классный час по ПДД 4 класс
классный час (4 класс) на тему
В этом разделе вы можете найти классный час по ПДД в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostanovochnyy_i_tormoznoy_put.docx | 103.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Тормозной и остановочный путь. Скорость движения»
Цели: 1. Познакомить учащихся с основными понятиями теории движения
автомобиля –тормозным и остановочным путём.
2. Развивать мышление, речь, глазомер, умение определять остановочный путь в зависимости от скорости движущегося транспорта.
3. Воспитывать культуру безопасного поведения на дороге.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
2. Вводная беседа.
-Вы хорошо знаете, что все транспортные средства двигаются по …………… (проезжей части).а для пешеходов отведён -…… (тротуар). Но не могут же пешеходы всегда ходить по тротуару! Чтобы перейти на другую сторону дороги пешеходу. Хочешь не хочешь, придётся выйти на проезжую часть, т.е. придётся идти там, где едет транспорт. Как быть? В Правилах дорожного движения написано. Где и как пешеходу можно выходить на проезжую часть. Вам всем приходилось это делать не раз. Но по правилам ли вы это делали?
Например, известно ли вам, на каком расстоянии от едущего автомобиля безопасно пересекать проезжую часть? Если не знать этого, то выходить на проезжую часть очень опасно, вы рискуете быть сбитыми автомобилем. А чтобы ответить на этот вопрос. Надо знать, как происходит торможение автомобиля и его остановка.
3. Изучение нового материала.
Остановочный путь
Давайте вместе разберёмся, что это такое — остановочный путь.
Допустим, вы внезапно вышли или, что ещё хуже, выбежали на проезжую часть. Водитель заметил ваше неожиданное появление на проезжей
части. Теперь ему мгновенно надо решить, как поступить, какие действия
предпринять. Объезжать? Тормозить? Объезжать и одновременно тормозить? Наконец решение принято — тормозить! Водитель тут же нажал на
педаль тормоза. С момента, когда водитель заметил тебя и начал думать,
как поступить, и до момента, когда он решение примет, пройдёт какое-то
время — это время реакции водителя. Длится всё это не более одной секунды, но за эту секунду автомобиль проедет какое-то расстояние. Оказывается, оно может быть немалым.
В городе разрешено ехать со скоростью 60 километров в час.
И если автомобиль ехал с такой скоростью, то за одну секунду он проедет 17 метров. Это больше, чем две длины твоего класса! Давай отметим это расстояние чёрточкой на бумаге в клетку. Пусть у нас одна слетка будет равна одному метру. Значит, наша чёрточка будет длиной в 17 клеток.
Водитель нажал на педаль тормоза. Но тормозной механизм так устроен, что, пока усилие от педали дойдёт до колес и они прекратят вращаться, пройдёт ещё какое-то время. Это приблизительно треть секунды. И даже в этот, совсем маленький период времени автомобиль будет продолжать ехать и продвинется вперёд ещё метра на три.
Продлим нашу черточку еще на три клетки, теперь ее длина уже стала 20 метров. А у нас это будет 20 клеток.
И вот тормоз сработал — колёса прекратили своё вращение. Но не прекратил ехать автомобиль! Почему? Да потому, что он по инерции будет скользить на заторможенных колёсах или, как иногда говорят, ехать «юзом» ещё некоторое расстояние до полной остановки.
Так вот, по инерции на тормозах автомобиль проедет ещё 20 метров. Это его тормозной путь. Продлим нашу чёрточку ещё на 20 клеток. Теперь это уже не маленькая чёрточка, а черта длиной в 40 клеток. Значит, остановочный путь автомобиля при скорости 60 километров в час составляет 40 метров! Это почти половина длины футбольного поля!
При большей скорости автомобиля его остановочный путь будет длиннее. Остановочный путь увеличивается ещё и оттого, что водитель испытывает недомогание или просто невнимателен. Тогда время его реакции увеличится, а значит, и остановочный путь тоже удлинится. Неисправные тормоза или изношенные шины тоже удлиняют остановочный путь.
Очень влияют на длину тормозного пути состояние поверхности дороги. Если она скользкая от дождя, снега или льда, покрывшего её, то тормозной путь становится намного длиннее. А если тормозной путь увеличился, то будет длиннее и остановочный путь.
