РМО учителей работающих с детьми ОВЗ
презентация к уроку (2, 3, 4 класс) на тему

Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

15.12.в р.п.Саргатское состоялось очередное заседание учителей работающих с детьми ОВЗ.Тема моего выступления "Приём эстетического развития школьника посредством погружения   в мир искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_esteticheskoe_vospitanie.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Приём эстетического развития школьника посредством погружения   в мир искусства-

Эстетическое развитие ребенка с нарушением интеллекта происходит значительно медленнее.Ребенок с нарушением интеллекта не может найти в окружающей обстановке предметы определенного цвета, не умеет дифференцировать звуки и т. д.Это объясняется тем, что ребенок с нарушением интеллекта не умеет использовать анализаторы для восприятия действительности, его взгляд как бы скользит по предметам, слух не улавливает многих звуков. Он слушает, но не слышит, смотрит, но не видит. И происходит это часто не из-за физических недостатков, а потому, что ребенок не осмысливает воспринятого, не испытывает потребности познать окружающий мир.Пассивность детей с нарушениями интеллекта в познавательной деятельности приводит к тому, что их эстетическое восприятие значительно отстает от нормы.

Поэтому с первых дней обучения ребенка в специальной коррекционной школе VIII вида возникает необходимость в развитии эстетического вкуса, наблюдательности, в формировании умения анализировать и сравнивать воспринятое.Отсюда возникает потребность в систематической работе с учащимися по развитию их эстетических восприятий как начальной стадии эстетического воспитания.(слайд 1.)

Олигофренопедагог имеет все условия, чтобы начать эту работу с первых дней пребывания ребенка в школе.

Первым условием для осуществления эстетического воспитания является создание для этого необходимой обстановки.Школа, класс, групповая комната, столовая, мастерская — все помещения, где бывает ученик, где он учится или отдыхает, должны эстетически его воспитывать. В классной комнате должна быть красиво расставлена мебель, должны присутствовать комнатные растения. В помещении необходимо постоянно поддерживать порядок.(слайд 2.)

Эстетика быта — это и умение красиво одеваться.

В моей практике, умение красиво одеваться рассматривается как одно из средств эстетического воспитания. Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида должны быть приучены к тому, что одежда выбирается в зависимости от обстановки, от рода деятельности. Для этого у каждого ученика должна быть школьная форма, рабочая одежда и одежда для праздников.Однако какой бы ни была одежда, в уходе за ней у ребенка должны быть выработаны стойкие навыки и привычки. При достаточной требовательности всего педагогического коллектива к учащимся специальной коррекционной школы VIII вида этого можно добиться.Пример для себя ученики должны видеть в опрятной и скромной одежде учителя.(слайд№3)

Много внимания   я уделяю выработке у детей хорошей выправки, правильной осанки, умению красиво ходить, спокойно и правильно разговаривать с товарищами и взрослыми, всегда быть вежливыми. Все это входит в культуру поведения ученика.

Некоторые формы внеклассной работы, например участие детей в драматических коллективах, также помогают решению этой задачи.Одни учащиеся освобождаются от характерной ранее скованности или хаотичности движений, другие достигают значительных успехов в координации движений, почти все «артисты» вырабатывают у себя простую, непринужденную и естественную манеру поведения.(слайд№4.)

Основной вид деятельности школьника — учение, во время которого тоже необходимо осуществлять эстетическое воспитание. Красивый чертеж, четкое расположение записи при решении арифметических задач содействуют эстетическому воспитанию.

Но красота природы не воспринимается учеником специальной коррекционной школы VIII вида, если с ним не проводить специальной работы.Для учащихся специальной коррекционной школы VIII вида очень полезно организовать наблюдения за одним и тем же уголком природы .Для этого я приобрела аквариум.Наблюдения и уход за аквариумными рыбками  обогащают детей впечатлениями и дают пищу для их суждений о красоте природы. Наблюдения природы воспитывают у детей любовь и бережное отношение к ней. (слайд№5)

 Уроки музыки и пения также имеют большое значение в общей системе эстетического воспитания учащихся специальной коррекционной школы VIII вида. На уроке пения во время слушания музыкальных произведений у школьников вырабатываются навыки пения, развивается музыкальный слух, музыкальная память. На этой основе формируется чувство любви к музыке, вырабатывается музыкальный вкус.(слайд№6.)

