Классный час "Дорога в 5 класс"
материал (4 класс) на тему
Классный час "Дорога в 5 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 35.6 КБ |
Презентация | 634.44 КБ |
Лабиринт | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дорога в пятый класс.
Цели: формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника; формирование представлений о предварительном прогнозировании своего будущего; снятие тревожности по поводу перехода из начального звена в среднее.
Задачи: помочь в осознании последствий негативного привлечения внимания, развивать навыки конструктивного привлечения внимания; продемонстрировать важность умения правильно привлекать к себе внимание; разработать систему приёмов, позволяющих продуктивно привлекать внимание.
Этапы:
— игра-активатор, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс;
— выявление уровня тревожности с помощью сравнения своего состояния с показаниями термометра;
— обсуждение после каждого упражнения, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях;
— ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком.
Оборудование: интерактивная доска, бланки для практического задания, цветные карандаши, бумага для рисования, музыка, карточки с заданиями.
Ход мероприятия.
1 этап: организационный.
- Здравствуйте, ребята! Перед тем, как начать занятие, мы проведем с вами небольшую разминку.
2 этап: настройка.
Упражнение «Встаньте с места те, кто…»
"Встаньте те, кто..." и называет какое-либо качество.
Те, у кого присутствует названный признак, встают.
- Кто учится в 4 классе
- У кого в одежде белый цвет
- Кто хочет поскорее учиться в 5 классе
- Кто сегодня завтракал.
- Кто хотел бы остаться учиться в 4 классе.
Спасибо, ребята! Вы догадались, какова тема нашего занятия? (ответы детей) Мы поговорим об учебе в начальной и средней школе. Через несколько месяцев вы заканчиваете 4 класс, начальную школу. Это своеобразный этап в жизни человека. Ребята, чем отличается, по-вашему, мир ученика начальных классов и мир ученика 5 класса? (ответы детей).
II. Основная часть.
Мы продолжаем с вами готовиться к новой роли – роли пятиклассников. На сегодняшнем занятии мы поговорим о трудностях, с которыми вам предстоит встретиться и о том, как и над чем надо поработать, чтобы быть готовыми их преодолеть.
Эпиграфом нашего занятия будут слова пословицы:
«Кто в настоящем думает о будущем, тот облегчает жизнь свою».
- Как вы понимаете смысл её? (Нужно размышлять о событиях будущего, предугадывать трудности, искать пути их решения. Воспринимать будущее не с тревогой, а с уверенностью и хорошим настроением, верой в свои силы.)
- Вот и подходит к концу ваше обучение в 4 классе. Впереди 5-ый класс – новая школьная жизнь. Послушайте небольшой отрывок песни К. Ибряева «Школьный корабль»
И в сентябрьский день погожий,
И когда метет февраль,
Школа, школа, ты похожа
На корабль, бегущий вдаль
Припев:
Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит, немножко мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки.
- Ребята, с какими образами сравниваются в песне школа и ученики?
Школа – корабль, ученики – моряки.
- Почему школа ассоциируется с кораблём?
Корабли совершают путешествия в неизведанные страны, земли, а мы тоже путешествуем, но не по морям и океанам, а по стране знаний.
- Чем лучше мы подготовимся к дальнейшему путешествию, тем удачнее будет дорога. Ни для кого не секрет, что все люди хотят знать, что их ждёт впереди, и каждый по-своему готовиться к встрече с будущим. Многие из вас испытывают волнение и даже страх при мысли о переходе в 5-ый класс, но у каждого он выражен по-разному. У кого сильнее, у кого слабее. Это состояние можно сравнить со столбиком термометра, измеряющего внутреннюю тревогу и волнение. И сейчас вам надо на термометре изобразить это волнение, волнение у нас измеряется от 0 до 100.Вы сейчас подойдете и повесите свой значок на уровень волнения который соответствует вам.
Давайте посмотрим на столбик термометра, что мы можем сказать глядя на наш градусник, кто же волнуется сильно, а кто с легкостью может идти в 5 класс?
