Доклад на тему "Киносказочник Александр Роу"
статья по теме

Олейникова Ирина Викторовна

Предварительный просмотр:

Доклад на тему : «Киносказочник Александр Роу»

Подготовила учитель начальных классов  Олейникова И.В.  

2017г.

Давайте сегодня вспомним великого советского режиссера и великого сказочника Александра  Артуровича  Роу. Те, у кого детство прошло в советское время, помнят и, наверное, смотрели все его фильмы. Сказки Александра Роу отличаются от  современных киносказок тем, что они очень добрые, наполнены оптимизмом, верой в добро и торжеством  справедливости. В них нет жестокости и насилия. Все его фильмы вызывают лишь только положительные эмоции.

  • Немного фактов из биографии Александра Роу
  • Александр Артурович Роу  родился  8 марта 1906 в г. Юрьевец (ныне это Ивановская область)  в семье ирландского  инженера, который приехал в Россию налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. В России он женился на гречанке и через год у них родился  сын Александр — будущий известный кинорежиссер.
  • Но детство Александра быстро закончилось, когда в 1914 году, как только началась Первая мировая война, отец сбежал обратно в Ирландию, бросив свою больную жену с ребенком без средств к существованию. Чтобы хоть как-то прожить, мальчик уже с 5 лет начал торговать спичками  и галантерей с лотка. Но учебу в школе он не бросил и  после окончания семилетней школы поступил в промышленно-экономический техникум.
  • С 1921 года работал в агитбригаде «Синяя блуза». Из техникума перевелся в киношколу им. Б.В.Чайковского которую окончил в 1930 году, затем учился в Драматическом техникуме им. М.Н. Ермоловой (окончил в 1934 году). С 1930 года Александр Роу работал на киностудии « Межрабпомфильм» ассистентом у Якова Протазанова на съемках фильмов «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936) и у других режиссеров. С 1937 года – режиссер киностудии «Союздетфильм»  (затем -  ЦКДЮФ им. М.Горького).
  • Первой самостоятельной режиссерской работой стал фильм – сказка « По щучьему велению». Этот фильм был особенным. В те далекие времена не было и в помине компьютеров, и все чудеса в фильмах осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации.  В этом же фильме чудеса происходили с реальными людьми и животными. Так, в фильме печка,  ведра передвигались сами по себе, пятились задом гуси, говорила щука. Именно это и подкупило зрителей всех возрастов.
  • Успех этого фильма  стал определяющим жанром его кинокартин. Александр Роу снял 16  фильмов по сюжетам сказок. В некоторых фильмах он был не только режиссером, но и сценаристом. Последний фильм, 17-й по счету, по его сценарию уже был снят после его смерти, это фильм «Финист — ясный сокол».
  • А это  список всех его фильмов. Скорее всего, все эти фильмы вы смотрели.
  • 1972  Золотые рога
    1969  Варвара-краса, длинная коса
    1967  Огонь, вода и... медные трубы
    1964  Морозко
    1963  Королевство кривых зеркал
    1961  Вечера на хуторе близ Диканьки
    1960  Хрустальный башмачок
    1959  Марья-искусница
    1958  Новые похождения кота в сапогах
    1956  Драгоценный подарок
    1954  Тайна горного озера
    1952  Майская ночь, или Утопленница
    1949  День чудесных превращений
    1944  Кащей Бессмертный
    1941  Конек-Горбунок
    1941  Боевой киносборник №7
    1939  Василиса Прекрасная
    1938  По щучьему веленью
  • Дебютная картина Александра Роу, снятая по одноименной повести Елизаветы Тараховской и по мотивам народных сказок, вышла в советский прокат накануне новогодних праздников 1939 года, в непростое для страны время. Главные герои ленты – Емеля, поймавший щуку, исполняющую любые желания, царевна Несмеяна и царь Горох, которого сыграл артист Георгий Милляр, в этой картине тоже дебютировавший в большом кино. Позже этот актер стал символом всех сказок Роу, где появлялся в образах Бабы-яги и Кащея Бессмертного.
