Праздник "Ах, картошечка!"
методическая разработка
Цель: Познакомить детей с историческими сведениями о картофеле, его значении как сельскохозяйственной культуры, с использованием картофеля в приготовлении пищи и жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ah_kartoshechka.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ» пгт Синдор
Княжпогостского района Республики Коми
Ах, картошечка!
(праздник)
Автор: Валентина Александровна Афиногенова,
учитель начальных классов
2017 год
Цель: Познакомить детей с историческими сведениями о картофеле, его значении как сельскохозяйственной культуры, с использованием картофеля в приготовлении пищи и жизни.
Задачи:
- воспитывать у учащихся интерес и уважение к народным традициям;
- научить наблюдать, делать выводы, излагать сведения;
- привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Пояснительная записка:
Праздник проводится по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Живая планета». Мероприятие рассчитано для школьников 8–10 лет (2–4 классы).
Рассказы детей сопровождаются просмотром презентации, прослушиванием музыкального материала. Разучивается песня «Ах, картошка!» (муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского), частушки о картошке, песня «Антошка».
Для подведения итогов выбирается жюри из числа гостей (родители, учителя).
Оформление:
- выставка рисунков, поделок из картофеля, клубней причудливой формы;
- выставка книг с информацией о картофеле;
- выставка исследовательских работ детей;
-блюда из картофеля.
Технические средства:
Мультимедийная установка.
Предварительная работа:
Учитель предлагает детям тему мероприятия «Ах, картошечка!», формулирует проблему «Что мы хотим узнать о картофеле?». Вместе с детьми определяют темы исследовательской работы:
- появление картофеля в России;
- польза и вред картофеля;
- картофельные полезные советы;
- стихи, загадки, песни, пословицы о картофеле;
- поделки из картофеля;
- блюда из картофеля.
Учитель комплектует группы
Группы осуществляют деятельность, отвечают на поставленные вопросы, оформляют результаты. Учитель консультирует, координирует и корректирует. Самый интересный материал добавляется в презентацию.
Классный руководитель помогает подготовить сообщения для проведения мероприятия.
Дети разучивают песню «Ах, картошка!» (муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского), частушки о картошке, песню «Антошка».
Ход мероприятия
Вед.: И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом - … (картошка)!
Вед.: Вы уже догадались , что разговор у нас пойдёт о картошке. И название нашего праздника «Ах, картошечка!» Сегодня мы узнаем по неё много интересного. ПЕСНЯ: «Ах, картошка!»
(муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского)
Сколько раз на привале
Мы картошку пекли,
Пировать-пировали,
Разговоры вели.
Припев:
Ах, картошка, картошка,
В кожуре уголёк,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
(Припев повторяется дважды.)
Очень тонкое дело
Даже для знатока —
Подрумянить умело
У картошки бока!
Припев.
Из ладошки в ладошку
Ты её покидай, покидай!
А посолишь картошку —
Остывать не давай!
Припев.
Ключевою водою
Мы картошку запьём
И, конечно, с тобою,
У костра запоём.
Припев.Вед.: А вот и сама «виновница» нашего праздника. Здравствуй, картошечка!
(Выходит картошка).
Картошка: Здравствуйте! Я пришла к вам познакомиться поближе и рассказать немного о себе. Посмотрите, какая я! Это мой стебель, это листочки, это цветочки (они бывают белые, розовые, фиолетовые). На месте цветов образуются ягоды. Они похожи на зелёные помидоры. Но будь осторожен! Если съешь мою ягоду, можешь отравиться. Вот мои корни. А вот подземные побеги – клубни. Из них можно приготовить много разных вкусных блюд.
Вед.: Спасибо! Ну вот, знакомство состоялось. Но это ещё не всё. А знаете ли вы, что картофель – иностранец?
Родина картофеля – Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днём жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днём сушили на солнце и называли его «чунью», а клубни – «паппо». Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.
(СЦЕНКА. Вперёд выходит вождь. В руках у него большое золотое блюдо, на котором куст картофеля (искусственный). Установив блюдо на плоском камне, вождь кланяется ему. Индейцы встают вокруг этого блюда).
Индейцы: Мы из паппо заготовим
Много, много сладких чунью.
А для этого на камнях
Паппо мы скорей рассыплем.
Пусть мороз холодной ночью
Заморозит сладкий паппо,
Солнце днём его просушит.
(Вперёд выходят индианки, украшают куст позолоченными безделушками и бусами. Под аккомпанемент барабана они исполняют вокруг куста танец).
Вед.: Шло время. И побережье Южной Америки завоевали испанцы. Они обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания. Отправляясь домой, они нагружали свои каравеллы золотом и серебром, но не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли – клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.
