Проектная деятельность в начальной школе
статья на тему
В статье говорится о проектной деятельности на уроках, вошедшую не так давно в нашу школьную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_dokladna_pedsovete_2.12.2017.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Метод проектов в начальных классах»
- Введение.
Слайд 1 Хочется начать свое выступление с эпиграфа немецкого педагога Адольфа Дистервега.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Все чаще говорят о том, что все учителя хотят идти в ногу со временем, внедрять в процесс образования современные технологии. Известно, что до около 70% личностных качеств закладывается в начальной школе.
И тут у каждого учителя возник вполне логичный вопрос- какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Единого ответа на этот вопрос Вы не получите, у каждого учителя найдется свой ответ.
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, которые испытывают дети при обучении :
- низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Обдумывая эти проблемы, я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. И это-метод проектов.
Слайд 3
- Концепция деятельности
Гипотеза: предполагается, что развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках и во внеурочное время учитель будет организовывать проектную деятельность.
Цель: определить возможность использования проектной технологии в системе урочной, внеурочной и внеклассной работы в начальной школе.
Слайд 4 Задачи:
- Раскрыть понятие проектной деятельности и изучить типы и формы проектной деятельности.
- Изучить результаты и эффективность проектной деятельности.
- Раскрыть этапы осуществления проектной деятельности в начальной школе и раскрыть опыт организации проектной деятельности младших школьников педагогами-практиками.
Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, об особенностях её организации.
Целевые группы- данная информация может быть полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД, организаторам внеклассной деятельности.
Слайд 5
- История метода проектов
Метод проектов возник в XVI веке в архитектурных мастерских Италии.
Однако уже в конце XIX— начале XX века всё больше стало раздаваться критики в адрес педагогов. Р. Стимсон из Массачусетского университета, обучая своих учеников основам сельскохозяйственной культуры, опираясь на идеи американского философа образования, психолога и педагога Дж. Дьюи, стал давать своим ученикам сначала теоретические знания о выращивании тех или иных сельскохозяйственных культур, а потом предлагал применить эти знания на практике.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь вместе с тем с его интересами именно в этом знании. Он считал чрезвычайно важным стимулировать в детях их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931г. постановлением метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено.
В данном исследовании мной была рассмотрена эффективность использования метода проектов на уроках в начальной школе.
Слайд 6
- Сущность понятия «проект», «проектная деятельность»
Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д.
Проектом могут называть работу различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой.
Слайд 7
- Требования к учебному проекту – совершенно особые
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий, с проектирования проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
3.Каждый проект требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Слайд 8
- Виды проектов:
- Слайд 9 Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
Данный вид проектов я использую чаще всего в виду дискуссии на различные темы: «Отношения в семье», «Общение в сети интернет», «Отношения между одноклассниками» и др.
- Слайд 10 Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Исследовательские проекты достаточно результативно использовать на уроках окружающего мира: «Три состояния воды», «Самое главное вещество- вода», «Исследование минералов» и др.
- Слайд 11 Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Наиболее часто используются мной как подготовка детей докладов, небольших сообщений по разным дисциплинам: «Круговорот воды в природе», «Биография А.С. Пушкина» и др.
- Слайд 12 Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Творческие проекты на уроках изобразительного искусства, технологии и даже математики. В математике выполнение проекта на тему «Танграм».
- Слайд 13 Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или выдуманных героев.
Проекты на уроках литературного чтения выходят очень интересные- инсценировка детьми сказок наиболее интересна детям моего класса.
Слайд 14 Классификация проектов по продолжительности.
- Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
Слайд 15
- Этапы проведения проекта
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- Мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой, направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи.
- Планирующий — подготовительный этап: Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности.
- Информационно – операционный этап: Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач; ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект.
- Рефлексивно-оценочный этап: Анализ выполнения проекта. ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку.
Слайд 16
- Принцип «пяти П»
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Мне хотелось бы более подробно остановиться на этапе презентации проектов. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
В своей работе я чаще всего использую такие виды презентации как иллюстрация фактов и событий, экскурсия, путешествие и ролевая игра.
Слайд 18 В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.
- Результативность проектной деятельности
Говоря о результате мы имеем в виду не только вывод, итог нашей деятельности, но и полученный опыт при работе, продукт нашей деятельности.
Слайд 19
По эффективности любого метода можно много рассуждать, но наиболее весомый критерий для учителя- результат.
- Заключение
На самом деле стоит отметить метапредместность этого метода, т.к. навыки, знания, полученные в ходе работы отражаются в других предметах школьной программы.
Слайд 21
Таким образом, по определению Нат. Юр. Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – деятельность, позв
оляющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
Слайд 22
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Слайд 23
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Слайд 24
- Список литературы
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]/ Белобородов Н.В. - М.: Аркти, 2006. 56с.
2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Начальная школа [Текст]/ Бритвина Л.Ю. – 2005. - №6. 16-20с.
3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]/ Бычков А.В. – М., 2000. 21с.
4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач.школа [Текст]/ Землянская Е.Н. – 2005. - №9. 18с.
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Нач.школа [Текст]/ Иванова Н.В. – 2004. - №2. 32с.
6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование [Текст]/ Новикова Т. – 2000. - №7. 27с.
7. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель [Текст]/ Пахомова Н.Ю. – 2000.,№4. 17с.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]/ Сергеев И.С. – М., 2005.
9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч [Текст]/ Сиденко А.С. – 2003. - №6. 23с.
Слайд 25 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Проектная деятельность начальной школе.
Работая в школе учителем начальных классов не первый год, я наблюдала как учащиеся среднего и старшего звена участвовали в различных творческих конкурсах, олимпиадах и к...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....