Родительское собрание "Наказание и поощрение в семье"
методическая разработка (3 класс) на тему

Иванова Е.в

Данное родительское собрание позволяет учителю выявить позицию родителей при воспитании детей. Предложенные педагогические ситуации помогают родителям принимать правильные решения в семейном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_roditelskoe_sobranie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское    собрание.

Тема:  « Поощрение и наказание в семье»

Задачи : 1. Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.

             2. Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды поощрений и наказаний в семейном воспитании.
  2. Значение поощрения и наказания в семье.

План  собрания:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Просмотр видеосюжета.
  3. Анализ анкет учащихся и родителей.
  4. Родительский тренинг.
  5. Родителям на заметку.

Ход собрания:

  1. Приветствие  учителя. ( слайд1  тема собрания и высказывание)

« Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего    люди. Из них на первом месте – родители и педагоги!»

                                                                                      А.С. Макаренко.

Уч. Поощрение и наказание- это основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определённой воспитательной цели.

      Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть!

      Способ для этого – поощрение.                                            

( Слайд2 с вопросами для обсуждения)

  1. Просмотр видеосюжета.

Уч. Что чаще всего слышат дети от нас?( Используется методика незаконченных

        предложений)

       Обсуждение детских высказываний.

Уч.  Перед вами лежат листочки. Запишите выражения, которые желательно

        употреблять в общении с детьми.(  После зачитывания, слайд3 )

         - ты у меня самый умный, хороший и т. д.

         - как хорошо, что у меня есть ты

         - я тебя очень люблю

         - как ты хорошо это сделал

        - не волнуйся, у тебя всё получится

Давайте почаще говорить эти слова!

  1. Виды поощрений и наказаний.

     Уч. Что такое поощрение?  Высказывание родителей.

     ( Слайд)

 Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка.

 Поощрение – приятная, возвышающая удовлетворённость делом, за которое похва-

 лили ребёнка. Удовольствие от того, что его любят и симпатизируют ему.  Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в

будущем. Под поощрением нельзя понимать конфеты или футбольный мяч или

велосипед  за школьные успехи. Лучшая награда для ребёнка- сознание того,

что он принёс радость любимым делом, а подарок лишь символизирует это.

Существует много способов выразить ребёнку положительную оценку.

( Слайд. Таблица№1  результатов анкеты учащихся и родителей)

Уч. Если за каждый маленький успех хвалить и ободрять ребёнка, появится надежда

       Что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.  

Семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколь-

ко раз в день.  Она считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому

ребёнку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее

8 объятий в день. А для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально- 12 раз.

Уч.  Закончите фразу. Больше всего мне нравится в сыне, дочери….

 

 Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. ( Слайд) Смысл наказа-

ния должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетво-

рённости своим поведением. Чтобы наказание возымело действие, ребёнок должен

пережить чувство вины. Без этого чувства наказание лишь открытый акт насилия,

бессмысленное терзание, либо напрасная трата времени. Если за любую ошибку ребёнка ждёт наказание и ничего больше, ребёнок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Нельзя в качестве наказания  лишать

ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития.

 ( Слайд. Таблица №2 результатов  анкет)

Уч. Итак, на вопрос как правильно распределить наказание и поощрение, нет точно

       го ответа, сколько того и другого должно приходится на каждого ребёнка.

       Сколько затрещин и сколько конфет! Воспитательная проблема заключается

       тут не в количестве, а в отношении ребёнка к наказывающему и поощряющему.

       Закончите фразу.  Больше всего мне не нравится в сыне, дочери…

  1. Разбор педагогических ситуаций. ( Каждая ситуация на слайде)

Ситуация 1. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребёнка

                     и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы Ра-

                     ды, хвалите ребёнка за достигнутые успехи, но через пару дней вас

                     приглашают в школу и там вы узнаете, что ваш ребёнок исправил

                     оценки в дневнике и расписался за классного руководителя.Резуль

                     таты учения плохие и ваш ребёнок вас обманул.

Ситуация 2. Сын пришёл из школы с двумя товарищами дорисовать стен газету.