  • При создании своей первой картины Александр Роу не обошелся без волшебства. Именно он решил произвести своего рода революцию в кино и снять сказку с настоящими артистами, а не с анимационными или кукольными персонажами, как это делалось раньше. Кроме того, Роу придумал, как обойти на съемках природу: когда нужная для работы зимняя натура неожиданно сменилась оттепелью, режиссер решил ввести в фильм реплику «обернись, зима лютая, летом красным» и таким образом доснял нужные сцены, создав для зрителей эффект чуда.
  • Мало кто знает, что премьера сказки Роу «Кащей Бессметный» состоялась 9 мая 1945 года, затем фильм вышел в широкий прокат и, естественно, воспринимался большинством зрителей как метафора завершившейся войны: победа над сказочным злом представлялась как победа над злом вполне конкретным. Фильм снимался в сложных условиях военного времени, съемки проходили в Алтайском крае и Таджикистане. Именно поэтому в ленте появились восточные мотивы – ковер-самолет и Булат Балагур, ставший другом главного героя фильма, русского богатыря Никиты Кожемяки, у которого злой Кащей похитил жену Марью Моревну.
  • Кащея Бессмертного сыграл Георгий Милляр. Образ этого персонажа был основан на картине «Четыре всадника Апокалипсиса» Виктора Васнецова. Актер, только оправившийся от болезни, был тогда настолько худым и бледным, что, по воспоминаниям самого Милляра, на съемочной площадке его Кащея испугалась даже лошадь, на которой, по сюжету, должен был ехать сказочный персонаж.
  • После «Кащея Бессмертного» Роу не снимал сказки почти десять лет – от него требовали документальные и стереофильмы, а также экранизации классики, а не кино для детей. В частности, режиссеру в послевоенное время запретили снимать сказку «Царь Водокрут» по произведению Евгения Шварца. Однако Роу не отчаивался и в 1960 году все-таки снял фильм «Марья-искусница» по сценарию Шварца. В нем и нашлось место злобному царю Водокруту Тринадцатому, который похитил Марью-искусницу.
  • Композиция «Марьи-искусницы» поразила зрителей своей простотой. Здесь почти каждый из героев имел своего антагониста, красивое противопоставлялось безобразному, доброе – злому. Кроме того, фильм отличался большим количеством сказочных эффектов, которые Роу с легкостью делал после практики со стереокино.
  • Пожалуй, самая знаменитая работа Александра Роу (причем не только в России, но и за рубежом) повествует о доброй Настеньке и ее сестре, грубой Марфушке. Фильм открыл для советского кинематографа актрис Инну Чурикову и Наталью Седых.  Последнюю Роу увидел в балетной школе. После нескольких ролей в кино Седых снова вернулась в балет, а Чурикова стала одной из ведущих актрис советского, а затем и российского кино.
  • Фильм «Морозко» получил главный приз на Венецианском фестивале фильмов для детей и юношества, а также имел успешную прокатную судьбу. Лента, в частности, уже в 1966 году вышла на экраны Великобритании и США. Более того, многие зарубежные кинорежиссеры, включая знаменитого Стивена Спилберга, признавались, что «Морозко» оказал огромное влияние на мировой кинематограф.
  • После «Морозко» Александр Роу продолжил сотрудничество со знаменитыми драматургами Николаем Эрдманом и Михаилом Вольпиным. Результатом работы этого уникального трио стала самая «густонаселенная» советская киносказка «Огонь, вода и… медные трубы», которая вышла на экраны в конце декабря 1968 года. Фильм, правда, пустили не в самый широкий прокат – уж слишком острой показалась чиновникам сатира Роу. Да и критики укоряли режиссера в излишнем гротеске и множестве современных сцен, не свойственных старым народным сказкам.
  • Однако «Огонь, вода и… медные трубы» до сих пор смотрится с большим интересом, и как раз гротеск и современные сцены наряду с большим количество персонажей придают этой сказке должную энергию и настоящее очарование.
  • Георгий Милляр и Баба- Яга

