Тема родительского собрания :У ВХОДА В НАУКУ, или УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ
учебно-методический материал на тему

 Тема родительского собрания :У ВХОДА В НАУКУ, или УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:У ВХОДА В НАУКУ, или УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ (собраиие-рекомендация)

Цели:

  • привлечь внимание родителей к проблеме научной органи зации труда школьника (НОТ);
  • познакомить є правилами, позволяющими беречь время и способствующими более продуктивному процессу обучения ре бенка.

Оборудование: на доске - тема и эпиграф; для каждого родителя — памятка «Как сберечь время?»

Ход собрания

У входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требо вание: «Здесь надо, чтоб душа была тверда: здесь страх не должен пода вать совета».

К. Маркс

Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Добро по жаловать на собрание, где каждый из вас может получить от ко го-либо совет или дать кому-то рекомендацию по вопросам, ка сающимся обучения детей, формирования их учебных навыков.

«У входа в науку» - такова тема разговора. Почему все еще у входа? Потому что ваши дети пока Лишь умеют только счи тать и писать. Они только-только подошли к двери огромного здания, называемого наукой. Кем они будут чувствовать себя там: случайными гостями или постоянными посетителями - за висит от вас, родители. Научить ребенка учиться, научить добы вать знания - ваша родительская обязанность.

Эпиграфом к нашему разговору послужат слова К. Маркса (см. эпиграф). Трудно не согласиться с этим утверждением. Действительно, процесс обучения не должен возбуждать страх.

А что касается твердости души, то она, душа, должна быть тако вой как у детей, так и их родителей. Согласны?

Что ж, ориентиры нашей встречи обозначены. Пора присту пать к работе.

Действительно ли проблема неумения учиться существует? Насколько она актуальна?

В последнее время в прессе можно встретить информацию о результатах, показанных российскими школьниками во время международных исследований PISA (PISA - аббревиатура, рас шифровывающаяся как Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В исследовании при нимают участие ученики пятнадцати лет. Ваши дети еще ма ленькие, но мне хочется ознакомить вас с некоторыми результа тами с той целью, чтобы, обратив внимание на чужие ошибки, вы попытались бы избежать своих.

Основной целью, исследования PISA является поиск ответа на вопрос, обладают ли пятнадцатилетние школьники знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирова ния в обществе, могут ли они применять на практике для реше ния своих жизненных проблем то, чему их учили в школе. Про верка идет в нескольких «областях»: выявляется математическая грамотность учащихся, грамотность чтения, естественнонаучная грамотность и способность решать комплексные проблемы.

Некоторые выдержки из отчета «Основные результаты меж дународного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2003»: «Результаты в области грамотности чтения,  сказа но в том же отчете, — вызывают большую обеспокоенность, во- первых, в связи с низкими количественными показателями, и, во-вторых, в связи с их отрицательной динамикой».

Навыками грамотного чтения, необходимыми для успешной адаптации в обществе, обладают лишь 36% пятнадцатилетних учащихся России. Высокий уровень грамотности, умение пони мать и интерпретировать сложные тексты, критически оценивать информацию, формулировать гипотезы, делать выводы и т. п. продемонстрировали только 2% учащихся. 13% школьников не достигают нижней границы грамотности. Место России 32—34 из сорока стран.

Следует знать, под грамотностью в исследовании PISA по нималось не то, что понимается у нас: не орфография и пунк туация, не техника чтения, а способность понимать и интерпре тировать текст, искать в нем информацию, преобразовывать форму текста и вообще всячески с ним работать. А тексты - да леко не только литературно-художественные, но и научно- популярные, и газетные, и официально-деловые, технические, и рекламные, и даже налоговые или визовые формы, таблицы, графики, расписания.

Среди причин низких достижений наших школьников ука зывается и такая: «Недостаточный диалогический характер гу манитарного образования в российской школе (российских уча щихся затрудняли задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную вер сию их смысла)».

Что касается математики, предмета, который традиционно считался у нас одним из лучших в мире. На многих междуна родных олимпиадах российские школьники берут первые места, но на массовом уровне Россия заняла среди сорока стран- участниц 29-31 места. Обгоняя своих сверстников из Финлян дии, Нидерландов, Австралии по количеству знаний, по их уровню, российские учащиеся уступают представителям этих же стран по умению эти знания применять. То есть ученики, по глощая огромное количество информации, не могут, не умеют выходить за пределы учебных ситуаций.

Возможно, много проблем находится в сфере влияния шко лы, но родители, которые больше, чем кто бы то ни был, волну ются за судьбу своих детей, за способность их к социализации, должны стать первыми помощниками детей на трудном пути учебы. Родители не могут отвечать за то, как организуется учеб ная деятельность ребенка в школе; но за организацию домашней учебной деятельности могут и должны. Трудно? Вы целыми днями на работе и нет сил решать школьные проблемы дома ве- мером? Не забывайте: «Здесь надо, чтоб душа была тверда» (см. эпиграф).

