Художественно- эстетическое воспитание у младших школьников (из опыта)
статья (3 класс) на тему
Обобщение опытом "Кладовая педагогического мастерства" материал первого этапа конкурса "Самый классный классный"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Художественно- эстетическое воспитание у младших школьников (из опыта) | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опытом «Кладовая педагогического мастерства»
“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер.
«Красота спасет мир…» На первый взгляд знаменитое высказывание Ф.М. Достоевского – просто красивая фраза. Однако это высказывание имеет отчетливо – конкретный смысл. Речь идет о красоте человека, внутренней красоте, о красоте души. Я считаю, что именно красота души каждого человека и способна в совокупности изменить мир, в котором человек живет. Духовная культура – приоритетная задача воспитания, центром которого является художественно – эстетическая культура, как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. "Художественно-эстетическое воспитание – воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [8]. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей.
Б.Т.Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования художественно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [4]. У детей расширяется кругозор, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие и отношение, эстетическая оценка, образное мышление, творческое воображение.
Я полностью согласна с высказыванием В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Поэтому в своей воспитательной работе я стремлюсь создать для ребят все условия для их творческого развития. А они у меня действительно творческие и активные! Я работаю в школе 23 года, являюсь классным руководителем ребят 3 класса.
В своей работе «Кладовая педагогического мастерства» я хотела бы обобщить опыт своей работы по этому направлению.
Моя задача как педагога — воспитать у моих ребят способность наслаждаться искусством, развить у них художественные и эстетические потребности, интересы.
Цель и задачи художественно-эстетического направления моей деятельности
Цель: воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к делу, к работе и жизни.
Задачи:
- формирование интереса к творчеству и активизация познавательной деятельности;
-формирование основ эстетической и художественной культуры личности,
-воспитание творческих потребностей и способностей.
-расширение и укрепление связей и отношений с учреждением дополнительного образования детей и культуры «Зиняковский ЦКД»
- вовлечение в систему эстетического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Принципы художественно-эстетического воспитания:
- принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я - концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности.
- принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
- принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
- принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер - классы, презентации, интернет ресурсы.
- принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
- принцип опережающего воздействия. Чем раньше личность попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на результативность эстетического воспитания.
Ожидаемые результаты:
1. знакомство с основными направлениями художественно- эстетической культуры;
2. развитие художественных способностей;
3. проявление себя в творчестве;
4.сплочение классного и родительского коллектива;
5.повышение познавательной активности учащихся;
Условия по реализации воспитательной программы.
Материально-техническое оснащение:
- Компьютер
- Принтер
- Проектор
- Экран
- Магнитофон
В системе воспитательной работы использую проектные технологии, технологию «Портфолио» и ИКТ. Эти технологии в моей работе тесно взаимосвязаны, переплетаются, дополняя друг друга и обеспечивая тем самым эффективность воспитательного процесса.
Направления в моей деятельности:
- включение учащихся в продуктивную творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей
- диагностика творческих способностей и возможностей детей класса
- формирование эстетически и этически организованной среды.
- воспитание у учащихся средствами искусства нравственных принципов и этических норм культуры поведения.
Содержание художественно-эстетического воспитания
Вводя детей в мир искусства, я стараюсь создать условия для обогащения их внутреннего мира, приобщить к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, способствую формированию их духовных и нравственных качеств. Строю работу так, чтобы у детей происходило развитие самостоятельности в творчестве, возможность проявления своей инициативы. Этим самым раскрывая их интересы и потребности. В своей работе по развитию художественно-эстетического направления я стараюсь раскрепостить фантазию у ребят, вселить в них уверенность.
Работа проходит по следующим этапам:
Урочная деятельность.
Задачи:
- формировать у обучающихся познавательные интересы, желание и умение учиться, оптимально организуя свою деятельность;
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
- воспитывать коммуникативные качества личности.
На уроках технологии через декоративно-прикладное искусство, на уроках литературного чтения при знакомстве с литературными произведениями, на уроках окружающего мира через познание окружающей действительности я прививаю художественный вкус, обогащаю духовный мир моих учеников. Стараюсь заинтересовать их, применяя разнообразные формы построения урока: беседы, викторины, творческие конкурсы, КВН-ы, уроки-праздники, уроки-путешествия. (Приложение 1)
Внеурочная деятельность.
Задачи:
- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе;
-развивать стремление к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей;
- проявлять свою индивидуальность, креативность;
-способности критично оценивать свои действия и поступки;
Составную часть внеклассной работы по художественно-эстетическому направлению в классе составляет внеурочная деятельность. Ребята принимают участие, в классных часах, праздниках, экскурсиях, творческих мероприятиях, посещают кружки.
Проводились классные часы такие как:
"В наш мир народною тропой", «Осень в произведениях художников», Путешествие в страну «Волшебных красок»,«Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Очень любят мои дети участвовать и в творческих мероприятиях и праздниках. За всё это время их было немало. «По тропинкам к Осени», «День защитника Отечества», «Мы школьниками стали», «Весенняя капель», «День матери»,«День учителя», «Вечер встречи», «День Земли», Новогодний праздник, «Осенние приключения -2015». (Приложение 2).
Наше участие на них не остаются незамеченными.
В классе 11 человек. Все ребята с удовольствием ходят в кружки дополнительного образования, такие как: кружок по вокалу «Весёлые нотки»-6 человек, танцевальный кружок «Непоседы» -10 человек, вязание -3 человека. (Приложение 3). С каждым годом всё больше и больше ребят начинают ходить в кружки. Опыт, который они получают, очень ценен в их индивидуальном и творческом развитии. Ребята приобретают уверенность в своих силах, раскрепощаются, не боятся проявить себя в выступлениях.