У Александра Роу создалась прекрасная команда артистов. В его команде среди начинающих актеров можно было увидеть настоящих звезд советского кино: Михаила Пуговкина, Сергея Столярова, Людмилу Хитяеву, Сергея Мартинсона, Татьяну Пельтцер. Некоторые из них снимались не в одном фильме. А Георгию Милляру «повезло» больше всех, порой ему Александр Роу давал сразу несколько ролей в одном фильме, например:

  • Шут и Ведьма Дама Пик – «Новые похождения Кота в сапогах»,
  • Наиглавнейший Церемониймейстер, вдовствующая королева и возчик – «Королевство кривых зеркал»,
  • Баба-Яга и разбойник-дьяк – «Морозко»,
  • Кащей и Баба-Яга и Пожарный – «Огонь, вода и… медные трубы»,
  • Кастрюк, оборотень, слуга Картауса – «Финист — Ясный Сокол».
  • Но особенно Милляру удавались роли Бабы — Яги. В общей сложности ему пришлось сыграть этот образ около десяти  раз. И каждый раз Баба-Яга была разная. Сначала – это была злобная и вредная старуха, но со временем она превратилась в старушку, измученную  радикулитом и не лишенной человеческих слабостей.
  • К своей роли Георгий Милляр всегда тщательно готовился. И не только тщательно подбирал и накладывал грим, сколько репетировал перед зеркалом ужимки  и повадки своей героини.
  • На роль  Бабы- Яги пробовались многие знаменитые артистки,  даже Фаине Раневской хотели дать эту роль. Но Роу долго сомневался в выборе артистки на роль Бабы- Яги, ему не нравилась  ни одна актриса, так как понимал, что такой персонаж должен быть каким-то другим.   Тогда Георгий Милляр сам предложил свою кандидатуру.
  • «А можно мне сыграть Бабу Ягу? Эту роль должна играть не женщина...»

Роу согласился и как видите, не прогадал. Персонажи Милляра всегда получались живыми и вызывали восторг у зрителей. «Самая обаятельная нечистая сила» — такой титул Милляр получил от детей на одном из кинофестивалей.

Интересные факты и истории, случившиеся на киносъемках

  • Михаил Пуговскин вспоминал, как у Александра Роу на съемках всегда был термос с горячим чаем. И если игра какого-то актера нравилась режиссеру, он всегда его угощал чаем. А для актера – это своего рода была большая честь.
  • Знаете ли вы, что актерский дебют Бориса Грачевского – отца «Ералаша», была в фильме «Варвара-Краса». Правда, тогда у него роль была совсем маленькая. Помните, как из колодца, к которому приблизился царь, высунулась рука и пригрозила ему пальцем, как напоминание о долге: царь должен был после совершеннолетия своего сына – царевича отдать его морскому царю. Так вот, это была рука Бориса Грачевского.
  • В фильмах Александра Роу все чудеса происходили естественно, но присутствовала режиссерская хитрость. Помните, в фильме «Морозко», когда Дед Мороз шел по лесу, напевая песенку « В лечу родилась елочка», направлял свой посох на деревья и тот час же они покрывались инеем? О компьютерной обработке (в то время) не могло быть и речи, поскольку в то время этого не было в принципе. Оказывается, когда снимали такой кадр, находили, покрытую инеем елочку, помощники встряхивали с нее снег. А когда шел монтаж отснятого материала, то эти кадры снимали в обратном порядке.
  • Однажды, при съемке фильма «Морозко», отснятый материал хранился в подвале дома, где жила съемочная группа. И надо же такому случиться: в подвале прорвало трубу. И если бы не Георгий Милляр,  то неизвестно, смогли ли восстановить отснятый материал. Когда к подвалу прибежали киношники, они увидели Милляра в одних трусах, который вынес к тому времени уже последнюю коробку с пленкой. Оказалось, о прорвавшей трубе ему сообщила хозяйка, и Милляр в одних трусах (было некогда одеться!)  побежал в подвал. Не найдя ключа от подвала. «щупленький» актер снес плечом дверь в подвал. Горячая вода доходила ему до пояса, а на улице мороз — 20⁰. Он сильно замерз, но зато спас все пленки. Коллеги растерли его водкой, да и внутрь для согрева тоже дали стаканчик горячительного напитка, благодаря чему герой не простыл.  По другой версии, пленки спасла женщина, которую позднее Александр Роу отблагодарил импортным холодильником (это в те -то времена!).
  • При снятии эпизода в «Василисе Прекрасной» Милляру пришлось 25 раз съезжать по желобу из печки, в результате артист получил ожог.
  • Артистке Наталье Седых, сыгравшей роль Настеньки в «Морозко», тогда было 15 лет. С 4-х лет она занималась фигурным катанием и даже была призером СССР. С 10 лет она стала заниматься балетом и училась в школе при Большом театре. Однажды на ледовом шоу она исполняла «Умирающего лебедя», именно тогда ее и заприметил Александр Роу и пригласил сниматься в кино. Съемки сначала проходили на Кольском полуострове, где снимали зимние натуры, позднее в подмосковном Звенигороде. Чего только ей не приходилось делать! Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощном грузовику, прыгала в грязный пруд, когда спасала Марфушеньку — душеньку, которую играла Инна Чурикова.
  • Еще был один интересный эпизод. По сценарию Марфушенька- душенька ждала в лесу под елкой Деда Мороза с подарками и должна была грызть яблоко. Но ассистенты по какой-то причине яблоки забыли, но нашлась луковица, которую артистке пришлось съесть, даже не сморшившись.
  • Артист Александр Хвыля играл роль Деда Мороза в «Морозко». Это был дебют непрофессионального актера. Но он так хорошо сыграл свою роль, что буквально на следующий год и на многие последующие года он стал главным Дедом Морозом на Кремлевской елке.
  • В России перед каждым Новым годом по телевидению показывают фильм «Ирония судьбы, или с легким паром!» А в Чехии перед Новым годом показывают советский фильм «Морозко». В Чехии есть даже мороженое «Морозко» (по-чешски «Mrazík).

