Социальный проект "Неделя добрых дел"
методическая разработка (3 класс) по теме

Даренских Лариса Вячеславовна

Данный  проект направлен на развитие добрых чувств, воспитания доброжелательного отношения к людям, формирования стремления ребёнка совершать добрые дела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nedelya_dobryh_del.docx25.01 КБ
Файл konspekt.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

2017 год

Место проведения:  Проект будет реализован на базе МКОУ “Гниловская ООШ

Сроки выполнения: Проект краткосрочный (1 неделя); микропроект; проводится в первую неделю декабря и может быть приурочен к Дню инвалидов .

Тип проекта: творческий, социально-ориентированный.

Целевая аудитория.

  • Обучающиеся 1-4  классов,
  • жители  села

Цель – пропаганда и распространение позитивных идей добровольного служения обществу и реализация их на практике.

Задачи проекта:

  • развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитание доброжелательного отношения к людям;
  • формирование стремления ребенка совершать добрые поступки.
  • Развить у детей чувство ответственности за себя, за окружающих.
  • Сделать конкретные добрые дела.
  • Развивать сотрудничество школьного коллектива.

Участники.

Обучающиеся младшего школьного возраста.

Вовлекаются  учителями в разнообразные виды деятельности, позволяющие им приобрести опыт проявления социальной активности, освоить основы построения индивидуальных и совместных действий, научиться приносить пользу себе и окружающим, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности, удовлетворить потребности в общении, уважении и самовыражение, продемонстрировать мир своих интересов и увлечений.

Актуальность.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулупова)


На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия становится все более очевидной. И нет однозначного ответа на вопрос, как решать эту проблему. Основа гуманного отношения ко всему живому - способность к сопереживанию, к сочувствию – должна проявляться в нас с детства и в самых разных жизненных ситуациях.
Школа – это первая ступень общего образования и именно здесь мы, взрослые, должны помочь детям усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Ведь дети – это наше будущее! Как известно, для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы он рос в атмосфере доброты и радости. И процесс этот должен начинаться с ранних лет развития ребенка и проходить через всю сознательную жизнь человека.

Этапы проведения мероприятия

  1. Подготовительный этап

Определение целей и задач проекта, разработка плана его реализации
Подбор материала для бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстрации, художественная литература, дидактические пособия, презентации и т.д.)
Создание предметно-пространственной развивающей среды, (внесение картин, книг, игр по теме проекта)
Подбор стихов, песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта
Оформление наглядной

  1. Основной этап

а) Внеклассное мероприятие «Доброта спасёт мир» (04.12)

с   просмотром  видеоролика и презентаций по теме проекта

в) Проведение мероприятий  по плану «Недели добрых дел»  (4.12-09.12)

  1.  Заключительный этап (11.12)

 Подведение  итогов, награждение участников
Оформление стенгазеты.
Презентация проекта.
Трансляция опыта в СМИ.

Ожидаемые результаты.

  • Личностные изменения участников проекта.
  • Уважительное  отношение к взрослым, сверстникам и малышам;
  • Желание  детей совершать добрые поступки, приносить пользу окружающим;
  • Проявление  у детей добрых чувств, эмоциональной отзывчивости;
  • Обучающиеся научатся оценивать свои возможности.
  • Повышение  степени ответственности за совершаемые поступки.
  • Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности.
  •  Сформировалось представление о доброте, как важном нравственном  качестве человека.

Мероприятия “Недели добрых дел”.

№ п/п

Дата

Наименование мероприятия

Кому оказана помощь

Общее число участников

1

04.12

Торжественное открытие “Недели добрых дел”

«Доброта спасёт мир»

Знакомство с программой недели.

Внеклассное мероприятие, приуроченное  к Дню инвалидов

 1-4  классы

2

5-9 декабря

Акция “Открытое сердце”

Пусть радость в дом войдет.

Помощь родителям по дому, посещение одиноких людей и инвалидов   на дому, оказание помощи

  1. классы

3

06.12

декабря

Концерт

Ярмарка поделок “Очумелые ручки”

Встреча, беседа, выступление с концертным номером для  девочки  - инвалида

1-4 классы

4

 7

декабря

“День подарков просто так”.

Подвижные перемены.

Акция “Неделя добрых слов и добрых пожеланий”

Обмен сувенирами, игрушками, сюрпризами для создания хорошего настроения.

Организация игр на переменах с детьми младшего школьного возраста

Изготовление цветка пожеланий  для инвалида

1-4 классы

5

8 декабря

Внеклассное занятие

«Он был совсем один»

Конкурс рисунков «Доброта»

Беседа об одиночестве.

