Внеклассное мероприятие "День птиц"
материал по теме

Олейникова Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «День птиц»

 3 классы 

 Цели: 

- познакомить со старинными традициями русского народного календарного года, в частности весенним циклом праздников, с образцами фольклора;

- развивать умение слушать народные песни в исполнении фольклорных коллективов в свойственной им манере;

- принять участие в обрядовых действиях (дерево желаний);

- развитие творческих и актерских способностей детей;

- пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.


Оформление зала: пословицы и приметы, связанные с приходом весны; имитация неба с лёгкими облаками, в центре зала солнце с расходящимися от него лентами; рисунки перелётных птиц.


Ход мероприятия:


Ведущая: И вот наступила долгожданная весна.

Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света!

Сегодня праздник!

Праздник птиц!

И нам приятно это!


Ведущий :  Здравствуйте, уважаемые ребята, педагоги, все участники нашего

мероприятия! Поздравляем вас с праздником, Днем птиц!

Ведущая : От синего моря, из теплого края,

Под солнцем, под звездами, в темноте,

Упрямо летела птичья стая,

Домой, быстрее, в свой край, к себе!

А здесь уж от солнца смеясь и играя,

Струится горячих лучей волна,

И мы, конечно же, понимаем -

По всем приметам – пришла весна!

Ведущий :

Ребята, А вы знаете, что День Птиц празднуется уже более 100 лет?

Впервые День птиц как массовый детский праздник стал проводиться в Соединённых Штатах Америки в 1894 году . Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах страны, а также во многих странах Старого и Нового света. Проник он и в Россию. Однако этот праздник не отмечался здесь так широко.

Вновь о Дне птиц вспомнили в нашей стране в середине 20-х годов прошлого века. В мае 1924 года юннатам было разрешено повесить в Москве несколько десятков дуплянок. А через год был проведен первый официальный праздник День птиц. В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было развешено более тысячи птичьих домиков.

С 1928 года День птиц зашагал по всей стране. Со временем праздник стал забываться. Но с 50-х годов о Дне птиц заговорили вновь. И в эти дни он отмечается во всех школах мира.  

Ведущая:  Действительно наступление весны в первую очередь ассоциировалось с прилётом птиц. Приходится этот праздник на 22 марта – день весеннего равноденствия, когда день мерится с ночью.

Чтец 1, одетый в народный костюм:

Жаворонки, летите!

Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!


Чтец 2, одетый в народный костюм:


Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
В:Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

Чтец 3, одетый в народный костюм:


Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.

Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

Ведущая : Праздник Жаворонки.

Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

Ведущий :

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня. «Жаворонок небо пашет» - говорят в народе.

Ведущая :

На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли обряды : рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. Жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними – весну:

Ведущий:

В круглые пряники, а где-то и в жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Ведущая :

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались.

Позже праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».


Ведущая : Следующий День птиц отмечали 1 апреля.

 Ещё один праздник- третий , связанный с птицами приходится на 7 апреля – православное Благовещение. Был такой обычай в этот праздник отпускать на волю птиц в память о той радостной вести, которую принесла всему миру весть о рождении Спасителя.

Ведущий :

В этот день Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Ведущая :

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Инсценировка : «На лесной поляне»

(действующие лица : современные гламурные Ворона и Синица)

 Ворона:

Карр-карр, Хулиганы! Ох, и тяжко нам воронам живётся, всех опасаться приходиться, особенно ребятишек, Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди «искалечат» .

Синица:

Брр! Как в лесу прекрасно, солнечно, тепло! Здравствуйте, тётушка ворона. А я слышу, кто-то разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. А с кем это вы разговариваете?

Ворона:

Карр! Еле ноги унесла сейчас. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганы! Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками.

Синица: (вздыхает)

Да и нам синицам не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз так ничего и не найдёшь, голодной заснешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять. Бедные мои синички!

Ворона:

Что тут говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.

Синица:

А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что птицам легче стало. Говорит, есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона: Что это ещё за кормушки?

Синица: Да вот видишь. Вокруг школы скворечники да кормушки висят.

Ворона:

Кар-кар, и в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по городу. Три дня нечего не ела. Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки, Так и выжила в ту зиму.

