Классный час "Юные герои Великой Отечественной войны"
классный час (1 класс) на тему
Внеклассное мероприятие проводится в рамках работы по патриотическому воспитанию.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Есть исторические события, над которыми время не властно. Великая Отечественная война в истории человечества занимает особое место. Проходят десятилетия, и каждое новое поколение, вступающее в жизнь, заново осмысляет героические и трагические страницы минувшего, воздает должное великому подвигу народа. Великая Отечественная война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_geroi_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx | 306.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской федерации
Комитет по образованию Локтевского района, Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
658430,Алтайский край, Локтевский район,
п. Масальский, ул. Советская 11
Тел.(286) 21-3-66
«Юные герои Великой Отечественной войны»
Учитель начальных классов:
Касаева Людмила Яковлевна
2017г
«Юные герои Великой Отечественной войны»
Внеклассное мероприятие проводится в рамках работы по патриотическому воспитанию.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Есть исторические события, над которыми время не властно. Великая Отечественная война в истории человечества занимает особое место. Проходят десятилетия, и каждое новое поколение, вступающее в жизнь, заново осмысляет героические и трагические страницы минувшего, воздает должное великому подвигу народа. Великая Отечественная война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия.
Тема: «Юные герои Великой Отечественной войны»
Цель:
Ознакомление обучающихся с подвигами их сверстников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Задачи:
• расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
•воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение к памятным местам, чувство гордости за свой народ, свою Родины;
•развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
•воспитание чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма.
На доске плакаты с изображением пионеров-героев. Во время мероприятия звучит музыка о ВОВ.
Планируемые результаты
Формирование УУД
Предметные: Научиться читать стихотворные произведения с соответствующей интонацией, передавать эмоциональный настрой стихотворения, отвечать на вопросы, расширять свои знания о Великой Отечественной войне.
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск информации, из рассказа учителя, из материалов презентации, обсуждать проблемные вопросы, размышлять, аргументировать свои ответы.
Регулятивные: принимать и ставить познавательную задачу, адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные: работать в тесном сотрудничестве с учителем и друзьями..
Личностные: воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, к ветеранам, любви к Родине.
Подготовка к мероприятию
*Книжная выставка «Пионеры-герои »
Детям заранее, за несколько дней даются индивидуальные задания – узнать о пионерах-героях (дети сами находят имена героев).
Вместе с детьми выбираем несколько героев, о которых нужно подготовить рассказы.
Индивидуальная помощь детям в подборе и подготовке материала.
*Конкурс рисунков «Они защищали Родину»
*Викторина о Великой Отечественной войне.(Приложение №1).
Оборудование:
Компьютер
Презентация «Пионеры-герои»
Эпиграф на доске:
Мы должны помнить маленьких героев этой страшной войны. У нас нет права забыть тех мальчишек и девчонок, которые не жалели себя во имя победы!
Учитель
Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы, 72-я годовщина со дня этой победы. Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы. На братских могилах никогда не увядают цветы. она коснулась не только взрослых, но и детей. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки. В загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Она обрушилась на детей так же, как и на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оказались тщетными. И тогда дети беспощадной волей войны оказались в пекле невзгод и страданий. Они часто вели себя как герои, осилили и вынесли то, что и взрослому одолеть не всегда под силу.
1 чтец:
Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу,
Пионеры – и тысячи их,
Кто погиб за страну за свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг,
Где-то рядом пройдешь -
То сними свою шапку, товарищ!
Слово педагога:
Мы собрались с вами, чтобы почтить память юных героев, на чью судьбу легла недетская доля военных лишений и тягот, для которых война была не игрой, а жестокой суровой болью. Вам, бесстрашные, вам, бессмертные. Вам, юные пионеры-герои, посвящается наше мероприятие памяти. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая о бессмертных порывах юных борцов, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре. Дети военных лет! Вы рано и быстро взрослели. Вы провожали на фронт отцов и старших братьев. Родина делала все, чтобы оградить, спасти вас от беды, уберечь! Вас везли по ледовой трассе из осажденного Ленинграда. Вас выносили на руках из развалин, с вами делились последним кусочком хлеба бойцы, уходившие на фронт. Вы делили со страной радости побед и горечь поражений.
Звучит песня «Священная война»
.
Ведущий: Лето 1941 года начиналось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветными коврами стелились цветы на лугах. Лето обещало много радостей в каникулы. Группа детей едет к морю в пионерский лагерь “Артек”. В ночь на 22 июня фашистские корабли подошли к берегам, где находились пионерские лагеря. Знали ли враги, что стреляют по детям!? Знали! Нет точной статистики, сколько детей погибло. Но известно – многие сотни. Некоторых детей эвакуировали на поезде, где ехали тяжелораненые солдаты. Они потом всю жизнь будут помнить вагон с запахом лекарств и окровавленных бинтов. Литовский мальчик Миколас Слуцких, ставший писателем, напишет об этом рассказ “Живите”. “Живите”! – слова умирающего солдата, обращённые к детям. “Живите”! – напутствия им, детям “сороковых, пороховых.
2 чтец:
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был поцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России,
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не смоет до конца.
Ведущий
Грозный сорок первый, как он измени людские судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими судьбы многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних. Дети военных лет познали тяжелую науку войны. Она звала их в бой. Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и партизан. Много юных героев погибло в борьбе за свободу нашей Родины, у них разные имена, но народ дал им общее — отважные, смелые, бесстрашные.
3 чтец:
Гремели "К бою" трубы полковые
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, на левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели.
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отставать, не отступать и побеждать. :
(Песня Окуджавы “До свидания, мальчики!”).
Ведущий:
Они хотели вернуться домой, чтобы посмотреть в полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели! Но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали лирическую смерть во вражеском тылу.
4 чтец:
Тянули связь военные мальчишки,
Катили в бой на танковой броне,
Валились с ног в минуту передышки
На той далёкой от всех нас войне.
Жила в сердцах их взрослая отвага.
В 12 лет - по взрослому сильны.
Не все дошли с победой до рейхстага
1-й ведущий
Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне со взрослыми, присвоено звание – Герой Советского Союза.
Звания Героя Советского Союза были удостоены Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова, Марат Казей. Их именами названы улицы, морские корабли, школы.
Обучающиеся рассказывают о детях Героях Советского Союза. Рассказ сопровождается просмотром презентации.
Ученик :
В деревню, где жил Марат Казей, с мамой, Анной Александровной , ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Ученик 2:
Леня Голиков рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты,горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее
выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг,
почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Ученик 1:
Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих
ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение
вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Ученик 1:
Ленинградскую пионерку Зину Портнову война застала в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали
членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть,
решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина
посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Звучит песня «Журавли»
5 Чтец:
На фотографии в газете
Нечетко изображены
Бойцы, еще почти что дети,
Герои мировой войны.
Они снимались перед боем –
В обнимку, четверо у рва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
И чей-то первый ученик.
Они легли на поле боя,-
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
...Они прикрыли жизнь собою,-
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
2-й ведущий
Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны стар и млад. Но насколько трагично потерянное детство, детство, лишенное радости и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Итоги конкурса рисунков «Они защищали Родину»
Ведущий
Советские воины прошагали, проползли тысячи километров, освобождая нашу землю от врага.
Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа пришла весной 9 мая 1945 года. День Победы – этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. 72года, как окончилась война. Война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на
голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе – он победил фашизм. День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Я надеюсь, ребята, что вы вырастите патриотами своей Родины и никогда
не забудете подвиг наших предков. В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется Минута молчания. Звучит песня «День Победы»
Педагог (У выставки книг).
Сегодня мы вспомнили о детях войны, об одном из тысячи событий Великой Отечественной войны. С каждым днём мы всё дальше от той грозной поры. Но для того, чтобы небо осталось ясным и безоблачным – надо помнить о войне, о её ужасах и подвигах.
-Какие книги о детях войны вы уже прочитали, когда готовились к классному часу?
-О ком вам захотелось прочитать, узнать больше о его (её) подвиге?
-О ком вам хочется рассказать всем детям?
-Назовите имена героев Великой Отечественной войны.
Вывод: Читайте книги, изучайте историю, помните о мужестве нашего народа. Будьте достойны памяти павших!
Подведение итогов викторины «Что я знаю о Великой Отечественной войне»
Итог:
- Кому мы посвятили свой классный час?
- А теперь постарайтесь высказать свои чувства к детям – героям войны.
- Можно ли в наше время совершить подвиг?
Рефлексия (зачитайте, что у вас получилось:
- Классный час был ...(какой, 2-3 прилагательных)
- Больше всего мне понравилось ... (что)\
-Какое желание появилось у вас после проведённого мероприятия?
