Программа "Я в этом мире"
рабочая программа на тему
Программа воспитания и социализации младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_vospitaniya_i_sotsializatsiya.docx | 389.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Я в этом мире» являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 9 имени адмирала П.С.Нахимова. Программа разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества, сотворчества, содружества. Она рассчитана на 4 года, предполагает участие учащихся с 1 по 4 класс(6,5 - 10 лет), реализуется на базе одного класса в рамках работы школы.
Актуальность разработки программы.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.
Ход преобразований сфер общественной жизни России, в том числе и в образовании, ставит новые задачи перед обществом и его организационно-управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения в духе активной жизненной позиции, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.
Обоснованием актуальности основной идеи данной программы, считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:
воспитание – это преимущественно межличностная деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;
социализация – это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач.
Программа воспитания и социализации учащихся «Я в этом мире» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной, творчески активной, культурной, толерантной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Общие задачи воспитания и социализации:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию – «стремление быть лучше»;
- формирование нравственного смысла учения;
- реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;
- формирование основ морали – осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способности формулировать и отстаивать свою точку зрения;
- формирование умения к самостоятельным поступкам, т.е. умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирование трудолюбия;
- осознание ценности человеческой жизни.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
В области формирования семейной культуры
- формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; представление о духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; познание; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), стремление к здоровому образу жизни; активность.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Подходы к воспитанию.
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Я в этом мире» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
Принципы реализации программы
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Основные формы проведения мероприятий
- беседы и наблюдения, дискуссии
- классные часы
- занятия- практикумы
- экскурсии
- тематические праздники и вечера
- устные журналы
- акции
- конкурсы, викторины, игры, соревнования
- конкурсы рисунков, поделок, фотовыставки
- исследовательская и проектная деятельность
- родительские собрания в различных формах
Содержание программы воспитания и социализации учащихся
«Я в этом мире».
Программа направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися.
Основные направления программы
- Я – гражданин России.
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве;
- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
- воспитание социальной ответственности и компетентности;
Содержание:
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах, о символах государства - Флаге, Гербе России.
- элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, родного края.
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
- любовь к образовательному учреждению, своему городу, краю, России;
- уважение к защитникам Родины
Основные понятия направления «Я – гражданин России»: право, закон, права и обязанности, правонарушения, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении :
- тематические классные часы, уроки Мира;
- беседы и наблюдения, чтение книг;
- занятия – практикумы;
- творческие конкурсы, викторины по правовой тематике, КТД;
- праздники, народные игры;
- экскурсии по историческим и памятным местам;
- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.
- Мое здоровье в моих руках.
Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- приобщение детей к здоровому образу жизни и спорту;
- сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся
- знакомство с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;
- привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей;
- формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Содержание:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- знание правил здорового питания, режимов приема пищи;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
Основные понятия в направлении «Мое здоровье в моих руках» :
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении :
- проведение Дней здоровья, спортивных конкурсов, праздников и соревнований внутри класса и между классами школы;
- встречи со спортсменами;
- походы в природу, экскурсии;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов по этой проблеме.
- Я и окружающий мир
Воспитание экологической культуры. Это направление ориентировано на усвоение представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики; получение опыта экологически грамотного поведения в природе; усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой; обучение видеть прекрасное в окружающем мире, в природе в разное время суток и года, в различную погоду.
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Задачи: - развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Содержание:
- понятие окружающего мира; человек как частица природы; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к природе, растениям и животным;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- значение растений и животных в жизни человека;
- правила поведения в природе;
- отношение к окружающим людям, участие к человеку.
Основные понятия направления «Я и окружающий мир» : милосердие, сострадание, чуткость, доброта, забота, участие; добро и зло; хорошие и плохие поступки.
Формы работы классного руководителя в направлении :
- беседы, классные часы, викторины;
- акции по охране и защите природы;
- конкуры;
- экскурсии в природу.
- Я – человек культурный и воспитанный
В этом разделе объединены два направления: «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» и « Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание».
