Программа воспитания "Научить свое сердце добру"
материал на тему

Данная программа призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в городе - герое, известном всему человечеству, а также создать положительный эмоциональный климат в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания

обучающихся начальной школы

«Научить своё сердце добру»

Пояснительная записка

Маленький человек идёт в школу. Каким будет его путь – трудным и мрачным или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, не допустят ли разочарований? Протянут ли руку помощи, согреют ли теплом?

Школа – второй дом. Так издревле считают люди, и они всецело правы.

Это дом, в котором хорошо, комфортно  и интересно каждому. Это семья, где ребёнка поддержат во всех его начинаниях и помогут ему реализовать себя в различных направлениях.

Являясь социальными заказчиками школы, родители активно участвуют в учебно-воспитательном процессе своего класса. И чем серьёзнее и ответственнее отнесутся классный руководитель и родители к планированию воспитательной работы в классе, чем целенаправленнее будут внеклассные мероприятия, тем результативнее будет жизнь классного коллектива, тем комфортнее будут чувствовать себя все участники воспитательного процесса, тем значимее будет их опыт, который необходим и взрослым, и детям.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, учет которых требует существенной корректировки подходов к организации воспитания обучающихся.

  • Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное воздействие (зачастую, не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе их воспитания.
  • Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность и т.д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и   т.д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни.
  • Современный ребенок живет иллюзией свободы. Растущий человек не выходит за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
  • В силу произошедшей переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной деятельности со взрослыми, старшими детьми и подростками, на первый план вышло переживание и позиционирование себя. Вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, солидарности и трудолюбия.

Общеобразовательная школа должна активно противодействовать этим негативным тенденциям, так как именно она является основным носителем педагогической культуры.

Данная программа призвана помочь детям узнать себя, накопить знания о том, что находится вокруг и почувствовать ответственность за происходящее, испытать радость и гордость от того, что они живут в городе – герое, известном всему человечеству, а также создать положительный эмоциональный климат в коллективе.

В процессе осуществления программы приоритетным направлением работы и основным критерием результативности деятельности классного руководителя и родителей является содействие саморазвитию личности, создание необходимых условий для реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты.      

Цель программы

Способствовать формированию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, ответственно относящейся к собственной безопасности и безопасности других людей, способной к творчеству, самоопределению и самореализации

Воспитательные задачи

 

  1. Строить воспитательную работу на основе сотрудничества и взаимоуважения, развивать ученическое самоуправление, чувство коллективизма, коммуникативные навыки
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей
  3. Продолжить работу по формированию гражданской ответственности и правового самосознания, нравственных, эстетических умений и навыков, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе

Данная программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.

Разработана для обучающихся начальной школы и рассчитана на 4 года (2017 – 2021г.г.)

Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

«Я – Человек». Данное направление  в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организацию работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей.

«Моя Родина». Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, работу в детских общественных организациях, организацию шефской помощи ветеранам войны, воспитание любви к родному краю, трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.

В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Вера  в  Россию,  в  её будущее – это основа всей системы гражданско–патриотического  воспитания.

«Здоровый образ жизни». Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ.

         «Мир прекрасного» – направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.

         «Ученическое самоуправление». Данное направление включает участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления класса. Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Принципы реализации программы

  1. Уважительное отношение к личности ребёнка
  2. Безопасность жизнедеятельности
  3. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления
  4. Многообразие форм и методов, применяемых как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности

Участники программы

Участниками программы являются обучающиеся класса, классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, психолог, мед.работник школы, родители, представители внешкольных учреждений

Основные положения программы разработаны в соответствии с

  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ

Механизм реализации программы

Данная программа реализуется в течение трёх основных периодов:

1 этап. Аналитико-диагностический (1 класс. Сентябрь 2017 – октябрь 2017) – изучение контингента детей и родителей с целью определения дальнейшей работы с ними. Это время адаптации детей и взрослых к смене основных видов деятельности, статуса, новизне общения, установления коммуникативных связей:

- разработка плана работы с родителями и родительским комитетом, определение приоритетного направления в организации учебно- воспитательного процесса в классе

- психолого-педагогическое тестирование, анкетирование

- индивидуальные беседы с родителями и их детьми

- изучение личных дел

- составление базы данных о социальном статусе и воспитательных возможностях семей

2 этап. Практический (1 – 4 классы. Ноябрь 2017 – апрель 2021) – период интенсивного общения и различных дел. Это возможность попробовать себя в различных видах деятельности, проявить и реализовать свои интеллектуальные и творческие способности:

-  проведение мероприятий по плану воспитательной работы

- поиск инновационных методов, приёмов, способов обучения и воспитания, использование личностно-ориентированных технологий

- организация социально-психологической поддержки личности учащегося в процессе развития

-  моделирование системы ученического самоуправления

-  формирование устойчивых положительных результатов обучения

3 этап. Итоговый (4 класс. Май 2021) – мониторинг качества реализации программы, анализ полученных результатов, определение перспектив дальнейшей деятельности:

- овладение навыками самообразования, самовоспитания, самоконтроля, самоанализа, саморегуляции поведения

- проявление самостоятельности и творческой активности

- готовность к самоопределению в социуме

- обеспечение гармонии взаимоотношений в семье, коллективе

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности ученического коллектива: доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к родителям, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благодарность; ответственность, долг, благородство, достоинство.

Ожидаемые результаты

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческой морали
  • Осознание прав и обязанностей перед государством и обществом
  • Укрепление дружбы, коллективных отношений
  • Повышение культуры поведения, воспитание уважения к труду
  • Самореализация своих потребностей в общении и общественно-значимой деятельности
  • Внимательное отношение к окружающему миру, владение культурой своего народа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Научите свое сердце добру"

Классный час с использованием презентации....

Научите свое сердце добру!

Внеклассное музыкальное занятие учит детей через различные виды музыкально-творческой деятельности правильно оценивать себя и других,  видеть положительные качества у людей, героев, персонажей, р...

Научи свое сердце добру

Презентация к классному часу...

Научите свое сердце добру

Данный мастер-класс представляет собой урок нравственности с элементами этической беседы «Научите свое сердце добру». На современном этапе данная тема и форма работы достаточно актуальны....

Классный час "Открой свое сердце добру"

Как  мало в мире стало добра, все больше равнодушия и эгоизма.  На классном часу мы постараемся заглянуть в свое сердце и душу, понять что такое доброта и как ее можно проявить....

Конспект классного часа. Тема: "Научи свое сердце добру" (3 класс)

Тема: Научите свое сердце добру Цели: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения.Оборудование: презентация, раздаточный материал, канцелярияПод...

Проект духовно – нравственного воспитания младших школьников «Научи свое сердце добру».

В работе представлены материалы по организации духовно – нравственного воспитания обучающихся начальных  классов в условиях работы сельской школы.  Представлены  формы работы ...