Дети войны были сильными духом, мужественными и выносливыми. Они совершили истинный подвиг. Мы должны помнить их имена.
Звучит песня «Песня о пионерах героях»
Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова.
Краткий самоанализ мероприятия.
Внеклассное библиотечное мероприятие посвящено, к 72годовщине Великой Отечественной войне. Целью мероприятия познакомить учащихся 4-х классов с историей войны через документальные и художественные произведения, имеющиеся в школьной библиотеке. Я ставила перед собой следующие задачи: формирование гражданственности на примере мужества и героизма детей и воспитание морально-нравственных качеств личности через пропаганду книг о войне.
Для наглядности представления материала была создана электронная презентация Пионеры – герои Великой Отечественной войны. Фотографии, вошедшие в презентацию, были отсканированы из книг, представленных на мероприятии. В библиотеке была оформлена книжная выставка с таким же названием, на которой были представлены энциклопедические издания, документальные и художественные произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Викторина о Великой Отечественной войне
1. Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 мая и сколько лет она продолжалась? (Великая Отечественная Война продолжалась 4 года)
2. Назовите даты начала и окончания ВОВ? (22 июня 1941 г. и 9 мая 1945 г.)
3. Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины? (Фашистская Германия)
4. Назовите город – герой, крепость, первая принявшая на себя удар немецких фашистских захватчиков? (Брест, Брестская крепость)
5. За какие заслуги некоторые города после ВОВ получили звание город – герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время ВОВ)
6. Какой город, во время этой войны находился в блокаде 900 дней (почти два с половиной года? (Ленинград – теперь он называется Санкт-Петербург)
7. Назовите высшее воинское звание? (Маршал)
8. Назовите государственную награду за заслуги перед Родиной? (Медаль)
9. Назовите рядового, Героя Советского Союза, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота? (А. Матросов)
10. Назовите летчика, награжденного тремя Золотыми Медалями, героя Советского Союза, сбившего во время ВОВ 59 советских самолетов? (А. Покрышкин)
11. Какие виды войск принимали участие в ВОВ? (Авиация, флот, пехота)
12. Какое использовалось вооружение в ВОВ? (Самолеты, корабли, танки, зенитные орудия)
13. Какие военные специальности использовались в ВОВ? (Летчики, моряки, танкисты, снайперы)
14. Где воевал военный флот? (На море, на воде)
15. Где воевала авиация? (В небе, в воздухе)
16. Где воевала пехота? (На суше, на земле)
17. Каким военное орудие во время ВОВ названо женским именем? (Катюша)
18. Назовите легендарный город-герой моряков? (Севастополь)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Корольков Ю. Валя Котик
2 Корольков Ю. Зина Портнова
3 Корольков Ю. Лёня Голиков
4 Корольков Ю. Марат Казей
5 Алексеев С. П. Рассказы о Великой Отечественной войне
6 Великая Отечественная война. 1941-1945 : энциклопедия для школьников : [для сред. шк. возраста] / сост. И. Дамаскин, П. Кошель. – М. : ОЛМА-Пресс, 2000. – 447 с. : ил.
7 Великая Отечественная война в лирике и прозе : в 2 т. : [для сред. шк. возраста] / сост., вступ. ст., коммент. С. А. Леонова, И. С. Леонова,Г. Н. Красникова. – 2-е изд., стер. – М. : Дрофа : Вече – (Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 т.).
8«Идет война народная…» : стихи о Великой Отечественной войне : [для сред. шк. возраста] / сост., предисл. и справки об авторах Н. И. Горбачева ; худож. Б. Чупрыгин, Б. Страхов. – М. : Детская литература, 2002. – 329 с. : ил. – (Школьная библиотека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"
Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны"
Классный час о героях ВОВ подготовлен по материалам "Книги Славы" города Черкесска...
классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны
Классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны"...
Классный час Пионеры – герои Великой Отечественной войны
Классный час на тему: "Пионеры - герои Великой Отечественной войны"...
Классный час "Герои Великой Отечественной Войны" (о медсёстрах)
Цель урока: Знакомство детей с медсестрами-героями Великой отечественной войны.Задачи:1. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга.2. Расширить знания учащихся о героях Великой О...
Классный час "Герои Великой отечественной войны"
Классный час "Герои Великой отечественной войны"...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны"
Предлагается классный час о Героях Великой Отечественной Войны. Предварительная работа: поисковая и проектная деятельность по темам: Бессмертный Полк, Освобождение Евпатории....