Наверное, вы хотите спросить: «А когда же можно оставлять ребенка наедине со своими уроками?»

Как можно раньше, едва вы почувствуете, что он может об ходиться без вас. Резко делать этого не надо - отойдите сначала по каким-то своим делам, а потом постепенно он привыкнет, что вас нет рядом. Затянуть этот процесс тоже опасно: есть дети, которых уже и детьми-то не назовешь, а с ними все еще готовят уроки мамы, папы, бабушки. Это очень вредно. Такие дети не могут решительно ни в чем обходиться без взрослого и чувст вуют себя без него совершенно беспомощными.

Как бы ни обстояло дело с уроками в вашей семье, трудно стей вряд ли удастся избежать.

Одна из них овладение нашим великим и могучим, но чу довищно сложным русским языком. Пожалуй, ни один предмет школьного курса не доставит вам столько беспокойства, сколько русский язык.

Огромное количество детей овладевают навыками грамотно го письма с большим трудом.

Как помочь ребенку научиться писать грамотно? От вас по требуется терпение и последовательность.

1. Как проверять домашнее задание по русскому языку?

Когда вы вернулись с работы, сын уже закончил уроки. Обя зательно попросите показать вам дневник. По русскому языку задано упражнение. Не пожалейте времени: пусть мальчик дос танет свою тетрадь и учебник, прочитает вслух задание к уп ражнению. Чаще всего в нем надо вставить пропущенные буквы или расставить знаки препинания. Пусть сын объяснит вам, по чему он вставляет именно эти буквы, а не другие. Он припом нит правила (если затруднится в объяснении какого-нибудь на писания, помогите ему отыскать правило в учебнике), потрени руется в устной речи. Теперь проверьте, подчеркнул ли он те слова, буквы или знаки, о которых говорилось в задании к уп разднению. Часто ученики считают упражнение выполненным, если они просто переписали его, не обращая внимания на то, что надо было при списывании подчеркнуть. Такую работу учитель совершенно справедливо считает невыполненной.

Но самое главное - внимательно проследите, чтобы ваш ребенок не сделал ошибок при списывании. Неверный образ сло ва запоминается ребенку и долго будет мешать правильному на писанию. Даже такая, не очень сложная проверка упражнения тоже принесет свою пользу.

2. Что делать, если у ребенка уже есть пробелы в русском язы ке?

Как правило, совет в этом случае один: пишите с ребенком каждый день небольшие диктанты. Часто родители спрашива ют, где им брать тексты.

Используйте домашнее упражнение в качестве текста для диктанта. В упражнении бывает обычно 12-14 предложений. Можно продиктовать их разными способами. Скажем, первые два-три предложения диктуете таким методом: прочитаете два- три раза предложение медленно, отчетливо. Пусть ваш ребенок объяснит написание всех трудных слов, которые встретятся в тексте. Особое внимание обратите на те слова, в которых про пущены буквы. В связи с каждой из этих букв надо припомнить правило, по которому пишется именно эта буква или ставится именно этот знак препинания. Остальные слова достаточно от четливо проговорить по слогам, если, конечно, они не вызывают сомнений. Если же ребенок не знает, как пишется то или иное слово, постарайтесь вместе с ним найти в учебнике соответст вующее правило, а не смогли отыскать - завтра обязательно на до спросить у учительницы, почему оно пишется так, а не иначе.

Когда все трудные для правописания слова выяснены, мож но записывать предложение под диктовку (диктовать надо по два-три слова). Только обязательно добейтесь, чтобы ваш уче ник при записи слов проговаривал их по слогам. Это очень по могает их запоминанию: работают одновременно все виды па мяти — логическая (ребенок понимает, почему он пишет именно так), слуховая (он слышит то, что пишет), зрительная (видит слово) и моторная (водит при этом рукой). Записали два пред ложения. Теперь продиктуйте два-три предложения другим спо собом. Их надо записать, так же громко проговаривая каждый слог и попутно объясняя правило, согласно которому пишется слово. Кстати, таким образом ребенок дома потренируется в комментированном письме, которым занимаются на уроках рус ского языка.

Вы уже применили два способа диктовки. Попробуйте тре тий. Продиктуйте два-три предложения, пусть ребенок объяснит правописание всех слов и постановку знаков препинания. Этот вид диктанта так и называется: объяснительный.

Самая главная рекомендация:

При занятиях с ребенком будьте спокойны и терпеливы. Ес ли он уже научен горьким опытом и знает, что во время занятия вы раздражаетесь, сердитесь на него, то, конечно, он постарает ся обойтись без вашей помощи.