На последнем занятии, посвящённого переходу вами на новую ступень обучения, я вам предложила написать сочинение о том, что вы ждёте от 5-ого класса. Собрав в одно целое все ваши сочинения, я обратила внимание на то, что во всех сочинениях есть схожие моменты. Многие из вас испытывают страх перед новым и неизведанным. Разные сочинения, но все их объединяет одно: вы с нетерпением ждёте перехода в среднее звено. Вы все волнуетесь и это понятно. Ведь это, как написала новый этап в вашей жизни. Как правильно вы отметили, первое время будет нелегко, но вы привыкните, только надо постараться. Все вы отметили, что в 5-ом классе будет много предметов и учёба в школе будет разнообразной. Конечно, всем вам тяжело расставаться с начальными классами, но радует то, что многие из вас повзрослели, так как, не смотря на горечь расставания, всё равно с радостью пойдёте обучаться дальше. А ещё меня порадовало то, что многие из вас понимают, что 5-й класс потребует от вас больше самостоятельности. А вот тревожит всех несколько моментов: это новые учителя, которых вы не знаете, боязнь новых требований и плохих оценок. Опасаются некоторые новых взаимоотношений с одноклассниками. Хотя некоторые из вас думают, что в 5 классе появятся новые ученики, с которыми они обязательно подружатся.
Для наглядности и удобства я составила таблицу, в которой мы будем с вами выделять самые главные моменты.Как было сказано и написано,это много новых учителей,разные кабинеты,оценки,новые требования.
Школьные трудности | Качества, помогающие преодолеть трудности | Пословица о правильном поведении в ситуации | Пути решения | |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|
- Какие чувства у вас возникают при мысли о них? Если вам тяжело определить своё эмоциональное состояние, воспользуйтесь словариком чувств, который лежит перед вами и есть у нас на доске.
удовольствие
волнение
интерес
жду с нетерпением
страх
боюсь, что не понравлюсь
боюсь потеряться
запутаюсь
страх получить плохую оценку
не найду друзей
не смогу
- С какими из данных чувств труднее всего справиться? Страх и волнение
- Да, эти чувства часто мешают человеку быть успешным и хорошо учиться. Поэтому надо уметь владеть собой, регулировать своё эмоциональное состояние. А для этого надо узнать, как это делается. Сейчас мы этому поучимся.
1. «Много новых учителей».
- Что больше всего вас страшит в этой ситуации? Ответы детей.
- Нам страшно, пока мы не знаем человека. Но как только мы вступаем с ним в контакт, то чувство страха ослабевает или уходит совсем. Каждый урок – это тоже открытие. Слушая объяснения учителя, можно много узнать о человеке. Однако многое зависит и от вас. Как вы себя проявите, как зарекомендуете, так и учитель отнесётся к вам. У него тоже сложится своё представление о вас, как о человеке. Сейчас мы попробуем выделить те качества, которые необходимо иметь каждому ученику, чтобы установить хорошие отношения с новым учителем.
Упражнение: «Какие качества ценятся в людях».
Ребята делятся на 4 группы. На каждую группу выдаются цветные лепестки по количеству участников. Ребята советуются, какие качества ценят в себе и в людях, помогающие наладить добрые взаимоотношения с учителем и записывают эти качества на лепестках. Из полученных лепестков составляют цветок. Получается 4 цветка. Каждая команда зачитывает эти качества. Затем педагог предлагает из каждого цветка выбрать 2, наиболее важных качества, и собрать общий цветок.
Заполняется 4-ая колонка таблицы: доброжелательность, внимание к словам учителя, исполнительность, ответственное отношение к урокам, добросовестность, вежливость.
- Спасибо! Чтобы нам легче и прочнее запомнить то, что мы сейчас с вами обговорили, я предлагаю вам выбрать пословицу, которая наиболее точно напоминала бы о правильном поведении в данной ситуации. Пословицы перед вами на столах.
«Уважение вызывает доверие»
2. «Кабинетная система».
Вернёмся к таблице. Следующая трудность – кабинетная система.
Хотя вы в школе учитесь 4 года, но ориентироваться вам в номерах кабинетов, ещё не приходилось. Как правило, у всех учеников 5-х классов на первых двух – трёх неделях это вызывает смятение, и растерянность.
Как справиться с этой проблемой?
Предлагаю вам поиграть в игру «Лабиринт» Играя в неё, подумайте, какие качества помогли вам справиться с заданием, и нужны ли они будут в 5-ом классе?
Инструкция № 1.
Перед вами таблица с воображаемыми школьными коридорами и номерами кабинетов. Мы сейчас мысленно будем ходить по этим коридорам. Передвигаться по ним можно только по прямым линиям: вправо, влево, вверх, вниз. Я буду говорить направление, в котором надо идти, и количество клеток, а вы внимательно следите за моими указаниями. В любой момент я остановлюсь и спрошу, в каком кабинете мы находимся. Начинаем путь со значка «Начало пути». Будьте внимательны!
- Итак, какие качества вам помогли сейчас справиться с заданием?
Внимание, сосредоточенность, умение слушать, ориентироваться. Учитель заполняет 4-ую колонку.
- Какое качество здесь наиболее важно? Память.
Совет. Если вы всё же заблудились и уже опаздываете на урок, то всегда можете обратиться за помощью к взрослым и попросить подсказать местонахождение кабинета.
- Давайте подберём пословицу, которая близка к нашей проблеме.
«Тело туда придёт, куда голова приведёт»
3. «Оценки».
А теперь поговорим с вами о самом волнительном моменте для каждого из вас – об оценках.
- С чем связан страх? Что она для вас значит?
- На сколько сильно вы переживаете, если получили оценку ниже, чем вы ожидали?
- Как вы считаете, теряет ли уважение ученик, который получил плохую оценку?
Есть мнение, что во всём плохом всегда можно найти что-то хорошее. А можно ли это применить к нашему случаю? Давайте поговорим об этом в игре «За и против». Приглашаю в круг 8человек, по два от каждой группы. Вам предлагается по кругу закончить фразу «Получить низкую оценку – это плохо, потому, что…». И: «Получить низкую оценку – это хорошо, потому, что…»
Обсуждение._
- Что проще было защищать, позицию «плохо» или позицию «хорошо»?
- Какие чувства возникали у вас, когда вы защищали позицию «хорошо»?
Очень важно сохранить самоуважение, признать свои собственные недостатки. Вы должны чувствовать и понимать, что если сейчас не всё ладится с учёбой, то виновата в этом не учительница, а вы сами. Более того, вы можете самостоятельно исправить ситуацию. Для этого нужно поразмышлять о себе, осознать причину своих промахов, и направить свои силы на успешную учёбу. Какие качества вам помогут справиться с волнением?
Вера в себя, желание учиться, умение признать свои ошибки.
- Выберите пословицу, в которой заключён смысл сказанного нами сейчас.
«Не страшно упасть, страшно не подняться».
4. «Новые требования».
- Давайте поразмышляем. Каждый из вас играл в различные игры. Что самое главное в любой игре, чтобы она получилась? Соблюдение правил.
- Что произойдёт, если вы нарушите правила игры?
- А разве требования, предъявляемые к вам в школе, не похожи чем-то на правила различных игр? Чем они похожи?
- Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Разведчик». Разведчиками у нас будут два человека (выбираются среди гостей). Они и будут разведчиками. Их задача найти самых внимательных ребят. Остальные, стоя по кругу, будут отвечать на мои вопросы. Я задаю вопрос одному из вас, но отвечает на него не сам ребёнок, а игрок, стоящий слева. Будьте внимательны!
10+5=15 11+5=16
16-3=13 20-9=11
12+2=14 17+3=20
После игры обсуждение. Наблюдатели – разведчики называют внимательных детей, отмечая их жетонами.
-Трудно ли было соблюдать условия игры? Из-за чего может быть вызвано затруднение? Из-за не внимательности.
- Легко ли быть внимательным? К чему приводит такое небольшое нарушение в игре? А ведь есть игры, в которых бывают и серьёзные нарушения или несоблюдения правил. Вот так и на уроке нарушение требований учителя ведёт к неуспеху в учёбе, так же как и нарушение правил игры, к проигрышу в ней. Легко ли всегда соблюдать требования?
- Нет.
- Давайте посмотрим, а так ли отличаются требования, которые предъявляются вам сейчас, от тех требований, которые вам будут, скорее всего, предъявляться в 5-ом классе? Какие основные требования предъявляются к вам сейчас в начальной школе на любом уроке?
Будь внимательным на уроках!
Не опаздывай!
Выполняй домашнее задание! Делай её качественно!
Пиши красиво!
Учи правила!
Читай книги!
Так как в 5-ом классе появиться много устных предметов, нужно иметь хорошую технику чтения. Кто ещё имеет затруднения с этим, необходимо уже сейчас ещё больше работать над этим.
- Как вы думаете, в 5-ом классе эти требования изменятся?
- Какие качества вам помогут справиться с новыми требованиями?
Дисциплина, ответственность, трудолюбие, желание учиться, самостоятельность.
