет». Составление вопросов для викторины. Работа с печатным пособием Е. В. Дмитриевой «Санкт-Петербург» стр.6 -7

8

Площадь Искусств.

Местонахождение площади. Работа с картой схемой. Памятник Пушкину. Скульптор М. К. Аникушин. Русский музей. Архитектор Росси. Михайловский театр. Архитектор Брюллов. Работа с пособием Дмитриевой стр. 8-11

9

Сокровища Русского музея.

Великие русские художники и их творения. Продолжение знакомства с архитектурным ансамблем площади Искусств. Здание Филармонии. Работа с пособием Дмитриевой стр.12 - 13

10

Игра-путешествие «Я иду по Русскому музею»

Работа с картой. Работа с видеоматериалами. Интерактивная экскурсия по Русскому музею. Работа с пособием Дмитриевой стр.14

11

Площадь Островского.

Русский драматург А. Н. Островский. Местонахождение площади. Работа с картой. К. И. Росси. Александринский театр. Российская национальная библиотека. Павильон Росси.

12

Площадь Островского.

Продолжение работы с картой – схемой. Памятник Екатерине II. Павильон Аничкова Дворца на Невском проспекте. Работа с печатным пособием Дмитриевой стр. 15-18.

13

Александринский театр.

Театр им. Пушкина. Внешний облик. Колесница Аполлона. Кто такой Аполлон? Скульптор С.С.Пименов. Значение слов: трагедия, комедия, муза, партер, бельэтаж, антракт, фойе, пюпитр, бис, браво. Работа с пособием Дмитриевой стр. 19-21.

14

Российская национальная библиотека.

Местонахождение. Внешний вид. Архитектор Росси. Работа с пособием стр. 22-24. Игра «Знай и люби свой город»

15,16

17

Посещение детского спектакля в Александринском театре.

Как одеться в театр? Правила поведения в театре. Создание альбома «Александринский театр».

18

Театр комедии.

Местоположение театра. Работа с картой. Елисеевский  магазин. История создания. Театр комедии им. Акимова. Работа с пособием стр.25-26

19

Итоговое занятие – игра.

 Игра «Знай и люби свой город».

20

Театральная площадь.

Местонахождение. Внешний вид. История создания. Мариинский театр оперы и балета.  Архитектор Альберт Кавос. Интерьер Мариинского театра. Значение слов: балет, опера, ария, оркестровая яма, либретто, финал. Работа с пособием стр.28-29

21

Балет «Щелкунчик»

Просмотр балета в записи. Обсуждение.

22

Итоговое занятие

Работа с пособием стр.30-31. Просмотр видеофильма о Санкт-Петербурге.

23,24

25

Экскурсия по историческому центру Санкт-Петербурга.

Повторение правил поведения. Создание фотовыставки по итогам экскурсии. Конкурс рисунков.

II

26

«Я живу в Красносельском районе»

Достопримечательности  района.

Ледовый дворец, церкви, памятники, крупные предприятия, станции метро, мосты, парки, речной вокзал. Работа с картой.

27

Музей императорского фарфорового завода.

Местоположение. История происхождения. Внешний вид. Назначение. Экспонаты музея.

28

Игра «Да – нет»

Работа с видеоматериалами, дополнение карты-схемы составленной в первом классе.

29,30

31

Проект «Я живу в Красносельском районе».

 Учебная прогулка.  Конкурс фотографий.

Оформление выставки «Красносельский  район»

III

32

«Санкт-Петербургские храмы»

Никольский морской собор.

СПб – город, открытый для всех.

Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Православие, другие религии. Архитектор С.И. Чевакинский. Работа с пособием стр.32-33

33

Церковь святых Петра и Павла

Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитектор А.П. Брюллов. Работа с пособием стр.33

34

Татарская мечеть.

Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитекторы Н.В.Васильев, А.И. Гоген, С.С. Кричинский. Работа с пособием стр. 34.

35

Синагога.

Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитектор А. В. Малов. Работа с пособием стр. 34-35. Портал.

36

Храм Будды.

Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитекторы Н. М. Березовский и Г. В. Барановский — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Работа с пособием стр. 34-35. Портал.

37,38

Обобщающий урок.

Игра «Я живу в СПб», работа с картой, тесты, чтение поэтических произведений. Работа с пособием стр.36

IV

39

 «Мосты повисли над водами…»

Северная Венеция.

Город на островах. Работа с картой – схемой. Обозначение на карте островов, рек и каналов города.

Как работают реки и каналы?  Некоторые проблемы экологии города.

40

Иоанновский мост.

Заячий остров. Троицкая площадь. Петропавловская крепость. Работа с пособием стр. 37

41

Эрмитажный мост.