Синица:

И мне той зимой плохо бывало. Тетушка ворона, а давай попросим ребят, чтобы они не забывали кормушки развешивать, да корм туда насыпать.

Синица: Птиц ребята не надо ловить,

Ворона: Надо птиц всегда любить, Птичьих гнёзд не разорять, Зимою птицам помогать. Их жалеть, обогревать. Запомнили?

Ворона : А я для гостей заготовила загадки про птиц. Отгадаете - отзовется вам птица своим голосом.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? (Соловей. )

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит (жаворонок.)

Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее (кукушка. )

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам (грачи.)

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? (Ворона)

Серый маленький комочек

Чик-чирик! - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш ... (воробей)

Ведущий: Всего на Земле около 8,6 тысяч видов птиц, а в нашей стране около 700. Все они строят гнезда и откладывают яйца.

А сейчас немного поиграем. Ответьте на мои вопросы.

В названии какой птицы 40 букв «а»? (сорока)

Какая птица носит фамилию писателя? (гоголь)

Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)

Какие города летают? (Орел,)

От чего плывет утка? (от берега)

Какая птица носит название танца? (чечётка)

Ведущая: Определите , какую погоду предвещает то или иное поведение птиц.

Зимой вороны летают и кружатся стаями. (к морозу)

Синичка с утра пищит. (ожидай мороза)

Поздний отлет птиц. (к теплой зиме)

Ворона кричит зимой. (к метели)

Воробьи дружно расчирикались. (к оттепели)

Куры стоят на одной ноге. (к стуже)

Гуси и утки купаются в снегу. (к оттепели и метели)

Ведущий : Самая большая в мире птица? (страус)

У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвины)

Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дуплах)

Назовите самых маленьких птичек в мире. (колибри)

Какая птица кричит как кошка? (иволга)

Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (нет)

Какая птица поёт хвостом? (бекас)

Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи)

Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце. (ласточка)

Кто два раза родится? (птица, Сначала в яйце, потом из яйца)

Какие птицы могут издавать звуки, похожие на лай собаки, смех человека?(скворцы)

Молодцы! Хорошо знаете птиц и о птицах!

Мне хочется, чтобы по пути в школу и домой, вы не только беседовали друг с другом, но и обращали внимание на окружающую природу, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите.

1 чтец. Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют,

Мошек, червяков клюют.

2 чтец. Кто все время тук да тук?

Дятел, леса добрый друг.

Ищет дятел для обеда

Усача и короеда.

3 чтец. Скачет резвая синичка

Вправо, влево, вверх и вниз.

У синички есть привычка:

Ветку каждую и лист

Оглядит, – и от букашек

Будет лист надолго чист.

4 чтец. Вот он милый скворушко

Греется на солнышке.

Он находчив, ловок, смел.

Он сегодня в огороде

Всю капусту осмотрел.

И со всех листов капустных

Червяков поел. Как вкусно!

1 чтец. Маленькая мухоловка

Ловит быстрых мошек ловко.

Злой комар летит, не трусит, -

Он тебя сейчас укусит!

Птичке кушать уж пора –

Хоп! – и нету комара.

2 чтец. Сарычи, луни и совы

На вредителей хлебов –

Острозубых грызунов –

Поохотиться готовы.

3 чтец. Плохо, если нет друзей

У лесов, садов, полей.

Если б перестали птицы

Есть букашек на обед, -

Черви, мыши, гусеницы

Нанесли б огромный вред.

4 чтец. Птицы все – мои друзья.

Их оберегаю я.

Честное даю я слово,

Что нигде и никогда

Им не сделаю плохого

И не трону их гнезда!

Ведущий:

Ну а теперь поиграем в такую игру – ''Птица – не птица''.

Если я скажу название птицы, вы дружно хлопаете в ладоши. Если это будет

название животного или какого-либо растения – вам нужно подпрыгнуть.

Поганка – птица,

Выхухоль – млекопитающее,

Крохаль – птица,

Зимородок – птица,

Альбатрос – птица,

Амадина – птица,

Плодожорка – насекомое,

Бекас – птица,

Бокоплав – мелкое ракообразное,

Вальдшнеп – птица сем. бекасовых,

Перелеска – травянистое растение, первоцвет,

Зяблик – птица,

Пеночка – птица,

Свиристель – птица,

Венерина мухоловка – растение.

