Родительские собрания в 1 классе
методическая разработка (1 класс) на тему

Лилия Рафиковна Юсупова

Убедить в необходимости взаимодействия родителей, ученика и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobraniya_v_1_klasse.docx571.07 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские собрания в 1 классе

Тема занятий

План занятий

Литература

Тема: Семилетний

1. Психологические

Хрипкова, А. Г. Мир

ребенок за партой

трудности адаптации

детства.-М.: Педа-

первоклассника к

гогика, 1987.

школе.

Низова, А. М. Они

2. Памятка для роди-

пришли в школу.

телей.

Подготовка детей к

3. Анкетный опрос

школе в семье. - М.:

родителей на первом

Педагогика, 1976

Белова Л. В.

родительском собра-

нии

Тема: Надо ли ругать

1. Устремления детей

В семье -

ребенка за плохую

и притязания родите-

первоклассник. - М.:

успеваемость?

лей.

Педагогика, 1980.

2. Советы психолога.

Куценко, Г, И., Ко-

3. Анкета к родитель-

нонов, И. Ф. Жизнь

скому собранию «Вос

ребенка и его успехи

питание в семье тру-

долюбия».

в школе. // Начальная

4. Памятка для родителей

школа, 2001.

 

Гладышева, Н. По-

 

мощь, и какой она

должна быть. // На-

чальная школа, 2000

Тема: Телевизор,

1. Здоровье ребенка.

Матенчек, Э. Роди-

компьютер и режим

2. Телевизор и дети.

тели и дети. Родите-

дня

3. Режим дня

ли и дети в меняю-

щемся мире. //На-

чальная школа, 2001.

Урбанская, О. Н. Ра-

бота с родителями. //

Начальная школа, 2001

Тема: Настроение -

1. Здоровье детей.

Осипов, В. Смена в

не пустяк

2. Ссоры и вражда ме-

нашем доме.

жду детьми.

Чирова, А. Н. Книга

3. Неблагополучные

в твоих руках. - М.:

семьи

Просвещение, 1985

4. Заласканный ребе-

Гладышева, Н. До-

нок

машние задания и

родители. // Началь-

ная школа, 1995,

Что значит быть хо-

рошими родителями.  Здоровье детей, 2000

I ЧЕТВЕРТЬ

Тема: Семилетний ребёнок за партой

Цели: познакомить родителей с особенностями развития шестилеток, убедить в необходимости взаимодействия родителей, ученика и учителя.

Материалы к собранию

    Семилетки идут в школу. Да, у детей есть желание учиться, они уже занимались либо в садике на подготовительных занятиях, либо мама с папой выбрали им школу, гимназию или лицей и они прошли подготовку к школе. И когда беседуешь с родителями, то всегда слышишь, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивация у них есть. Однако это не совсем так. Понятия ПОЙТИ в школу и УЧИТЬСЯ в школе очень отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все из его группы в детском саду идут в школу. А еще... потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие для него столь заманчивые вещи. Да ведь в школе все для них практически новое: и новая учительница, и класс, новые друзья и систематические занятия - все для них новое, все в первый раз.

Восприятие и усвоение нового для них необходимо проводить через игру. Ведь и учебу они воспринимают как игру. Такая предрасположенность «играть» диктует новые методы обучения, требует как от учителя, так и от родителей своеобразной перестройки.

     Семилетние дети отличаются неустойчивостью внимания памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервны клеток, поэтому им необходимы меньшая умственная нагрузка, дневной сон, восстанавливающий силы.

     Ведь уже в первый год обучения дети должны научиться читать (хотя некоторые приходят уже умеющими читать), считать и знал основные арифметические действия, научиться писать. О письме стоит сказать особо. С письмом у шестилеток возникают большие трудности, и выработка навыка письма для этих ребят - процесс достаточно сложный,

     Дело в том, что мелкие мышцы руки  у детей 7 лет еще недостаточно развиты. Поэтому овладение письмом у них протекает труднее и дольше, чем у старших школьников. Уроки рисования, труда развивают руку детей, карандаш, иголка, ножницы тренируют гибкость, подвижность кисти облегчают овладение письмом. Поэтому очень хорошо, если дома вы организуете для ребенка в игровой форме что-то вроде «фабрики» по изготовлению игрушек или домашнего конкурса детского рисунка, т. е. пробудите в нем желание каждый день потрудиться, развивать кисть руки, но ненавязчиво, а именно в форме игры или соревнования. В эти годы дети особенно любят проявить себя: «кто больше», «кто лучше», «кто быстрее».

     Изучение любого предмета научит детей собранности, сосредоточенности, волевым качествам. В процессе познания развивается мышление, умение сопоставлять, обобщать, делать вывод.

     Семь лет - это граница с периодом «почемучек», когда все окружающее интересно ребенку. Познание детей в этом возрасте становится глубже и сложнее. Наряду с вопросами «Почему трава растет?», «Почему идет дождь?», «Зачем у птицы хвост?»

интересуют более сложные вопросы - о жизни, смерти, человеческих отношениях: «Почему люди умирают?», «Живет ли кто на Луне?»,

«Можно ли улететь на другую планету?». В этом возрасте накапливается информация о людях, природе, об окружающем мире.

     Такой необыкновенный интерес ко всему, желание все узнать, все запомнить говорит о готовности семилеток познавать, обучаться. И если задерживать возникшую у них познавательную активность, не давать ей реализоваться, то темп развития будет гораздо медленнее, чем он мог бы быть. Поэтому становится ясно, почему так рано, с точки зрения некоторых родителей, начинается обучение в школах Японии и Англии.

     Готовность к учению у 7-летних детей проявляется в возросшем уровне умений рассуждать, обобщать, проводить сравнения. Однако все это требует развития. Кто может помочь? Несомненно, родители и учитель во взаимодействии. Недостаточное развитие логики, анализа и обобщения мышления у шестилетних детей позволяет им, с одной стороны, быстро все схватывать, «брать все на веру» (вспомните Деда Мороза с подарками!), запоминать. Но так же быстро забывать, освобождаться от этой информации, которая не подкреплена, не вызвала у них особой заинтересованности.

     Мир семилетнего ребенка необычайно интересен, он смотрит на все широко открытыми глазами, сам он еще не умеет выбирать, что ему нужно. Задача родителей и учителя - выбрать и дать ему то, что доступно возрасту, дать такие знания, которые, развивая, не превышали бы его возможностей.

    Существует особое понятие «школьная зрелость?). Детям «школьно незрелым» труднее дается учебная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Однако если «незрелые» дети стремятся выполнять все школьные требования, то при этом может страдать здоровье.

     Чем вызвана «школьная незрелость» детей? Причин может быть много. Здесь и трудные роды, и родовая травма, и развитие в первые годы жизни, и наследственность родителей, и условия в семье (бытовые; моральный климат и т. д.) и, конечно, здоровье ребенка. Иногда отставание биологическое влечет за собой различные психические задержки. В то же время при благополучном физическом развитии возможен низкий уровень интеллекта ребенка, если его психическая жизнь не интересовала родителей раньше.

     Не стоит забывать, что у каждого дошкольника свой темп развития, и не всегда равномерный. Возможны свои «скачки», благодаря которым он догоняет сверстников. И сроки эти в детский период бывают поразительно коротки.

Памятка для родителей первоклассников

  1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе; на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
  2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
  3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал порога?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.
  4. Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное - возбуждать интерес к учению.
  5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка нэ то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаше спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?».
  6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
  7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей,
  8. Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать - много будешь знать».
  9. Обязательно оказывайте посильную помощь школе.

Подведение итогов.

     В конце родительского собрания всегда следует задать вопрос родителям:

-  Какие у вас возникли вопросы?

-  Есть ли претензии к учителю?

-  Что бы вы хотели услышать, о чем поговорить на следующем родительском собрании?

     Очень хорошо, если учитель назовет дату следующего родительского собрания, чтобы родители в этот день смогли освободиться, заранее планируя свои дела.

Анкетный опрос родителей на первом родительском собрании

Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.

  1. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а)   хорошей организации быта;

б)   радости общения;

в)   покоя и защищенности.

2.      Что более всего заботит вас в семье?

а)   здоровье детей;

б)   хорошая учеба;

в)   трудовое участие детей в жизни семьи;

г)   настроение детей и причины его изменений.

3.       Одинок ваш ребенок в семье?

а)     да;

б)     нет;

в)     не знаю.

4.        Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

5.        Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а)     быть материально обеспеченным человеком;

б)     иметь много друзей.

6.        Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а)     да;

б)     нет;

в)     не знаю.

7.       Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

а)      да;

б)      нет;

в)      не знаю.

8.       Что для вашего ребенка вечер дома?

а)      радость общения;

б)      возможность быть самим собой;

в)      мучение и пытка.

II ЧЕТВЕРТЬ

Тема: НАДО ЛИ РУГАТЬ ЗА ПЛОХУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ?

Цель: уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком и контроля за его успехами в школе.

Материалы к собранию

     Вот и прошел праздник. Начались будни. Дети переступили порог школы с одним желанием: хорошо учиться. Пройдет немного времени, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.

     В психике ребенка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребенку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные.

     Дети всегда соревнуются, и в любой работе, и в любой игре: кто сильнее, кто выше, кто быстрее... Стремление проявить себя не хуже других сказывается в любых обстоятельствах. Стандартный ответ взрослых: «У тебя все хорошо» - детей, как правило, не устраивает. Им хочется знать: «А у кого лучше всех? А у меня лучше или хуже, чем у Леры и Антона?»

     Любое обучение несет дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние «заработавшего» похвалу учителя и подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу невыполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания учителя на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас замечания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребенка. Для какого-то ученика хорошая учеба - окрыленность, взлет, вера в себя, а низкая - падение, крушение надежд.

     Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устремления детей, и притязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома. Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже постороннему человеку. Ранец становится непомерно тяжелым, домой идти не хочется - ждут неприятности. И вот малыш останавливается: то смотрит на веселых воробьев, непременно завидуя их развеселой жизни, то товарищ позвал к себе (и, забывая наказы мамы идти домой сразу после уроков), а почему бы и не отдалить неприятный разговор с мамой, он забывает сказанное мамой и с легкостью соглашается побыть с товарищем. Сколько раз мамы звонят: где же их малыш, уже столько мамой бегают по ученикам, разыскивая потерявшегося ребенка! А ему всего-то и надо - забыться от школьных неприятностей!

     И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе и до второго полугодия второго класса не ставятся оценки, это очень разумное решение.

     Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, пока не ставились оценки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.

     «Как дела, Рома?» - спрашивает мама. «Хорошо!» - отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно.

     Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хорошую работу - похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль родителей, а позже, когда запущена учеба и в дневнике появились неприятные записи, это будет делать труднее.

     Родители в таких случаях поступают однотипно. Мама хватается за голову: «Как же так, все было хорошо, а сейчас такие отставания в учебе?» Папа более строг и краток. «Лентяй!» - негодует он в адрес сына. И лишь бабушка успокаивает: «Ничего, научится, исправится».

     И, действительно, Рома исправится, потому что родители вовремя заметили отставание сына в учебе.

     В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их может совершенно расстроить и вызвать слезы. Но к детским слезам взрослые часто относятся очень спокойно. «Ну и что, - рассуждают они, - поплачет и перестанет. Лучше надо заниматься».

     Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечно-сосудистой системе.

     Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называемым школьным неврозам. В медицинской практике известно, что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться на плохое самочувствие, и оно действительно может быть: это бывают боли в желудке, рвота, даже повышение температуры. И стоит такого ребенка оставить дома - болезнь как рукой снимет.

     Конечно, в силу характера ученика или сложившихся невысоких требований родителей не все дети склонны так переживать свои неудачи в школе. У них может быть своеобразная адаптация к своему положению. У таких учеников большее потрясение может вызвать хорошая отметка, нежели плохая. И этот психологический момент надо обязательно учитывать и использовать. Казалось бы, чего стоит простое одобрение1. «Вот видишь, ты можешь хорошо писать, у тебя чистая тетрадь, а посмотри, как ты красиво написал эти буквы, я верю в тебя». Вроде бы, незначительное замечание, но как оно может поднять дух и заставить стараться детей!

     И здесь хочется заметить, какое тонкое понятие - воспитание и как важно сказать нужные слова вовремя и к месту. Между тем нередка такая ситуация.

     Дочка получила низкую оценку по чтению. Мама раздосадована. При разговоре с соседкой, обсуждая этот факт, добавляет: «А ведь способная, может хорошо учиться, если захочет. А вот не старается!» Тут же сидит маленькая ученица и, как говорится, «наматывает эти слова на ус». «Вот, - думает она с гордостью, - я способная, только не хочу, а вот если захочу...» Это «если захочу» так и может остаться нереализованным из-за родительского промаха, из-за недостаточной твердости в один момент и недостаточной мягкости в другой.

     Особую напряженность вызывает оценка, если у родителей повышенный уровень притязаний к своим детям, которые не имеют достаточных способностей к обучению. Несмотря на это, родители,

чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь обязательно были отличниками. В этом случае предметом расстройств школьника может стать малейшая неудача.

     Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа дается ценой большого нервного напряжения. Не зря некоторые дети после контрольной работы доверчиво говорят учителю: «У меня сердце так и замирало. А вдруг неправильно будет». Или: «Когда я отвечаю у доски, то очень волнуюсь, а вдруг не то скажу».

     Специальные исследования показали, что в ситуации ответа на оценку организм человека находится в состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается частота дыхания, повышается давление. Повышенное нервное напряжение приводит к быстрому умственному утомлению. Такое напряжение организма расценивается как стрессовое. А оценка представляет стрессовый фактор. Постоянное нервное напряжение, переживание за отметку могут приводить к истощению нервной системы. Поэтому порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.

     Вот почему некоторым родителям, которые очень ратуют за выставление отметок, следует подумать: а нужны ли оценки с первых дней учебы ребенка в школе? А не лучше ли просто следить за тетрадями, чтением, увлеченностью учебой? То есть сделать так, чтобы ребенок бежал с радостью в школу за знаниями, а не за отметками.

     В педагогической литературе часто обсуждается вопрос, следует ли за хорошую успеваемость детям делать подарки.  

     Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело - как? Здесь важно, как подарить, как преподнести, чтобы подарок был радостным, служил поощрением детям, а не был сухой платой: «Ты мне - хорошую учебу, а я тебе - рубли».

     И вот перед нами раскрывается другая - моральная - сторона воспитания. Конечно, хорошая учеба - это результат труда, который дается усилием, волей школьника. Даже способности останутся неиспользованными, если не приложены усилия. И эти усилия должны быть замечены родителями, оценены и поощрены. Ведь так важно, что они сделаны самостоятельно. Если ребенок ставит перед собой цель хорошо учиться и добивается этого, такая установка должна найти подкрепление у родителей.

     Хорошая учеба сама по себе приносит моральное удовлетворение, но если она усилена похвалой родителей, любая плата рублем или подарком перед этим меркнет.

     Высокая оценка родителей за преодоление трудностей должна приносить детям моральное удовлетворение. Ребенок получит поддержку и сам себя оценит: «А я могу, я способен добиваться...» Такие усилия, исходящие от самого себя, а не от угроз отца или нотаций матери, формируют характер, личность ребят.

     Психологи высоко оценивают роль самооценки в познавательной деятельности детей, в характере восприятия, представлений, в решении интеллектуальных задач. Отмечают огромное влияние самооценки на самовоспитание, направленное на изменение своей личности, сознательной постановки целей и их достижения.

     Оценка со стороны дополняет, изменяет и заново выражает самооценку, которую дают себе дети. И все личностные процессы выработки своего «Я» обязательно идут через самооценку.

     А как добиться, чтобы дети сами занимались с охотой? В детском возрасте особенно развита любознательность, стремление узнать новое, и на этом свойстве и на естественном детском желании «быть хорошим», получить одобрение и нужно строить подготовку учебных заданий. При этом обязательно предоставлять самостоятельность в умственной работе.

     Надо, чтобы ребенок не чувствовал себя преступником, если не понял, ошибся или не запомнил. Но в то же время родители должны обратить внимание на эти недочеты, любое же старание ребенка должно быть замечено, одобрено.

     Одна мама, придя в школу, жалуется: «Да, я понимаю, что дочка плохо пишет, некрасиво и с ошибками. Муж, придя с работы, проверяет у нее тетради, заставляет ее переписывать по несколько раз. Сам сердится, нервничает, доводит дочку до слез, нарушает режим ребенка. Дочка долго не может заснуть, не высыпается, идет с неохотой в школу».

     Такой контроль за уроками со стороны родителей не редкость. Он превращается в пытку для ребенка и в неприятные минуты для старших. Вместо помощника папа выступает в роли жестокого судьи, а дочка - в роли провинившегося. Дочка напугана, издергана, папа раздражен. Можно ли после этого ожидать блестящих результатов? Нет, конечно. Только терпеливыми, доброжелательными занятиями с дочкой можно исправить ситуацию.

     Постоянная доброжелательная поддержка, одобрение даже незначительного улучшения учебы вызовут незамедлительный успех. Вместо обычного раздражения и нотаций большой эффект окажет разговор,

в котором вы выразите уверенность, что если она постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности!

Такой разговор не должен быть случайным. Постоянная заинтересованность в учебных делах детей, а где надо, поддержка, одобрение обязательно скажутся. Но это не значит, что в какие-то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, расхлябанности. Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть высказано и действенно. Не постоянные ссоры из-за плохой успеваемости, а строгий, запоминающийся выговор может менять положение дел.

     Конечно, наказание за провинность необходимо, но каким все-таки разным оно должно быть для детей. Ведь дети по характеру разные: одному достаточно строгого взгляда, другому - недовольного слова, а на третьего подействует только строгий выговор.

Не все ребята одинаково способны к любому школьному предмету, и требовать от них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему-то особая тяга, наклонность, которую стоит развивать. Такая компенсация спортом, занятиями живописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учеба ему не очень дается.

Часто гиперактивные школьники плохо успевают и стремятся взять реванш в драках, шалостях на уроках, грубости с учителем, браваде со сверстниками. «Трудные» дети, доставляющие много хлопот в семье и школе, нуждаются, между тем, в моральной помощи взрослых. Примириться с положением плохого, никудышного они не могут и любыми средствами добиваются признания у сверстников.

     Успехи детей в школе всегда волнуют родителей. И при неудаче первая непроизвольная реакция - возмущение. В этом случае не надо делать скоропалительных выводов, необходимо обязательно поговорить с учителем, выяснить причину, а уж потом принимать меры. Подчас плохая оценка, появившаяся в дневнике, тетради, - это не показатель знаний. Там, где родители заинтересованы в знаниях ученика, для них важна не формальная оценка, а тот уровень, которого достиг ученик.

     Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод словами В. А. Сухомлинского: «Главный объект его (ученика) труда - книга, тетрадь, главный труд в школе - учение». Обучение в школе - важный стимул умственного развития ребенка. Необходимо поддерживать его интерес к учению, помочь ему почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у него наблюдательности, познавательной активности, памяти, внимания.

     «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства — это первая заповедь воспитания... Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». (Сухомлинский  В. А. О воспитании. - М: Политиздат, 1975.

С. 103.)

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

Советы психолога Степановой Т. В. (г. Москва):

«КАК ПРОЖИТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН ДЕНЬ БЕЗ НЕРВОТРЕПКИ ПОУЧЕНИЙ, ВЗАИМНЫХ ОБИД?»

  1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. . Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет,
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
  4. Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «Смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, ведь это займет немного времени.
  6. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет see сам.
  7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  8. После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2—3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора послать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
  9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».
  10. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся не выполнимыми, не зависимыми от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день. И мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Подведение итогов.

В конце родительского собрания организовать обмен мнениями. Выслушать выступления родителей.

Анкета «О влиянии семейной атмосферы на успеваемость ребенка»

1.          Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?

а)  Да.

б)  Нет.

2.       Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы вместе с ребенком?

а)  Да, я часто так делаю.

б)  Нет, я не вижу в этом необходимости.

в)  Нет, но хотелось бы знать мнение других.

3.          Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из школы?

а)  Какие оценки ты сегодня получил?

б)  Что было интересного в школе?

в)   Что ты сегодня натворил?

4.         Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в школе?

а)  Я много об этом читал, знаю многое.

б)  Я мало что знаю об этом.

в)  Не знаю ничего.

5.           Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

а)  Да, знаю.

6)  Знаю, но хотелось бы знать больше.

в)   Не знаю ничего.

6.           Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребенка дома и оказания разумной помощи?

а)  Да, он необходим.

б)  Нет.

7.          Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

а)  Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

б)  Да, но я избегаю этого.

в)  Нет, это неверно.

Анкета «О воспитании трудолюбия в семье»

1.'Распределены ли в Вашем доме трудовые обязанности по обслуживанию семьи?

а)  Да.

б)  Нет.

2.        Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?

а)  Да.

б)  Нет.

в)  Эпизодические,

г)  Постоянные.

д)  Не имеет.

3.       Как относится ребенок к их выполнению?

а)  Выполняет охотно,

б)  Пассивен.

в) Только за вознаграждение.

4.       Поощряете ли Вы ребенка за выполнение трудовых поручений?

а)  Да.

б)  Нет.

5.            Наказываете ли Вы ребенка за невыполнение трудовых поручений?

а)  Нет.

б)  Да.

6.       Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?

а)  Да.

б)  Нет.

в)  Иногда.

7.        Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка?

а)  Да.

б)  Нет.

8.       Знает ли ребенок об этих разногласиях?

а)  Нет.

б)  Да.

9.          Какой труд, по-вашему, предпочтителен для ребенка в будущем?

а)  Физический.

     б)  Интеллектуальный.

Памятка для родителей по воспитанию трудолюбия у детей в семье

  • Чаше поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
  • Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте его доводить до конца начатую работу.
  • Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

III ЧЕТВЕРТЬ

Телевизор, компьютер и режим дня

Цель: убедить родителей в необходимости дозировать время ребёнка, проведённое у экрана.

Материалы к собранию

     После любого труда необходим отдых. Учебные занятия – особый, умственный труд и требует он также обязательного отдыха.

     А каким должен быть отдых?

     Давайте вместе представим, как обычно отдыхают наши дети, вернувшиеся из школы. Если у них свободное время, то они включают телевизор и, как говорится, «культурно отдыхают». В настоящее время почти во всех семьях есть компьютеры, вот дети пока все «стрелялки» не проиграют – и не остановятся!

     Такой «культурный отдых» многих родителей устраивает: что ж ребёнок дома, на глазах, не подерётся, не ушибётся, стекло не выбьет, сидит в тепле. Но здесь есть важное «но».

     Спросите своих детей днями просиживающих у экрана телевизора, какая их любимая передача и что они смотрели, предположим, вчера. Ничего вразумительного они вам не смогут ответить. Смотрят всё подряд, а особенно то, что и взрослым-то смотреть не очень прилично.

     Не утруждая себя выбором, подходят к телевизору, щелкнут «пультиком» - и вот засветился экран. Для них не важно, начало это или конец передачи, о чём тоже неважно. Главное, на экране что-то показывают, там говорят, смеются, плачут,  в большинстве своём стреляют. Плачут, убегают, гудят машины, сменяются пейзажи… И детей занимает сам  сам процесс просмотра. Такая же ситуация при занятиях с компьютером. Игры, бесконечные игры: стрельба, пальба, да так, пока родители не возмутятся, что ребёнок не делает уроки, время ушло, пора бы и ложиться спать. И кроме скандала, траты здоровья – ничего хорошего для ребёнка нет.

     Он не читает, не гуляет, не занимается домашними делами, он прикован к двум экранам. Порой ведь так и бывает: перемещение от компьютера к телевизору, и наоборот. Даже уроки некоторые ребята делают с включенным телевизором, при этом утверждая, что он, дескать, им несколько не мешает.  А ведь не только мешает  - «забирает» здоровье!

     Приходит однажды бабушка ученицы и рассказывает столь знакомую всем историю: «Моя внучка очень устаёт в школе. Приходит из школы, ложится спать. В семь часов садится за уроки. В комнате у неё всё время работает телевизор. Внучка говорит: «Мне телевизор не мешает, я же не всё время его смотрю, а только время от времени».

     Уроки внучка делает до 12 часов ночи, родители не вмешиваются, с головной болью, она идёт в школу. Посоветуйте, что делать?

     Какой в этом случае можно дать совет? Это пример крайне беспорядочного режима дня, превратившегося в привычку. И при этом всё, казалось бы, объяснимо: школьница переутомлена, не высыпается, значит, сон после школы ей необходим. Уроки переносятся на вечернее время.

Телевизор предлагает развлечение, но при нём подготовка уроков растягивается на весь вечер и заходит за полночь. Получается порочный круг, выйти из которого трудно. Первое, что в этом случае надо сделать – это попуститься телепередачами, исключить на какое-то время их просмотр, чтобы наладить нормальный режим дня.

     Многие родители понимают, что зрелищность, которую предоставляет экран, отнимает много времени у ребят. Дети мало читают, мало гуляют, отключаются от всех домашних дел. И тогда родители принимают странное решение не подпускать детей к телевизору. Конечно, это уже крайность – лишать полностью детей интересных телепередач из-за собственного бессилия.

     Почему последнее время часты разговоры на тему «Телевизор и дети». «Компьютер и дети»? Очевидно, потому, что теперь уже ясно: долгое просиживание перед экраном не так безобидно, как казалось раньше.

     Прежде всего, страдает зрение. Для ребят, проведших полдня в школе, длительный просмотр телепередач утомляюще сказывается на органах зрения, что приводит к значительным дефектам.

     Это не значит, что совсем не стоит смотреть телевизор, тем более не подходить к компьютеру. Речь не о том. Если выбраны из программы одна-две получасовые или часовые передачи в день или непродолжительная игра за компьютером, разумеется, никакого вреда не будет. Надо, чтобы это и ребёнка устраивало, и были соблюдены санитарные нормы.

     Но данная, увы, задача подчас нелегко решается. Она требует организованности и дипломатичности от взрослого.

     Отношение к телевизору как к единственному источнику духовной пищи во многом формируется у детей под воздействием родителей. Если родители всё время проводят у телевизора, да ещё без разбора смотрят всё, включая рекламу, то, естественно, и дети в нём видят единственный вид отдыха. В наше время редко встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. Отпала очень хорошая привычка в семье устраивать громкие чтения, обсуждать прочитанное.

     Вот поэтому наше молодое поколение мало читает художественную литературу, нет на неё времени. Всё «пожирают» телевизоры и компьютеры.

     А как наши дети смотрят телевизор? Иногда даже телевизор стоит на их рабочем столе. При просмотре передач надо знать, как должен, как должен быть установлен телевизор, чтобы меньше утомлялось зрение. Исследованиями доказано, что телеэкран надо располагать не ближе 2 и не далее 5 метров. Просмотр лучше проводить в полуосвещённой комнате.

     Японские исследователи установили, что цветное изображение оказывает более существенное воздействие на зрительные рецепторы – световоспринимающие клетки. Глаза быстрее устают при восприятии цветного изображения, нежели чёрно-белого. Но опять, же всё зависит от того, сколько и как смотреть.

     Как видим, отдых у телевизора, а уж тем более у компьютера, довольно относительный, та как умственная работа, связанная с учёбой, сменяется также умственной, опосредованной экраном.

     Детей впечатлительных, склонных к фантазиям, неумеренные телепросмотры  приводят к перевозбуждению нервной системы.  Они не могут долго заснуть и видят «страшные» сны, во сне плачут, вскрикивают, просыпаются.

     Сидение у телевизора имеет ещё одну отрицательную сторону, поскольку это опять «сидение». Сидение за партой сменяется сидением за экраном, а ведь необходимо сидеть ещё над уроками.

     То, что наши дети мало двигаются, не получают нужной организму двигательной зарядки, - известный факт. Но всегда ли всё делается в семье, чтобы избежать малоподвижного образа жизни. И тут всё зависит от твёрдости и разумности взрослого.

     Согласитесь, очень знакомая картина: мама, папа смотрят телевизор, появляется сын с тетрадкой, возник вопрос. Папа с мамой так увлечены просмотром, что незаметно и сыночек присоединяется к ним, а когда спохватываются – чадо уж пора укладывать спать.

     Не надо забывать, что в  сутках 24 часа и, перефразируя известный закон Ломоносова, нужно сказать: если уж время «убудется», то оно нигде «не прибудется». Подсчитаем, каким временем располагают дети.

     С 13-14 до 20-21 часа – у детей младших классов. И вот в эти временные рамки надо включить обед, прогулку на воздухе, подготовку уроков, ужин, свободные занятия по интересам. Как видим бюджет времени не очень ограничен: 7-8 часов на всё про всё!

     Откуда же берётся время на «экран»? Или отрывается от времени на подготовку домашнего задания, или же от прогулки? И как ни прискорбно, но наши дети очень мало бывают на свежем воздухе, а это так важно для здоровья, о чём  всё громче говорят наши медики. Ведь не секрет, что у некоторых детей прогулка бывает только от дома до школы и обратно.

     И. М. Сеченов, русский физиолог, изучал действие отдыха на работоспособность руки. Он писал, что «работоспособность усталой руки повышается и работой ног и вообще всяким сильным движением тела». Объяснял он это тем, что исчезновение чувства усталости и повышение работоспособности появилось вследствие возникновения потока импульсов от работающих мышц.

     Если происходит переключение с одних групп «работающих» мозговых клеток на другие, то наступает настоящий отдых. Поэтому для школьника сидение у экрана не является тем отдыхом, который ему очень требуется после умственных занятий.

     Очень часто родители встречают отказ ребёнка в ответ на их требование отойти от телевизора, возникают конфликты между ребёнком и родителями. Но их может и не быть, если ребёнок чётко знает свой распорядок дня. И стоит родителям пойти на поводу, как налаженная система может «сломаться». Мы часто слышим умоляющее «ну ещё чуть-чуть», «ну хоть 10-15 минут, а потом это становится нормой. И вот опять отнято время от сна.

     А сон для организма, для нервной системы имеет огромное значение. Сон для детей – ничем не заменимое лекарство от переутомления, от истощения нервной системы, и часы его должны быть неизменны. Это важно как для того, чтобы дети быстрее засыпали, вырабатывая определённый ритм сна и бодрствования, так и для полного, глубокого сна.

     Чтобы засыпание не было затруднено, надо создать тишину. Заснуть в комнате, где работает телевизор, ребёнку сложно. Мешать ему будет телевизор и в соседней комнате, если он не приглушён.

     Приведём ещё один пример. Приходит мама, буквально со слезами на глазах: «Постоянно ссоримся с мужем, и всё это на глазах сына. Ребёнку пора спать, а папа смотрит или ждёт интересную передачу (живут в одной комнате). Тут уступить бы папе, ведь, наверно, здоровье сына важнее, так нет, папа встаёт в позу: я или сон ребёнка. Конечно, благоразумие папы должно взять верх…

     Безусловно, нельзя лишать ребёнка удовольствия посмотреть любимую передачу, но всё должно делаться разумно. Сколько времени дети могут проводить у телевизора? Чем меньше дети, тем меньше времени они должны проводить у экрана. И, что немаловажно, содержание передачи должно соответствовать возрасту. Например, любимая передача младших школьников «Спокойной ночи, малыши» длится 10-15 минут. Тематика её чисто детская, для них она понятна и интересна и не может утомить ребёнка.

     Но нередко случается так, что дети «свои» передачи не смотрят, а тяготеют к программам для взрослых (например, «Дом – 2»).  Поэтому всегда надо интересоваться, что же ребёнок там смотрит с таким вниманием! А избирательность программ сама собой не приходит, её надо воспитывать!