3. Что делать, если ребенок неплохо пишет под диктовку, ес ли у него есть возможность сосредоточиться только на том, что бы правильно писать слова и ставить знаки препинания. Но как только приходится писать самостоятельно (например, сочине ния, изложения), сразу начинаются ошибки.

Пишите с ребенком небольшие изложения дома один-два раза в неделю. Тексты можно брать в учебнике сына или дочери. Как работать с этими текстами?

I способ. Предположим, назавтра задано выучить какой- то параграф. Возьмите небольшой отрывок из этого параграфа (слов 100-150) и прочитайте его вслух медленно, по возможно сти выразительно два раза, а мальчик или девочка в специально отведенной для этого тетради (и обязательно чисто, аккуратно) напишут то, что они запомнили. Если вы начнете с небольших отрывков (слов 40) и постепенно будете увеличивать их разме ры, то кроме всего прочего очень разовьете слуховую память ребенка.

  1. способ. Можно поступить иначе. Покажите ребенку то место в параграфе (это может быть и отрывок из хрестоматии по литературе), по которому ему надо будет написать изложение. Пусть он два раза внимательно прочитает этот отрывок про се бя, затем закроет книгу и воспроизведет то, что запомнил.
  2. способ. Очень полезно и тоже удобно письмо наи зусть. Допустим, в школе задали выучить наизусть стихотворе ние или какой-то прозаический отрывок. Когда ребенок почув ствует, что запомнил текст, пусть (опять же очень аккуратно и, если это стихи, правильно располагая строки) напишет его наи зусть. Помогите потом сверить то, что получилось, с оригина лом и обязательно разберитесь в ошибках. Если вы не сможете сделать это сами, обратитесь за помощью к учителю. Он помо жет вам.

Вот видите, как много вы можете сделать, если серьезно за хотите помочь вашему ребенку. Только не рассчитывайте, что это будет «скорая помощь». Может быть, для достижения сколько-нибудь заметных результатов вам понадобится год (а может быть, и больше) каждодневных занятий. Но если вы не отступите, если будете упорно добиваться своего - результаты вас порадуют.

4. Вашему ребенку задали на дом сочинение. Как родители могут помочь в этом нелегком деле?

Тут нет универсальных рецептов.

Может быть, нужно сделать так: задача ребенка - описать свой ежедневный путь от дома к школе. О чем писать? Кажется, все на этом пути так привычно, так обыкновенно. Не пожалейте времени, проделайте этот же самый путь вместе, внимательно приглядываясь ко всему: не только к предметам, но и к людям. Пусть по дороге ребенок пытается рассказывать о каждой при мете, обо всем, что может пригодиться для сочинения. Вступите с ним в соревнование. Попробуйте и сами рассказывать о том же, наверное, что-то в вашем рассказе ребенку не понравится, он будет поправлять вас, что-то изменять. А как интересно будет, если вы возьмете с собой блокнот и карандаш и по дороге вне сете в этот блокнот самые интересные записи.

Ни в коем случае не избирайте самого простого способа «по мочь»: «Ладно, сынок, ложись спать, уже поздно. Что-нибудь придумаем!» И утром написанный старательным папой черно вик сочинения уже лежит на письменном столе. Остается только переписать его своим почерком и поставить под таким «сочине нием» собственное имя.

Поэтому если ваша дочь пришла домой и рассказала, что ей задали написать сочинение о том, как выглядит лес ранней вес ной, отправляйтесь с ней в воскресенье в этот самый лес «на этюды», делайте вместе словесные зарисовки, думайте вместе, как лучше начать такое сочинение, чем его кончить, какие стихи уместно в нем вспомнить. Все это подарит вам счастье сопере живания, но никак не лишит девочку радостного ощущения са мостоятельного творчества.

Есть еще одна проблема, связанная с сочинением, в решении которой роль родителей неоценимо важна.

Представьте себе, что сыну задали сочинение «Как я помо гаю маме». Вы, к сожалению, воспитываете своего мальчика так, что он избавлен от каких бы то ни было домашних дел. Это, конечно, неправильно, но ведь в один день ничего не испра вишь. Как же быть? Можно ли позволить сыну красочно описы вать домашние дела, если он их не совершал? Нет, пусть пишет, почему он не помогает маме.

5. Как контролировать выполнение устных уроков?

Приходя домой с работы, родители прежде всего осведом ляются: «Письменные уроки все приготовил?» И как-то уж само собой получается, что все остальное - «устное» — воспринима ется нами как нечто второстепенное. Мы и внимания меньше уделяем устным предметам, и привыкли к тому, что оставляют ся они на потом, и не успеваем их проверить.