Учитель.

Но мы любим птиц не только за ту пользу, которую они приносят нашим лесам, садам и полям. Птицы, как цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатий. Мы любим птиц ещё и потому, что исправно из года в год на своих крыльях приносят они долгожданную весну.

Ведущий : 

Под конец нашего праздника мы приглашаем спеть гимн птицам, песню «Лесной марш».

Лесной марш

Нам птицы просигналили: «Подъем!»

Привычными тропинками проходим мы,

Мы каждую березку сбережем

В лесах любимой Родины.

ПРИПЕВ:

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса надежные друзья.

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие счастливые,

 Как ты и я!

Ведущая:

На восходе очень ярко солнышко встает.

При любой погоде птица запоет,

Будет петь и в зной, и в слякоть, в холод и в жару,

Чтобы человек стремился к свету и добру.

Чтоб услышать птичий говор, трели соловья,

Постарайтесь птиц не трогать,

Чтоб светлей, была Земля!

По окончанию праздника дети выходят в парк со своими скворечниками и

кормушками , и вместе с родителями развешивают их на деревьях.

Весенний календарь апрель-май

1 апреля – Дарья. День всеобщего веселья и шуток. С Дарьи начинали белить холсты. Праздник Птиц. 

Если верба цветёт – выставляй пчёл. 

Умасливали проснувшегося после зимы домового, ещё сонного, всклокоченного и ворчливого - хлебом с молочком и зрелищами: шутили, надевали одежду наизнанку, на ногах - пренепременно разные носки и обувь.

Если вешняя вода идёт с шумом – жди хорошей травы.

2 апреля – Колодезница. Клавдия. В этот день особо почитается колодезная водица. Она чиста и целительна.

3 апреля – Кирилл - дери полоз (окончательно портится дорога).

4 апреля – Василий Тёплый-солнечник. Василии-капельник – с крыш каплет.

Если в этот день при восходе солнца видны вокруг него красные круги, то год обещает плодородие.

6 апреля – Захарии

Ночь тёплая – весна будет дружная.
7 апреля- Благовещение Пресвятой Богородицы. 

Третья встреча весны. Бабий праздник. Весна зиму поборола. В этот день девки кос не плетут, под дымом не сидят. Ничего начинать не полагается. Птицы гнёзд не вьют, а устраивают птичьи базары. 

Праздник птиц - птицам волю дают. Выкупают птицу у птичьего охотника и выпускают из клетки. Считается, что птица станет ходатаем, предстоятелем перед Богом за своего освободителя. 

На Благовещение – самый большой у Бога праздник – утром солнце "играет".

Как Благовещение проведешь – так и весь год. 
Если на Благовещение снег на крышах лежит, то в поле лежать ему до Егория (6 мая).
Если на Благовещенье мороз – жди сорок холодных утренников. 
Гроза на Благовещенье – к тёплому 
лету и урожаю орехов. 
Мокрое Благовещение – грибное лето. 
На Благовещенье вёдро – к пожарам. 
Если на Благовещение ночь тёплая – весна дружная.
Если весна пришла до Благовещенья, то много ещё морозов будет впереди. 
  Благовещенские поздние морозы. 

В древности в эти дни начинался год. Бог благословляет в это время землю, открывает её для посева. Принято было освящать семена и вместе с благовещенскими просфорами хранить их вплоть до начала сева как знак видимого Господнего благословения, предвестника хорошего урожая. 

Сжигали перед домом старые соломенные тюфяки и лапти. Прыгают через очистительный огонь. Древнеславянский праздник "Перунова неделя" – обряды, которые должны помочь божеству победить тёмные силы зимы.


8 апреля – Гавриил Василий. Если зазеленела черёмуха, пора сажать ранний картофель

9 апреля – Матрёны-настовицы. Полурепница (отбирали репу для проращивания её на семена; пока не появился картофель – репа была основным продуктом). Срок прилёта настовиц-чибисов. В этот день говорили что "щука хвостом лёд разбивает".

Чибис прилетел, на хвосте воду принёс. 
На Матрёну – под порогом брод, а на улице – переправа.

11 апреля – Марк. В этот день слушали берёзу.