Дорога осенью
Если перед твоим уходом в школу мама или бабушка напоминает тебе, что на улице сыро, то она заботится о том, чтобы ты не промок сам, не промочил ноги и не простудился. Мы желаем тебе того же. Но главное — мы хотим тебе напомнить, что мокрая дорога опаснее сухой потому, что у всех транспортных средств удлиняется остановочный путь. Выходя на проезжую часть, будь особенно внимателен!
Наверное, ты обращал внимание, что в некоторых местах города, где-особенно много деревьев, висят надписи: «Осторожно, листопад!» Чем же опасен листопад? Оказывается, листья, попадая под колёса, увеличивают тормозной путь. Прослойка из листьев между колёсами и поверхностью дороги действует как своеобразная смазка. Таким же образом опавшие листья увеличивают длину тормозного пути.
Осенью не только падают листья. Осенью чаще, чем в другое время года, идут дожди, а значит, чаще дорога «портится» — становится мокрой и скользкой, остановочный путь увеличивается.
Кроме того, во время дождя ухудшается видимость. Становится пасмурно, пешеходы прячутся от сырости под зонтиками, надевают капюшоны, которые мешают обзору дороги. При этом немудрено не заметить машину. Водителям дорога тоже становится видна хуже. Дождь заливает ветровое стекло автомобиля, стеклоочистители не всегда справляются с ним.
Поэтому чаще возникает опасность столкновения машин и наездов на пешеходов. Осенью вы часто слышите: «Будьте внимательны и осторожны на проезжей части при переходе дороги!»
Дорога зимой
Ближе к зиме начинаются заморозки. На лужах появляются корочки льда. Дорога становится совсем скользкой. Часто не успевшая просохнуть от дождя поверхность дороги покрывается тонким-тонким и незаметным для глаз льдом. Скользят пешеходы, а про тормозной путь и говорить не приходится — он становится намного длиннее.
А придёт настоящая зима, и дороги покроются снегом. Утоптанный ногами пешеходов и укатанный колёсами машин, он становится таким же скользким и опасным, как лёд.
Во время зимних оттепелей лёд и снег оттаивают, а потом вновь замерзают и делают поверхность проезжей части очень скользкой и опасной. Вдобавок, если идёт снег, он залепляет глаза пешеходам, мешает обзору дороги, резко ухудшает видимость. Водителям тоже становится хуже видна дорога, видимость резко сокращается.
Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада, когда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лёд. В это время случается больше, чем обычно, наездов на пешеходов. Происходит это потому, что и водители, и пешеходы ещё не успели приспособиться к тому, что на дороге стало скользко, и видимость ухудшилась.
Дорога весной
Весне всегда все рады. Радуются ей и пешеходы, и водители: под лучами весеннего солнца с каждым днём всё быстрее тает снег и лёд, делая чистыми дороги. Правда, кое-где под стаявшим льдом и снегом остается грязь. Смешиваясь с дождевой водой, она создаёт весьма скользкий жидкий грязевой слой, покрывающий поверхность проезжей части и тротуаров. Скользко, как зимой. Но постепенно солнце делает своё дело — дороги становятся сухими. Но весеннее солнце, бывает, служит и недобрую службу — оно слепит глаза пешеходам и водителям. Взглянув на яркое солнце, человек на некоторое время как бы слепнет. Если такое случается с пешеходом на проезжей части или с водителем, то это может окончиться бедой. Особенно плохо, когда солнце светит навстречу движению. Даже солнцезащитные козырьки в автомобиле или очки не всегда помогают. Поэтому водители и пешеходы должны помнить об этом.
Если приходится двигаться против солнца, то, будучи ослеплёнными солнечными лучами, водители должны прекратить движение, а пешеходы — не выходить на проезжую часть. Двигаться можно лишь тогда, когда дорога хорошо просматривается.
