классный час
материал по теме

Ведерникова Виктория Сергеевна

"Без друзей меня чуть - чуть"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНОВАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЯ ШКОЛА

ФИЛИАЛ ТАШЛЫКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНАЯ ШКОЛА


             «Без друзей меня  чуть-чуть, а с друзьями – много»



Выполнила уч. нач. классов

Ведерникова В.С.



        2017г.

Цели:

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.

4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Оборудование:

1.Проектор

2. Презентация к уроку

3.Раздаточный материал для работы в парах, подарки-цветы

Ход классного часа:

(Звучит песня «Если с другом вышел в путь»)

Учитель:

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Учитель:

- Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Определите тему.

( Дети называют тему).

Учитель:

-Я с вами согласна. Сегодня ещё раз поговорим о дружбе.

Для введения в тему используется игровое упражнение «Найди себе подобного».-предварительно на столы поставить названия  групп (солнышко и бабочка).

Шаг 1. Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).

Шаг 2. Учитель дает задание детям: Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Шаг 3. Дети определяют, за какой стол они сядут.

Шаг 4. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?».

– займи место в любой группе. Вопрос к группе, к которой подошёл ученик.

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение.

Работа в группах. Запишите на листочках ответы на вопросы, используя 1-слово

– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу? (можно нарисовать кружочки этих цветов)

Учитель:

– Зачитайте ответы.

Каждая группа зачитывает ответы на вопросы

Учитель:

У всех дружба ассоциируется с добротой, отзывчивостью, мягким, светлым и т.п.

Итак, что же такое дружба?

– Какие вопросы вы хотели бы обсудить?

Учитель обобщает высказывания детей. Давайте обсудим вопросы: Нужна ли дружба вообще? От чего зависит дружба? Какими качествами должен обладать человек, чтобы к нему было дружеское отношение? …

1.Работа с пословицами.

– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах конверты с разрезанными пословицами (в каждом конверте 4 пословицы). Соберите их.

Проверка выполнения задания.(Слайд 3)

Старый друг лучше новых двух

Был бы друг, найдется и недруг

Доброе братство дороже любого богатства

Не забывай друга ни в радости, ни в горе

Друга ищи, а найдешь, береги

Сам пропадай, а товарища выручай

Друга за деньги не купишь

Друг познается в беде

Друга иметь – себя не жалеть

2. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу

- Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять' Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.

Ситуация №1 (Слайд 4)

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»)

Ситуация № 2 (Слайд 5)

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде»)

Ситуация № 3 (Слайд 6)

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь.»)

3. Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы.

Текст:

Уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.

Проверьте, все ли качества вы выбрали? (Слайд 7)

Для дружбы важно:

уважение и доверие к другу

готовность оказать помощь и поддержку

принципиальность

умение критиковать (и себя в том числе)

прямота, принципиальность

искренность

честность

забота

бескорыстие

 равенство

 преданность

 верность

 богатый внутренний мир

 требовательность

- Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность… Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

- Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

- Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

5. Обсуждение вопроса для чего нужны друзья?

- А для чего нужны друзья? (высказывания учащихся).

Учитель обобщает ответы детей.

- Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.

6. Игра «Знаю ли я своего друга?»

Учитель:

- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

Одну пару учитель приглашает к доске.

Учитель:

- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.

Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.

Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает. (Слайд 8)

Учитель:

- Какой урок у него любимый?

- На чем он любит кататься?

- Какое время года у него любимое?

- Какой вид спорта любит?

- Кем хочет стать, когда вырастет?

- Какое животное он хотел бы иметь дома?

- Мы видим, что (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.

Учитель:

Ребята! Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать её законы. Существует много законов дружбы. И сейчас в группах некоторые из них вы прочтёте, и надеюсь, обязательно их дополните.

      Учащиеся читают по цепочке и прикрепляют на доску. (Слайд 9)

Основные законы дружбы

Один за всех, и все за одного.

Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает.

Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

Радуйтесь вместе с друзьями.

В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний.

Берегите друзей, ведь друга легко потерять.

Старый друг лучше новых двух.

Учитель:

Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас вырезанную из бумаги ладошку с пожеланиями – себе, другу, классу.

Звучит песня «дружба». Дети вырезают из цветной бумаги свои ладошки пишут на них пожелания, зачитывают и прикрепляют к сердцу.

Учитель:

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Помните

Дружба – величайшая нравственная ценность.

Необходимо терпимо относиться к друзьям, учиться быть настоящим другом.

Сохраняйте веру в хороших и добрых друзей.

Учитель:

А вот как понимает слово «Дружба» ваша одноклассница.

Ученица читает стихотворение «Дружба»

- Что такое Дружба?

- Спросила я у птицы.-

Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

- Что такое Дружба?-

- Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

- Дружба – что такое?

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и взрослые, и дети!

Кольцовка песен о дружбе.

(каждая группа поёт песни о дружбе)

Упражнение “Подарок”

- Друзьям обычно дарят подарки и говорят комплименты. Комплимент – это добрые, тёплые, искренние слова, от которых становится приятно на душе.

- Я предлагаю взять из коробки по одному или по два цветка и подарить их тому, кому вы хотите, но обязательно со словами: “Я дарю тебе цветок, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).

(Тем детям, которым никто не подарит цветок, это сделает учитель)

Вот и подошёл наш классный час к концу. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливого кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Слайд 10)

Спасибо за активную работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое дружба? Дру́жба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми , основанные на , доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Слайд 2

Мудрость народа Старый друг лучше новых двух Был бы друг, найдется и недруг Доброе братство дороже любого богатства Не забывай друга ни в радости, ни в горе Друга ищи, а найдешь, береги Сам пропадай, а товарища выручай Друга за деньги не купишь Друг познается в беде Друга иметь – себя не жалеть

Слайд 3

Ситуация №1 Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.

Слайд 4

Ситуация № 2 Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.

Слайд 5

Ситуация № 3 Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.

Слайд 6

Для дружбы важно: уважение и доверие к другу, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, умение критиковать (и себя в том числе), прямота, принципиальность, искренность, честность, забота, бескорыстие, равенство, преданность, верность, богатый внутренний мир, требовательность.

Слайд 7

Знаешь ли ты своего друга? - Какой урок у него любимый? - На чем он любит кататься? - Какое время года у него любимое? - Какой вид спорта любит? - Кем хочет стать, когда вырастет? - Какое животное он хотел бы иметь дома?

Слайд 8

Правила дружбы Один за всех, и все за одного. Дружите, не обижайте друзей и всех кто вас окружает. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. Радуйтесь вместе с друзьями. В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не нарушайте своих обещаний. Берегите друзей, ведь друга легко потерять. Старый друг лучше новых двух.

Слайд 9

Ребята, давайте жить дружно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...