Агрессия. Что делать?
классный час (4 класс) по теме

Федотова Людмила Владимировна

1. Агрессия и агрессивность.

2. Уверенность и её роль в развитии человека.

3. Конфликты и способы поведения в конфликте.

4.Жизненные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya._chto_delat.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

    Агрессия. Что делать?…

Презентация  родительского собрания                              учителя начальных классов

I квалификационной категории

ГБОУ СОШ №128 г. Санкт-Петербурга

 Федотовой Людмилы Владимировны

                   

                                                2014 год

Цели и задачи собрания: (слайд 2)

1. Обсудить с родителями причины детской агрессии и ее влияние на поведение ребёнка с окружающими людьми.

2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.

3. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Оборудование: медиапроектор.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины проявления детской агрессии.

2. Анализ мнения родителей по проблеме насилия.

3. Родительская власть, ее виды и способы влияния на личность ребёнка.

4. Возможные способы преодоления и предупреждения детской агрессивности.

1 Этап. Подготовка классного часа

На классном часу ребята обсуждают проблему собственного поведения в различных жизненных ситуациях, объясняя свое к ним отношение. Классный час проводится предварительно, и реальные ситуации сегодняшней жизни обсуждаются с учащимися.

Это поможет классному руководителю выяснить осведомленность учеников по затронутым проблемам.

                                          Ход собрания

Человек обладает способностью любить, и если он не  может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…(слайд 3)

Эрих  Фромм

1. Вступительное слово классного руководителя

Агрессия вечна, как энергия или материя. Она принимает самые разные формы и приходит то в виде скрытого намерения, то в виде болезненных фантазий разрушения и насилия. Она затрагивает государства, поколения. Пожалуй, ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия.

Учащение агрессивных проявлений  является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. (слайд 4) Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное  на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессия - это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

Взрослые не любят агрессию у детей. А что же стало причиной агрессии? (слайд 5)

Агрессивность ребёнка проявляется, если:

  • ребёнка бьют;
  • над ребёнком издеваются;
  • над ребёнком зло шутят;
  • ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши ;
  • родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребёнку не доверяют;
  • родители настраивают ребёнка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребёнком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
  • родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и  

      заботу;

  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
  • ребёнок чувствует, что его не любят.

Как выглядит агрессивный ребёнок?

Агрессивный ребёнок нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбивает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Часто такой ребёнок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такие дети не могут оценить агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в их чувствах преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции.  (слайд 6)

Критерии агрессивности. (схема наблюдения за ребёнком)

Ребёнок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-то.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует.

Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Как считают детские психологи, возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Кроме того, сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, в сети интернет. Также на становление агрессивного поведения оказывает большое влияние атмосфера в семье, а именно, характер наказаний, которые обычно применяют родители на проявление гнева у своего ребёнка. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, развивают его в своём ребёнке: всем известно, что зло порождает зло, а агрессия - агрессию. Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Обсуждение анкет учащихся и родителей.

Анализ анкетирования. Обсуждение проводится после детального анализа анкет классным руководителем совместно с психологом.

Определили, какие виды агрессии чаще всего встречаются в школе?

Словесная – 90,5%
Физическая – 57%
Материальная- 9,5%
Косвенная - 9,5%

В каком возрасте проявляется детская агрессия больше всего или ярче?

Во всех возрастах проявляется одинаково ярко, только в разных проявлениях.

7 – 9 лет – 47%
10 – 12 лет – 47%
13 – 15 лет – 47%

Где больше всего проявляется агрессивное поведение учащихся?

На уроке – 19%
На перемене – 95%
В столовой – 19%
В гардеробе – 14%
Около школы – 67%
На спортплощадке – 9,5%

Преимущественно ситуация бывает такова. Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии детей является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.

Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства. В конечном счете ребёнок воспитываясь в такой среде, став взрослым превращается в инструмент насилия.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию.

Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности.

К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.

Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.

В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

О том, как предупредить детскую агрессивность мы подготовили для вас памятку (раздаём).

Для преодоления детской агрессии в своём педагогическом арсенале родители должны иметь внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание чувства юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

Итог собрания.

Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.

Решение родительского собрания

  1. Обсудить с членами семьи необходимость контроля за выбором телепередач для просмотра детьми.
  2. Классному руководителю составить график консультаций для родителей, выразивших желание побеседовать с психологом.
  3. При обсуждении детских конфликтов дома учить ребёнка анализировать и своё поведение, даже если он является только случайным свидетелем.

Нашу встречу мне хотелось бы закончить словами  В.А Сухомлинского (слайд 8) "Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства"

Литература. 

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Учебное пособие.- Барнаул, 2002, с. 123 - 130.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2004.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы.- М., 2006.
  4. Учителю о психическом здоровье младших школьников: Практическое пособие / Под ред. Л.С.Колмагоровой. - Барнаул: БГПУ, 2004.
  5. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – 336с.

Приложение 1

                          Тест для учащихся

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их должно быть не менее пяти.

Я — добрый;                     Я — безразличный;

Я— злой;                           Я — хороший друг;

Я — терпеливый;             Я — умный;

Я — нетерпеливый;         Я — помощник;

Я — упрямый;                  Я — обидчивый.

Ребята работают в группах и парах, анализируя 10 черт своего характера, которые, по их мнению, преобладают.

                            Приложение 2

                           Анкета для учащихся

1.Чаще всего я радуюсь, когда  _____________________________________

 _______________________________________________________________

2. Чаще всего я смеюсь, когда ______________________________________ ________________________________________________________________

3. Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ______________________

________________________________________________________________       4. Чаще всего я плачу, когда ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

5. Чаще всего я злюсь, когда ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

6. Чаще всего я обижаюсь, когда ________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Мне хорошо, когда меня ________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Мне плохо, когда меня ________________________________________________________________________________________________________________________________

                                             Приложение 3

                                     Анкета для родителей № 1

1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?

Ответ: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Против кого он проявляет агрессию?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Находите ли вы понимание у всех членов семьи?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________

                                     Приложение 4

                             Анкета для родителей № 2

Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

Доброта;                                  Безразличие;

Сочувствие;                            Упрямство;

Покладистость;                      Агрессивность;

Терпение;                                Нетерпимость;

Сопереживание;                     Эгоизм.

Считаю, что следующие качества характера моего ребенка

выражены наиболее ярко

Ответ:

1.     ______________           6.     ______________

2.     ______________           7.     ______________

3.     ______________           8.     ______________

4.     ______________            9.     ______________

5.     ______________           10.    ______________

(родители перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены).

                                        Приложение 5

Памятка  для родителей по предупреждению детской агрессивности

1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.

5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.

7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с  собственным ребёнком  в  зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!  Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.  (слайд 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессия. Её причины и последствия

Материал для проведения родительского собрания во 2-3 классах...

Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии.Упражнения для снятия агрессии, гнева

Упражнения, направленные на обучение ребёнка  способам разрядки гнева, агрессии.    «Крик» Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной...

Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, на­сколько развито в обществе сопротивление агрессии....

Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"

Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...

Агрессия у детей. Причины и последствия детской агрессии.

Выявить и понять причины агрессии у детей школьного возраста. Почему возникает агрессия? Как можно с ней справиться?...

Презентация к родительскому собранию "Агрессия. Игры на снижение агрессии".

В данной презентации раскрывается понятие агрессии, какие бывают критерии агрессивности. Рассматриваются игры и упражнения на снятие агрессии.Материал предназначен для родительского собрания в начальн...