Награды для фильмов Александра Роу

Фильм «Морозко» получил несколько наград на  международных кинофестивалях, из них только четыре  за фильм «Морозко», это —

  • приз за лучший фильм на ВКФ в Киеве в 1966 году;
  • серебряную медаль за лучший фильм для детей в Тегеране в 1066 году;
  • Гран-при «Золотой Лев Святого Марка» на МКФ в Венеции.
  • Приз «Капитолийский Юпитер»

В 1961 году на МКФ в Ванкувере фильм «Хрустальный башмачок» был награжден Почетным дипломом; в 1981 году (уже посмертно) фильм «Конек-Горбунок» получил золотую медаль на МКФ детских фильмов в Кито.

Личная жизнь Первой супругой Роу стала актриса Елена Савицкая. Однако семейная жизнь с такой яркой и неугомонной женщиной у режиссера не сложилась. Так как два таланта не могли построить нечто общее. Но жизнь не стояла на месте, и чуть позже Александр Роу встретил свою суженую. Она и стала второй супругой режиссера - это Елена Георгиевна Роу. Эта мужественная женщина была для него настоящей боевой подругой, которая все свое время и силы отдавала любимому мужу. Ездила с ним на съемки, следила, чтобы он вовремя питался и не болел. Друзья и актеры вспоминают, что супруги Роу были очень гостеприимными людьми. Практически всю свою жизнь Роу снимал киносказки для подрастающего поколения. К сожалению, своих детишек у него так и не появилось. Любил иногда шутить Роу Александр Артурович: жена, дети – это актеры. И действительно, он так и относился к своим подчиненным: любил их и заботился о них. И сами артисты относились к сказочнику как к отцу. Ради него они совершали опасные трюки на съемках, рисковали здоровьем, ломали ноги – и все лишь для того, чтобы снять фильм таким, каким видел его их режиссер. Человеком непростой судьбы был Роу Александр Артурович. Биография этого замечательного человека и невероятного профессионала достойна подражания. Несмотря на все проблемы, с которыми приходилось сталкиваться, он смог сохранить детскую чистоту души, которую после вложил в свои фильмы. И пусть уже много лет этого талантливейшего режиссера нет среди живых, его фильмы остались и будут радовать еще многие поколения. -

Умер Александр Роу в 1973 году в возрасте 67 лет и похоронен на Бабушкинском кладбище в  Москве.

Сказки долго живут на свете, и еще очень долго такие фильмы, как: «По щучьему велению», «Марья-искусница», «Кащей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «Огонь, вода и медные трубы», «Конек-горбунок», «Морозко» и «Василиса прекрасная».
  Эти сказки будут вводить детей в мир поэзии, в чудесный таинственный мир, где герой борется за правду и где добро всегда берет верх над злом.
Новых сказок Роу уже не будет. Но многие поколения детей и впредь будут смотреть его фильмы и радоваться.
  Сказка, которая уходит своими корнями в народную мудрость, - вечна. Вечны и киносказки Александра Роу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему :" Александр Невский".

Данный материал может использоваться как на классном часе , так и на уроках окружающего мира....

Классный час "Александр Невский".

Цель: Познакомить с биографией Александра Невского.Закрепить знания  о достопримечательностях Санкт-Петербурга.Развивать интерес к истории  России, родного города.Воспитывать чувство п...

Александр Васильевич Александров

Презентация о творчестве Александра Васильевича Александрова...

Доклад на тему "Путешествие по города России. Тула" Выполнил ученик 2Б класса Никитин Александр

Доклад на тему "Путешествие по города России. Тула" Выполнил ученик 2Б класса Никитин Александр...

Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»

В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....

«Князь Александр Невский – выдающийся деятель истории России» презентация для урока ОРКСЭ к 800-летию Александра Невского

Презентация предназначена для первоначального знакомства учеников начальной школы  с личностью князя Александра Невского и формирования представлений о его роли в российской истории.Задачами през...