Если верба хорошо цветёт – будет удачная пашня. 
Если на Вербной неделе мороз – будут хорошими яровые хлеба.


Вербное воскресение ("Верба")

14 апреля – Марья-зажги снега, заиграй овражки.

Мария половодье начинает. 
Вода идёт и в ясные ночи – к погожей уборке. 
Если разлив на Марью – травы будет много. 
Лёд сходит быстро – год будет лёгкий, хороший.

15 апреля – Тит-ледолом. Поликарпов день.

18 апреля – Федул-ветренник – тёплый ветер подул. На Федула открывают оконницу.

До Федула дует сиверок. Пришел Федул – тепляк подул.

19 апреля – Евтихий и Иеремия.

На Евтихия день тихий – к урожаю ранних яровых.

20 апреля – Акулина.

Крепкий мороз и солнце – к урожаю хлебов и гречихи

20 апреля - Пасха Господня, Светлое Христово Воскресение

Радостные возгласы: "Христос воскресе!" будут слышаться весь этот светлый день. Царские врата главного алтаря будут открыты в продолжение всей следующей недели, в память того, что когда Господь воскрес - солнце не заходило целую неделю, равно как и небо отворено будет еще семь дней. 

После торжественного празднования Пасхи - Воскресения Христова - семь недель вплоть до дня Троицы-Пятидесятницы именуются неделями по Пасхе. Затем последуют недели по Троице-Пятидесятнице, а с окончанием нового Великого поста замкнётся церковный месяцеслов. Пасхальная, сплошная седмица, Святая неделя, называется также великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи называется Великий день, утро вторника - купалищем, пятница - прощённый день, суббота - хороводницы. Начинается и в городе и на селе гулянье. 

Окончание Великого поста, разрешение на вся.

21 апреля – Родион-ледолом. Вскрываются реки.

Если ком земли не рассыпается – пахать рано.


Ляльник -праздник Лели (Весны, плодородия) – дочери Лады. Выходя на высокие места приветствуют весну. Поют весенние заклички: 
"Едить Весна, едить 
На золотом кони, 
В зеленом саяни,
На сохе седючи,
Сыру землю аручи,
Правой рукой сеючи" 

Этот праздник 
проводится на "Красной горке" - облюбованном холме возле деревни. На скамейку сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Ляли (Лели). По бокам на скамью укладывались приношения – коровай хлеба с одной стороны, а с другой - кувшины с молоком и сметаной, яйцо, сыр и масло. Рядом – венки из цветов. Девушки водят хоровод (корогод) вокруг скамейки и поют обрядовые песни, славя Лелю как кормилицу и подательницу будущего урожая, а девушка, сидящая на скамейке, надевает на своих подруг венки. После – разжигают костер, вокруг которого также водят хороводы (корогоды) с песнями.


23 апреля Терентий.

24 апреля – Антип воду подпустил.

Если вода в реке на Антипа не вскрылась – весна холодная накатилась.

25 апреля – Великий Пяток. 

Василий Парийский землю парит.

Тучи и облака идут быстро - к ветру.
Если облака высоко плывут - будет хорошая погода.
27 апреля – Красная Горка.

28 апреля – Пуд.

на Пуда – доставай пчёл из-под спуда. Пчёл запахи леса будят. 
Калина и рябина почки распускают.

29 апреля – Ирина - разрой берега, заиграй овражки. Сеют капустную рассаду в грунт.

Ольха зацвела – сей гречиху.


29 апреля – Радоница, поминовение усопших.

Пасхальные яйца и куличи, прибережённые с Пасхи, конфеты и печенье - несут на Радуницу к могилкам.

30 апреля – Зосима Пчельник. Ярая пчёлонька вылетает из улья. Выставляют улья на первоцвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Внеклассное мероприятие "Птицы весной"

Мероприятие приурочено к Дню птиц, материал сопровождается презентацией...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

На мероприятии учащиеся закрепляют знания о пользе птиц, которые они приносят человеку; о бережном отношении к птицам. В материале предоставлена научная информация о птицах....

Внеклассное занятие «Птицы зимой»

Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Внеклассное мероприятие "Птицы - зто красота и тайна"

Данное внеклассное мероприятие познакомит обучающихся с птицами и их повадками. Дети узнают о значении птиц в жизни человека....

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...