Цель: развитие коммуникативных навыков; выявление и развитие творческих способностей.
Задачи:
- предоставление возможности самореализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;
- формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
- воспитание у учащихся нравственно-этических качеств;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание;
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
- развитие представлений о душевной и физической красоте человека;
- развитие умения понимать и принимать себя и других;
- познание и формирование каждым ребенком своего « Я»;
- формирование у учащихся коммуникативных навыков;
- формирование умения совершенствоваться в коллективе;
Содержание:
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил этики, культуры речи;
- формирование эстетических идеалов чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Основные понятия направления «Я – человек культурный и воспитанный» : справедливость, милосердие, честь, достоинство, нравственный выбор, забота о старших и младших (в области нравственного воспитания) Формы работы классного руководителя в направлении : - тренинги и практические занятия по культуре поведения и общения; - тематические классные часы, беседы; - конкурсы, выставки, праздники, фестивали; - театрализованные постановки; - празднование памятных дат в жизни обучающихся; - празднование памятных дат календаря; - посещение театров, музеев, выставок, - презентации;
- Я – человек трудолюбивый и образованный
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Это направление ориентировано на развитие эрудиции, мышления
Цель: развитие познавательной активности, оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
- выявление индивидуальных способностей, создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формирование потребности в самообразовании,
- интеллектуальное развитие учащихся, способствующее повышению их мотивации к приобретению новых знаний, формирование широкого кругозора
- формирование познавательного интереса к различным областям знаний;
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Содержание:
- первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Основные понятия направления «Я – человек трудолюбивый и образованный»:
- умственное развитие,
- способности,
- уровни интеллектуального развития,
- умственные способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении :
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные бои;
- изучение учебных дисциплин;
- внеурочные мероприятия, праздники труда и знаний;
- презентация учебных и творческих достижений;
- творческие мастерские;
- акции.
6. Я и моя семья
Цель: воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- формирование понятия семьи как частички общества
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Содержание: права и обязанности ребенка в семье; - почтительное отношение к родителям; - уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - знание правил поведения в семье; - знакомство с укладом жизни и традициями своей семьи и семейными традициями русского народа; - знакомство с понятием «генеалогическое древо» , составление родословной своей семьи;
Основные понятия направления «Я и моя семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении:
- тематические классные часы;
- проведение ежегодных «Недель семьи», праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;
- открытые мероприятия, уроки и классные часы для родителей;
- праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи (вечер встречи выпускников)).
- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности;
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире,
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
- изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
- психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
- организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
- защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей:
Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на следующее:
- выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
- осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
- проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
- организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- проведение совместных праздников, экскурсий, походов в природу, внеклассных мероприятий, классных часов и открытых уроков для родителей;
- общешкольные родительские собрания; - дни открытых дверей.
Тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах
1 класс
1.Знакомство с родителями детей – первоклассников. Трудности адаптации первоклассников в школе и как их преодолеть.
2. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника. Режим дня первоклассника.
3. Учеба – основной вид деятельности младших школьников. Игра и труд в жизни младших школьников.
4. Отношения в семье как основа взаимопонимания.
2 класс
1.Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Самооценка ребенком своих поступков и действий.
2.Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.
3. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье.
4.Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год взрослее»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. Любовь в семье как моральная ценность.
2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Семейные традиции в воспитании детей.
3. Телевизор и компьютер в жизни младших школьников.
4.Итоги прошедшего года «вот и стали мы на год взрослее».
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3. Роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Развитие способностей ребенка в семье.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Прощание с начальной школой.
Критерии эффективности воспитательного процесса, процесса развития личности ребенка:
- Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
- Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).
- Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях
- Обладание способностью к рефлексии
- Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).
- наличие и сформированность коллектива учащихся
- удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности
- Анкеты «Я и моя школа», « Я и окружающий мир»
- Сочинение: «Мои достижения за год»
Показатели эффективности реализации программы:
- Проявление индивидуальности классного коллектива.
- