Классный час "Профессия - шахтёр"
классный час (4 класс) по теме

Пакшина Лариса Александровна

Тема: «Профессия - шахтёр!»
Цель: выявить уровень знаний и расширить представления детей о профессии шахтёр. Развивать кругозор, мышление, устную речь, наблюдательность, внимание, коллективизм. Воспитывать любовь к трудовой деятельности, бережное отношение к результатам труда.
Оборудование:  компьютер,  проектор для показа презентации, игровое поле и карточки с заданиями, шахтёрская каска, «чёрный ящик», кроссворд на доске, аудиозапись «Мой папа – шахтёр!», салфетки, продукты для тормозка.
Форма классного часа: игровая (игра «Крестики-нолики»).
Подготовительная работа: подготовить устный рассказ на тему «Мой папа (дядя, брат, дедушка) – шахтёр!» и принести фотографии; найти информацию о знаках шахтёрской славы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профессия - шахтер332.99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Профессия - шахтёр»

(4 класс)

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ - 12» г. Воркуты

 Пакшина Лариса Александровна

Классный час

Тема: «Профессия - шахтёр!»

Цель: выявить уровень знаний и расширить представления детей о профессии шахтёр. Развивать кругозор, мышление, устную речь, наблюдательность, внимание, коллективизм. Воспитывать любовь к трудовой деятельности, бережное отношение к результатам труда.

Оборудование:  компьютер,  проектор для показа презентации, игровое поле и карточки с заданиями, шахтёрская каска, «чёрный ящик», кроссворд на доске, аудиозапись «Мой папа – шахтёр!», салфетки, продукты для тормозка.

Форма классного часа: игровая (игра «Крестики-нолики»).

Подготовительная работа: подготовить устный рассказ на тему «Мой папа (дядя, брат, дедушка) – шахтёр!» и принести фотографии; найти информацию о знаках шахтёрской славы.

Ход классного часа:

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

- Наш классный час мне хочется начать с известных строк В.В.Маяковского: (слайд 1)

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

-  Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Некоторые из них вы наверняка знаете. Отгадайте кроссворд на доске.

П

О

В

А

Р

П

О

Ж

А

Р

Н

Ы

Е

С

Т

Р

О

И

Т

Е

Л

Ь

Ш

О

Ф

Е

Р

Ш

В

Е

Я

С

А

П

О

Ж

Н

И

К

П

А

С

Т

У

Х

У

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

Л

Е

Т

Ч

И

К

1. Скажите, кто так вкусно
   Готовит щи капустные.
   Пахучие котлеты.
   Салаты, винегреты.
   Все завтраки, обеды? (повар)

2. С огнём бороться мы должны,
   С водою мы напарники.
   Мы очень людям всем нужны,
   Ответь скорее, кто же мы? (пожарные)

3.  Кладет кирпич за кирпичом –

     Растет этаж за этажом,

     И с каждым часом, с каждым днем

     Все выше, выше новый дом.  (Строитель)

4. Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (шофёр)

5. Кто нас одевает в красивые платья,

     Кто шьет нам наряды,

     Чтоб было приятно?  (Швея)

6. Ставят ловких две руки
   Каблуки на башмаки,
   И набойки на каблук —
  Тоже дело этих рук. (сапожник)

7.   Кто пасёт овец и коз

Там, где луг травой зарос? (пастух)

8. Кто учит детишек читать и писать,
   Природу любить, стариков уважать? (учитель)

9.  Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто ... (лётчик)

- Какая главная профессия в нашем городе?

Он отбойным молотком,

Как огромный долотом,

Уголь крошит под землёй.

Отвечайте, кто такой. (шахтёр)

- Об этой профессии наш классный час.

III. Игра «Крестики - нолики»

- Вы разделились на две команды: команда «Крестиков» и «Ноликов». Откуда такие странные названия? Да ведь играть мы будем в самую известную и простую игру «Крестики-нолики». Условия игры: команды по очереди делают ход, в каждом игровом поле находится задание, которое необходимо выполнить. За правильно выполненное задание команда ставит на игровое поле свой знак: крестик или нолик. (на доске)

1

ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО

F:\шахтёр\_1_~1.JPG

2

СОБЕРИ

ПОСЛОВИЦУ

F:\шахтёр\128212899633882b.jpg

3

ОТГАДАЙ

ПРОФЕССИЮ ПО ОПИСАНИЮ

F:\шахтёр\eYEfeTy_E2SRABdreeR57RQSsyZ5B72N[1].jpg

4

ЧЁРНЫЙ

ЯЩИК

F:\шахтёр\291.jpg

5

ЗНАКИ

ШАХТЁРСКОЙ

 СЛАВЫ

Знак «Шахтерская слава» первой степени

6

АУКЦИОН

F:\шахтёр\1330317645foto1_big.jpg

7

ШАХТЁРСКИЙ

ТОРМОЗОК

http://povarusha.ru/foto/tormozok.jpg

8

МОЙ ПАПА

(ДЯДЯ, БРАТ, ДЕДУШКА) – ШАХТЁР

F:\шахтёр\11926460.jpg

9

ДОСКАЖИ

СЛОВЕЧКО

F:\шахтёр\image16585355.jpg

Сектор №1. «Черное золото» (слайд 3)

- Что такое «чёрное золото»?

- Знаете ли вы, почему уголь называют «чёрное золото»? Послушайте сказку.

"В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.
"Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!"
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: "Батюшки, ни одной пуговицы!" И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: "Уголёк, не помни зла, вернись!" Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой" (по Г. Юрмину).

- Чего только не делают из угля! Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

- За 1 минуту напишите, где применяется каменный уголь. Какой команде это удастся лучше, та и победила.

F:\шахтёр\s02208148.jpg

Сектор №2. «Собери пословицу» (слайд 4)

- Каждая команда соберёт по 2 пословицы и объяснит их смысл.

Команда «Крестики»:

1. и блестит, уголёк, и ценится, золото:, как; (Уголёк как золото: и блестит, и ценится)

2. будь в лаве, прославишь, как в бою, Родину свою (Будь в лаве, как в бою, - прославишь Родину свою)

Команда «Нолики»:

1. чтобы, называться, мало, замараться, шахтёром, углём (Чтобы шахтёром называться, мало углём замараться)

2. шахтёру, когда много, слава, лава, даёт, угля (Шахтёру слава, когда много углядаёт лава)

Сектор №3. «Отгадай профессию по описанию» (слайд 5)

- Из данных описаний разных профессий выберите только описания шахтёрской профессии. Назовите номера текстов.

1. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит.

2. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания

3. Профессия  считается в наши дни одной из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Работа заключается в добыче различных руд в подземных шахтах. Это очень тяжёлый труд, рабочим приходится спускаться на большую глубину (от 800 м до 4 км) в так называемый забой

4. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену.  Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами.

5. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей.

Сектор №4. «Черный ящик» (слайд 6)

- Отгадайте, что лежит в чёрном ящике. Каждая команда по – очереди задаёт по 1 вопросу так, чтобы можно было бы ответить «да» или «нет». Выиграет та команда, которая отгадает, что находится в чёрном ящике. (шахтёрская каска)

Сектор №5. «Знаки шахтёрской славы» (слайд 7)

- Соедините фотографию награды с её названием.

Знак «Шахтерская слава» первой степени                           знак « Трудовая слава»

Знак «Почетный шахтер»                            звание «Почётный шахтёр»

Знак «Трудовая слава» первой степени                            знак «Шахтёрская слава»    

Сектор №6. «Аукцион» (слайд 8)

- За 2 минуты на листе бумаги напишите как можно больше слов, связанных с профессией шахтёр. Какая команда напишет больше слов, та и выиграла.

Сектор №7. «Шахтёрский тормозок» (слайд 9)

- Тормозок – это шахтерский перекус. Это еда, которую он берет с собой на смену в шахту, чтобы перекусить во время обеденного перерыва. Данное слово зародилось в Донбассе, шахтерском крае, а затем распространилось по территории всего бывшего СССР. Сейчас оно в обиходе у шахтеров Караганды, Солигорска, Воркуты, Шпицбергена.
Что входит в состав шахтерского тормозка. Поскольку работа у него тяжелая, то и пищевой набор должен состоять из продуктов повышенной калорийности. В основе его хлеб, сало (колбаса), 2-3 яйца, пару картофелин, лук, соль. Это, так сказать, стандарт.
Что означает само слово «тормозок» доподлинно неизвестно. Наиболее логичным, с точки зрения языковедов, его происхождение от сленга «тормозить», т.е. делать перерыв во время работы.

- Помогите шахтёру собрать тормозок. Каждая команда получает одинаковое количество продуктов и упаковку. Кто соберёт быстро и аккуратно, тот и выиграл. (Звучит песня «Мой папа – шахтёр!»)

Сектор №8. «Мой папа (дядя, брат, дедушка) – шахтёр!» (слайд 10)

- Расскажите о своих родственниках – шахтёрах. Покажите фотографии.

Сектор №9. «Доскажи словечко» (слайд 11)

- Каждая команда добавляет по 1 слову в конце строчки и получает 1 балл. Команда, получившая больше баллов побеждает.

- Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит... (машинист).
Пашет в поле... (тракторист).
Самолетом правит... (летчик).
Клеит книжки... (переплетчик).
В школе учит нас... (учитель).
Строит здания... (строитель).
Красит стены нам... (маляр).
Столы делает... (столяр).
Песни нам поет... (певец).
Торговлей занят... (продавец).
На станке ткет ткани... (ткач).
От болезней лечит... (врач).
Лекарства выдаст нам... (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне... (пекарь).
Нарисует нам... (художник).
Сапоги сошьет... (сапожник).
Нам печку сложит на зиму... (печник).
Обслужит в поезде нас... (проводник).
Потушит вмиг пожар... (пожарный).
На Крайнем Севере работает... (полярник).
С другого языка переведет... (переводчик).
Исправит кран... (водопроводчик).
Часы чинит... (часовщик).
Грузит краном... (крановщик).
Рыбу ловит... (рыбак).
Служит на море... (моряк).
В машине возит груз... (шофер).
Хлеб убирает... (комбайнер).
В доме свет провел... (монтер).
В шахте трудится... (шахтер).

IV. Подведение итогов.

- Посчитайте количество крестиков и ноликов.

- Надеюсь, вы сегодня много интересного узнали об этой опасной, но очень нужной профессии.

- Закончить классный час мне хочется строками из стихотворения Владимира Амелина

Благословен шахтёрский труд…
И тот, кто уголь добывает…
Их все шахтёрами зовут…
Их подвиг вся страна венчает…

Они сердцами дарят свет…
Их труд воистину опасный…
Ведь уголь – это чёрный хлеб…
Для всей промышленности важный…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Презентация "Профессия - шахтёр"

Мультимедийная презентация "Профессия - шахтёр"....

Классный час "Профессия - шахтёр"

Тема: «Профессия - шахтёр!»Цель: выявить уровень знаний и расширить представления детей о профессии шахтёр. Развивать кругозор, мышление, устную речь, наблюдательность, внимание, коллектив...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...