Доклад на тему "Киносказочник Александр Роу"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему : «Киносказочник Александр Роу»
Подготовила учитель начальных классов Олейникова И.В.
2017г.
Давайте сегодня вспомним великого советского режиссера и великого сказочника Александра Артуровича Роу. Те, у кого детство прошло в советское время, помнят и, наверное, смотрели все его фильмы. Сказки Александра Роу отличаются от современных киносказок тем, что они очень добрые, наполнены оптимизмом, верой в добро и торжеством справедливости. В них нет жестокости и насилия. Все его фильмы вызывают лишь только положительные эмоции.
- Немного фактов из биографии Александра Роу
- Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 в г. Юрьевец (ныне это Ивановская область) в семье ирландского инженера, который приехал в Россию налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. В России он женился на гречанке и через год у них родился сын Александр — будущий известный кинорежиссер.
- Но детство Александра быстро закончилось, когда в 1914 году, как только началась Первая мировая война, отец сбежал обратно в Ирландию, бросив свою больную жену с ребенком без средств к существованию. Чтобы хоть как-то прожить, мальчик уже с 5 лет начал торговать спичками и галантерей с лотка. Но учебу в школе он не бросил и после окончания семилетней школы поступил в промышленно-экономический техникум.
- С 1921 года работал в агитбригаде «Синяя блуза». Из техникума перевелся в киношколу им. Б.В.Чайковского которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М.Н. Ермоловой (окончил в 1934 году). С 1930 года Александр Роу работал на киностудии « Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съемках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936) и у других режиссеров. С 1937 года – режиссер киностудии «Союздетфильм» (затем - ЦКДЮФ им. М.Горького).
- Первой самостоятельной режиссерской работой стал фильм – сказка « По щучьему велению». Этот фильм был особенным. В те далекие времена не было и в помине компьютеров, и все чудеса в фильмах осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. В этом же фильме чудеса происходили с реальными людьми и животными. Так, в фильме печка, ведра передвигались сами по себе, пятились задом гуси, говорила щука. Именно это и подкупило зрителей всех возрастов.
- Успех этого фильма стал определяющим жанром его кинокартин. Александр Роу снял 16 фильмов по сюжетам сказок. В некоторых фильмах он был не только режиссером, но и сценаристом. Последний фильм, 17-й по счету, по его сценарию уже был снят после его смерти, это фильм «Финист — ясный сокол».
- А это список всех его фильмов. Скорее всего, все эти фильмы вы смотрели.
- 1972 Золотые рога
1969 Варвара-краса, длинная коса
1967 Огонь, вода и... медные трубы
1964 Морозко
1963 Королевство кривых зеркал
1961 Вечера на хуторе близ Диканьки
1960 Хрустальный башмачок
1959 Марья-искусница
1958 Новые похождения кота в сапогах
1956 Драгоценный подарок
1954 Тайна горного озера
1952 Майская ночь, или Утопленница
1949 День чудесных превращений
1944 Кащей Бессмертный
1941 Конек-Горбунок
1941 Боевой киносборник №7
1939 Василиса Прекрасная
1938 По щучьему веленью - Дебютная картина Александра Роу, снятая по одноименной повести Елизаветы Тараховской и по мотивам народных сказок, вышла в советский прокат накануне новогодних праздников 1939 года, в непростое для страны время. Главные герои ленты – Емеля, поймавший щуку, исполняющую любые желания, царевна Несмеяна и царь Горох, которого сыграл артист Георгий Милляр, в этой картине тоже дебютировавший в большом кино. Позже этот актер стал символом всех сказок Роу, где появлялся в образах Бабы-яги и Кащея Бессмертного.
- При создании своей первой картины Александр Роу не обошелся без волшебства. Именно он решил произвести своего рода революцию в кино и снять сказку с настоящими артистами, а не с анимационными или кукольными персонажами, как это делалось раньше. Кроме того, Роу придумал, как обойти на съемках природу: когда нужная для работы зимняя натура неожиданно сменилась оттепелью, режиссер решил ввести в фильм реплику «обернись, зима лютая, летом красным» и таким образом доснял нужные сцены, создав для зрителей эффект чуда.