Музыка и пение в специальной коррекционной школе VIII вида помогают коррекции дефекта ребенка с нарушением интеллекта, положительно влияют на его нервную систему, общий жизненный тонус, настроение. Пение способствует улучшению познавательной деятельности ребенка, повышает его понимание, развивает речь.

Уроки пения в специальной коррекционной школе VIII вида включают и занятия музыкальной грамотой. И хотя круг возможных знаний, умений и навыков в этой области для детей с нарушением интеллекта школьников значительно уже, чем для учащихся массовой школы, некоторое развитие они все же получают.(слайд№7.)

.

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема. 
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке, танцах, обрядовых играх и хороводах.(слайд№8) 
Наиболее распространенное и доступное средство – народная песня – входит в жизнь ребенка как основа музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, ясность, простота, доступность, богатство мелодий и жанров, разнообразие ритмов, душевность – характерные черты песенного народного творчества, придающие неповторимую прелесть народной песне. Даже наиболее простые из песен, доступные и знакомые самым маленьким детям, высоко художественны. 
Используя на уроках музыки и пения коротенькие народные попевки, видишь не только оживление на лицах ребят с недостатками в развитии. Мелодии и слова доступны, понятны и, поэтому притягательны. Они запоминаются, варьируются и исполняются детьми самостоятельно, а значит, активизируют их мышление, память, воображение, корригируют эмоции, поведение. Исполнение проигрышей в частушках, народных песенках-потешках с шумовым аккомпанементом – любимое занятие детей (слайд10)
Народный песенный материал позволяет эффективно решать задачи эстетического и нравственно-патриотического воспитания, развития творческих способностей и активности учащихся. . Фольклорные и стилизованные композиции используются на всевозможных общешкольных мероприятиях. 
"Новый год», «День учителя», «День матери», «Моя Россия», «Минута -славы» и многие другие мероприятия тесно связаны с искусством .

Я никогда не выбрасываю рисунки детей,потамучто это богатейший материал для проведения экскурсии в нашем имитационном «Музейном доме».После посещения ,которого у детей остается масса впечатлении и удивлении от увиденного и услышанного.(слайд11)
Уроки музыки и рисования – это безусловно  уроки истории, уроки искусства, уроки эстетики и нравственности. Это уроки вдохновения и любви. . Для ребят с отклонениями в развитии сохранение темпоритма на протяжении всего жизни – это нелегкая задача, но сила  искусства как раз в том, что к нему может быть причастен любой человек – главное  здесь– поверить в свои силы.(слайд11.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации родителям, учителям работающим с детьми СДВГ

Выбор методов коррекции СДВГ должен носить индивидуальный характер с учетом степени выраженности основных проявлений СДВГ и наличия сопутствующих ему нарушений. При этом коррекция проявлений СДВГ, как...

Рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушениями речи

В статье описаны проявления различных видов дисграфии у детей с нарушениями речи и особенности работы учителя с такими детьми....

Мой любимый непоседа Советы учителям, работающим с гиперактивными детьми (из опыта работы)

laquo;Дети-катастрофы», «дети-ураганы» - как только детей с гиперактивностью не называют. С каждым годом их становится всё больше.Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физ...

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми ОВЗ.

Требования к уроку в специально (коррекционной ) школе Vlll вида...

Статья: "Здоровьесберегающие технологии в практике учителя, работающего с детьми с ОВЗ."

Данная статья о необходимости создания условий для сохранения и укрепления здоровья школьников...

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми ОВЗ.

В своих методических рекомендациях я постраралась оказать посильную помощь учителям при подготовке к уроку в работе с детьми ОВЗ....

Общие рекомендации учителям, работающим с детьми с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в помощи при получении знаний, умений и навыков. Данные рекомендации помогут педагогам при организации обучения детей с особыми образователь...