Программа кружка "Речевая культура"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ныр
Тужинского района
«Обсуждено» «Согласовано» «___»_____2012 г. «____»____2012г. Руководитель ШМО Зам. директора по ВР ______/Е.Л.Малышева/ ______/Лямина Л.А. /
| «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ с. Ныр _____/Н.Г.Тохтеева/ Приказ №____ от «__»______2012г
|
Рабочая программа внеурочной деятельности
научно-познавательной и духовно-нравственной направленности
для учащихся 1 класса
Автор-составитель:
Малышева Е.Л., учитель начальных классов
с.Ныр – 2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Речевая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Речь и культура общения» для четырёхлетней начальной школы, утвержденной Министерством образования. Авторы-составители программы – кандидаты педагогических наук Т. А. Ладыженская, Г. И. Сорокина, Р. И. Никольская.
Курс введен в часть внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального и духовно-нравственного направлений.
Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение, но уроков, предусмотренных учебной программой, недостаточно для формирования грамотной устной и письменной речи. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».
Основные идеи программы:
- От практики к теории и опять к практике.
Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться. Дети учатся слушать, говорить, сочинять.
- Культура – культурный человек – культура речевого поведения.
Развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.
- Развитие творческого воображения и литературно – творческих способностей.
Вид курса – межпредметный (попытка интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения).
Продолжительность: 33 часа (1 час в неделю)
Режим проведения: традиционный
Форма проведения занятий: традиционная урочная, уроки – практикумы, праздники.
Категория учащихся: 1 класс
Организационные условия реализации программы:
Программа рассчитана на детей – 7-8 лет.
Общее количество часов – 33 часа.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 35 минут (I полугодие), 45 минут (II полугодие).
Цели и задачи курса:
- Научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание;
- Дать представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, их жанровых разновидностях;
- Формировать навыки речевого этикета учащихся;
- Воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.
Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: цветные карандаши, фломастеры, альбомные листы, простые карандаши, дидактический материал и др.
Виды и формы контроля:
- начальный и промежуточный (проведение диагностики);
- текущий контроль (тестирование);
- участие в конкурсах различных уровней;
- итоговый (в форме конкурса).
Методическое обеспечение: разработки игр, бесед, конкурсов, викторин, речевые игры, орфографические минутки и т.д.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
- на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
- на уровне метапредметных результатов – осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
- на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, развитие речи, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Развитие речи» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1-го класса.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Развитие речи» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- осознавать роль речи в жизни людей;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
- реализовывать простое высказывание на заданную тему;
- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- различать устное и письменное общение;
- различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
- уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
- продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
- распознавать и вести этикетный диалог;
- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
- находить по абзацным отступам смысловые части текста;
- выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
- выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
- сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
- оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- основные функции речи;
- основные типы текста; смысловые и структурные особенности текстов;
- формулы речевого этикета; языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.
уметь:
- отличать текст от набора предложений на одну тему; создавать текст, речевое произведение, высказывание;
- определять соответствие громкости и темпа устного высказывания ситуации общения;
- употреблять слова, выражающие просьбу, приглашающие к знакомству.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название тем | Дата |
Речь и её значение в жизни (2 часа) | ||
1. | Для чего нужна речь. | 04.09 |
2. | Речь – средство передачи мыслей и чувств. | 11.09 |
Культура общения (2 часа) | ||
3. | Культура общения. | 18.09 |
4. | Культура общения. | 25.09 |
Речь и её значение в жизни (9 часов) | ||
5. | Значение речи в деятельности человека. | 02.10 |
6. | Устная и письменная речь. | 09.10 |
7. | Составление устного рассказа. | 16.10 |
8. | Окраска (тембр) голоса. | 23.10 |
9. | Темп речи. | 30.10 |
10. | Скороговорка. | |
11. | Громкость как свойство устной речи. | |
12. | Мимика и жесты в устной речи. | |
13. | Обобщение изученного об особенностях устной речи. | |
Культура общения (6 часов) | ||
14. | Как нужно вести себя во время разговора. | |
15. | Разговор по телефону. | |
16. | Культура общения. | |
17. | Культура общения. | |
18. | Культура общения. | |
19. | Закрепление изученного о культуре общения. | |
Речь и её значение в жизни (5 часов) | ||
20. | Считалка. | |
21. | Считалка. | |
22. | Сочинение считалок. | |
23. | Закрепление пройденного. | |
24. | Вывески на улицах города. | |
Текст (речевое произведение, высказывание) (9 часов) | ||
25. | Тема текста. | |
26. | Заглавие текста. | |
27. | Выделение в тексте не понятных по значению слов. | |
28. | Словарные игры. | |
29. | Что такое опорные слова. | |
30. | Сочинение сказки по опорным словам. | |
31. | Сочинение сказки по опорным словам. | |
32. | Весёлая викторина. | |
33. | Обобщающее занятие «Культурная речь» | |
ИТОГО | 33 часа |
Содержание программы.
№ п/п | Раздел программы, тема | Кол-во часов |
1. | Речь и её значение в жизни. (Речь нужна, чтобы делиться своими мыслями и чувствами, общаться, чтобы организовывать дружную работу. Устная и письменная речь. Вывески на улицах города. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Скороговорки. Мимика и жесты в устной речи. Считалки. Устный рассказ). Перед детьми в доступной форме раскрываются основные функции речи:
| 16 часов |
2. | Текст (Тема текста. Заглавие текста. Выделение в тексте непонятных (неясных) по значению слов. Опорные (важные) в тексте слова. Составление сказки по опорным словам). Речевые понятия в программе даются в определённой системе. Центральным понятием является понятие «текст», т.к. конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Дети получают представление о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о смысловых и структурных особенностях этих текстов, а также об их жанровых разновидностях. | 9 часов |
3. | Культура общения. (Выражение приветствия и прощания. Благодарность. Как нужно слушать собеседника. Разговор по телефону. Как нужно вести себя во время разговора по телефону). Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть общей работы по развитию речи учащихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребёнка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности и т.д. | 8часов |
Итого | 33 часа |
Литература
- Журналы «Начальная школа»
- Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. Москва: ВАКО, 2008.
- Н.Н. Максимук. Сборник текстов для изложений: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Т.А.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И. Соркина, Н.В. Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. М.: С-инфо . Баллас,1994.
- Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
- Большой фразеологический словарь для детей. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
- Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. - Минск: 1981.
- АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: Учпедгиз, 1963.
- Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике. - М.: 1977.
- Вартанъян Э. А. Рождение слова. - М.: 1970.
- Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М.: 1982.
- Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. - М.-Л.: 1966.
- Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 1961.
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Методическое пособие. 2 класс / - М.: Росткнига, 2010. - 96 с. - (Юным умникам и умницам).
- Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, Росткнига, 2010. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).
- Т.А.Ладыженская «Речь.Речь.Речь.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...
Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...
Программа по культуре поведения младших школьников.
Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа направлена на формирование у учащихся представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье; учит беречь и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены....
Тематическое планирование в 3 классе по авторской программе "Славянская культура" "Славянская культура"
Тематика занятий в 3 классе спецкурса "Славянская культура"...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.
Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...