Так картофель попал в Европу. Но сначала никто не знал, что с ним можно делать. Картофель ценили за необыкновенные, невиданные цветы. Садовники выращивали его в оранжереях. Кавалеры дарили цветы картофеля знатным дамам, которые прикалывали их к своим бальным платьям. Перед дворцами разбивали картофельные клумбы. Только потом стало известно, что клуб этого растения можно употреблять в пищу. Но люди боялись разводить «земляные яблоки» (la pomme de terre – так звучит название картофеля на французском языке).
Во Франции жил Антуан Пермантье – человек, который отдал свою жизнь упорной борьбе за распространение картофеля.
Пермантье: Люди голодают, а картофель урожаен, неприхотлив и хорош на вкус. Мой долг – помочь им.
(СЦЕНКА. Появляется король, а за ним придворный с креслом).
Король: Поставь сюда кресло, а сам иди прочь.
(Придворный кланяется, уходит).
Король: Тяжело быть королём: приёмы, балы.
(Входит Пермантье).
Король: Как ты смел явиться сюда? Я велю тебя арестовать.
Пермантье: Не гневайтесь, сир. Разрешите поднести Вам этот букет. Лучшего букета Вы никогда не получали. Это картофель. Хлеб бедняков. Где есть картофель, там не может быть голода.
Король: Картофель – грубая пища, он годен лишь для откорма свиней.
Пермантье: Вам неправильно доложили, сир, картофель может заменить хлеб!
(Король берёт букет, прикрепляет цветы к своему костюму и уходит).
Вед.: Чтобы заинтересовать простых людей картофелем, Пермантье пошёл на хитрость. Для этого у посаженной картошки была выставлена охрана. Ночью охрана уходила. Люди заинтересовались и пытались всяческими способами достать картофель.
Простые люди Франции сохранили о Пермантье благодарную память: каждый год на его могиле цветут кусты картофеля. На родине Пермантье, в маленьком городке Мондидье, стоит памятник, изображающий учёного с букетом цветов картофеля в руках. И каждый год устраивается праздник картофеля.
Вед.: А теперь послушайте, когда и как появилась картошка в России.
В Россию картофель был завезён при Петре I. Путешествуя по Голландии, Пётр I прислал мешок картофеля в Петербург с наказом: «Приглашать население заниматься разведением картофеля».
(СЦЕНКА. Горожанка, офицер, солдат, поп идут навстречу друг другу).
Офицер: Дорогу, дорогу!
Поп: Что, сын мой, несёте?
Солдат: Из Голландии царь Пётр прислал мешок картофеля, чтобы разводить его в России?
Горожанка: Не откажите посмотреть, солдатики, что за диковинка этот картофель.
Солдат: Посмотреть можно. (Даёт в руки одну картофелину).
Горожанка: Круглый, как яблоко, хотя, говорят, что он в земле растёт!
Поп: Потому в земле растёт, что не простое это яблоко, а чёртово! Запрещённый плод… запрещённый! А будете сажать – будете чёрта веселить! Богом проклятое, в землю загнанное. (Бросает картошку на землю, все пятятся и уходят).
И в России картофель сначала разводили очень неохотно из-за суеверного страха перед ним. Да и картофель был не такой, как сейчас, он был горьковат на вкус. Сейчас выведено более 700 сортов картофеля. И поистине картофель стал вторым хлебом.
Недаром народ так говорит о картофеле:
(ПОГОВОРКИ)
- Картошка хлеб бережёт.
- Картофель – хлебу подпора.
- Картошка – хлебу присошка.
- Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
- Ель да берёза – чем не дрова?
Соль да картошка – чем не еда!
- Картошка да каша - еда наша.
(КОНКУРС: Кто знает больше блюд из картофеля).
СТИХОТВОРЕНИЕ «Ах, сколько блюд!»
Ах, сколько блюд! Всех лучше в мире
С капустой, с огурцом, с кваском,
Очищенная и в мундире,
В борще и с кислым молоком!
Картофель мятый и печёный,
Тушёный в глиняном горшке,
Ну а бульбяные драчены
И клёцки в том же молоке!
А с колбасой, янтарной шкваркой,
С лучком и сельдью в самый раз.
Рассыпчатый, хрустящий, жаркий
Щедрот картофельный запас.
Посмотрите, сколько блюд приготовили ваши родители. Расскажите о том, как, из чего вы это сделали, как называется ваше произведение.
А чтобы картофель пришёл к нам на стол, нужно немало потрудиться.
(ВОПРОС: Что для этого мы должны сделать?)
И мы не будем брать пример с мальчика по имени Антошка.
(ПЕСНЯ: «Антошка»)
Вед.: Картофель не только употребляют в пищу люди, он является ценным кормом для скота, сырьём для промышленности. Из него получают спирт, крахмал. Картофель испоьзуют в кондитерской, текстильной, бумажной, деревообрабатывающей, литейной, фармацевтической, косметической промышленности.