- Мало кто знает, что премьера сказки Роу «Кащей Бессметный» состоялась 9 мая 1945 года, затем фильм вышел в широкий прокат и, естественно, воспринимался большинством зрителей как метафора завершившейся войны: победа над сказочным злом представлялась как победа над злом вполне конкретным. Фильм снимался в сложных условиях военного времени, съемки проходили в Алтайском крае и Таджикистане. Именно поэтому в ленте появились восточные мотивы – ковер-самолет и Булат Балагур, ставший другом главного героя фильма, русского богатыря Никиты Кожемяки, у которого злой Кащей похитил жену Марью Моревну.
- Кащея Бессмертного сыграл Георгий Милляр. Образ этого персонажа был основан на картине «Четыре всадника Апокалипсиса» Виктора Васнецова. Актер, только оправившийся от болезни, был тогда настолько худым и бледным, что, по воспоминаниям самого Милляра, на съемочной площадке его Кащея испугалась даже лошадь, на которой, по сюжету, должен был ехать сказочный персонаж.
- После «Кащея Бессмертного» Роу не снимал сказки почти десять лет – от него требовали документальные и стереофильмы, а также экранизации классики, а не кино для детей. В частности, режиссеру в послевоенное время запретили снимать сказку «Царь Водокрут» по произведению Евгения Шварца. Однако Роу не отчаивался и в 1960 году все-таки снял фильм «Марья-искусница» по сценарию Шварца. В нем и нашлось место злобному царю Водокруту Тринадцатому, который похитил Марью-искусницу.
- Композиция «Марьи-искусницы» поразила зрителей своей простотой. Здесь почти каждый из героев имел своего антагониста, красивое противопоставлялось безобразному, доброе – злому. Кроме того, фильм отличался большим количеством сказочных эффектов, которые Роу с легкостью делал после практики со стереокино.
- Пожалуй, самая знаменитая работа Александра Роу (причем не только в России, но и за рубежом) повествует о доброй Настеньке и ее сестре, грубой Марфушке. Фильм открыл для советского кинематографа актрис Инну Чурикову и Наталью Седых. Последнюю Роу увидел в балетной школе. После нескольких ролей в кино Седых снова вернулась в балет, а Чурикова стала одной из ведущих актрис советского, а затем и российского кино.
- Фильм «Морозко» получил главный приз на Венецианском фестивале фильмов для детей и юношества, а также имел успешную прокатную судьбу. Лента, в частности, уже в 1966 году вышла на экраны Великобритании и США. Более того, многие зарубежные кинорежиссеры, включая знаменитого Стивена Спилберга, признавались, что «Морозко» оказал огромное влияние на мировой кинематограф.
- После «Морозко» Александр Роу продолжил сотрудничество со знаменитыми драматургами Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным. Результатом работы этого уникального трио стала самая «густонаселенная» советская киносказка «Огонь, вода и… медные трубы», которая вышла на экраны в конце декабря 1968 года. Фильм, правда, пустили не в самый широкий прокат – уж слишком острой показалась чиновникам сатира Роу. Да и критики укоряли режиссера в излишнем гротеске и множестве современных сцен, не свойственных старым народным сказкам.
- Однако «Огонь, вода и… медные трубы» до сих пор смотрится с большим интересом, и как раз гротеск и современные сцены наряду с большим количество персонажей придают этой сказке должную энергию и настоящее очарование.
- Георгий Милляр и Баба- Яга
У Александра Роу создалась прекрасная команда артистов. В его команде среди начинающих актеров можно было увидеть настоящих звезд советского кино: Михаила Пуговкина, Сергея Столярова, Людмилу Хитяеву, Сергея Мартинсона, Татьяну Пельтцер. Некоторые из них снимались не в одном фильме. А Георгию Милляру «повезло» больше всех, порой ему Александр Роу давал сразу несколько ролей в одном фильме, например:
- Шут и Ведьма Дама Пик – «Новые похождения Кота в сапогах»,
- Наиглавнейший Церемониймейстер, вдовствующая королева и возчик – «Королевство кривых зеркал»,
- Баба-Яга и разбойник-дьяк – «Морозко»,
- Кащей и Баба-Яга и Пожарный – «Огонь, вода и… медные трубы»,
- Кастрюк, оборотень, слуга Картауса – «Финист — Ясный Сокол».
- Но особенно Милляру удавались роли Бабы — Яги. В общей сложности ему пришлось сыграть этот образ около десяти раз. И каждый раз Баба-Яга была разная. Сначала – это была злобная и вредная старуха, но со временем она превратилась в старушку, измученную радикулитом и не лишенной человеческих слабостей.
- К своей роли Георгий Милляр всегда тщательно готовился. И не только тщательно подбирал и накладывал грим, сколько репетировал перед зеркалом ужимки и повадки своей героини.
- На роль Бабы- Яги пробовались многие знаменитые артистки, даже Фаине Раневской хотели дать эту роль. Но Роу долго сомневался в выборе артистки на роль Бабы- Яги, ему не нравилась ни одна актриса, так как понимал, что такой персонаж должен быть каким-то другим. Тогда Георгий Милляр сам предложил свою кандидатуру.
- «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...»
Роу согласился и как видите, не прогадал. Персонажи Милляра всегда получались живыми и вызывали восторг у зрителей. «Самая обаятельная нечистая сила» — такой титул Милляр получил от детей на одном из кинофестивалей.
Интересные факты и истории, случившиеся на киносъемках
- Михаил Пуговскин вспоминал, как у Александра Роу на съемках всегда был термос с горячим чаем. И если игра какого-то актера нравилась режиссеру, он всегда его угощал чаем. А для актера – это своего рода была большая честь.
- Знаете ли вы, что актерский дебют Бориса Грачевского – отца «Ералаша», была в фильме «Варвара-Краса». Правда, тогда у него роль была совсем маленькая. Помните, как из колодца, к которому приблизился царь, высунулась рука и пригрозила ему пальцем, как напоминание о долге: царь должен был после совершеннолетия своего сына – царевича отдать его морскому царю. Так вот, это была рука Бориса Грачевского.
- В фильмах Александра Роу все чудеса происходили естественно, но присутствовала режиссерская хитрость. Помните, в фильме «Морозко», когда Дед Мороз шел по лесу, напевая песенку « В лечу родилась елочка», направлял свой посох на деревья и тот час же они покрывались инеем? О компьютерной обработке (в то время) не могло быть и речи, поскольку в то время этого не было в принципе. Оказывается, когда снимали такой кадр, находили, покрытую инеем елочку, помощники встряхивали с нее снег. А когда шел монтаж отснятого материала, то эти кадры снимали в обратном порядке.
- Однажды, при съемке фильма «Морозко», отснятый материал хранился в подвале дома, где жила съемочная группа. И надо же такому случиться: в подвале прорвало трубу. И если бы не Георгий Милляр, то неизвестно, смогли ли восстановить отснятый материал. Когда к подвалу прибежали киношники, они увидели Милляра в одних трусах, который вынес к тому времени уже последнюю коробку с пленкой. Оказалось, о прорвавшей трубе ему сообщила хозяйка, и Милляр в одних трусах (было некогда одеться!) побежал в подвал. Не найдя ключа от подвала. «щупленький» актер снес плечом дверь в подвал. Горячая вода доходила ему до пояса, а на улице мороз — 20⁰. Он сильно замерз, но зато спас все пленки. Коллеги растерли его водкой, да и внутрь для согрева тоже дали стаканчик горячительного напитка, благодаря чему герой не простыл. По другой версии, пленки спасла женщина, которую позднее Александр Роу отблагодарил импортным холодильником (это в те -то времена!).
- При снятии эпизода в «Василисе Прекрасной» Милляру пришлось 25 раз съезжать по желобу из печки, в результате артист получил ожог.
- Артистке Наталье Седых, сыгравшей роль Настеньки в «Морозко», тогда было 15 лет. С 4-х лет она занималась фигурным катанием и даже была призером СССР. С 10 лет она стала заниматься балетом и училась в школе при Большом театре. Однажды на ледовом шоу она исполняла «Умирающего лебедя», именно тогда ее и заприметил Александр Роу и пригласил сниматься в кино. Съемки сначала проходили на Кольском полуострове, где снимали зимние натуры, позднее в подмосковном Звенигороде. Чего только ей не приходилось делать! Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощном грузовику, прыгала в грязный пруд, когда спасала Марфушеньку — душеньку, которую играла Инна Чурикова.
- Еще был один интересный эпизод. По сценарию Марфушенька- душенька ждала в лесу под елкой Деда Мороза с подарками и должна была грызть яблоко. Но ассистенты по какой-то причине яблоки забыли, но нашлась луковица, которую артистке пришлось съесть, даже не сморшившись.
- Артист Александр Хвыля играл роль Деда Мороза в «Морозко». Это был дебют непрофессионального актера. Но он так хорошо сыграл свою роль, что буквально на следующий год и на многие последующие года он стал главным Дедом Морозом на Кремлевской елке.
- В России перед каждым Новым годом по телевидению показывают фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!» А в Чехии перед Новым годом показывают советский фильм «Морозко». В Чехии есть даже мороженое «Морозко» (по-чешски «Mrazík).
Награды для фильмов Александра Роу
Фильм «Морозко» получил несколько наград на международных кинофестивалях, из них только четыре за фильм «Морозко», это —
- приз за лучший фильм на ВКФ в Киеве в 1966 году;
- серебряную медаль за лучший фильм для детей в Тегеране в 1066 году;
- Гран-при «Золотой Лев Святого Марка» на МКФ в Венеции.
- Приз «Капитолийский Юпитер»
В 1961 году на МКФ в Ванкувере фильм «Хрустальный башмачок» был награжден Почетным дипломом; в 1981 году (уже посмертно) фильм «Конек-Горбунок» получил золотую медаль на МКФ детских фильмов в Кито.
Личная жизнь Первой супругой Роу стала актриса Елена Савицкая. Однако семейная жизнь с такой яркой и неугомонной женщиной у режиссера не сложилась. Так как два таланта не могли построить нечто общее. Но жизнь не стояла на месте, и чуть позже Александр Роу встретил свою суженую. Она и стала второй супругой режиссера - это Елена Георгиевна Роу. Эта мужественная женщина была для него настоящей боевой подругой, которая все свое время и силы отдавала любимому мужу. Ездила с ним на съемки, следила, чтобы он вовремя питался и не болел. Друзья и актеры вспоминают, что супруги Роу были очень гостеприимными людьми. Практически всю свою жизнь Роу снимал киносказки для подрастающего поколения. К сожалению, своих детишек у него так и не появилось. Любил иногда шутить Роу Александр Артурович: жена, дети – это актеры. И действительно, он так и относился к своим подчиненным: любил их и заботился о них. И сами артисты относились к сказочнику как к отцу. Ради него они совершали опасные трюки на съемках, рисковали здоровьем, ломали ноги – и все лишь для того, чтобы снять фильм таким, каким видел его их режиссер. Человеком непростой судьбы был Роу Александр Артурович. Биография этого замечательного человека и невероятного профессионала достойна подражания. Несмотря на все проблемы, с которыми приходилось сталкиваться, он смог сохранить детскую чистоту души, которую после вложил в свои фильмы. И пусть уже много лет этого талантливейшего режиссера нет среди живых, его фильмы остались и будут радовать еще многие поколения. -
Умер Александр Роу в 1973 году в возрасте 67 лет и похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве.
Сказки долго живут на свете, и еще очень долго такие фильмы, как: «По щучьему велению», «Марья-искусница», «Кащей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «Огонь, вода и медные трубы», «Конек-горбунок», «Морозко» и «Василиса прекрасная».
Эти сказки будут вводить детей в мир поэзии, в чудесный таинственный мир, где герой борется за правду и где добро всегда берет верх над злом.
Новых сказок Роу уже не будет. Но многие поколения детей и впредь будут смотреть его фильмы и радоваться.
Сказка, которая уходит своими корнями в народную мудрость, - вечна. Вечны и киносказки Александра Роу.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/12/svidetelstvo_proekta_infourok.ru_no1031904.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему :" Александр Невский".
Данный материал может использоваться как на классном часе , так и на уроках окружающего мира....
Классный час "Александр Невский".
Цель: Познакомить с биографией Александра Невского.Закрепить знания о достопримечательностях Санкт-Петербурга.Развивать интерес к истории России, родного города.Воспитывать чувство п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-530903-1416933183.jpg)
Доклад на тему "Путешествие по города России. Тула" Выполнил ученик 2Б класса Никитин Александр
Доклад на тему "Путешествие по города России. Тула" Выполнил ученик 2Б класса Никитин Александр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-1074103-1540468272.jpg)
Творческий отчет к престольному празднику Александро - Невского храма: « Князь Александр Невский – защитник, полководец, святой.
Мероприятие к прастольному празднику Александро- Невского храма....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/02/picture-639759-1433275212.jpg)
Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»
В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-721883-1449503731.jpg)
«Князь Александр Невский – выдающийся деятель истории России» презентация для урока ОРКСЭ к 800-летию Александра Невского
Презентация предназначена для первоначального знакомства учеников начальной школы с личностью князя Александра Невского и формирования представлений о его роли в российской истории.Задачами през...