Есть немало ребят, сочинения которых и умны, и звучат не принужденно, и блещут игрой воображения, а вот как только приходится выйти перед классом и поделиться со своими слу шателями теми же самыми мыслями и впечатлениями, речь их становится бесцветной, слова на ум приходят какие-то тусклые, заученные, да их и попросту не хватает, и наступают мгновения томительного молчания, паузы, смущающие и слушателей, и того, кто перед ними стоит.

Как же от этих пауз избавиться, как помочь ребенку нау читься отвечать так называемые устные уроки легко, без запи нок?

Опять-таки начинать надо тогда, когда он совсем еще мал. Хорошо отвечают устно те дети, которые привыкли много рас сказывать дома, для которых стало просто потребностью пере сказывать маме содержание виденного фильма, прочитанной книги.

Но допустим, пока ребенок был дошкольником, обстоятель ства складывались так, что вы не могли уделять ему много вни мания и привычка рассказывать у него не сложилась. Что же, это упущение можно восполнить, когда ребенок уже пошел в школу. Вот ему задали пересказ. Ни в коем случае не ограничи вайтесь вопросом: «Ну как, приготовил задание, сможешь рас сказать?» Обязательно поинтересуйтесь, как готовил ребенок свое первое устное задание, сколько раз прочитал текст, как именно его читал. Кстати, существует неверное представление, будто бы текст для пересказа обязательно надо читать вслух. Есть дети, которым громкое чтение только мешает: они вслуши ваются в звуки своего голоса и не могут сосредоточиться. Чита ют и раз, и другой, ничего при этом не запоминая. Пусть ребе нок попробует читать про себя. Если и при этом он не смог за помнить всего, что ему надо пересказать, не нервничайте, не сердитесь и, главное, не обвиняйте малыша. Разделите текст по смыслу на маленькие отрезки, кусочки. Пусть он читает и пыта ется пересказать по частям.

Когда ваш мальчик подрастет и будет уже учиться в 5-6 классе, ему придется готовить для пересказа большие тексты: по истории, географии. Надо помочь ему делать это быстро, осно вательно, не отвлекаясь. Научите его работать с карандашом в руках. Прочитал абзац - запиши коротко его основную мысль. Так образуется план параграфа. После двух чтений можно по пробовать рассказать текст параграфа самому себе по плану и лишь затем обратиться к папе и маме с просьбой проверить.

Возьмите в руки план параграфа, составленный сыном, и внимательно прослушайте его рассказ, обратите внимание на его интонации, на то, чтобы он говорил громко, отчетливо, вы разительно, чтобы вы сами слушали его с удовольствием.

Если ваш сын, прочитав текст два-три раза, никак не может запомнить его, то есть у него слабо развита зрительная память, а вы знаете, что на слух он запоминает лучше, ничего страшного не случится, если вы прочитаете ему вслух текст для пересказа, а он запомнит его с голоса. Конечно, превращать это в систему никак нельзя: ребенок привыкнет к такому, наиболее простому для него методу запоминания. Но в какие-то особенно трудные моменты (поздно, ребенок уже устал) можно пойти ему на встречу и заменить трудный для него путь подготовки к устному уроку более легким. Ребенок испытывает настоящее чувство благодарности к вам за то, что вы пришли ему на выручку.

И заметьте, что если ваш ребенок мало читает (а это чаще всего бывает потому, что его долго «держит» техника чтения), то подготовиться к устным предметам ему, конечно, очень трудно. Поэтому в таких случаях надо прежде всего заняться ликвидацией отставания в технике чтения.

Учитель. Немаловажным фактором успешного обучения является порядок, к которому должен быть приучен ребенок. Порядок по отношению к вещам, к соблюдению режима дня, к времени. Многим, наверное, знакома эта ситуация: «Сын при шел из школы. Бросил куртку, ботинки куда попало. В полном беспорядке его тумбочка, заваленная «дисками», деталями ра диотехники; на письменном столе грудой навалены книги, тет ради, журналы, газеты. Что-то нужное для занятий или других дел ему всегда приходится искать. Нередко он забывает или не может дома найти и то, что ему понадобится в школе».

К упрекам родителей по этому поводу он привык. Наверное, в этом случае отцу (или матери) вместо упреков и приказаний правильнее было бы вместе с сыном заняться организацией ра бочего места школьника. И вместе навести порядок. Разместить книги, тетради, газеты в определенном порядке, по системе: что требуется чаще - поближе, что реже — подальше. Может быть, посоветовать и показать, как и какие делать вырезки (из газет, журналов), как и где их хранить. И хотя бы первое время еже дневно проверять, поддерживается ли порядок. Эти усилия обя зательно оправдают себя, так как навыки, которыми овладеет сын, перейдут в привычку.

