Классный час по теме: "Делу - время, потехе - час".
классный час (1 класс) на тему

Вольнова Татьяна Николаевна

Данное мероприятие  посвящено времени, ценности времени и его нехватки.

Цель: формирование представления о ценности времени.

Задачи:

1.     Научить рационально, использовать своё и чужое время;

2.     Профилактика опозданий и пропусков уроков;  помощь в организации рабочего дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delu_vremya_i_potehe_chas.docx42.99 КБ
Файл prezentatsiya_delu_vremya_potehe_chas.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Данное мероприятие  посвящено времени, ценности времени и его нехватки.

Цель: формирование представления о ценности времени.

Задачи:

  1. Научить рационально, использовать своё и чужое время;
  2. Профилактика опозданий и пропусков уроков;  помощь в организации рабочего дня.

Оборудование урока: интерактивная доска, презентация, картинки с часами.

Учитель:

Сегодня  к нам на мероприятие, пришли гости. Давайте поприветствуем их. Я надеюсь, что наше сегодняшнее мероприятие, как и все остальные,  пройдёт интересно и с пользой : вы узнаете много нового и посоревнуетесь в своих знаниях, но и уделите  время развлечениям, без них, без отдыха какая же работа?

Работать мы  будем по группам: «Часики», «Ходики», «Стрелочки», «Минутки».  Представьтесь!

Много дел? Вам не до шутки?

Мы – бесценные  минутки.

Пролетели годики…

Запылились ходики..

Но всегда служить Вам рад

Ценный антиквариат!

        

До каждой секунды

Мы стрелки все взвесим!

Ведь кто успевает –

Тот бодр и весел!

А мы крутые  часики!

На стеночке  висим

И с точностью, без устали

За времечком следим.

   И первое задание – разминочное.  Я предлагаю угадать тему нашего мероприятия с помощью шифровки.  (Дети отгадывают)

Как же называется наше мероприятие? «Делу- время, потехе – час»  

Скажите, а что обозначает эта пословица? (говорят  дети)  Главная задача нашего мероприятия состоит в том, что бы Вы поняли, что время драгоценно и к нему надо относиться бережно.  А поможет мне провести наше мероприятие ещё один гость. Встречайте его.  (в класс входит гость)

Будильников:

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Будильников Час Минутович. Я узнал, что Вы сегодня будите говорить  о времени, о том, что надо его беречь, и очень обрадовался. Знаете почему? А потому, что я решил организовать «Общество ценителей времени», а с кем не знал. А теперь знаю! С вами!  Членами этого общества могут быть все ребята, которые берегут время или хотят этому научиться.

Учитель:

А как стать членом этого общества?

Будильников:

Нужно выполнить мои задания, ответить на вопросы и выполнить правила ценителей времени, о которых мы сегодня обязательно поговорим.

Учитель:

Ребята, хотите стать людьми, умеющие ценить своё время? ……

Час Минутович, мы готовы выполнять ваши задания и отвечать на вопросы.

Будильников:

Молодцы!

Учитель:

Это ещё не всё, ребята могут рассказать, как люди научились определять время без часов, об истории создания различных часов.

Будильников:

Молодцы!

Учитель:

  1. Солнечные часы

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу - надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за горы, за синее море - пришло время, людям идти по домам на покой. И вдруг человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся и заметил, что тень не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем.

Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и придумал часы: нарисовал на земле круг с цифрами, а в центре его вкопал палочку. Двигалось солнце по небу, тень от палочки падало,  на какую-нибудь цифру и показывала время, как стрелка на наших часах. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. К сожалению, такие часы «работали» только в ясную погоду.

  1. Петух – оповеститель  времени.

А как же определять время ночью или когда за окном пасмурно? Тогда время подсказывал тот, кто:

«Ходит в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днём он  - забияка,

Поутру  - часы»

Кто это? (Петух)

Издавна люди узнавали время по пению петуха. Первый раз он поёт глубокой ночью, второй- перед рассветом. А потом вечером на закате.

  1. Водяные  часы.

В городах не держали петухов и не могли вставать и ложиться под их звонкое «Ку-ка-ре-ку». Тогда придумали водяные  часы.