Подведение итогов.

- Каковы ваши мнения о сказанном?

- Кто-то не согласен или поделится собственным опытом?

- Какую тему следующего родительского собрания вы могли бы предложить?

- Заинтересует ли вас тема: «Настроение не пустяк»?

IV ЧЕТВЕРТЬ

Тема: Настроение не пустяк.

Цель: убедить родителей в необходимости создания хорошего настроения у всех членов семьи.

     Успехи в школе во многом зависят от здоровья детей. Ясно, что никакое интересное объяснение учителя, никакой занимательный материал, рассказ не смогут увлечь больного ребенка. А сейчас врачи буквально бьют тревогу, обращая внимание на здоровье наших детей.

Часто при явной болезни с температурой, кашлем, насморком родители вызывают врача и ребенок остается дома, мама лечит, выполняет все предписания врача. Но на такие жалобы, как «болит живот», «сердце кольнуло», как правило, мама не обращает внимания. Ребенок идет в школу, а мама бежит на работу. И не однажды приходилось такого ребенка отправлять обратно домой- Но ведь прежде еще надо найти на работе его маму, и только потом отправлять в сопровождении взрослого этого нездорового ребенка домой (а пока идут поиски мамы, он то приляжет на парту, то жалуется на недомогание, потому что ему плохо). Бывает, что и «скорую» вызываем.

Поэтому любая жалоба должна насторожить родителей. Возможно, это симптомы скрытой болезни пищеварительной или сердечно-сосудистой системы, но в большинстве случаев таким образом сказывается расстройство нервной системы.

И совсем без внимания нередко остается настроение ребенка. Надулся, рассердился, заплакал - такие эмоциональные вспышки у детей возникают легко, но не всегда это капризы, когда что-то не получил, что-то заставили сделать насильно старшие. Самые неподдельные переживания могут возникать с точки зрения взрослого из-за «пустяка»: заплакал из-за разорванной открытки, сломанного цветка, или плохо склеился самолет, над которым он вчера трудился, и тому подобное.

Как радости, так и горести детской души безмерны. Все счастье и все прекрасно для ребенка, когда в доме, наконец-то, появился долгожданный щенок, и все горе, все черно - когда пропал любимый котенок. И переживания эти самые глубокие, самые настоящие, во всю силу детских эмоций.

В школе предметом расстройства может быть и низкая отметка, и порицание учителя, или когда что-то не поделил со сверстниками...

Очень часто девочки жалуются учителю в приватной беседе: «Юля всегда гуляет во дворе со мной, а как только в школе увидит Машу, так я - не подружка: шепчется с ней, все секреты ей рассказывает». Нам это трудно понять, а ребенок расстраивается, на целый день испорчено настроение, какие уж тут уроки!

     «Эмма меня не дождалась, ушла с Мариной», - жалуется Настя бабушке, объясняя ей, почему она такая хмурая и недовольная пришла из школы. Но «дернул за косу», «показан язык», «обозвал» - все это мелкие обиды и ссоры, которые проходят, не оставляя глубокого следа. Другое дело - затянувшийся конфликт с учителем, ребятами и хуже всего - с родителями.

Неприятные отношения с учителем у школьника в большинстве своем связаны, как кажется ученику, с несправедливым к нему отношением, занижением отметок и собственным бессилием преодолеть барьер. В конце концов обычно учитель выясняет причины, связанные с агрессией ученика, и старается наладить отношения.

Ссоры или даже вражда у ребят могут быть довольно затянувшимися и сильно влиять на душевное равновесие, выбивать из колеи, что, конечно, сказывается на учебе. Вот на перемене Антон и Кирилл не поделили что-то, для них урок попросту пропал. Стоит отвернуться учителю к доске, «противники» - кулак друг другу, какие-то неприличные жесты и т. д. Ну какой уж тут урок!

Группа одноклассниц, завидуя отличным успехам Кати, окрестила ее зубрилой и всячески показывала ей свое неприятие. Любая хорошая отметка или похвала учительницы отзывалась какой-то каверзой со стороны одноклассниц. Девочка очень переживала это враждебное отношение одноклассниц, похудела, осунулась, в школу шла с тяжелым настроением. Начались срывы в учебе. И только в откровенном, доверительном разговоре с мамой выяснилась причина, а ведь помощь девочке давно уже нужна была и если бы она была оказана вовремя, не был бы нанесен урон ее душевному здоровью. Вмешательство родителей Кати и классного руководителя изменили нездоровую обстановку в классе.

Конфликты в классе - тирания сильного сверстника - нередкое явление в школе, что порождает у ребят страх, бессилие. Угнетен-ное настроение, нежелание учиться лучше других, нежелание идти в школу.

Гизела ЭберлеЙн в своей книге «Страхи здоровых детей» пишет: «Письменные работы в классе, устные ответы, необходимость

продолжительное время сидеть за школьной партой означают для некоторых детей (это относится, впрочем, и к семье) некую цепь разочарований. Страдает самосознание ребенка, а вместе с этим часто способность успевать в учебе и в тех случаях, когда ребенок «согласно обследованию с помощью тестов и способностей к выполнению своей деятельности» мог бы быть успевающим учеником».

Чтобы нормально расти, развиваться, учиться, детям нужно радостное ощущение жизни, чувство своей силы, возможности «это» сделать, достичь, добиться. Собственное бессилие, унижение, постоянная насмешка, издевка угнетают, подавляют, приводят к нервному срыву.