Помогите вашему ребенку правильно, по-научному органи зовать свой труд. Начните с ребенком новую жизнь сейчас, а не с ближайшего понедельника. Научите (или научитесь) беречь время, чтобы у вас оставалась возможность быть вместе не только за письменным столом.

Воспользуйтесь памяткой «Как сберечь время?».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ «КАК СБЕРЕЧЬ ВРЕМЯ?»

Сосредоточьтесь на главном. Запишите на листке (или в блокноте) в порядке их важности самые срочные дела. Назавтра примитесь за дело № 1 и не отступайтесь от него, пока не закон чите. Затем так же поступите с делом № 2, потом - № 3 и т. д. Если к концу дня вы разделаетесь только с одним или двумя но мерами, назавтра вы снова распределите то, что следует выпол нить, по степени важности.

Придумайте себе стимулы. Мы лучше делаем то, что нам хочется делать. То, что хочется, делается скорее, чем то, что нужно. Поэтому задача: как-то превратить свои занятия из «на до» в «хочется» - и продуктивность вашей деятельности повы сится почти автоматически.

Установите твердые сроки. Один из способов связать себя обязательством — назначить для выполнения определенного за дания твердый срок. Одно дело сказать себе: «Я подготовлюсь к контрольной при первой же возможности...» И совсем другое - решить: «Я подготовлюсь к контрольной, а потом пойду гу лять». В первом случае вы найдете себе возможные оправдания, во втором -^ставите себя в определенные рамки. Но здесь нужно принять во внимание два момента: сроки должны быть реаль ными. Если это так, надо твердо держаться срока. Не расслаб ляйтесь и не утешайтесь рассуждением о том, что вы не сможете выполнить работу в срок, что срок можно перенести, т* наобо рот, будьте непреклонны к себе. Научитесь быть решительными. Не откладывайте дела со дня на день;- решайте и действуйте.

Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Не увязайте в телефонных разгово рах. Телефон -^ незаменимое средство экономии времени. Но остерегайтесь поддаться искушению просто поболтать по теле фону.

Приобретите привычку к записной книжке. При этом поя вится гарантия, что вы не будете забывать, упускать необходи мые дела.

Досадные помехи. Добрые друзья, любящие поболтать, мо гут начисто провалить самые лучшие ваши намерения выдер жать сроки. Вы можете сохранить их дружбу (и ваш график!), тактично дав понять, что вы в цейтноте.

Приступайте к делу сразу лее. Многие, прежде чем при няться за работу, тратят много времени на посторонние дела (долго наводят порядок на столе, глядят в окно и т. д.), а потом удивляются, куда девалось время. Не мешкайте с делами! При нимайтесь сразу же!

Используйте время полностью. Всегда есть возможность во время поездок в транспорте, какого-то ожидания занять не сколько минут такими делами, как планирование, своего дня, обдумывание предстоящих дел, просматривание своих записок (записной книжки) и т. д.

Следите за тем, на что тратите свободное время. Если игра в мяч или другое занятие помогает вам отдохнуть и осве житься - прекрасно! Но не предавайтесь таким занятиям только потому, что так делают другие. Мы могли бы сберечь многие часы, если были бы чуть разборчивей при выборе кинокартин и телепередач, которые смотрим, книг и журналов, которые чита ем. Например, в недельной программе телевидения лучше зара нее пометить, что смотреть.

Меняйте, чередуйте занятия, дела. Это правило относится и к умственной деятельности - меняются предметы, занятия; и к смене труда физического — умственным, и наоборот.

Уважайте свое время. Попробуйте мысленно давать ваше му времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относить ся к нему. Наряду с такими понятиями, как «труд», «трудолю бие», народная мудрость испокон веку относит к непреходящим ценностям и умение использовать время. Это нашло отражение в пословицах: «Искусство жить - в умении ценить время», «Кто не знает цену времени - себе самому цены не знает».

Учитель. Хочется верить, что мои рекомендации помогут вам, уважаемые родители.

(Если у родителей есть еще какие-либо вопросы по теме со брания, они получают от учителя консультацию.)

Я верю, что вы будете терпеливы и тверды, а потому врага в храм Науки для ваших детей обязательно распахнутся!

Удачи вам на этом пути... А сегодня вечером расскажите

тема: РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА.

КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ (собрание рецептов)

Цели:

  • привлечь внимание родителей к проблеме, связанной с со блюдением режима дня школьника;
  • показать важность и необходимость подчинения жизни ре бенка строгому распорядку;

- познакомить с рекомендациями медиков и психологов по правильной организации распорядка дня школьника.

Оборудование: на доске - тема и эпиграф; бланки с ин формацией для родителей.

Участники: родители, классный руководитель

Ход собран ия

Легко тому, кто не заставляет себя делать то, что надо.