На центральной площади вешали несколько сосудов с водой. Из верхнего сосуда вода перетекала в нижний, оттуда ещё ниже, и так до тех пор, пока не наполняется  последний сосуд. К этим часам был поставлен человек, который громко оповещал всех, когда через определённое время пустел очередной сосуд. С этими сигналами люди сверяли свой распорядок дня. (рис1)

   Простейшие водяные часы представляют из себя чашу с отверстием, из которой вытекала вода. Такие часы были известны еще в древнем Египте и Вавилоне примерно в 16 веке до нашей эры. Водяные часы ещё были сделаны из стекла. Стеклодув выдул конус с маленьким отверстием внизу, а на стенки конуса нанёс цифры. Сквозь стекло хорошо видно, сколько воды утекло.(рис2) На какой цифре уровень воды – сколько времени. В те времена появилось выражение «Много воды утекло»

  1. Часы  - лампа.

Одни из первых устройств измерения времени. Устройство состоит из сосуда, в который наливается масло. В процессе горения масло уменьшается и по отметкам на внешней стороне сосуда можно узнать сколько времени прошло. Одновременно с измерением времени такие часы хорошо освещали комнату в темное время суток. Сосуд для удобства крепился в металлическую оправу или вставлялся поверх в глиняный другой сосуд.

 Такой вид часов имел наибольшее распространение среди профессий связанных с отсутствием естественного освещения, так их применяли для измерения длительности рабочего дня шахтеры и другие подземные рабочие.

 Особенностью конструкции таких часов являлась сужающаяся к низу форма сосуда. Связано это с тем, что чем больше в сосуде масла, тем больше давления, поэтому, за счет расширения к верху - объем масла больше и уровень масла падает равномерно.

  1. Песочные  часы

Песочные часы – также один из самых древних видов часов. Песочные часы представляют собой два сообщающих сосуда с песком внутри. Этот песок может пересыпаться из одного сосуда в другой. В средние века появились песочные часы с прикрепленным к ним циферблатом. Возле таких часов неотлучно дежурил смотритель. Через каждый час, как только песок из одного сосуда перетекал в другой, смотритель должен был переворачивать часы и вручную переводить стрелку на циферблате.

 На кораблях тоже пользовались песочными часами. Когда весь песок пересыпался из одной части в другую, это означало конец вахты. Вахтенный матрос переворачивал часы и несколько раз бил в корабельный колокол. Это называлось «пробить склянки». На вахту заступала другая смена.

Как ни странно, песочные часы являются предшественниками современных карманных – их часто прикрепляли к ноге и носили при себе. В наше время песочные  часы используют в медицине. Есть часы, рассчитанные на  1,3,5,10 и 15 минут.

  1. Часы – свеча.

Когда люди научились делать свечи, они и с их помощью научились измерять время.

Они делали так: брали восковую свечу и наносили на ней полоски. Каждая полоска – час. Тает от огня воск, исчезают полоски. Сколько полосок растаяло – столько часов прошло.

  1. Цветочные  часы

Время можно определять не только по будильнику или настенным часам. Если ты вышел на прогулку и хочешь узнать, который час, то тебе могут помочь... цветы.

Двести лет назад шведский ботаник Карл Линней, изучая растения, заметил, что разные цветы в разное время распускаются и в разное время закрываются. Он устроил в своём саду цветочные часы. Дело в том, что разные цветы открываются и закрываются в определенное время суток. Конечно, с точностью до минуты время они не подскажут, но приблизительно определить, который час, все же возможно.

Карл Линней высадил растения в своём саду в такой последовательности, чтобы цветы отсчитывали время.

В 5 часов открывается шиповник и мак.

 В 6 часов расцветает одуванчик.

 В 8 часов раскрывает свой венчик вьюнок.

 В 9 часов просыпается полевая гвоздика.

 В 10 часов закрывается цикорий.

 В13 часов засыпают полевая гвоздика и одуванчик.

 В 14 часов закрываются маки.

 В 17 часов закрываются незабудки.

 В 17-18 часов вновь раскрывается цикорий.

 В 18 часов опускаются под воду кувшинки.

 В 19-20 часов закрывается шиповник.

 В 21 час засыпает кислица.    

  1. Механические часы.

Вот мы дошли до часов с механизмом внутри. В механических часах использовалось гениальное изобретение человека – колесо. Самые первые механические часы были построены в Милане. Они отличались простотой конструкции и только показывали время. Однако уже спустя несколько лет в Италии появились часы работы Донди, которые показывали движение Солнца, Луны и пяти планет. С этого времени начинается часовой бум: непрерывное усовершенствование механизмов, усложнение внешнего вида, добавление всевозможных функций. До сих пор самым сложным механизмом являются часы во французском городе Безансон, состоящие из 18 тысяч деталей и 75 циферблатов, действующих одновременно. В России первые механические часы были установлены в Московском Кремле в 1404 году.

  1. Кремлёвские куранты

Говоря о часах, нельзя умолчать о самых главных для нас, россиян, о Кремлёвских курантах.  Слово «куранты» означает башенные часы с музыкой. Перед боем часов звучит музыка (Запись музыки) Кремлёвские куранты установлены на Спасской башне Московского Кремля. Они имеют вес 25 тонн, диаметр циферблата – 6м12см, высота цифр – 72 см, длина часовой стрелки -2м 97 см, минутной 3м27см. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими. Заводятся часы 2 раза в сутки. Первоначально часы заводились вручную, но позже  их заводят с помощью трёх электродвигателей. Торжественный бой Кремлёвских курантов знает весь мир. (Запись музыки)

  1. Электронные часы

Время не стоит на месте, как и движение человеческой мысли. Сегодня существуют такие точные часы, что могут показывать даже доли секунды. Это электронные часы. Первые часы с цифровой индикацией времени были созданы в 1971 году. Таким образом, закончилась длившаяся более 500 лет эпоха отображения времени при помощи стрелок. Первыми электронными часами были часы на светодиодах. Они были изготовлены в золотом корпусе и стоили очень дорого.

Будильников:

Молодцы!! С первым заданием вы справились отлично.

Учитель:

Сегодня часы – наши верные спутники. Невозможно представить себе жизнь без них. Но, даже если все часы мира остановятся, время не будет стоять на месте, не будет никого ждать.

   Но, к сожалению не все люди умеют ценить время и расходовать его бережно. Что с ними частенько происходит? (ответы  детей)

   Вы правы. А знаете ли Вы, что люди, которые тратят время попусту, сами не замечают, как стареют? Не верите? Тогда смотрите!

Показ фрагмента фильма «Сказка о потерянном времени»

Будильников:

Узнали вы эту сказку? Как она называется? Смогли ли ребята снова стать такими, как были раньше? ….   Как вы думаете, будут они в будущем так же небрежно относиться ко времени?

Учитель:

Это, конечно же, сказка. Но ведь и на самом деле бывают люди, не умеющие беречь время. Об одном таком мальчике мы расскажем сейчас историю вам, уважаемый  Час Минутович, и остальным ребятам.

Инсценировка по стихотворению И. Демьянова  «Кто у Егорки время  украл?»

 Участвуют: Егорка и 4 девочки.

 В центре стул,  на котором сидит огорчённый Егорка, его  окружают девочки по  две с каждой стороны.

Учитель: Жил-был на свете обыкновенный ученик, которого звали Егорка.

1 девочка (притворно сочувствуя):

 -Плачет наш Егорка горько…

 2 девочка (так же):

 -Недоволен наш Егорка.

 Егорка (с досадой):

 -Чтоб уроки сделать, дня не хватает у меня!

 3 девочка (с насмешкой):

 -Был бы день хотя б с неделю…

 Егорка (не поняв насмешки):

 - Вот тогда б другое дело!

 (Девочки смеются.)

Егорка

 - Не смеялись бы друзья.

 Сам тогда б всё делал я.

 4 девочка: -Пол подмёл?

 1 девочка: -Помыл посуду?

 Егорка: 

-Сам бы я кровать стелил…

 2 девочка (перебивая, смеясь):

 -Если б день с неделю был.

 Егорка: 

-Сам бы в школу собирался.

 3 девочка (обращаясь к подружке):

 -Кофе пил – не обжигался.

 4 девочка: Из –за спешки, например, не решал сто раз пример…

 Егорка (мечтательно):

 -Покатался б я на горке!

 1 девочка (подражая Егорке):

 -Хорошо б жилось Егорке! (смеются)

 Егорка (всё больше увлекаясь):

 -Ну, хотя б, хотя б на час был длиннее день у нас.

 2 девочка (подруге):

 -Надевал бы сам ботинки…

 Егорка (не поняв иронии):

 -Шнуровал бы тоже я, а не бабушка моя. (Общий смех.)

 Мне не трудно, я могу, только время берегу.

 Ну, хотя бы на минутку подлиннее  были сутки.

 Я бы стал не хуже вас,

 Не опаздывал бы в класс.

 Егорка зевает и засыпает на стуле.

 4 девочка:

С тем согласны мы без спора-

 Не хватает дня Егору.

 1 девочка: -Не закончил столько дел!

 2 девочка: -Но, куда ж он время дел?

 3 девочка: -Вот смотри!

 (Девочки снова разошлись по обе стороны стула.)

 1 девочка (наблюдая за Егоркой):

 -Егор проснулся.