Зимняя канавка. Первые каменные мосты в Петербурге. Зимний дворец. Работа с картой. Работа с пособием стр. 37-38

42

Мост Ломоносова.

Фонтанка. М.В. Ломоносов.  Зодчий Жан Перроне. Работа с картой. Работа с пособием стр. 39

43

Аничков мост.

Невский проспект. Работа с картой. Внешний вид моста. Скульптурная группа. Архитектор Клодт. Работа с пособием стр. 39

44

Мосты через Мойку.

Река Мойка. Разноцветные мосты. Работа с картой. Самый широкий – Синий мост. Зелёный мост на Невском. Работа с пособием стр. 40-41

45

Банковский и Львиный мосты.

Канал Грибоедова. Работа с картой. Устройство подвесных мостов. Работа с пособием стр.41 - 42

46

Итоговый урок

Просмотр фильма о СПб. Викторина. Работа с пособием стр. 42-43

47

Мосты через Неву.

Дворцовый мост, Лейтенанта Шмидта, Троицкий. Работа с пособием стр.44-46. Работа с картой.

48

Мосты через Неву.

Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарского. Местонахождение. История названия. Назначение. Внешний вид. Работа с пособием стр. 47-48.

49

«В гранит оделась Нева…»

Значение слов: набережная, сваи, гранит, суда, причалы, парапет. Первые гранитные набережные.  Что такое пандус? Работа с пособием стр. 52-54

50

«Твоих оград узор чугунный...»

Ограды и решётки Санкт-Петербурга. Фонари, украшающие мосты. Решётка Летнего сада. Решётка Михайловского сада. Решётка Казанского собора. Художественная мастерская (конкурс рисунков). Работа с пособием стр. 55-57

51,52

53

Экскурсия «Твоих оград узор чугунный...»

Конкурс фотографий. Оформление выставки.

V

54

«Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре»

Атланты и кариатиды.

Понятие: миф. Некоторые сведения о Древней Греции. Значение слов: атланты, кариатиды, карниз, фасад, герма, пути. Скульптурные украшения Зимнего дворца, Смольного собора, дома Демидовых, Нового Эрмитажа. Работа с пособием стр. 60-61

55

Герои мифов в скульптуре.

Понятия: скульптура, бюст, скульптор. Различие понятий скульптура и памятник. Чтение древнегреческих мифов. Знакомство со скульптурами в Петровских воротах, в Летнем саду, на крыше Пушкинского дома. Работа с пособием стр.62-64

56

Скульптуры – аллегории.

Мифы Древнего Рима. Понятие: аллегория. Статуи на здании Адмиралтейства, на арке Сената и Синода, в Летнем саду. Чтение мифов Древнего Рима.  Пособие стр. 66-68

57

Литературные чтения.

Чтение мифов. Конкурс рисунков. Просмотр мультфильмов по мифам Древней Греции.

58

Анималистическая скульптура в Санкт-Петербурге»

Значение слова: анималистическая.  Львы в СПб.  Скульптуры коней.  Работа с картой. Скульпторы – анималисты. Скульптуры на зданиях. Многообразие скульптур. Работа с пособием стр. 69-71

59

Фантастические животные.

 Сфинксы, грифоны. О Древнем Египте. Работа с картой.  Значение слов: рельеф, тонна, фараон, гробница. Конкурс рисунков «Моё фантастическое животное».

60

Игра «Я иду по Санкт-Петербургу»

Урок-викторина. Обобщение и повторение знаний.

VI

61

«Город военной славы»

Центральный военно-морской музей.

Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой.  Некоторые экспонаты музея.

62

Военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи.

Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой.  Некоторые экспонаты музея.

63

Памяти ВОВ 1941-1945г.

«Разорванное кольцо»

«Цветок жизни»

Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой.  История создания.

64

Пискарёвское мемориальное кладбище.

Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой.  История создания.

65

Мемориал «Журавли» в Невском районе.

Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой.  История создания.

66,67

68

Автобусная экскурсия «Разорванное кольцо»

3-й год

п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Дата

I

1

«Из истории приневских земель»

Жители Невских берегов.

Северные племена. Их занятия.  Быт и нравы северных племён. Работа с картой. Пособие Дмитриевой стр. 3-6. Конкурс рисунков: «Игрушка для малыша»

2

Невская битва.

Борьба за Невские земли. Александр Невский. Карта-схема поселений 17 века. Названия  поселений, оставшиеся с древних времён. Занятия местных жителей.

3

Невские крепости. Кронштадт.

Местонахождение. Работа с картой. История основания. Северная война. Форт, ряжи. Кроншлот. Остров Котлин. Фильм о городе Кронштадт.

