Духовно- нравственное воспитание в начальной школе.
проект на тему
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в начальной школе.
1.Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания и обоснование выбора плана (программы) педагогической работы по организации нравственного воспитания учащихся.
2. Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся 1 «Б» класса МБОУ СОШ №74
3. План (программа) педагогической работы по организации духовно-нравственного воспитания учащихся 1 «Б» класса МБОУ СОШ №74( на 4 года):
-цель и задачи духовно-нравственного развития.
-механизм реализации программы (основополагающие принципы работы)
-методы нравственного воспитания младших школьников
-формы работы (с детьми, родителями, использование воспитательного потенциала предметов)
-использование воспитательного потенциала предметов
-ожидаемые результаты духовно-нравственного развития
-портрет выпускника начальной школы
Заключение.
Приложение (примерные темы к размышлению для этических бесед и классных часов, диагностика и исследование нравственной сферы школьника, диагностика эмоционального компонента нравственного развития)
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания и обоснование выбора плана (программы) педагогической работы по организации нравственного воспитания учащихся.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Бороться с этим пагубным влиянием необходимо всем просвещенным членам общества, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям.
С одной стороны, усаливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность.
С другой стороны, падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Государство сформулировало заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи на основе общечеловеческих ценностей и отечественных традиций и внедрение ее в систему образования.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся 1 «Б» класса МБОУ СОШ №74
В конце сентября 2014г. я провела диагностику уровня духовно-нравственной воспитанности детей в 1 «в» классе. Мною были использованы такие методы как опрос, метод незаконченного рассказа и метод О.С.Богдановой "Какой я"
Я попросила школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника 1о мальчиков и 15девочек, Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов первоклассников представлена в таблице №1. Объяснили все понятия 1 человек (мальчик)
Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании «зла» можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием – «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
«Добро» в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых – с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро – это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Несмотря на то, что категории «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Таблица 1. Статистика ответов первоклассников
Понятия | Объяснили Не объяснили | |||||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | |||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
Счастье | 11 | 73,3 | 7 | 70 | 4 | 26.6 | 3 | 30 |
Свобода | 4 | 26,6 | 6 | 60 | 11 | 73.3 | 4 | 40 |
Мудрость | 6 | 40 | 6 | 60 | 9 | 60 | 4 | 40 |
Мужество | 4 | 26,6 | 3 | 30 | 11 | 73.3 | 7 | 70 |
Умеренность | 8 | 53,3 | 4 | 40 | 7 | 46.6 | 6 | 60 |
Справедливость | 7 | 46,6 | 4 | 40 | 8 | 53.3 | 6 | 60 |
Дружба | 14 | 93,3 | 9 | 90 | 1 | 6.6 | 1 | 410 |
Добро | 15 | 100 | 10 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Зло | 15 | 100 | 9 | 90 | 0 | 0 | 1 | 10 |
Милосердие | 4 | 26,4 | 3 | 30 | 11 | 73.3 | 7 | 70 |
Долг | 12 | 80 | 8 | 80 | 8 | 80 | 2 | 20 |
Вина | 7 | 46,6 | 5 | 50 | 8 | 53.3 | 5 | 50 |
При исследовании нравственного опыта младших школьников использовался метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывался рассказ, в котором герою необходимо было действовать или нарушая нравственную норму или в соответствии с ней. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывая их.
В качестве примера возьмем этюд «Так будет справедливо».
Ход этюда: Детям предлагается послушать рассказ, оценить поступок братьев и закончить рассказ так, как они считают нужным.
«Мама ушла в магазин, как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Старший брат предложил кидаться подушкой. Они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу диванную подушку, словно это мячик.
Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру, люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и….»
Варианты ответов | 1 «б» класс % |
Ничего не сказал маме, т. к. это не он попал в люстру подушкой, и пошел гулять на улицу. | 37% |
Сказал маме, что он тоже виноват, т. к. он предложил кидаться подушкой. | 5% |
Стал оправдывать брата, но сам не признался, что кидаться подушкой была его идея, и что он тоже участвовал в игре. | 58% |
Для выявления нравственных качеств я решила использовать методику О.С.Богдановой, "Какой я". Данная методика состоит в следующем.
Цель: определить уровень осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.
Проводится беседа с младшими школьниками о положительных и отрицательных качествах личности, выясняется, на сколько хорошо они понимают смысл каждого качества. Предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них. Дети оценивали себя: писали рядом с каждым качеством одно из слов: всегда (да), никогда (нет), иногда (детям, которым было трудно писать эти слова, я предложила написать - «да», «нет»).
Бланк методики исследования осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.
Таблица 2 Методика О.С. Богдановой, "Какой я"
№ п/п | А | В |
1. | Аккуратный | Драчливый |
2. | Вежливый | Злой |
3. | Честный | Ленивый |
4. | Добрый | Упрямый |
5. | Любознательный | Невнимательный |
6. | Отзывчивый | Неаккуратный |
7. | Справедливый | Грубый |
8. | Трудолюбивый | Жадный |
9. | Старательный | Завистливый |
10. | Верный | Нечестный |
Анализ ответов и высказываний учащихся 1 «Б» класса показал, что нравственные знания не однозначны для своей выборки. Ответы свидетельствовали о том, что эти школьники неправильно понимают содержание моральных норм.
В связи с данными исследования я пришла к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно-нравственных качеств у учеников 1 «б» класса, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.
План (программа) педагогической работы по организации духовно-нравственного воспитания учащихся 1 «Б» класса МБОУ СОШ №74
( на 4 года):
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
1 «Б» класса МБОУ СОШ №74
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, способного сделать верный выбор в начале жизненного пути и нести полную ответственность за принятое решение.
Задачи программы:
-Создать единое образовательное и воспитательное пространство, направленное на модель выпускника.
-Расширять кругозор участников образовательного процесса в
области истории и культуры своего народа и отечественных традиций.
-Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, чувство патриотизма уважения к истории и культуре народа;
-Воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
-Воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
-Расширять кругозор участников образовательного процесса в
области истории и культуры своего народа и отечественных традиций.
-Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
-Воспитывать здоровый образ жизни.
Принципы построения содержания программы
В работе над формированием духовно-нравственных ценностей обучающихся на ступени начального общего образования необходимо интегрировать основные виды деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественную, трудовую, досуговую – в системе базовых нравственных ценностей с учетом следующих принципов:
-«Дойти до каждого» - это основной принцип работы. Каждый ребенок в течение учебных лет должен непременно стать участником ценностно-ориентированного мероприятия, будь то классный час, тематическое занятие в кружках, выставки, праздники, кинопоказы, беседы, экскурсии и т.д.
- «Добровольное участие» - ребенок должен сам решить степень своего участия в программе, определить свое место в системе мероприятий, но главное, он должен захотеть быть приобщенным к познанию ценностей духовной культуры и основ нравственности.
- «Принцип вершины» - дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, учебе в школе, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. В каждом из этих направлений ребенок пробует свои силы и в каком-то из них обязательно добьется успеха.
- «Принцип открытости» - каждый ребенок в любое время может прийти с волнующим его вопросом или за помощью к любому участнику, осуществляющему программу
- «Принцип взаимодействия» - планируя систему воспитательной работы в школе, необходимо помнить о том, что воспитательная система класса и школы главным своим принципом считает принцип равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Причем, жизнь детского коллектива должна быть не игрой взрослых, а значимой и нужной деятельностью самих детей.
- « Принцип следования нравственному примеру» Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
- «Принцип идентификации (персонификации)» Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Методы нравственного воспитания младших школьников.
Метод воспитания - это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития.
Деятельность детей организуется в двух направлениях: коллективном и личностном (индивидуальном). В соответствии с этим методы воспитания можно подразделить на две основные функциональные группы.
- Группа методов воспитания, направленная на воспитание совместной (коллективной) жизни детей: 1) единые педагогические требования; 2) методы и формы самоуправления; 3) традиции; 4) игра; 5) перспектива.
- Группа методов индивидуального воздействия; 1) разъяснение; 2) требование; 3) пример; 4) наказание, поощрение.
Между этими методами воспитания существует очень тесная связь. Ребенок, как личность формируется и в обществе сверстников, и индивидуально.
Общая функция методов воспитания, конечный результат их применения - это формирование сознания и поведения школьников в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет общество. Среди методов воспитания занимает метод убеждения. Практически его результат зависит не только от умения убеждать словом. Убеждение, особенно нравственное, зависит от конкретной деятельности.
Но есть такие формы работы со школьниками, которые обладают наибольшей целенаправленностью - это беседы, лекции, конференции, семинары, дискуссии и т. п.
- Единые практические требования.
Воспитание начинается с правильной постановки педагогических требований. Есть целый свод норм, правил, которые должны выполняться любым здравомыслящим человеком. Такие требования называются обязательными. Педагог обязан требовать их выполнения от учащихся и всякое сюсюканье, заискивание перед учеником недопустимо. Ученик должен очень хорошо усвоить, что любые требования, в конечном счете, идут от общества, а не прихоти учителя, и у него есть не только права, но и обязанности.
- Самоуправление школьников.
Этот метод очень хорошо применяется в практике, как эффективная форма организации жизни детей.
- Традиции.
Они являются формой жизни детей, школы. Традиции имеют особенность праздничности, торжественности, и поэтому играют особую роль. В традициях формируются культуры чувств, воспитывается эмоциональная чуткость, умение чувствовать и воспринимать прекрасное и т д.
- Методы воспитания педагогов-новаторов
Педагогами-новаторами мы называем тех педагогов, которые известны всей стране и смело, начали пользоваться своей практике новаторскими методами. Такими являются В.В. Шаталов, Ш.А Амонашвили, Е.И Ильин, С.Н Лысенкова и др. Они нашли подходы, которые позволяют работать учителю и ученикам в тесном интеллектуально-эмоциональном контакте, обеспечивают индивидуальное развитие каждого ученика, причем, что особенно важно, развитие более способных, одаренных детей. Методы воспитания, которые они используют (см. таблицу 3)
Таблица 3 -Методы воспитания
Идеи, подходы | Методы | Авторы | |
1 | Развить интерес к учению |
2.Игра | В.Ф Шаталов С.Н.Лысенкова Ш.А.Амонашвили С.Н.Лысенкова М.П.Щетинин |
2 | Интеллектуально-эмоциональный контакт | 3.Самоуправление 4.Соревнование 5.Требование | В.Ф.Шаталов С.Н.Лысенкова В.Ф.Шаталов |
3 | Индивидуальное развитие | 6.Пример | Е.И.Ильин В.Ф.Шаталов |
В педагогическом процессе встречаются и такие методы, как метод стимулирования, он используется для побуждения коллектива и личности к усилению и ускорению своего развития. Методическими приемами этого метода можно считать одобрение, похвалу, оценку и другие поощрения. Для ребенка, который не видит в семье ласки, стимулом будет и добрая улыбка, и доброе слово, и радость других за его успехи и т д.
Формы работы с детьми:
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников школы и общественности.
- Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.
- Организация спортивных соревнований, праздников.
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лектории для родителей.
- Дни открытых дверей.
- Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Индивидуальные беседы.
- Ведение социального паспорта класса.
- Проведение совместных мероприятий с детьми.
Использование воспитательного потенциала предметов
Огромная работа по формированию духовно – нравственного развития школьников проводится во время учебного процесса.
В содержание УМК «21 век» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «21 век» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Так, например, учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе.
Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.
Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.
Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках УМК «21 век», помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития
Результативность воспитания представляется тремя уровнями:
1) Приобретение школьником социальных знаний (1 класс);
2)формирование ценностного отношения к социальной реальности (2-3 класс);
3)получение опыта самостоятельного общественного действия (4 класс)
Первый уровень результатов — приобретение первоклассником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей). У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Что изменится | Каким образом фиксируем, замеряем |
|
|
|
|
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Следующая диагностика учащихся 1 «б» планируется в мае 2012г.
Портрет выпускника начальной школы(4 «б») МБОУ СОШ №74
Выпускник начальной школы — это человек:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Заключение
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Список литературы
1Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2002.
2Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010
3.Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 2005.
4.Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980 (переиздан в 2005) .
5.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991 (переиздан в 2008).
6.Детская практическая психология: Учебник. // Ред. Т.Д. Марцинковской.– М.: Гардарики, 2000.
7.Крайг Грейс. Психология развития. СПб., 2002.
8.Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / Учеб. - метод. пособие / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001.
9.Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
приложение
Примерные темы к размышлению для этических бесед
- Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?
- Кто создал правила человеческого поведения?
- Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
- Зачем быть вежливым?
- Неразлучные друзья – взрослые и дети.
- Дружба – это…
- Как выбирать друзей?
- Отзывчивость и доброта.
- Спешите делать добро.
- Что значит быть откровенным.
- Как мы выглядим.
- О лени и лентяях.
- Причины обид.
- Кто такие эгоисты?
- Правда и ложь – какие они?
- Что такое характер?
- Душевность и бездушность.
- Что значит быть счастливым?
- Мир без улыбки. Какой он?
- Кем и каким я хочу быть?
- Достоинства и недостатки.
- Маленький, да удаленький.
- Человек в природе и его здоровье.
- Дом, в котором ты живешь.
- Прогулки в лес.
- У природы нет плохой погоды.
1-ый класс
Форма общения.
1.Доброе слово, что ясный день.
2.Ежели вы вежливы,
3.Когда идешь по улице.
4.Узнай себя.
5.Нам счастья не сулит обида чья-то.
Отношения к окружающему.
1 .Путешествие в волшебную сказку.
2-Я могу быть волшебником.
3.Маленькое дело лучше большого безделья.
4.Любимый уголок родной отчизны.
5.У каждого народа свои герои.
6.Мы соберём большой хоровод.
7.Я люблю маму милую мою.
8.Поздравляем наших мам: коллективный праздник.
9.Люби все живое.
Отношения в коллективе.
1.Если радость на всех одна.
2.Мой класс - мои друзья.
3.Самолюб никому не люб.
4.Поиграем и подумаем.
5.0 дружбе мальчиков и девочек.
6.Путешествие в мир мудрых мыслей.
7. Доброта что солнце (итоговое заня-тие).
2-ой класс.
Форма общения.
1.Если песни петь, с ними веселей.
2.Добрым жить на белом свете веселей.
3. Добро творить - себя веселить.
4-Подумай о других.
5.Подарок коллективу.
6.Делу - время, потехе - час.
7.Чего в других не любишь, того и сам
не делай.
Отношения с окружающими.
1 .Подари другому радость.
2.0т чего зависит настроение.
3.Не стесняйся доброты своей.
4.Мой дом - моя семья.
5.В труде человек хорошеет
6.Все на белом свете солнышкины дети.
7.Поздравляем наших мам.
8.Со взрослыми и сверстниками.
9.Цени доверие других.
Отношения в коллективе.
1 .Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались.
2.Советуем друг другу.
3.Общее и особенное для мальчиков и девочек.
4.Поговорил бы кто со мной.
5.Подарок коллективу (общеколлективная деятельность).
6. Делаем газету (итоговое занятие).
3-ий класс.
Форма общения.
1.Здравствуйте все.
2.Будем беречь друг друга.
3. Дружим с добрыми словами.
4.Любим добрые поступки.
5.Подари учителю дело и слово доброе.
6.Умеем общаться.
7.Каждый интересен.
8.Подарок коллективу (коллективная деятельность).
Человеческие отношения.
1.Душа - это наше творение.
2.Отворите волшебные двери добра и доверия.
3.Хорошие песни к добру ведут.
4-Вглядись в себя - сравни с другими.
5. Помоги понять себя.
6.0 настоящем и поддельном.
7.Тепло родного дома.
8.Поздравляем наших мам.
9.Цветы, цветы - в них Родины душа.
10.Когжа солнце тебе улыбается (праздник песни).
Отношения в коллективе.
1 .Чтобы быть коллективом.
2.Коллектив начинается с меня.
3. Подарок коллективу.
4.Секретные советы мальчикам и девочкам.
5-Скажи себе сам.
6.Вот и стали добрей и умней.
7.Школе посвящается (заключительный праздник).
Диагностика и исследование нравственной сферы школьника
(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.
Метод «Беседа»
(предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Вопросы для беседы:
▪ Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
▪ Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
▪ Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
▪ Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
▪ Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
▪ Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.
Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление
Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Диагностика эмоционального компонента нравственного развития
Методика «Сюжетные картинки»
(предназначена для детей 1–2 классов) (по Р.Р.Калининой)
Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)
Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя, я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.
Методика «Незаконченные предложения, или моё отношение к людям».
Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)
Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)
1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.
Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)
Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.
Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:
1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).
2 класс: «Я и другие люди»: конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).
3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».
4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения
Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....
Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»
Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый наст...
Программа по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе "Я и окружающий мир"
Формирование норм нравственного поведения, развитие личностных качеств учащихся...
статья "Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ"
Пономарева Г.Ю. г.Троицк, МБОУ «Лицей №17» У...
Проектная деятельность как основа духовно-нравственного воспитания в начальной школе
Презентация создана для проведения обучающих семинаров учителей начальных классов и посвящена основным моментам проектной деятельности:видам проектов и их использованию ...
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».
Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...
Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы
Основная цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, усвоившего общечеловеческие и национальные ценности....