 4 девочка: - Но не встал Егор, тянулся…

 (Егорка встал, прыгая на одной ноге, что-то ищет.)

 3 девочка (смеясь):

 - Полчаса найти не мог затерявшийся носок.

 Егорка (сердито):

 - Никогда их нет на месте.

 (Нашёл носок, надевает.)

 2 девочка (поясняя):

 - Не кладёт носки он вместе.

 3 девочка: -Наконец надел носок.

 Егорка: - Где ж ремень? (Снова ищет.)

 4 девочка: - Он сбился с ног.

 1 девочка: -Наш Егор искал тетрадки…

 2 девочка: -Поиграл портфель с ним в прятки…

 3 девочка: -А какая тут игра,

 Если в класс бежать пора?

 (Егорка пробегает перед ребятами, бежит по классу.)

 4 девочка: -Вот, схватив под мышку книжку,

 Наш Егор бежит вприпрыжку.

 (Егор возвращается.)

 1 девочка (удивлённо):

 -Вдруг – назад…

 Егорка (громко плача):

 - Пенал не взя-а-а-л.

 Снова в школу опоздал.

 2 девочка: -Пусть ревёт Егорка горько…

 3 девочка: -Нам не жаль его нисколько.

 4 девочка: -Не ходил к Егору вор.

 ВМЕСТЕ: -Время сам украл Егор!

Будильников:

Какая поучительная сценка! А среди вас таких «Егоров» нет?.... Это хорошо.

Учитель:

Чему учит эта сценка?

Совершенно верно, ведь даже за 1 минуту можно сделать что-то важное и полезное. А что Вы можете сделать за 1 минуту?

    Но есть ещё ребята, которые теряют свои минутки. А ведь их в уроке совсем немного – 45. Отвлечёшься, поговоришь с соседом. Вот и убежала минутка, другая. Не приготовился вовремя к уроку - минутка ушла. А нашей стране очень  нужны знающие, умелые люди. Очень важно, чтобы на уроках вы были внимательными, чтобы с каждой минутой узнавали и знали больше, чем знали и умели минутой раньше.

Будильников:

А сейчас мы проверим, что вы можете сделать за 1 минуту.

Учитель:

Может, перед его выполнением немного отдохнём….а затем поиграем  

Физкультминутка

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой        

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Учитель:   Как я уже говорила мы сейчас поиграем…

Будильников:  Ой, нет,нет! Я тороплюсь, некогда мне играть.

Учитель:   Не спешите отказываться, ведь это игра особая, она развивает чувство  времени.

Будильников:  Тогда не возражаю. Настал час потехи.

Учитель:   игра « Стоп, машина, стоп»

Говорим  хором слова:

Стоп, машина, стоп машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп машина,

Стоп, машина, стоп!

Затем говорим эти же слова  отстукиваем ритм. После этого  все молча, не шевеля губами, повторяют про себя текст и в нужный момент говорят последнее слово СТОП (КРИКНУТЬ ХОРОМ)

Будильников:

Какая хорошая  игра! Мне она очень понравилась, да и отдохнули Вы на славу. А теперь  следующее испытание. Мы его проведём в виде соревнований по командам. Оно состоит из  трёх заданий.

И первое задание командам - «Хитрые вопросы»

Каждой  команде я раздам листочки с хитрыми вопросиками. За 1 минуту вы должны на них ответить и на листочке записать ответ. А потом мы проверим….

  1. Что идёт, не двигаясь с места. Ответ: время
  2. Вчера  было, сегодня есть и  завтра будет.  Ответ: время
  3. Что больше год или 12 месяцев? Ответ: одинаково
  4. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.  Ответ: время

2 задание «Собери пословицы»

Русский народ очень мудрый и придумал много пословиц, в том числе и о времени. Давайте попробуем «собрать» пословицы о времени за 1 минуту. Я так же раздам Вам листочки, а Вы должны соединить их с помощью стрелочек. (Раздаёт листочки)

Время – не деньги,

потеряешь час.

День да ночь -

потеряешь – не найдёшь

Упустишь минуту -

время бережёт.

Порядок

сутки прочь.

 ответы

Время – не деньги,

потеряешь – не найдёшь

День да ночь -

сутки прочь.

Упустишь минуту -

потеряешь час.

Порядок

время бережёт

3 задание «Игровая»

Сейчас мы проведём соревнование, кто за одну минуту больше:

  • Решить примеры по цепочке на время

Будильников:

Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, вы будите достойными членами «Общества ценителей времени» и я с удовольствием вручу вам удостоверения. (читаешь и вручаешь удостоверения)

Учитель:

Да, так время скоротечно и вернуть его вовсе невозможно.  Нужно беречь каждую минутку, ведь за неё  - так можно успеть….