4

Петропавловская крепость.

Защита будущего города – крепость. Заячий остров. Работа с картой. А.Д.Меньшиков. Понятия: бастион, куртина, равелин, кронверк. Постройки внутри крепости. Пособие стр.13-16. Фильм о Петропавловской крепости.

5

Игра «Построй крепость»

Сборка макета Петропавловской крепости.

6

Петропавловский собор.

История создания. Архитектурные детали: волюты, пилоны.  Флюгер на шпиле. Ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 18-19

7

Домик Петра Первого.

Местонахождение.  Внешний вид. Работа с картой. Троицкая площадь. Первые улицы СПб. Многонациональный Санкт-Петербург. Пособие стр. 20-22

II

8

«Блистательный Санкт-Петербург»

Петровское барокко. Меншиковский дворец.

Понятие: петровское барокко. Архитектор Доменико Трезини. Дома для горожан разного достатка. Дворец Меншикова.  Архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель.  Флигель, аттик, ризалиты, фронтоны.  Пособие стр.23-26

9,10

11

Автобусная экскурсия в Меншиковский дворец.

Конкурс фотографий. Выставка –отчёт по итогам экскурсии.

12

Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого.

Что такое ассамблея? Как проходили ассамблеи?  Летние гулянья в Летнем саду. Пособие стр.28-29. Ребусы, занимательные задания. Конкурс рисунков.

13

Проект «Праздник»

На основании полученных знаний составить сценарий праздника петровских времён. Придумать костюмы, развлечения для детей.

14

Художественный фильм «Пётр Первый»

Просмотр фильма. Обсуждение.

15

Адмиралтейство.

Местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. Кораблик на шпиле. Работа с картой-схемой. Пособие стр. 32-33

16

Адмиралтейство.

Александровский сад. Адмиралтейство – памятник, достопримечательность, символ города морской славы. Различие внешнего вида Адмиралтейства и Петропавловского собора.

17

Александро-Невская лавра.

Местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. Работа с картой-схемой. Кроссворд, занимательные задания.

18,19

20

Александро-Невская лавра.

Пешеходная прогулка. Осмотр территории лавры. Посещение Некрополя.

21

Литературные чтения.

Чтение детской духовной литературы. Обсуждение пешеходной прогулки. Прослушивание классических произведений. Вопросы и задания стр. 36-37

22

Игра «Я живу в Санкт-Петербурге»

Урок-викторина, на котором дети повторяют пройденный материал, выполняя занимательные задания, в том числе придуманные самостоятельно.

23

Невский проспект.

Местонахождение. Происхождение названия. Составные части улицы. Транспорт. Виртуальная экскурсия с помощью Яндекс-карт. Невский в праздничные дни.

24

Невский проспект.

Невский проспект в середине 18 века. Работа с пособием стр. 38-40.

25

Невский проспект

Магазины Невского проспекта, банки, учреждения культуры. Храмы. Мосты и реки. Работа с пособием стр.41

26

Невский проспект

Невский проспект 14 – памятная доска. Невский в годы войны и во время блокады. Чтение стихов, посвящённых Невскому проспекту. Видеоэкскурсия.

27,

28

Пешеходная прогулка по Невскому проспекту.

 Фотографирование. Оформление выставки.

29

Родословная русских царей.

Составление схемы родословной русских царей от Петра I до Николая II.  Пособие стр. 42.

30

Родословная русских царей

Царский двор в правление Анны Иоанновны. Ледяной дом. Нравы той эпохи. Пособие стр.43-44

31

Из истории Зимних дворцов. Русское барокко.

Шесть Зимних дворцов. Д. Трезини, Г.И. Маттарнови, Ф.Б. Растрелли. «Елизаветинское барокко». Государственный Эрмитаж. Игра «Узнай по силуэту».            

32

Из истории Зимних дворцов. Русское барокко.

Государственный Эрмитаж. Интерактивная экскурсия по залам музея. Работа с пособием стр.48-49

33

Эрмитаж.

Составление схемы зданий Государственного Эрмитажа и прилегающей территории.

34

35

Экскурсия в Эрмитаж.

Подготовка вопросов и заданий для викторины. Конкурс рисунков «Я был в Эрмитаже».

36

Обобщение изученного.

Викторина «Угадай-ка», «Архитектурная мозаика».

Пособие стр. 48-49

37

Как учили детей в Петербурге 18 века.

Значение слов: риторика, кадет, паж, геральдика, фехтование. Смольный институт. Воронцовский дворец.

38

Как учили детей в Петербурге 18 века.

Работа с пособием стр.52-53. Поиск ответов на вопросы.

39

Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков.

