Агрессия. Что делать?
классный час (4 класс) по теме
1. Агрессия и агрессивность.
2. Уверенность и её роль в развитии человека.
3. Конфликты и способы поведения в конфликте.
4.Жизненные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессия. Что делать?…
Презентация родительского собрания учителя начальных классов
I квалификационной категории
ГБОУ СОШ №128 г. Санкт-Петербурга
Федотовой Людмилы Владимировны
2014 год
Цели и задачи собрания: (слайд 2)
1. Обсудить с родителями причины детской агрессии и ее влияние на поведение ребёнка с окружающими людьми.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.
3. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.
Оборудование: медиапроектор.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины проявления детской агрессии.
2. Анализ мнения родителей по проблеме насилия.
3. Родительская власть, ее виды и способы влияния на личность ребёнка.
4. Возможные способы преодоления и предупреждения детской агрессивности.
1 Этап. Подготовка классного часа
На классном часу ребята обсуждают проблему собственного поведения в различных жизненных ситуациях, объясняя свое к ним отношение. Классный час проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются с учащимися.
Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам.
Ход собрания
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…(слайд 3)
Эрих Фромм
1. Вступительное слово классного руководителя
Агрессия вечна, как энергия или материя. Она принимает самые разные формы и приходит то в виде скрытого намерения, то в виде болезненных фантазий разрушения и насилия. Она затрагивает государства, поколения. Пожалуй, ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия.
Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. (слайд 4) Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессия - это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
Взрослые не любят агрессию у детей. А что же стало причиной агрессии? (слайд 5)
Агрессивность ребёнка проявляется, если:
- ребёнка бьют;
- над ребёнком издеваются;
- над ребёнком зло шутят;
- ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши ;
- родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребёнку не доверяют;
- родители настраивают ребёнка друг против друга;
- родители не общаются со своим ребёнком;
- вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
- родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и
заботу;
- родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
- ребёнок чувствует, что его не любят.
Как выглядит агрессивный ребёнок?
Агрессивный ребёнок нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбивает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Часто такой ребёнок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такие дети не могут оценить агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в их чувствах преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции. (слайд 6)
Критерии агрессивности. (схема наблюдения за ребёнком)
Ребёнок:
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается со взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и отказывается сделать что-то.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует.
Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Как считают детские психологи, возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Кроме того, сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, в сети интернет. Также на становление агрессивного поведения оказывает большое влияние атмосфера в семье, а именно, характер наказаний, которые обычно применяют родители на проявление гнева у своего ребёнка. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, развивают его в своём ребёнке: всем известно, что зло порождает зло, а агрессия - агрессию. Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Обсуждение анкет учащихся и родителей.
Анализ анкетирования. Обсуждение проводится после детального анализа анкет классным руководителем совместно с психологом.
Определили, какие виды агрессии чаще всего встречаются в школе?
Словесная – 90,5%
Физическая – 57%
Материальная- 9,5%
Косвенная - 9,5%
В каком возрасте проявляется детская агрессия больше всего или ярче?
Во всех возрастах проявляется одинаково ярко, только в разных проявлениях.
7 – 9 лет – 47%
10 – 12 лет – 47%
13 – 15 лет – 47%
Где больше всего проявляется агрессивное поведение учащихся?
На уроке – 19%
На перемене – 95%
В столовой – 19%
В гардеробе – 14%
Около школы – 67%
На спортплощадке – 9,5%
Преимущественно ситуация бывает такова. Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии детей является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.
Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства. В конечном счете ребёнок воспитываясь в такой среде, став взрослым превращается в инструмент насилия.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию.
Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.
Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности.
К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.
В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.
О том, как предупредить детскую агрессивность мы подготовили для вас памятку (раздаём).
Для преодоления детской агрессии в своём педагогическом арсенале родители должны иметь внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание чувства юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Итог собрания.
Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.
Решение родительского собрания
- Обсудить с членами семьи необходимость контроля за выбором телепередач для просмотра детьми.
- Классному руководителю составить график консультаций для родителей, выразивших желание побеседовать с психологом.
- При обсуждении детских конфликтов дома учить ребёнка анализировать и своё поведение, даже если он является только случайным свидетелем.
Нашу встречу мне хотелось бы закончить словами В.А Сухомлинского (слайд 8) "Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства"
Литература.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Учебное пособие.- Барнаул, 2002, с. 123 - 130.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2004.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы.- М., 2006.
- Учителю о психическом здоровье младших школьников: Практическое пособие / Под ред. Л.С.Колмагоровой. - Барнаул: БГПУ, 2004.
- Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.
Приложение 1
Тест для учащихся
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их должно быть не менее пяти.
Я — добрый; Я — безразличный;
Я— злой; Я — хороший друг;
Я — терпеливый; Я — умный;
Я — нетерпеливый; Я — помощник;
Я — упрямый; Я — обидчивый.
Ребята работают в группах и парах, анализируя 10 черт своего характера, которые, по их мнению, преобладают.
Приложение 2
Анкета для учащихся
1.Чаще всего я радуюсь, когда _____________________________________
_______________________________________________________________
2. Чаще всего я смеюсь, когда ______________________________________ ________________________________________________________________
3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ______________________
________________________________________________________________ 4. Чаще всего я плачу, когда ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
5. Чаще всего я злюсь, когда ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
6. Чаще всего я обижаюсь, когда ________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Мне хорошо, когда меня ________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Мне плохо, когда меня ________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Анкета для родителей № 1
1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?
Ответ: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Против кого он проявляет агрессию?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Находите ли вы понимание у всех членов семьи?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?
Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Анкета для родителей № 2
Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка.
По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:
Доброта; Безразличие;
Сочувствие; Упрямство;
Покладистость; Агрессивность;
Терпение; Нетерпимость;
Сопереживание; Эгоизм.
Считаю, что следующие качества характера моего ребенка
выражены наиболее ярко
Ответ:
1. ______________ 6. ______________
2. ______________ 7. ______________
3. ______________ 8. ______________
4. ______________ 9. ______________
5. ______________ 10. ______________
(родители перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены).
Приложение 5
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере. (слайд 7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/02/picture-6506.jpg)
Детская агрессия. Её причины и последствия
Материал для проведения родительского собрания во 2-3 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/14/picture-13656.jpg)
Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии.Упражнения для снятия агрессии, гнева
Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии. «Крик» Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-227999-1364204477.jpg)
Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/05/picture-90256.jpg)
Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-102084-1389091448.jpg)
Агрессия у детей. Причины и последствия детской агрессии.
Выявить и понять причины агрессии у детей школьного возраста. Почему возникает агрессия? Как можно с ней справиться?...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-725379-1602500568.jpg)
Родительское собрание 2 четверть Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии
Родительское собрание 2 четверть...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181414-1358408556.jpg)
Презентация к родительскому собранию "Агрессия. Игры на снижение агрессии".
В данной презентации раскрывается понятие агрессии, какие бывают критерии агрессивности. Рассматриваются игры и упражнения на снятие агрессии.Материал предназначен для родительского собрания в начальн...