Дорога летом
Наиболее благоприятная пора для дорожного движения — лето. Светлого времени становится значительно больше, сухо на дорогах. Но и летом мы не застрахованы от опасностей. Все привыкают к тому, что видимость хорошая. Стала видна скрытая зимой под снегом дорожная разметка. Это способствует безопасному движению. Тормозной путь укоротился: снега-то и льда нет. Но случаются дожди, и пусть на короткое время, но дорога опять становится скользкой. Особенно опасны первые капли дождя. Они смешиваются с пылью на дороге, и эта грязевая смесь действует как смазка! Тормозной путь резко увеличивается! Во время дождя не только становится более скользким покрытие, но и ухудшается видимость.
Водители и пешеходы, отвыкшие от таких сложных условий движения, порой это не учитывают. А зря. Необходимо и водителям скорость снизить, и пешеходам быть осторожнее при переходе дороги. Всем надо внимательнее следить за обстановкой на дороге.
Дорога в тёмное время суток
Любое время года имеет свои особенности. Если все участники движения — пешеходы и водители — эти особенности знают и учитывают, то, значит, опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий уменьшается.
Но обстановка на дороге зависит не только от времени года. Меняется она и в течение суток. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Пешеходы и водители не очень хорошо различают, что делается на дороге. В темноте легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. При плохом освещении часто близкие предметы кажутся далёкими, а далёкие — близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, удаляющийся — за приближающийся, и наоборот. В темноте трудно определить по свету фар автомобиля, приближается он или нет. А если приближается, то с какой скоростью.
Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но всё равно ночное зрение значительно хуже дневного.
При плохом освещении, в сумерках, глаза плохо различают цвета. Например, красный цвет кажется тёмным и даже черным. Зелёный цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета. Прежде всего, становится виден зелёный, затем жёлтый и красный. К сожалению, не все пешеходы и водители это знают и не проявляют должной осторожности в темноте.
Вывод простой. В темноте при переходе улицы расстояние до приближающегося автомобиля должно быть больше, чем днём. Торопиться и днём нельзя, а в темноте тем более. Желательно в тёмное время не носить тёмную одежду. Если есть возможность, то надо использовать светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки, которые помогают водителям увидеть вас на большом расстоянии.
4. Закрепление изученного материала.
Решение задач на определение длины тормозного пути в разлисных условиях.
А.Различная скорость транспортных средств при остальных равных условиях.
Б. Различные погодные условия (дождь, снег, солнце).
В. Различный вес транспортных средств (легковой автомобиль, автобус. Грузовик) при прочих равных условиях.
Г. Различный наклон проезжей части (спуск, подъём, ровная дорога).
5.Подведение итогов занятия
-Что нового узнали сегодня на занятии?
-Что такое тормозной путь?
-Какой путь длиннее: тормозной или остановочный?
-Для чего каждый пешеход должен уметь правильно определить остановочный путь автомобиля?
* * *
Вот как много всего надо знать и учитывать водителю, выбирая скорость движения своего автомобиля, а пешеходу — определяя расстояние до приближающегося автомобиля, если надо перейти дорогу.
Когда водитель выбирает скорость движения, он знает техническое состояние своего автомобиля и свои возможности. Поэтому ему известна и длина тормозного пути автомобиля.
Пешеход же не знает ни технического состояния приближающегося автомобиля, ни в каком физическом состоянии находится водитель, каковы его умение и опыт.
Значит, для пешехода очень важно, переходя дорогу, правильно выбрать расстояние до приближающегося автомобиля или другого транспортного средства. Нельзя переходить дорогу в тех местах, где водитель не ожидает появления пешехода на проезжей части, т.е. там, где нет пешеходного перехода. Пешеход обязан знать где и как переходить дорогу, и выполнять все эти правила очень точно.
Классный руководитель: Кобец Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь классному руковадителю "Таблицы для классного руководителя"с1-11 класс
В папку классного руководителя...
Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...
Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»
Классный час способствует воспитанию в духе коллективизма, формированию и сплочению детского коллектива....
Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»
Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»Подготовила Мухина М.С.Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как созда...
Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.
Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...
Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.
Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...
Подборка классных часов в 4 классе. Классные часы в 4 классе.
Тематическая подборка классных часов для 4-классников. Различная тематика: тренировка памяти, ты и твои друзья, вредные привычки, добрые дела, ... и много полезной информации. В помощь классному руков...