Экологическая викторина "Живая природа"
методическая разработка (2 класс) на тему

Сайганова Галина Анатольевна

Экологическая викторина "Живая природа" воспитывает у обучающихся бережное отношение к живой природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Экологическая викторина

  

   «Тайны

    живой

   природы».

                                                                                      Разработала

                                                                                      учитель нач. классов

                                                                                       Сайганова Г.А.

                                                                                      2-Гавриловская сош

2016 г.

 Цель мероприятия: 

- проверить и углубить знания детей о живой природе;

- помочь детям вспомнить уже известных животных и

- внешние особенности каждого из них;

- развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;

- помочь детям учиться работать в команде.

 

Ведущий: Наша сегодняшняя викторина посвящена живой природе. Для начала давайте вспомним, что же такое живая природа?

-   Команды получили домашнее задание перед игрой. Они должны были придумать название своей команде и нарисовать эмблему. Условие было такое: название команды должно быть связано с живой природой.

-   Соревноваться сегодня будут команды 3 и 4  класса.

- После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого...

1 вопрос викторины - " Загадки" (Разминка).

Ведущий: - Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может быть название животного, птицы или растения.

- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко-красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит - кричит, сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф) 

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

Ведущий:  А сейчас командам надо будет ответить на вопросы. Посмотрим, насколько хорошо они знают природу. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы 1-й команде:

1. Трава от 99 болезней.  (Зверобой).

2. На следу каких хищных зверей нет когтей?  (Кошки, рыси).

3. Слепыми или зрячими родятся зайцы?  (Зрячими).

4. Пингвин – птица или животное?  (Птица).

5.Разноцветные грибы.  (Сыроежки).

6. Какая ягода бывает красной, чёрной, белой?  (Смородина).

7. У какого дерева ствол белый?  (У берёзы).

8. Какая птица выше всех летает?  (Орёл),

9. Какая птица в нашей стране самая маленькая?   (Королёк).

10. Кто спит вниз головой?  (Летучая мышь).

11. Чем стрекочет кузнечик?  (Ногой о крыло).

12. Что случается с пчелой после того, как она ужалит?  (Умирает).

13. Когда чаще всего бывает первая гроза?  (Весной, в мае).

14. У кого каждый день растут зубы?  (У бобра, зайца).

Вопросы 2-й команде:

1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда?  (Кукушка).

2. Название какого растения говорит, где оно растёт? (Подорожник)

3. Кровожадный хищник наших лесов.  (Волк).

4. Перед какой погодой птицы перестают петь?  (Перед дождём).

5. Какая птица в мире самая большая?  (Страус).

6. Зимуют ли птицы в скворечниках?   (Нет).

7. Когда ёж не колется?  (Когда только родился).

8. Дерево – символ нашей Родины?  (Берёза).

9. Где у кузнечика ухо?   (На ноге).

10. Что теряет лось каждую зиму?   (Рога).

11. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?        (Одинаковая).

12. Сколько ног у паука?  (Восемь).

13.Какая птица может летать хвостом вперёд?  (Колибри).

14. Какая птичка достаёт себе пищу подо льдом? (Оляпка).

Ведущий:  А сейчас подведём итоги, посмотрим сколько баллов набрала каждая команда.  Предоставим слово жюри.

Ведущий: Следующее задание называется " Изобрази животное".

Ведущий: - Каждое задание этого конкурса - это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.

-   Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание. 

(Участвуют по два представителя от каждой команды.)

1. кошка                            3. лягушка

2. заяц                              4. медведь

Ведущий: Команды приготовили 1 вопрос команде-сопернице.  «Ты – мне, я – тебе».

Ведущий: Следующее задание называется " Пофантазируем".

Ведущий: - Команда за 1,5 минуты должна придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название. Посмотрим, кому это удастся сделать лучше и интереснее. Оценивается задание в 3 балла.

- А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю для болельщиков игру " Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет". (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.)

1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

Ведущий: А сейчас посмотрим как команды справились с заданием.

Ведущий: - Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется "Сказочный". Каждый правильный ответ – 1 балл.

- Подскажите, в кого превращались...

1. Князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. Великан - людоед ( сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. Одиннадцать братьев - принцев ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. Гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

- Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...( Цокотуха)                  2. Курочка...(Ряба)                                                                             З. Уточка...( Серая Шейка)                                         

4. Черепаха.. .(Тортилла)
5. Медведь... ( Балу).

Ведущий: А сейчас предоставим слово жюри.

Ведущий: И последнее задание нашей викторины.            Блиц – опрос: «Гонка за лидером».(Кто больше даст ответов  за 1 мин. Если не знаете ответ на вопрос, говорите «дальше»). За каждый правильный ответ -1 балл.

Вопросы 1-й команде:

1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).

2. Какая птица выводит птенцов зимой?  (Клёст).

3. Животное, которое строит дом на реке?  (Бобр).

4. Прилёт каких птиц означает начало весны?  (Грачи).

5. Родилась в воде, живёт на земле?  (Лягушка).

6. Какая птица умело подражает голосам других птиц?     (Скворец).

7.Месяц весенних первоцветов.  (Апрель).

8. Кто собирает яблоки спиной?  (Ёж).

9.Кто бежит, выставляя задние ноги вперёд?  (Заяц).

10. Какое травянистое растение зацветает первым?  (Мать-и-мачеха).

11. У какой птицы самый длинный язык (до 15 см)?  (У дятла).

12. Состояние реки, когда вода заливает территории?  (Половодье).

13. Какое дерево цветёт позже всех?  (Липа).

14. Детёныши каких животных питаются молоком чужой      матери?  (Зайчата).

Вопросы 2-й команде:

1. Какой гриб носит название лесного хищного зверя?  (Лисичка).

2. Какую траву любят кошки?  (Валериану).

3. Какое животное почти всё время проводит под землёй?  (Крот).

4. В какие времена года можно наблюдать туманы?  (Во все).

5. Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец).

6. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые?  (Крапива).

7. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковые).

8. Грибы – подснежники?  (Сморчки, строчки).

9. Изменение густоты и окраски шерсти у животных. (Линька).

10. Из чего готовят манную крупу? (Из пшеницы).

11. Самый быстрый зверь на земле? (Гепард).

12. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами).

13.Какое растение является хищником для насекомых?  (Росянка).

14. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль).

Ведущий: Дорогие ребята! Мне очень приятно, что вы приняли участие в викторине. Проигравших в ней нет: в выигрыше все. Викторина показала, что вы много знаете и наша задача - обогатить и расширить эти знания. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Природа – наш зеленый дом»

Проект создан в виде театрализованного представления, включающего в себя стихи, сценки, инсценировки песен и т.д....

Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"

Экологический праздник для 3  классов и театрализованное представление на экологическую тему ....

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Экологическая игра "Природа вокруг нас"

Игра нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, закреплении позитивного экологического опыта в ситуациях успеха. Игра способствует приобретению зна...

Экологические проблемы природы Донского края.

Разработка занятия по курсу "Доноведение"...

Экологический проект «Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры»

Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды....