«Воспитание младших школьников в рамках ФГОС нового поколения через внеурочную деятельность»
статья на тему

Панова Надежда Петровна

«ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panova_n.p.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Панова Н. П.,

учитель начальных классов МБОУ «Берёзовская СШ»,

Арзамасский район

«ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Аннотация: В статье представлен опыт работы с обучающимися начальных классов по использованию проектной технологии во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, проектная деятельность,ФГОС.

                                                     «К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
                                             который предстоит наполнить информацией,
                                             а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А. Сухомлинский

    В государственных стандартах нового поколения сказано, что именно внеурочная деятельность наиболее эффективно способствует процессу социализации личности каждого ребёнка.Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

    Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

    Введение Нового государственного стандарта (ФГОС) и внеурочной деятельности начиная с первого класса начальной школы, заставило нас, учителей начальной школы перестроить свою работу , осваивать новые формы и методы в своей работе.

    Основной формой организации внеурочной деятельности школьников считаю проектную деятельность учащихся. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда. На мой взгляд, проект – это решение проблемы в общении силами единого творческого коллектива.  

     Проект- наиболее перспективная    форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

    Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. В разделе «Внеклассная проектная деятельность» примерных программ начального общего образования (материалы государственного стандарта второго поколения) уточняется, что «под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей».
     Работа над проектом в начальной школе должна быть основана на определённых принципах: проект должен быть посильным; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов; обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы; обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Цель работы над проектами в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции , их социальной значимости и адаптации в социуме, самоутверждения. Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом. Задача учителя состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели.  этап работы над проектом должен иметь свой продукт.

    Проекты в начальной школе предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи. В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт     нравственного поведения.
    Первые шаги в проектную деятельность совершаем с детьми с первого класса, когда у детей практически нет опыта совместной работы. Соответственно делаем акцент на проектах, которые позволяют им быстрее познакомиться друг с другом и начать формировать коллективные формы взаимодействия. В первом классе мы реализовали в основном творческие проекты. «Моя семья»- проект ,направленный на формирование общечеловеческих ценностей: уважение старших, приемственность поколений, любви к своим близким. Результатом проекта «Наши мамы» стал праздник для мам на День матери. «Волшебная клумба» - проект по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка, оформление клумбы нашего класса. Изготовили в ходе проекта панно «Дерево нашего класса». Цель, которую я ставила в ходе реализации данных проектов: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения старших.
   Начиная со второго класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность. Наш проект во втором классе «Дари добро» - реализовался в рамках  сотрудничества с МДОУ «Берёзовский  детский сад №33». Данный проект имел огромное значение для ребят, поскольку они  решали те проблемы, которые им близки. У нас возник вопрос, а чем мы можем помочь воспитанникам детского сада, которые через год придут к нам в школу, став школьниками. Как сделать так, чтобы они знали больше чем мы при поступлении в 1 класс? И как итог мы в ходе реализации проекта :приготовили кормушки для птиц для воспитанников детского сада; создали куклы для постановки сказок; создали изделия «Завяжи шнурок»; выступили с музыкальной сказкой в детском саду.
С интересом дети работали над проектом «Безопасность на дорогах».
 Во втором классе были реализованы также проекты: «Моя малая Родина», «Мы помним», «Бумаге-вторая жизнь», «Пасхальный перезвон».

     С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в проектную деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники , думаю, предпочтут индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. 
      В этом году у нас в классе идёт работа над проектом «Моя родословная». Работа идёт  очень плодотворно. Каждая семья собрала материал о своей семье и представила готовые проекты, а мы с детьми занимаемся  исследовательской деятельностью. Нами были выяснены такие вопросы: «Откуда взялось имя?», «Как на Руси появились фамилии?», «История моего имени и фамилии», «Что такое родословная?». Дети работают в группах и индивидуально. Организуя и координируя работу учеников, я предоставляла им свободу действий и выбора ,право самостоятельно решать спорные вопросы, приходить к единому мнению. Руководство деятельностью детей, вмешательство в их работу и общение  было максимально тактичным. Результаты проектов стали полезными и приятными как для учеников , так и для меня.

       В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес и стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых во внеурочное время.

     Ценность проектной деятельности, реализованной посредством внеурочных занятий, заключается в том, что она дает детям больше возможностей увидеть и прочувствовать практическое применение добытых знаний, проявить свои способности и таланты.

     Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

 Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

      Ценность проектной деятельности, реализованной посредством внеурочных занятий, заключается в том, что она дает детям больше возможностей увидеть и прочувствовать практическое применение добытых знаний, проявить свои способности и таланты. Занятия, проведенные во внеурочной деятельности, развивают познавательные навыки, коммуникативные, поисковые, рефлексивные умения ребенка, объединяют коллектив.

      Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования проектной деятельности в достижении качественно нового уровня  воспитания , я пришла к выводу о продолжении его использования – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить  творчески.

Список литературы.

    1. Адамова А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников – М, 2008.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков. В.А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2010.

   3. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М, 1980.

   4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  5. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М, 1997.

   6. Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе – Ростов , 2010
  7. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др.  – Волгоград: Учитель, 2008.
  8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.

Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

Внеклассное мероприятие для младших школьников в рамках ФГОС второго поколения. «За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем»

Материал для педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями....

Статья по теме "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения"

В статье представлен авторский подход к духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях внедрения в систему начального общего образования стандартов второго поколения, основанный на акт...