Новизна в 5-ом классе проявиться лишь в том, что от вас будет требоваться лишь больше самостоятельности. Классный руководитель не будет постоянно находиться с вами. Вы должны будете сами обращаться к нему за помощью, за советом, а классный руководитель будет вам в этом помогать. Начальная школа – это период знакомства с учебной деятельностью, а средняя школа – взрослый этап обучения, овладение самостоятельными формами работы.
- Выберите пословицу для данной ситуации.
«Кто в настоящем думает о будущем, тот облегчает жизнь свою».
5. «Новые взаимоотношения с одноклассниками».
Бесспорно, в 5-ом классе появиться что- то новое в ваших взаимоотношениях. Насколько быстро вы справитесь с этой проблемой, зависит от того, насколько дружны вы стали в начальной школе. А ещё от того, насколько вы сами научились и умеете дружить.
К сожалению чаще всего мы говорим друг другу плохие слова. Иногда плохое легче сказать, чем хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные качества, которые придают нам уверенности в себе.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Комплимент».
Упражнение «Комплимент»
- Я предлагаю вам сказать каждому друг другу комплимент, передавая при этом клубок с нитками. Таким образом, по окончании упражнения вся группа оказывается «сшита» вместе. Это упражнение показывает единение группы.
- Вы все оказались связанными единой нитью, наши добрые слова и пожелания соединили всех в единое целое. Как вы себя чувствуете после этого упражнения?
Какие качества необходимо поместить в таблице?
Общительность, внимание к людям, терпеливость, умение прощать.
- Какая пословица соответствует нашей ситуации?
«Дерево без корней, что человек без друзей»
- А теперь вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю её колонку «Пути
решения».
Для этого вспомним, о чём говорили мы с вами на занятии, какие приёмы использовали и какие делали выводы.
- «много новых учителей» - надо установит контакт т показать себя с лучшей стороны.
Учитель прикрепляет знак «Контакт рук».
- «кабинетная система» - умение ориентироваться, память, внимание.
Учитель прикрепляет знак «Компас».
- «оценки» - не терять самоуважения, извлекать уроки из своих ошибок.
Учитель прикрепляет знак «Инь-Янь».
- «новые трудности» - вспомни старые требования, будь требователен к себе, больше работай самостоятельно «!».
Учитель прикрепляет знак !
- «новые взаимоотношения» - развивать способность и умение дружить.
Учитель прикрепляет знак «SOS».
А еще ребята 5 класса решили вас подбодрить на таком нелегком пути и написали вам письмо….
Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу, и я прошу вас подумать над тем, как теперь вы можете оценить своё состояние по нашей шкале тревожности. Прошу выстроится на линии «температуры».
Кто из вас сменил позицию, и в какую сторону? Почему?
Сравните:выросли, остались без изменений, понизились.
На память о сегодняшнем занятии мы дарим вам памятки: «Если тебе будет трудно в 5 классе, вспомни наш сегодняшний разговор…».
Звучит песня «Прекрасное далёко».
Школьные трудности | Что делать? Пути решения | Качества, помогающие преодолеть трудности |
| Уважение рождает доверие | Доброжелательность, ответственность, добросовестность, вежливость, исполнительность |
| Тело туда придёт, куда голова приведёт | Умение ориентироваться, память, внимание |
| Не страшно упасть, страшно не подняться | Вера в себя, желание учиться, умение признать свои ошибки |
| Кто в настоящем думает о будущем, то облегчает жизнь свою | Дисциплина, ответственность, трудолюбие, желание учиться, самостоятельность |
| Дерево живёт корнями, а человек друзьями | Умение дружить, терпение, уступчивость, стремление прийти на помощь |
Памятка четверокласснику.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Встаньте те, кто… Учится в 4 классе; У кого в одежде белый цвет; Кто хочет поскорее учиться в 5 классе; Кто хотел бы остаться учиться в 4 классе.
Дорога в 5 класс!
У ченики-моряки Школа-корабль
Много новых учителей
Кабинетная система
Оценки
Новые требования
Будь внимательным на уроках Не опаздывай Выполняй домашнее задание Делай домашнее задание качественно Пиши красиво Учи правила Читай книги
Новые взаимоотношения с одноклассниками
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс
В первых числах сентября 2011 года на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
"Классный классный". Сценарий мастер-класса
Сценарий мастер-класса для конкурса "Классный клруководитель - 2011""...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт...
Как сделать классное дело интересным и содержательным Выступление на МО классных руководителей начальных классов
Выступление «Как сделать классное дело интересным и содержательным»...
Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.
Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...
Классный час: «Классная дружба» (3 класс)
классный час...