Екатерина II. Карусели на дворцовой площади. Народные гулянья на Масленицу н на Пасху. Катания с гор. Что такое балаганы? Кто такие зазывалы? Работа с пособием стр.54-55

40

Как одевались в эпоху Екатерины II

Работа с пособием стр. 56-57. Знакомство с нарядами той эпохи по рисункам и картинам художников. Рисование на тему: «Народное гуляние», «Пригласительный билет»

41

42

Михайловский замок.

Сын Екатерины Великой – Павел Первый. Дворец для нового царя. Архитекторы В.И. Баженов и В. Бренна. Происхождение названия.  Необычный внешний вид замка. Памятник Петру Великому. Работа с картой-схемой. Второе название замка – Инженерный. Памятник Павлу Первому. Работа с пособием стр. 58-61

43

Урок – игра.

Игра «Архитектурная мозаика».

44

Чудесный сад.

Местонахождение. Происхождение названия. Растения сада. Памятник Крылову. Летний дворец. Различие внешнего вида Летнего дворца и Домика Петра. Решётка Летнего сада. Работа с картой-схемой.

45

Чудесный сад.

Игры на узнавание.  Чтение стихов о Летнем саде. Конкурс рисунков. Загадки.

 46

Конкурс чтецов.

Чтение наизусть стихов или самостоятельно составленных рассказов о Летнем саде.

47,48

49

Автобусная экскурсия по Петербургу.

Фотографирование. Оформление выставки.

50

Игра «Я иду по Петербургу»

Обобщение знаний.

51

Из истории пожаров в Санкт-Петербурге.

Почему в Петербурге были частые пожары? Как боролись с огнём? Пожар в Зимнем дворце в 1837 году. Пособие стр.62-63.

52

Из истории наводнений  в Санкт-Петербурге.

Что такое наводнение? Сильные наводнения 18-19 веков.  Памятные доски о наводнениях. Пособие стр. 62-64

53

Из истории наводнений  в Санкт-Петербурге.

Гранитный обелиск на Мойке. Чтение поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (отрывок). Выполнение заданий стр. 64-65. Как защищён город от наводнений в наши дни?

54

Триумфальные арки Петербурга.

Понятие: триумфальные арки. Петровские ворота. Нарвские ворота, Московские триумфальные ворота. Пособие стр.66-68

55

Триумфальные арки Петербурга.

Работа с картой, со схемой. Архитекторы Стасов, Кваренги, Трезини. Скульпторы Демут-Малиновский, Пименов и др. Занимательные задания стр. 69.

56

Классицизм. Ансамбли зодчего Росси.

Дворцовая площадь. Местонахождение и происхождение названия. Работа с картой-схемой. Александровская колонна и её создатели. Здание Главного штаба. Пособие стр. 70-71

57

Классицизм. Ансамбли зодчего Росси.

Михайловский дворец. Александринский театр. Елагин дворец. Павильон Росси в Михайловском саду. Пособие стр. 71-72. Здание Сената и Синода. Улица Зодчего Росси. Академия русского балета им. Вагановой. Пособие стр.73-74

58, 59

60

Автобусная экскурсия.

«Ансамбли зодчего Росси».

Фотографирование. Оформление выставки.

III

61

«Я живу в Красносельском  районе»

Красносельский район на карте города.

История Красносельского района. Застройка. Развитие промышленности. Транспорт. Составление схемы безопасного прохода в школу.

62

Парки Красносельского района.

Парки. Местонахождение на карте. История Южно-приморского парка.

63

Прогулка в парк.

Фотографирование. Чтение детских стихов.

64

Парки Красносельского района.

Местонахождение не карте. Растения парка. Происхождение названия. Архитектура парка.

65

Учреждения культуры Красносельского района.

Кинотеатры, театры, храмы, Дом творчества юных, подростковые клубы, библиотеки.

66

Экскурсия в районную

детскую библиотеку.

Занятие проводят работники библиотеки.

67,

68

Итоговое занятие. Игра по станциям.

Игра «Знаешь ли ты Петербург».

4-й год

 

п/п

Тема

Содержание

Колличество часов

Дата

I

1

«Я житель Невского района»

Вводное занятие.

Расписание занятий. Правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Стиль поведения петербуржцев.

2

Невский район на карте города.

Самостоятельно найти на карте Невского района следующие объекты: Нева, Оккервиль, парк Есенина, парк Бабушкина, Невский лесопарк, Куракина дача, мост Володарского, Ледовый дворец и др.  Обсуждение на тему: какие изменения произошли в районе за прошедшее лето.

3

Невский район на карте города.

Транспорт. Учреждения культуры. Сравнение Левого и Правого берегов. История нашей школы. Школьные музеи.

4

Школьные музеи.

Посещение школьных музеев. Обсуждение.

5

Невское правобережье – исторический мемориал.

 Некоторые исторические сведения о революционных событиях 1917г.  Район во время ВОВ. Работа с литературой по теме.

II

6

«Петербург в начале 19 века»

Стиль ампир.

Некоторые исторические сведения о войне 1812 года. Император Александр Первый. Стиль ампир. Примеры архитектурных шедевров в стиле ампир. Пособие Дмитриевой стр. 3-4

7

Казанский собор.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. М. И. Кутузов. Барклай де Толли. Пособие стр. 5

8

Пушкинский Петербург.

Первая треть 19 века – время расцвета литературы, живописи и скульптуры. Лавка Смирдина.  В. А. Жуковский. Дворянское общество. Дуэль. Музей-квартира Пушкина Мойка 12.  Пособие стр. 6-8

9

Пушкинский Петербург.

Как проходили балы в светском обществе. Названия танцев. Просмотр видео. Костюмы начала 19 века. Пособие стр. 9-10

10

Дворцы и особняки.

Архитектурные стили барокко и классицизм. Значение слов особняк, мезонин, фронтон, портик, ротонда. Архитектор И. Е. Старов. Таврический дворец. Пособие стр. 11

11

Таврический дворец.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Пособие стр. 12-13

12

Стиль эклектика.

Как в Петербурге появились дворы-колодцы? Доходные дома. Стиль эклектика. Значение слов мансарда, сандрик, пилястры, руст. Р.А. Желязевич. Л.Ф. Фонтана. Пособие стр. 14-16

13

Урок закрепления знаний.

Занимательные задания на узнавание архитектурных стилей барокко, классицизм, ампир, эклектика. Примеры зданий, выполненных в этих стилях.

14

Стиль модерн.

Влияние французской культуры. Характерные черты стиля модерн. И. Ф. Лидваль. Рассматривание архитектурных украшений в стиле модерн. Конкурс рисунков «Я творю в стиле модерн» Пособие стр. 17-18

15

Дом компании Зингер.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия.  Внешние вид.  Назначение. Значение слов: валькирия, гарпун, Скандинавия. Пособие стр. 18-20

16,17

18

Автобусная экскурсия: «От барокко до модерна».

Фотографирование. Подготовка выставки.

III

19

«Городская жизнь в 18-19 веках»

Петербург – столица прогресса.

Быстрый темп развития города.  Первые в России мостовые, первые уличные фонари и полиция. Городская дума. Понятие: торцовая мостовая. Первый водопровод. Пособие стр.21-25

20

Уличные фонари.

Фонари как украшение Петербурга. Старинные фонари на Пантелеймоновском, Зелёном, Иоанновском, Львином мостах. Фонари на пл. Декабристов, на Марсовом поле и др. Интерактивное путешествие по городу. Работа с картой.

21

Транспорт в Петербурге.

Нева – главная дорога города целых 200 лет.  Двуколка при Петре Первом. Кареты и экипажи при Анне Иоанновне. Омнибус, конка, извозчик. Первый трамвай. Первая железная дорога. Пособие стр. 26-29

22

Музей железнодорожного транспорта.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия.  Внешние вид. Содержание. Некоторые экспонаты музея.

23

Петербург – военная столица.

Военная форма 18-19 веков. Значение слов: гарнизон, гвардия, казармы, плац, манеж. Марсово поле. Михайловский манеж. Пособие стр.30-31

24

Марсово поле.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия.  Внешние вид. Назначение. Современный вид Марсова поля. В. П. Стасов. Казармы Павловского полка. Стиль ампир.

25

Мраморный дворец.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия.  Внешние вид. Назначение. А. Ринальди. Классицизм. Памятник Александра Третьему. Пособие стр. 32-33

26

Чему и как учили детей в Петербурге 19 века.

Обучение при Александре Первом. Обучение при Николае Первом. Царскосельский лицей. Знаменитые лицеисты.  Реальные гимназии.  Пособие стр. 34-37

27

Смольный институт.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия.  Внешние вид. Назначение. Смольный в 20 веке.

28

Смольный собор.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия.  Внешние вид. Назначение. Внутреннее убранство.

29

СПб – центр российской науки.

 Академия наук. Местонахождение. Работа с картой. Ломоносов М.В. История крестьянского мальчика.

30,31

32

Экскурсия в Царскосельский лицей.

Фотографирование. Подготовка выставки.

33

Игра «Я живу в Санкт-Петербурге»

Занимательные задания, ребусы, загадки, тесты.

IV

34

«Пригороды СПб»

Стрельна.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Сад в Стрельне. Дворец в Стрельне. Интерактивная экскурсия. Пособие стр.38-39

35

Константиновский дворец.

История Большого Стрельнинского дворца. Архитектор Н. Микетти.  Нижний парк. Пожары во дворце. Архитектор Ф. Растрелли и А.Н. Воронихин. Значения слов: бельведер, балюстрада. Разрушение и восстановление дворца. Пособие стр. 40-41 Работа с картой-схемой.

36

Петергоф.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Верхний парк. Нижний парк.  Дворцы Петергофа. Происхождение названия. Назначение. Внешний вид. Пособие стр. 42-43

37

Петергоф.

Особый герб Петергофа.  Петергоф во время ВОВ. Восстановление утраченного.   Пособие стр. 44-45. Интерактивная экскурсия.

38

Большой дворец и фонтаны Петергофа.

Большой дворец в стиле барокко. Ф. Растрелли. Изумительные интерьеры Большого дворца. Регулярные и пейзажные парки. Знаменитые фонтаны. Б. Растрелли и его «Самсон». Пособие стр. 46-47.

39

Большой дворец и фонтаны Петергофа.

Работа с картой схемой: Нижний парк. Второе «имя» Петергофа. Пособие стр. 47-48. Рисование на тему: «Мой любимый фонтан».

40

Игра «Знаешь ли ты?»

Работа с контурной картой. Игры на узнавание. Загадки. Ребусы. Просмотр видеоматериалов.

41

Ломоносов (Ораниенбаум)

О князе Меньшикове и Петре Первом.  Подарок царя. Местонахождение города. Происхождение названия. Работа с картой. Большой Меншиковский дворец. Внешний вид.  Дж. Фонтана и Г. Шедель.  Пособие стр. 49-50.

42

Ломоносов (Ораниенбаум)

А. Ринальди. Ансамбль собственной дачи. Китайский дворец.  Павильон Катальной горки. Происхождение названия. Назначение. Значение слов: мозаика, смальта. Пособие стр. 51-52

43

Пушкин (Царское Село)

Саарская мыза. Местоположение. Работа с картой. Происхождение названия. М.Г. Земцов. Ф. Растрелли. Большой Екатерининский дворец. Барокко.  Картуш. Знаменитая Янтарная комната. Пособие стр. 53-54

44

Пушкин (Царское Село)

Камеронова галерея. Холодная баня и другие постройки в прилегающем парке. Александровский дворец. Классицизм.  Дж. Кваренги. Детское село. Город Пушкин. Пособие стр. 55-56

45

Павловск.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Большой Павловский дворец. Ч. Камерон. Стиль классицизм. В. Бренна. Росси. Знаменитый Павловский парк и его постройки. Пособие стр. 58-60

46

Павловск.

Работа с картой схемой. Пособие стр. 60-61. Занимательные задания на запоминания, на узнавание.

47

Гатчина.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Гатчинский дворец. Классицизм. А. Ринальди. Английский сад. Перестройка дворца архитектором В. Бренна. Новые парки.  Приоратский дворец. Пособие стр. 62-63

48

Гатчина.

 Приоратский дворец. История создания. Происхождение названия. Н.А. Львов. Памятник Павлу Первому работы И. П. Витали. Вопросы и задания стр. 64-65

49,50

51,52

Экскурсия в Гатчину.

Фотографирование. Подготовка выставки.

V

53

«Петербург – Петроград – Ленинград»

Архитектура Петрограда – Ленинграда.

Первая мировая война. Октябрьская революция. Гражданская война. Перенесение столицы в Москву. Краткая историческая справка. Переименование города. Новый стиль конструктивизм.  Характерные черты стиля в новостройках того времени. Наводнение 1924 года. Работа с картой. Пособие стр.66-67

54

Архитектура Петрограда – Ленинграда.

Восстановление города после ВОВ. «Сталинский ампир». И. Сталин – краткая историческая справка. Ленинград - в 50-годы. Новые блочные и панельные районы. Пособие стр.68-69

55

Ленинград – город – герой.

Ленинград в первые недели ВОВ. Ленинградская битва. Жизнь в блокадном городе. Памятники, посвящённые ВОВ и блокаде. Знаменитые Ленинградцы. Пособие стр.70-71.

56

Ленинград – город – герой.

Работа с картой. Дорога жизни. Чтение стихов. Просмотр документального фильма «Зелёные пояс Славы».  Пособие стр. 72-73

57,58

59

Автобусная экскурсия

«Дорога жизни»

Обмен мнениями. Конкурс рисунков.

60

Приморский и Московский парки Победы.

Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Виртуальное путешествие по паркам. Конкурс рисунков.

VI

61

«Незаконченная страница истории Санкт – Петербурга: 2014…»

Изменения в жизни страны 12 нюня 1991 года. Возвращение городу имени. Флаг и герб. Изменение названий улиц. Как меняется облик города. Старые и новые традиции горожан. Состав населения. Знаменитые петербуржцы.

62

Развитие спорта в СПб.

Олимпиада 2014 года. Спортивные площадки у каждой школы. Новые стадионы. Новые бассейны. Тренажёры во дворах для всех. Футбольные победы сборной команды школы № 346. Спортивные секции в нашей школе и в нашем районе.

63, 64

Вопросы и задания.

Работа с пособием стр.74 - 78

65

Итоговое занятие.

Литературно – музыкальная программа «Санкт-Петербург – город моей любви».

66, 67

68

Автобусная экскурсия в один из пригородов СПб.

Время приятного общения.

Содержание программы

Первый год

Тема: Наш город Санкт – Петербург  

Теория. Дата рождения города. Происхождение названия города. Основатель города. Ключи города.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Первые городские постройки

Теория. Заячий остров. Петропавловская крепость. Бастион. Равелин. Куртина. Березовый остров. Домик Петра I. Троицкая площадь. Троицкая церковь. Петропавловский собор. Архитектор. Шпиль. Куранты. Флюгер. Ярус. Адмиралтейская верфь. Здание Адмиралтейства. Летний сад. Памятник И.А. Крылову. Скульптура Летнего сада. Летний дворец Петра I.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Дворцовая площадь

Теория. Дворцовая площадь. Фасад. Зимний дворец. Архитектор Ф.Б. Растрелли. Пандус. Пилястры. Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. Часы-павлин. Атланты. Здание главного штаба. Арка главного штаба. Александровская колонна. Архитектор К.И. Росси. Скульптор О. Монферран.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Стрелка Васильевского острова

Теория. Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. Здание Биржи. Ростральные колонны. Ростр. Скульптура Ростральных колонн.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Сенатская площадь

Теория. Сенатская площадь. Александровский сад. Медный всадник. Скульптор Э.Фальконе. Сенат и Синод. Скульптуры Правосудие и Благочестие.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Исаакиевская площадь

Теория. Исаакиевская площадь. Мариинский дворец. Река Мойка. Синий мост. Водомерный столб. Гостиница «Астория». Памятник Николаю I. Скульптуры на пьедестале памятника: Вера, Мудрость, Правосудие и Сила. Исаакиевский собор. Звонница. Колоннада. Портик. Скульптурное убранство собора. Архитектор О. Монферран.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Невский проспект

Теория. Невский проспект. Зодчий П.М. Еропкин. Трезубец Нептуна: Вознесенский пр., Гороховая ул., Невский пр. Река Мойка, река Фонтанка, канал Грибоедова. Главные достопримечательности Невского проспекта. Казанский собор. Архитектор А.Н.Воронихин. Бронзовые скульптуры святых и русских князей-героев. Памятники полководцам М.И. Кутузову и М.Б. Борклаю-де-Толли. Храм Воскресения Христова (Спас на крови). Архитектор А.А. Парланд. Мозаика. Гостиный двор. Торговые линии. Арки-галереи. Городская дума. Башня городской думы. Аничков дворец. Аничков мост. Скульптура Аничкова моста.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Символы Санкт – Петербурга

Теория. Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг и гимн. Значение символов. Ключи города.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Игры. Викторины. Награждение победителей. Экскурсия.

Второй год

Тема: Санкт – Петербург город музеев и театров

Теория. Санкт – Петербург город музеев и театров. Первый музей – Кунсткамера. Экспонаты. Происхождение слова «музей». Главные музеи нашего города: Эрмитаж, Русский музей. Театры Санкт-Петербурга.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Музеи на стрелке Васильевского острова

Теория. Кунсткамера. (Музей М.В. Ломоносова). Архитектурные особенности здания Кунсткамеры. Зоологический музей. Военно – исторический музей.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из музеев.

Тема: Площадь Искусств

Теория. Площадь Искусств. Памятник А.С. Пушкину. Скульптор М.К. Аникушин. Михайловский дворец. Русский музей. Особенности архитектуры. Михайловский театр. Устройство зала. Партер. Бенуар. Ярус. Филармония. Особенности архитектуры и оформления зала. Театр музыкальной комедии.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Посещение одного из театров.

Тема: Площадь Островского

Теория.  Площадь Островского. Екатерининский сад. Памятник Екатерине II.Александринский театр. Особенности его архитектуры. Скульптура: Терпсихора, Мельпомена, Клио, Талия. Российская национальная библиотека. Архитектурные особенности. Елисеевский магазин. Витраж. Скульптура. Театр комедии.  

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.