В. А. Сухомлинский

Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! Добро пожало вать на очередное заседание родительского клуба. В нашей мето дической копилке вновь недостаток педагогических ресурсов, а потому будьте очень внимательны к тем рецептам, которые услышите сегодня. Тема разговора не нова, но это не умаляет ее значимости: «Режим дня школьника. Каким он должен быть?»

Нужен ребенку распорядок дня или не нужен — мы не обсу ждаем. Это аксиома. Об этом же ^ слова Сухомлинского, выне сенные мною в эпиграф беседы.

«Легко тому, кто не заставляет себя делать то, что надо». Как же вы, родители, должны организовать жизнь ребенка, что бы ему было легче выполнять свои обязанности, чтобы детский неокрепший организм не надорвался от серьезных нагрузок, в том числе и школьных?

Для начала — предлагаю несколько ситуаций-зарисовок,

Утро. Полчаса идет процесс пробуждения ребенка. Наконец, полусонного, его можно увидеть на кухне. «Я есть не буду!» - сопротивляется школьник маминым просьбам принять пищу и отправляется в комнату собираться в школу (с вечера не собран портфель и не приготовлена одежда).

...Вскоре в квартире стало тихо. Школьник наконец отпра вился в школу.

Полдень. Вы на работе. Из головы не выходят мысли: «Где ребенок сейчас? Что поел или не поел вообще? Уроки делает или придется штурмовать науку вечером всей семьей?»

Вечер. — А ну-ка покажи, как ты сделал уроки? - спрашивает отец. - Так, что-то плохо написал... Все уроки сделал?

  • Еще стихотворение осталось выучить.
  • Когда же ты будешь учить?
  • Сейчас, — отвечает сын, - досмотрю фильм и пойду учить. В девять вечера ребенок приступает к стихотворению.

В десять - родители раздраженно выслушивают декламации сына. Пол-одиннадцатого. Уроки готовы. Сын отправился спать. Настроение родителей испорчено.

Учитель. Конечно, предложенные «картинки» носят нега тивную окраску. Так не должно быть, но, вероятно, некоторые моменты могли показаться вам знакомыми. Что же должны знать родители о режиме дня? Думаю, в первую очередь они должны быть ознакомлены с рекомендациями медиков.

Человек является частью природы, потому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Режим дня явля ется определенным отражением необходимых организму пра вильных физиологических процессов. При соблюдении режима дня у школьников образуются условные рефлексы на время: ус тановленное время пребывания ребенка на свежем воздухе соз дает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ло житься спать и вставать в одно и то же время способствует бы строму засыпанию и пробуждению.

В задачу построения режима дня входит правильная органи зация сна, питания, организация смены видов деятельности: че редование труда и отдыха.

Ваши дети только начинают свой школьный путь. Поэтому от вас, родителей, зависит, насколько здоровым и успешным придет ваш ребенок к финишу этой дистанции, с чем войдет во взрослую жизнь. Считаю очень важным ознакомить вас с при мерными схемами организации жизни школьника.

Родителям раздаются заранее приготовленные бланки с таблицами. Учитель может также ознакомить родителей лишь с данными для какого-то конкретного возраста.

Таблица 1. Продолжительность различных видов суточ ной деятельности (в часах).

Возраст (годы)

Класс

Учеб ные занятия в шко ле

Учеб ные занятия дома

Спорт, игры, про гулки

Чтение, занятия в кружках, помощь семье

Прием пищи, туалет, зарядка

Ночной сон

7

1-й

3-4

1

3/2

2/2

2/2

11-10/2

8

2-й

4

\-Щ

3/2

2/2

2/2

11-10/2

9

3-й

4

1/2-2

3/2

2/2

2/2

11-10/2

10

4-й

4-5

1/2-2

3/2

2/2

2/2

10/2-10

11

5-й

5-6

2-2/г

3

2/2

2/2

10-9/2

12

6-й

5-6

2-2/2

3

2/2

2/2

9/2-9

13

7-й

5-6

2/2-3

2/2

2

2

9/2-9

14

8-й

5-6

3-4

2/2

2

2

9/2-9

15

9-й

5-6

3-4

2/2

2

2

9-8/2

16-17

10-11-й

5-6

3-4

2/2

2

2

8/2-8


Одна из проблем организации режима школьника в семье — согласование его с режимом взрослых. Школьник должен спать дольше, чем взрослые, и ложиться спать раньше, чем они. Одна ко нельзя создавать два независимых друг от друга режима. Школьник должен постепенно привыкать к режиму взрослых, соблюдая при этом необходимую для своего возраста продол жительность основных элементов режима дня.

Еще хочется обратить особое внимание на организацию вос кресенья.