Еще мы ездим на экскурсии. Уже побывали в Городе мастеров, на фабрике елочных игрушек, фабрике кукурузных изделий. Ребятам поездки очень понравились. Они многое узнали, научились ценить прекрасное в созданных руками человека изделиях. Некоторые попробовали себя в творчестве: расписали игрушку, сделали глиняную свистульку. (Приложение 4)
Внешкольная деятельность.
Задачи:
- воспитание ребёнка, стремящегося вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
Ребята участвуют в мероприятиях и конкурсах на областном , муниципальном, школьном уровне. Проявляя свою активность и творчество.
Есть у нас и успехи! (Приложение5)
№ | Название конкурса | Класс | На каком уровне | Результат | |
1 | Конкурс поделок «Осенний урожай» | 1 | школьный | 1,2,3 места | |
2 | Конкурс рисунка «Волшебная цифра» | 1 | школьный | 1 место | |
3 | «Ах, если бы Земля умела говорить» | 1 | городской конкурс-фестиваль | участие | |
4 | «Новогодний серпантин» | 1 | районный конкурс | Грамота «За выразительность и оригинальность представленной работы» | |
5 | «Пасхальное угощение» | 1 | пасхальный фестиваль народного творчества | участие | |
6 | Конкурс поделок «Осенний урожай» | 2 | школьный | 1,2 места | |
«Детство без границ» | муниципальный этап международного фестиваля | 1 место | |||
7 | Экологический конкурс плакатов «День Земли» | 2 | экологический центр «Дронт» | свидетельства участника | |
8 | «Русского духа святыня» | 1,2 | районный конкурс | участие | |
9 | «Юные дарования» | 2 | районный конкурс | участие | |
10 | Конкурс поделок из овощей «Осеняя фантазия | 3 | школьный | участие | |
11 | Конкурс «Радужка» | 3 | районный | 2 место | |
12 | Конкурс мастерская Деда мороза» | 3 | школьный | 1. 2, 3 места | |
13 | Конкурс рисунков «Новогодний праздник» | 3 | школьный | участие | |
14 | Конкурс семейного рисунка «Мы мечтаем путешествовать» | 3 | районный | 1 место, 2 грамоты за оригинальность |
Художественно-эстетический вкус я прививаю ребятам не только в школе, но и на занятиях танцевального кружка «Непоседы» в родном клубе. Моё когда-то увлечение - танцы, переросло в творческую работу. И вот уже более 8 лет я являюсь руководителем танцевального кружка. То, чему я научилась в этом виде искусства, я передаю своим ребятам. Почти весь класс с удовольствием приходят в «Зиняковский ЦКД» в назначенное время. Мы снова вместе встречаемся, строим планы, работаем над ошибками. Это очень сплачивает нас, о детях узнаёшь всё больше и больше. Каждый в своём роде имеет талант, важно это увидеть и дать возможность раскрыть его. Так у нас и происходит. Ребята получают опыт выступления на сцене, на публике. Мой класс активный участник всех концертов, которые проходят в селе «День работника культуры», «День села», День пожилого человека», «День народного единства», 8 марта, « День матери», 9 мая, «День защиты детей» (Приложение 6)
Кроме этого мы с ребятами участвуем в хореографическом конкурсе: «Волшебный каблучок». В этом году участвовали в районном смотре-конкурсе среди сельских домов культуры «Самоцветы народной культуры», где заняли первое место. Затем нам предстояла честь защищать Городецкий район на области в г.Ардатове. Весь коллектив готовился к этому выступлению. Результат- второе место! Все были рады, особенно дети, ведь они впервые встретились с таким большим количеством участников и справились со своим волнением. Значит всё не напрасно! А это - самое главное! Я верю в силы своих учеников.
Результативность моей работы в художественно-эстетическом направлении
- получение положительных отзывов других людей;
- оценка компетентных судей;
-участие в школьных и районных конкурсах (Приложение 5)
Заключение
Каждое утро, идя в школу, я знаю, что там, возле кабинета, меня ожидают уже они, мои воспитанники. Дети торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, чему я не была свидетелем. Хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило. И я старюсь дать полезный совет каждому, направить на тот единственно правильный путь.
Литература
- Аринина, Н.Л. Уроки прекрасного: Из опыта работы / Н.Л. Аринина. - М.: Просвещение, 1983г.
- Конвенция ООН о правах ребенка – Москва, изд. «Рудомино» 2001г.
- Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / (Ю.Б. Алиев и др.): Под ред. Н.А. Кушаева. – М.: Просвещение, 1986г.
- Б.Т.Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985
- Г. К. Селевко. Социально - воспитательные технологии. Москва: НИИ школьных технологий, 2005 г. – 176 с. (серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
- Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. – М.: Академия, 1997.
- Теория и практика воспитательных систем. Под редакцией Л. И. Новиковой. Москва: 1993 г.
- Т. Н. Фокина. Художественно-эстетическое развития дошкольников и младших школьников. Из опыта работы / Т. Н. Фокина .1999г.
- С. Т. Шацкий. Работа для будущего. Москва: 1999 г.
- Н.Е.Щуркова «Три принципа воспитания» Москва: 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Представляемая модель развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
«Художественно-эстетическое воспитание младших школьников».
Роль художественно-эстетического воспитания в начальной школе....
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на основе социального партнерства семьи и школы.
Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.Учитель начальных классов Орлова Алла Витальевна...
Воспитательный проект по художественно – эстетическому воспитанию младших школьников. Оформление стендов в классе.
Пояснительная записка Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В с...
Методы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательной организации
Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основ...