Тема: Театральная площадь

Теория. Мариинский театр оперы и балета.  Интерьер. Спектакль. Консерватория. Композитор. Н.А. Римский – Корсаков. П.И. Чайковский. Памятник М.И. Глинке. Гастроли и гастролёры.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Санкт – Петербургские храмы

Теория. Никольский Морской собор. Особенности архитектуры. Архитектор С.И. Чевакинский. Церковь святых Петра и Павла. Особенности архитектуры. Архитектор А.П. Брюллов. Татарская мечеть. Синагога. Храм Будды.  

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: Мосты повисли над водами

Теория. Реки и каналы Санкт – Петербурга. Острова. Мосты. Первый мост – Иоанновский. «Горбатые» мостики. Пролёт моста. Прачечный мост. Мост Ломоносова. Аничков мост. Разноцветные мосты: Красный, Синий, Зеленый. Певческий мост. Подвесные мосты: Банковский и Львиный. Первые наплавные мосты. Мосты через Неву: Лейтенанта Шмидта, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарский.

Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.

Тема: «В гранит оделася Нева…»

Теория. Набережная. Гранит. Архитекторы Ю.М. Фельтон

Практика.

Тема Твоих оград узор чугунный

Теория. 

Практика.

Тема Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре

Теория. 

Практика.

Тема Животные в скульптуре

Теория. 

Практика.

Тема Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Теория. 

Практика.

Третий год

Тема Жители невских берегов

Теория. 

Практика. 

Тема Невские крепости

Теория. 

Практика. 

Тема Петровский Петербург

Теория. 

Практика. 

Тема Александро – Невская лавра

Теория. 

Практика. 

Тема Невский проспект

Теория. 

Практика. 

Тема Царский двор и правление Анны Иоанновны

Теория. 

Практика. 

Тема Из истории Зимних дворцов

Теория. 

Практика. 

Тема Как учили детей в Петербурге 18 века

Теория. 

Практика. 

Тема Развлечения в Петербурге 18-19 веков

Теория. 

Практика. 

Тема Михайловский замок Павла I

Теория. 

Практика. 

Тема Из истории пожаров и наводнений в Петербурге

Теория. 

Практика. 

Тема Триумфальные арки Петербурга

Теория. 

Практика. 

Тема Классицизм. Ансамбли зодчего Росси

Теория. 

Практика. 

Тема Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Теория. 

Практика. 

Четвертый год

Тема Петербург в начале 19 века

Теория. 

Практика. 

Тема Пушкинский Петербург

Теория. 

Практика. 

Тема Доходные дома. Эклектика

Теория. 

Практика. 

Тема Петербург на рубеже 19-20 веков. Стиль модерн

Теория. 

Практика. 

Тема Петербург – военная столица

Теория. 

Практика. 

Тема Чему и как учили детей в Петербурге 19 века

Теория. 

Практика. 

Тема Пригороды Петербурга

Теория. 

Практика. 

Тема Архитектура Петрограда – Ленинграда. Конструктивизм

Теория. 

Практика. 

Тема Ленинград – город-герой

Теория. 

Практика. 

Тема Всё, что знаешь про свой край, ты, играя, повторяй

Теория. 

Практика. 

Перечень методических материалов

  1. Пособия для педагога
  2. Пособия для детей
  3. Дидактический материал
  • Дидактические игры,
  • Игры для развития познавательных процессов,
  • Тематические карточки и таблицы для занятий,
  • Пособия с пальчиковыми играми,
  • Книжки для малышей с наклейками на развитие органов чувств: осязания, зрения и др.
  • Книжки с наклейками по темам: «Животные», «Птицы», «Времена года», «Цвет» и др.
  • Наборы игрушек.
  1. Техническое оснащение

Оборудование:

  • Столы, стулья.  

Инструменты:

  • Карандаши, ручки, фломастеры.

Список литературы

Для педагога

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка по Санкт- Петербургу

Этот материал может быть использован на уроке по истории Санкт- Петербурга, или  в работе кружка....

Внеклассное мероприятие: Прогулка по Санкт - Петербургу

· Петропавловская крепость· Васильевский остров· «Медный всадник»· Зимний дворец· Летний сад· Спас на крови· Исаакиевский собор...

презентация "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Наглядно-иллюстративный материал для организации заочного путешествия по городу Санкт-Петербургу. Презентация помогает сформировать познавательный интерес к символам города, его достопримечательностям...

Прогулка по Санкт-Петербургу

Увлекательные вопросы по истории Санкт-Петербурга для организации проектной деятельности учащихся...

Викторина "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Викторина о Санкт-Петербурге содержит 20 вопросов  как об истории  основания города, так и о его основных достопримечательностях и событиях....