Воскресенье должно быть днем полного отдыха, в этот день - никаких уроков! Домашние учебные задания (их все-таки зада ют на выходные) лучше приготовить в субботу после обеда. Выходной день следует предоставить любимым занятиям и раз влечениям.

Учитель.. «Кто будет расти без дисциплины, состарится без добродетелей», - утверждал Я. А. Коменский. Какая же су ществует связь между режимом дня и нравственными качества ми, душевным состоянием. Думается, пора прислушаться к пси хологу.

Если ребенок с раннего возраста приучен к организованно сти и порядку, к систематическому труду, то постепенно это становится его внутренней потребностью, чертой характера.

История знает примеры кажущейся невероятной работоспо собности. Но не всегда это объяснялось какими-то сверхъесте ственными особенностями человека. Все авторы выдающихся достижений были замечательными организаторами своей рабо ты, своего режима дня. А потому — прислушайтесь к советам психологов.

Совет 1 . Самое сложное и трудное для ребенка время в течение дня — это утро. Утром ребенок требует особенного вни мания. Между той избыточной теплотой, которую ребенок ощущал в сладком сне, и напряженным днем не должно быть резкого перепада. Весь ритм деловых утренних часов должен способствовать размеренному вхождению ребенка в атмосферу дневных забот. Ребенок, на которого накричали утром, не в со стоянии высидеть спокойно пять-шесть уроков. Кроме того это обязательно скажется на общении с товарищами, учителем.

Совет 2 . Вечер - всегда раздумья о завтрашнем дне. Сде лайте максимально возможное, чтобы завтрашнее утро было свершением счастливых событий. Несколько правил, касающихся организации вечера:

  1. Нельзя острые этические разговоры переносить на самое позднее время. Постарайтесь их закончить к семи-восьми вече ра. За два последних часа перед сном ребенок должен успоко иться. Важно научить его готовиться к завтрашнему дню. И здесь нет мелочей. Пусть он соберет книги, тетради, приготовит карандаши, ручки. Просмотрит одежду и, если надо, пришьет пуговицу или выгладит брюки. И наконец, самое серьезное - лечь вовремя спать.
  2. Важно и помочь ребенку не допустить перевозбуждения. И тысячи «нельзя» должны сработать в вашем педагогическом общении. Ни в коем случае не смотреть вечером фильмы детек тивного плана с убийствами и расследованиями.
  3. Ни в коем случае нельзя перед сном пить кофе или есть острые блюда, играть в шумные игры или рассказывать ребенку жуткие истории, страшные сказки.
  4. Если в вашей семье назрел конфликт и вам надо его раз решить между собой, подождите, когда ребенок уснет. Если у вас гости, постарайтесь ребенка вовремя уложить спать.

И, самое главное, — прикоснитесь к ребенку, не стесняйтесь, не бойтесь вырастить из него неженку. В его жизни и так много ситуаций, где нужно самоутвердиться, побороть свой страх, пре одолеть себя. А сейчас он дома, в своей семье... Пусть он уснет с мыслями: «Как я люблю свою мамочку за то, что она понимает меня... Я завтра обязательно постараюсь доказать ей, на что я способен, оправдать ее доверие...»

Вопросы для обсуждения

1. Ребенок не хочет завтракать. Что делать?

Ответ. Нежелание ребенка завтракать является проблемой. Если в вашей семье подобная трудность возникла, нужно ре шать ее терпеливо.

Типичные конфликты во время завтрака такие:

  • Я не хочу есть, - говорит ребенок.
  • Ну съешь вот это... - настаивает мать.
  • И это не хочу...
  • Ну хоть чай выпей...
  • И чай не хочу...
  • Ну как же ты будешь заниматься? Это же невозможно..,

Разыгрывается спектакль, в котором роли отработаны: стра дающая мать и торжествующий ребенок. Заметьте, чем больше настаивает мать, тем сильнее сопротивляется ребенок. О том, что ребенок входит в роль и даже получает своего рода эгоисти ческое наслаждение от уговоров, свидетельствует многое. Есть дети, которые, прежде чем сесть за стол, даже если они сильно голодны, несколько раз должны повторить: «А я не хочу». И это возражение звучит как вступительное слово к еде. Сказал «не хочу» и после этого съел полный завтрак и обед. Не случайно педиатры рекомендуют не заставлять ребенка есть, а просто по ставить перед ними пищу и даже, возможно, выйти на время из комнаты. Конечно, нет никакой гарантии, что ребенок в первое же утро станет есть. Напротив, в некоторых случаях при изме нении тональности обращения он может бросить вызов — уйти, не позавтракав. Но даже в таком случае вы окажетесь в педаго гическом выигрыше: будет сломлен сложившийся стереотип и подготовлена почва для установления новых отношений.