Длительное дискомфортное состояние заканчивается нервным расстройством, когда «ребенок легко возбуждается, у него периодически появляются боли в животе, он не может спать по ночам. Некоторые дети начинают жаловаться на боль в голове и в других частях тела, у других подобные реакции проявляются в агрессивном поведении, нарушается концентрация внимания, работоспособность падает» (Г. Эберлейн).

Нервность, плохая сопротивляемость психическим перенапряжениям у детей связаны с их относительно небольшим опытом общения с людьми, с неумением правильно держать себя, отсутствием способности создавать «защитную стену».

Бесконфликтного детства не бывает, так как рост ребенка включает в себя конфликты. Пройти их, повзрослеть без слез, без тревог, без переживаний невозможно.

Вот поэтому, чтобы наши дети были в хорошем настроении, нужна помощь взрослого, надежная и верная рука старшего. Особенно необходима ребенку любовь родителей; чувствовать себя никем не любимым, никому не нужным, отвергнутым - страшно! От этого-то и рождаются грубость, жестокость, злость. Есть дети, которые, сделав другому больно, получают удовольствие.

Вот тут-то и возникает вопрос: надо с детьми быть добрым или строгим? Или в меру строгим и добрым? А ведь порой у нас «золотой середины» нет. Иногда любой шаг ребенка сопровождается упреками, замечаниями, назиданиями.

В некоторых семьях происходят целые дебаты по поводу воспитания детей. Жена считает, что муж слишком суров и несправедлив к сыну, между тем папа уверен, что чем строже, тем лучше. В конце концов происходит ссора между родителями, да еще и в его присутствии. И нечего удивляться, что дети будут в семье замкнуты, все переживания будут отражаться на их учебе.

Нередко взрослые прибегают к физическим наказаниям, однако моральные могут угнетать не меньше. Если дети живут в постоянном страхе, тревоге «не угодить» родителям, зависимы от их настроения, то общение со старшими угнетает, подавляет. Жизнь детей становится невыносимой.

Все это мы говорим о благополучных семьях, где о детях заботятся родители, в семье нет пьющего отца, а еще хуже - матери. А каково детям, где папа приходит выпивший с работы и начинает воспитание детей с угроз и криков, где вместо доброго слова ребенок слышит брань, ругань не только в свой адрес, но и в адрес других членов семьи. А сейчас подобное участилось в семьях, и все это отражается на детях.

Такие дети часто находятся в подавленном настроении, они живут в страхе и неуверенности, в ожидании неприятностей. Они не могут учиться, как их сверстники, слишком много забот падает на их еще совсем не окрепшую нервную систему. Ребенок попадает в разряд «трудных».

И часто дети из таких «неблагополучных» семей живут со своей внутренней неустроенностью, полностью утрачивая ощущение радости от каждого прошедшего дня.

Чрезмерная суровость так же вредна в воспитании, как и чрезмерная доброта и всепрощение.

Противоположный тип отношения к ребенку - это постоянные восторги, восхваления его. Ребенок - кумир, все, что сделано им, -прекрасно, он умен, он самый лучший. Вся семья задаривает ребенка за каждую отметку. Все восхищаются им за любое прочитанное стихотворение, в присутствии ребенка «переоценивают» работу, добавляя при этом, что у него лучше, чем у Алеши, не считаясь с критериями оценок, доказывают неправоту учителя, и тоже в присутствии ученика.

Непомерная забота, слепая любовь, сверхопека родителей, которая выпадает на долю некоторых детей, превращает их в изнеженных, лишенных способностей сопротивляться жизненным трудностям. Малейшие препятствия, неудачи вызывают страх, тревогу, так как самостоятельной активной позиции у таких детей нет. Такие дети не умеют сами принимать решения, в себе не уверены, в семье капризны, эгоистичны, требовательны. Вырастая, часто становятся потребителями и иждивенцами, целиком занятыми собой и своим здоровьем.

Таким образом, чтобы наш ребенок мог успешно учиться, был всегда в хорошем настроении, прежде всего хорошее настроение надо иметь родителям. Правильно понимать ситуацию, в которой оказался ребенок, не «заласкивать» его, а быть его другом, выслушивать его, жить его жизнью, замечать изменения в его настроении, тревогу, настороженность и боль.

Замаскировать плохое настроение невозможно. Как повышение температуры свидетельствует о болезни телесной, так и угнетенное настроение является показателем душевного неблагополучия.

Подведение итогов.

Что вы можете добавить по теме нашего собрания?

Поделитесь своим опытом воспитания детей в вашей семье.

Может, у вас есть пожелания, замечания или претензии? Лучше поговорить об этом, и тогда в классе не будет никаких разногласий в отношениях между детьми.

Наступают летние каникулы, желательно, чтобы ребенок хорошо отдохнул, набрался сил, поправил свое здоровье - все в большей степени зависит от того, как вы организуете отдых ваших детей. Конечно, желательно, чтобы ребенок сменил обстановку, обогатился впечатлениями, увидел и познал много нового. Но даже если нет такой возможности куда-то выехать, не забывайте, что смена деятельности - это тоже отдых. Чтобы отдых был не пассивным, надо найти ребенку интересные занятия, обязательно следить за систематичностью чтения. «Кто много читает - тот много знает» -пословица, которая должна сопровождать ребенка постоянно.

Счастливого вам летнего отдыха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....