В клубнях содержится много полезных и ценных веществ, так же и витамины, в том числе витамин С.
Картофель обладает лечебными свойствами:
- Свежеприготовленный картофельный сок издавна применялся в народной медицине при лечении болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;
- При заболеваниях верхних дыхательных путей, при кашле применяют картофельные паровые ингаляции;
- Свеженатёртую кашицу используют при лечении ожогов и экземы;
- Картофель полезен при заболеваниях почек, сердечно-сосудистой системы.
Вот какая наша картошечка!
ВИКТОРИНА: «Что ты знаешь о картошке?»
- Где родина картофеля? (Перу, Чили)
- Кто и откуда прислал картофель в Россию? (Пётр I из Голландии в начале XVIII века)
- Является ли клубень корнем? (нет, это подземный видоизменённый побег)
- Как называется насекомое-вредитель, поедающий картофельную ботву? (колорадский жук)
- Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты)
- Как можно размножать картофель? (клубнями, глазками, семенами)
(Подведение итогов викторины, а также конкурсов частушек, рисунков, поделок).
Дегустация блюд из картофеля. Развлекательная программа.
КОНКУРСЫ:
- Угадать количетво картофелин в мешке;
- Угадать количество картофелин в мешке (сесть на мешок);
- Ложкой перенести картофелины с одного стула на другой;
- Бег вокруг картофелин (7 картофелин, 8 участников. Аналогично - «Стульчики»);
- Найти картофель (спрятанный в классе);
- Кто больше соберёт (с завязанными глазами, рассыпать, дать ведёрки);
- Воткнуть коробок спичек (кто быстрее);
- Кто быстрее почистит;
- Придумать и записать слова, которые можно образовать от слова «картошка».
Между представлениями презентаций исполняют песни о картошке, проводятся игры, конкурсы, угощают блюдами из картофеля.
ЧАСТУШКИ
- Гармонист, гармонист,
Разверни гармошку.
Мы сегодня пропоём
Частушки про картошку!
- Что ты, милый, задаёшься,
Как картошка в борозде.
Тебя девочки не любят,
А ты хвалишься везде!
- Ах, картошечка, картошка,
Ты, картошечка моя,
Хоть на вид ты и невзрачна,
Но уж очень ты вкусна!
- Овощи вы, овощи,
Репка да картошка!
Нам не нужно помощи,
Приготовьте ложку!
- Сковородку мы картошки
С маслицем пожарили,
Накормили всех соседей
И плясать заставили!
- Посадили мы картошку,
А потом пошли копать.
Две лопаты поломали,
А картошку не видать!
- Ах, картошечка скромна,
Слова не сказала!
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым!
- Ох, картошечка-картошка,
Ах, какая тебе честь!
Кабы не было картошки,
Так чего бы стали есть?
- Посадили мы картошку,
Колорадский жук пришёл.
Вышел дед копать картошку,
А картошку не нашёл.
- Мы картошку убирали,
Я без дела не сижу.
Папа роет, мама носит,
Ну а я руковожу.
- Папе с мамой помогал
Собирать картошку.
Он — ведро, она — ведро,
Ну и я немножко.
- Мы всё лето ели кашу,
Молоко, окрошку,
А сегодня будем есть
Печёную картошку.
- Без прикуски и вприкуску
Вся картошка хороша.
Съел сегодня полведра —
Отогрелася душа.
- Мы картошку посадили,
Прыскали, растили,
А сентябрь наступил —
Выкопать забыли.
- Гармонист, гармонист,
Разверни гармошку.
Мы сегодня вам пропели
Частушки про картошку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкального праздника, посвященного Дню Победы. Этот праздник со слезами на глазах"
Этот материал поможет учителям начальных классов провести утренник, торжественное мероприятие, линейку, посвященные Дню Победы....
Сценарии праздников: "Осень, Осень, в гости просим", "Здравствуй, праздник Новогодний"
Сценарии праздников: «Осень, Осень, в гости просим!» «Здравствуй, праздник новогодний!» ...
"Праздник Букваря." сценарий праздника.
В сценарии представлен вспомогательный материал для проведения праздника в 1 классе " Прощай,Азбука!"...
Сценарий праздника "Ах, картошечка!"
В процессе работы над проектом "Удивительная картошка!" был проведён праздник "Ах, картошечка!" В празднике приняли участие и дети , и их родители.На празднике были подведены итоги творческих конкурсо...
Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)
Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( "Основы религиозных культур и светской этики"...
Православный праздник "Пасха - праздник праздников!"
Праздник православного праздника - Пасха....
Семейные праздники: « Праздник красок», « Праздник друзей».(1 класс)
Семейные праздники для первоклассников не требуют от учителя большой подготовки, что не мало важно в наше время, но дают возможность помочь современной семье в деле воспитания, предупредить появление ...