                     Но через час ваша квартира, сверкающая полировкой и чистотой,  

                    заходила ходуном от их  беготни. Как вы поступите?

               

             

Ситуация 3. Вы не узнаёте своего ребёнка. Он стал грубым, агрессивным, а по-

                     рой даже жестоким.  Об этом говорят посторонние, проявления та-

                     ких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается в ваш

                     адрес.

  1. Родителям на заметку. ( Слайд)

Правило 1.  Уметь слушать ребёнка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию

                     целиком и полностью, не перебивая при этом, не отмахиваясь от

                      него, проявляя терпение и такт.

Правило 2. Уметь говорить с ребёнком так, как если бы вам хотелось, чтобы

                    говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая

                    назидательность, грубость, хамство.

Правило 3. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя

                   надежду на исправление.

Правило 4. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители

                    пример для положительного подражания.

Правило 5. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные дей-

                    ствия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Уч.  ( Слайд)  Мне послан ребёнок; это дорогой мой гость; я благодарна ему

       за то, что он есть. Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терп

       лю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой,

       потому что я его   ЛЮБЛЮ!                Соловейчик С.Л.

        

Результаты  анкет.   Таблица № 1

 Вопросы

учащиеся

 родители

За что чаще всего поощряют?

- за хорошие оценки

16

14

- за помощь по дому

12

9

- за присмотр за младшими сёстрами

  и братьями

3

- за хорошие дела, поступки

1

3

- за хорошее поведение

3

5

- за самостоятельность

1

Как поощряют?

- доброе слово

17

3

- похвала

12

6

- подарок

7

7

- покупка любимых лакомств

8

2

- поездка, посещение развлекатель-

  ных мероприятий

6

3

- выдача денег

4

2

- одобряющий жест ( ласковый взгляд

  поцелуй, объятия)

9

2

- покупка долгожданной вещи

1


                   

        

      Результаты  анкет.  Таблица № 2

      Вопросы

учащиеся

 родители

1. За что чаще всего наказывают?

- за плохие отметки

5

7

- за плохое поведение

4

3

- за плохие отношения с младшими

  братьями и сёстрами

3

4

- за неуважение к старшим

1

2

- за безответственность

3

2

- за несамостоятельность

2

1

- за лень

2

3

- за непослушание

2

4

- за плохие поступки

1

1

2. Виды  наказаний.

- оскорбляют и ругаются

7

2

- ставят в угол

6

2

- лишают любимого занятия

11

6

- делают замечание

3

3

- ограничивают в покупках

3

1

- прекращают общаться

3

- читают бесконечные нотации

7

2

- ограничивают свободу

2

4

- применяют рукоприкладство

2

- лишают денег на личные расходы

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О поощрении и наказании детей в семье"

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; опред...

Родительское собрание на тему: "Наказание и поощрение в семье"

Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.Похвала — педагогический домкрат.В. КротовЗадачи собрания:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ре бенка в семье.Формирова...

"Наказания и поощрения в семье"

Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на отдельные вопросы:Нужно ли наказывать детей?Когда и как это делать?Можно ли испортить ребенка похвалой?За что можно хвалить ребенка?...

Родительское собрание на во втором классе на тему «Наказание и поощрение в семье: за и против»

Цель: организовать педагогическое просвещение и консультативную помощь родителям в воспитании детей с целью  раскрытия их потенциальных возможностейЗадачи:1. Определить оптимальные позиции родите...

Родительское собрание "Наказание и поощрение в семье"

Материал может быть использован учителями начальных классов. На родительском собрании учитель с родителями обсуждают проблему поощрения и наказания детей в семье, средства и приёмы построения взаимоот...

родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание детей в семье"

Родительское собрание  на тему "Поощрение и наказание детей в семье"...

Родительское собрание во 2 классе по теме "Наказания и поощрения в семье"

Родительское собрание с подборкой ряда упражнений и заданий, которую в ходе собрания предлагается выполнить родителям. Протокол  родительского собрания дополняет "Анкета для родителей" ...