  1. Давать ли ребенку деньги в школу для того, чтобы он по купал себе в школьной столовой завтрак?

Ответ. Правильно организованное питание школьника - необходимое условие для нормальной деятельности, роста и развития молодого организма. К самостоятельному приобрете нию школьного завтрака ребенком родители должны подходить обдуманно. Велика вероятность того, что ребенок купит не то, что полезно, а то, что вкусно! Школьные буфеты (столовые) предлагают большой ассортимент булочек, пирожков, ватрушек. Поэтому гораздо чаще можно увидеть, что ребенок покупает аппетитную, но не очень полезную пищу, а не творог, горячее, второе или молоко. Решать, как быть, будут родители, но, если ребенок не приучен (или не в состоянии) выбрать из предло женных блюд полезные, желательно, чтобы он питался вместе со своим классом, организованно. Вероятность того, что он по лучит полноценную пищу, в этом случае возрастает.

  1. В каком порядке следует делать уроки: начинать с легких или трудных, устных или письменных?

Ответ. Нет и не может быть единой последовательности в приготовлении уроков, одинаково рациональной для всех школьников. Есть только общие рекомендации. В начальных классах учителя советуют начинать с письменных заданий, а затем переходить к устным. Дети 7-8-летнего возраста еще не привыкли к значительным учебным нагрузкам и относительно быстро утомляются. Поэтому школьникам 1 и 2 классов начи нать приготовление уроков следует с наиболее трудных заданий, а для них, как правило, такими являются письменные.

Родителям необходимо знать о временных нормах выполне ния домашних заданий и следить за их соблюдением.

В 1 классе - 1 час; во 2 классе я- 1,5 часа; в 3—4 классах - 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованно го времени. Известный русский педагог К. Ю. Ушинский гово рил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успевае мость.

4. Как решить проблему свободного времени у ребенка?

Ответ. Проблема организации внеучебного времени школьников не нова, она издавна волнует педагогов и медиков. Более 100 лет назад Ушинский писал, что у человека портится голова, и сердце, и нравственность, если он не знает, чем ему занять день. В школе ребенок проводит 25-30 часов в неделю. Чем занять его в оставшееся время — задача для родителей. За пишите его в кружки, секции, научите занимать себя (пусть у школьника будут развивающие игры, конструкторы, пазлы, кук лы). Научите ребенка беречь время, ценить его. Информация для размышления: с помощью специальных исследований выявлено, что школьники проводят перед экраном телевизора в среднем от 12 до 24 часов в неделю. (Для сравнения: установленная меди ками максимальная продолжительность просмотра детьми теле визионных передач для младших школьников - 1 час в неделю.) Разумеется, техника развивается и совершенствуется, увеличи ваются ее возможности, школьник сегодня смотрит не только на экран телевизора, но и на монитор компьютера... Но ведь орга низм ребенка по-прежнему развивается согласно законам при роды.. . Об этом не следует забывать.

5. В выходные дни ребенок долго спит. Как к этому отно ситься?

Ответ. Ученые считают, что много спать вредно. Субъек тивная потребность в длительном сне часто не отражает истин ной необходимости в нем.

Кстати, немецкий философ И. Кант считал, что кто видит во сне наслаждение или средство убивать время и отдает ему больше трети своей жизни, тот не умеет оценить положенной ему жизни.

Учитель. Подходит к концу наш разговор. Много вопро сов прозвучало сегодня. Наверное, что-то осталось невыяснен ным, непонятным... Но об этом - мы обязательно поговорим в следующий раз...

А сегодня, в заключение нашей встречи, мне хочется позна комить вас с мыслями знаменитого польского гуманиста Януша Корчака: «Ребенок - иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает знаков и обычаев... Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

Будьте таким гидом! Помогите своему ребенку не потерять ся в стране, имя которой - жизнь, помогите ему стать в нем сча стливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка родительского собрания "Качество питания и его влияние на полноценное развитие младшего школьника"

Познакомить родителей с влиянием генетически модифицированных продуктов на здоровье детей, разработать меню младшего школьника....

Родительское собрание в 1 классе "Игра и труд в жизни младшего школьника"

Цель: познакомить с основными видами деятельности младших школьников (игра и труд), с педагогическими требованиями к детскому труду...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Родительское собрание в 1 классе «Организация режима дня- залог здоровья младшего школьника»

Родительское собрание проводится в начале года,где рассказывается     о том,    что такое здоровье ребёнка, о школьных нагрузках, режиме дня школьгика, а также содержатся советы ро...

Родительское собрание в 1 классе «Организация режима дня- залог здоровья младшего школьника»

Родительское собрание в 1 классе«Организация режима дня- залог здоровья младшего школьника»...