Творческая фантазия детей  о доброте

1-4 классы

6

9 декабря

Закрытие “Недели добрых дел”

«Дорога добра»

Подведение итогов, линейки, награждение активных участников “Недели добрых дел”

1-4  классы

Результаты проекта

В реализации данного проекта приняли участие дети в количестве  8 человек, родители 4 человека, учителя 4 человека

Были получены следующие результаты:

  1. Посещение на дому девочки инвалида с  концертной программой
  2. Изготовление цветка пожеланий
  3. Сбор  добрых дел обучающихся в копилку
  4. Чтение  художественной литературы, пословиц и поговорок  о добре, исполнение песен «Если добрый ты»,  «Дорога добра», просмотр видеоролика «Песня о добре», фонограмма «Он был совсем один»
  5. Изготовление «Дерева «Добра»»
  6. Сбор пожеланий,  добрых слов для людей, нуждающихся в помощи и поддержке и оформление  стенгазеты  «Птица счастья»
  7. Подвижные перемены
  • Считаю, что проект жизнеспособен, в дальнейшем может быть дополнен и использован общеобразовательными учреждениями.

Твори добро! Ибо только добро вечно на Земле!

Помни! В твоей помощи нуждаются:

- природа;

- твои друзья;

- близкие, которым нужно просто твоё доброе слово и внимание!

Будь добр к людям, и добро к тебе вернётся многократно!



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\радуга\i.jpg

Тема: « Доброта спасет мир»

Подготовила:

Даренских Л.В.,

учитель начальных классов

2017 год

Цель занятия:

  • Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни
  • Сформировать представление об "особом ребенке".
  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
  • Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.

Оборудование:

- компьютер

-  мультимедийное оборудование

-  презентация «Доброта спасёт мир»

-  вырезанные  из картона перья птицы (по количеству детей)

-  фломастеры

-   платок

- птица « Счастья»;

- карточки с  пожеланиями

- сердечко (на каждого ученика)

- музыкальный материал и видеоролик : В.Я Шаинский « Если добрый ты»

- цветок пожеланий

- карточки с пословицами о добре

- макет цветка «Добро»

- плакат «Давайте жить, друг друга уважая»

-  сказка  Валентина Катаева "Цветик- семицветик"

- плакат «Копилка добрых дел»

- высказывания  писателей о добре

- видеоролик «Песня о  доброте»

- книга В.Катаева «Рассказы  и сказки»

 

Основные понятия темы:   

инвалид, инвалидность, инвалидность по зрению,  инвалидность по слуху

Ход занятия:

  1. Организационный момент    (слайд 1)

  2. Вступительное  слово:

Учитель:  «Здравствуйте, дорогие друзья!»  Каждую  нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

- Посмотрите  на эту книгу и скажите: знакома ли она вам? Читали ли вы сказку Валентина  Катаева «Цветик- семицветик»

Я предлагаю вам вспомнить сказку.  А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать.

- Сколько лепестков было у волшебного цветка?

- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

-Что загадала Женя  на последний  лепесток?

 - Какое качество  проявила девочка к мальчику? (доброту, внимание, сострадание)

- Сегодня мы будем говорить  о доброте человека, о бережном отношении к своему здоровью, о толерантном отношении к инвалидам.

 Тема нашего занятия  «Доброта спасёт мир»   Слайд №1

Музыкальный  материал  и видеоролик :  В.Я Шаинский  « Если добрый ты»

Учитель:  Из ролика мы узнали, что  доброе отношение  к живому – это хорошее человеческое качество. И  поэтому    с  3 декабря  по 13 декабря мы проводим   неделю добрых дел.

Плакат  « Неделя добрых  дел»

    Вы знаете, что 3 декабря  признан Днём  инвалида.  (слайд №2)

 Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.  (слайд № 4)

Учитель: - Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем селе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей селе  есть такие люди. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети". Слайд № 5

Вопросы для обсуждения:

1.) - Кто скажет, почему люди бывают инвалиды?

- Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

 Травмы в школе и дома

-баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам, электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили  и т.д.

- Люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье. Слайд №6

2) Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности?

- Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны. Слайд №7

3) Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

4) Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились врачам.

- А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям.  

А всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну.

И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

А иногда случается и так: малыш рождается уже нездоровым.

- Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить задание

Практические упражнения

1. - Мы говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся.

- Сейчас я попрошу вас встать, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды:  сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево,  шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном зале.

- Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди,  которые не видят глазами? (ответы детей)

- Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.

4. Предлагаю выполнить ещё одно задание « Принеси предмет закрытыми глазами»

- Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу с 3- ей полки. Принеси её мне.

Рефлексия:

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.

- Как вы думаете. Могут ли читать незрячие люди?

Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения,  изготавливают вещи общего потребления  (крышки, выключатели, розетки).

- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

Учитель: - А есть люди, у которых нет слуха. Они тоже инвалиды.

- Как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они?

 А общаются они жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард в "Центре слуха" города Набережные Челны их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.

Практическое задание

-Закройте уши, а я  шёпотом произнесу вам несколько слов -  а вы, попробуйте понять меня.