Надеюсь, ребята  сегодняшнее мероприятие поможет вам ценить минуты и время вообще.

А сейчас мы проверим, какое у Вас настроение после нашего мероприятия.

.

 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час «Делу – время, потехе - час»

Слайд 2

Что такое время? ВРЕМЯ – определенный момент, в который происходит что-нибудь (С.И. Ожегов). ВРЕМЯ – промежуток той или иной деятельности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет (С.И. Ожегов). ВРЕМЯ – продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами (С.И. Ожегов).

Слайд 3

Делу время, потехе час. Вспомните пословицы и поговорки о времени .

Слайд 4

Потеряешь деньги – ничего не потеряешь. Потеряешь здоровье – немного потеряешь. Потеряешь время – потеряешь жизнь. Всему свое время. Делу время, а потехе час. Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток. Порядок время бережет. Пропущенный час годом не нагонишь. Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь. (русская пословица) Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду. (польская пословица)

Слайд 5

Солнечные часы

Слайд 6

Петух- оповеститель времени. Ходит он в мундире ярком. Шпоры для красы. Днем он забияка, Поутру – часы.

Слайд 8

Часы - лампа

Слайд 10

Часы свеча

Слайд 12

Цветочные часы

Слайд 14

В 5 часов открывается шиповник и мак

Слайд 15

В 6 часов расцветает одуванчик

Слайд 16

В 8 часов раскрывает свой венчик вьюнок

Слайд 17

В 9 часов просыпается полевая гвоздика

Слайд 18

В 10 часов закрывается цикорий

Слайд 19

В 13 часов засыпает полевая гвоздика и одуванчик

Слайд 20

В 14 часов закрываются маки

Слайд 21

В 17часов закрываются незабудки

Слайд 22

В 17-18 вновь открыватся цикорий

Слайд 23

В 18 часов опускаются под воду кувшинки

Слайд 24

В 19-20 закрывается шиповник

Слайд 25

В 21 час закрывается кислица

Слайд 26

. Падуя, Площадь Данте, Италия Башня с часами смотрит на восток на площади Данте. Башня была построена архитектором Джованни Мария Фальконе. Астрономические часы являются реконструкцией часов работы Якопо Донди 1344 года, разрушенных в результате пожара

Слайд 27

Механические часы

Слайд 28

Часы даны не для красы, Диктуют время нам они.

Слайд 29

Кремлевские куранты

Слайд 30

Бой курантов

Слайд 31

Электронные часы

Слайд 32

«Кто у Егорки время украл?»

Слайд 35

Физкультминутка

Слайд 36

Тик – так, тик – так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт. А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. А часы идут, идут, Иногда вдруг отстают. А бывает, что спешат, Словно убежать хотят Если их не заведут, То они совсем встают.

Слайд 37

Игра «Стоп машина»

Слайд 38

91- 47 - 23 = 21 40*10=400 21+56 -18= 59 400*2=800 59- 34+37=62 800:4=200 62+18-36=44 200-110=90 44+27-56=15 90+70=160 15-13+89=91 160:4=40 91-47-23=21

Слайд 39

Проблемный вопрос Как организовать свою жизнь, чтобы все успевать?

Слайд 40

«Не упуская ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего». (Л.А.Сенека)

Слайд 41

Домашнее задание Попробуй организовать так свою жизнь, чтобы все успевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

УМК «Школа России» Литературное чтение Технологическая карта Тема: "Делу время - потехе час" (7 часов)

Цели  Сформировать представление о значимости времени для человека.Ввести алгоритм подготовки  чтения произведения по ролям.Научить использовать приобретенные знания и умения в практической ...

Технологическая карта темы "Делу время - потехе час"

Сформировать представление о значимости времени для человека.Ввести алгоритм подготовки  чтения произведения по ролям.Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельност...

УМК «Школа России» Литературное чтение Технологическая карта Тема: "Делу время - потехе час" (7 часов)

УМК «Школа России» Литературное чтение Технологическая карта Тема: "Делу время - потехе час" (7 часов)...

Классный час по теме "Делу время, потехе - час" 2 класс

Разработка классного часа по теме "Делу время, потехе - час"  для 2 класса...

Классный час в 3 классе по теме: «Делу – время, потехе – час»

Цель: учить учащихся ценить свое время и время других.Задачи:      познакомить учащихся с историей развития часов;активизировать творческие  способности учащихся;сов...