-  А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? 

( А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Такие дети учатся под Москвой в Загорской специальной школе-интернате. Школа эта - одна на всю страну. Четверо ее выпускников стали докторами наук. )

Динамическая пауза

- Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: Встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Рефлексия

- Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

Учитель: - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина.

 Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных  колясках.

 Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью.  Слайд №8

Практические упражнения

5. - Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

6. Приглашаются ещё 4 человека.

- Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.

Рефлексия:

- Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель: - как вы думаете, могут ли  такие люди участвуют в соревнованиях, танцевать, рисовать, работать?  Слайд №9-14

Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью. Сегодня  мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, об инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им.

- В течение  занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку.  Слайды №12

- Я надеюсь, что узнав о людях – инвалидах , многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.

Давайте вырастим дерево «Добра»

- Я уверена, что  вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе то, что вы хотите сказать инвалидам. Вы можете воспользоваться надписями на доске или придумать свой вариант. ( на доске записано: я - хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту), а теперь прикрепите сердечки с пожеланиями к  дереву ,  которое будет расти  и  передавать нашу доброту всем людям.

Макет «Дерево «Добра»»

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден,

Мало похож на сказку .

В мире без ласки, знайте, —

Слезы, дожди, морозы.

Взрослым и детям, знайте, -

Ласка нужна, не угрозы.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

-  А где живут особые люди? (детдом, дом престарелых людей,  специальные коррекционные школы, школы – интернаты).

- А можем мы помочь таким людям? Как?

« Птица счастья» ( на доске рисунок)

 Сегодня к нам на занятие прилетела Птица, но необычная, а « Птица счастья». 

Она летает по земле и сеет добро, среди людей, которые нуждаются в тепле, доброте, внимании и поддержке. И вот сегодня, она  приглашает вас  помочь таким людям, т.к.

им необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих.

- К вам на парты «Птица  счастья» разбросала свои пёрышки, на которых вы должны написать поздравления и  пожелания  людям – инвалидам.

Учитель : В нашем селе живёт девочка – инвалид Грудина Виктория.

- Многие из вас её знают. Кто – то с ней встречался? Ходил в гости? Давайте к Новому году  сделаем  для неё цветок  пожеланий.

Цветок  - пожеланий

Задание: Выберите на  листке понравившееся пожелание и прикрепите на лепесток.

4.  Заключительная часть

Учитель: Ребята сегодня  вы прослушали  информацию, многие из вас  ощутили  на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить  людям инвалидам.

Я  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия,  по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное  тронуло ваши сердца. А сердца у вас наполнены добротой. Так давайте все вместе дарить добро окружающим людям, друг другу.

Плакат «Давайте жить, друг друга уважая»

Рефлексия

Учитель: О ком и о чем говорили? Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир» Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.

Если вы хотите сеять добро вокруг себя вместе с птицей счастья, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать  инвалидам .

    У кого сердечки будут готовы,  прикрепите   их рядом с птицей на доску. Я думаю, то,  что вы все  на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это  может означать, что  время, проведенное на занятие,  не прошло для вас даром.

Плакат  «Копила добрых  дел»

На данном плакате вы увидели свои фотографии, вокруг которых расположено множество лепестков. На них вы запишите  добрые дела, которые совершите в течение недели.

Девиз: Делайте добро, ведь это так прекрасно.

И закончить наше занятие я хочу словами великого русского писателя: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других»

Видеоролик «Песня о доброте»

Литература.

1.Н.В.Романычева, Г.М. Печерина Воспитание толерантности. Краснодар. Традиция 2011.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

3. Я иду на урок в начальную школу: Сценарии школьных праздников. – М.: Первое сентября, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Доброе сердце"

Социальное проектирование– это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует интересам и способностям ребенка. Человек, который делает выбор, несет и личную ответственност...

Социальный проект "Добрые дела"

Актуальность социального проекта «Добрые дела» подтверждаются словами В.А.Сухомлинского “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”....

Социальный проект "Добро начинается с нас"

Социальный проект, направленный на оказание помощи зимующим птицам, развитие познавательного интереса и наблюдательности, развитие у детей экологически ответственного поведения....

Социальный проект "Доброе сердце"

Проект создает условия для проявления и развития  важных личностных качеств, открывающих духовную сторону жизни....

социальный проект "Добро начинается с тебя"

Члены классной детской организации "Солнышко" принимают активное участие в волонтёрском движении и реализуют социальный проект "Добро начинается с тебя"...

социальный проект "Добро начинается с тебя"

Члены класной детской организации "Солнышко"принимают активное участие в волонтёрском движении и реализуют социальный проект "Добро начинается с тебя"...

социальный проект "Добро начинается с тебя"

Члены класной детской организации "Солнышко"принимают активное участие в волонтёрском движении и реализуют социальный проект "Добро начинается с тебя"...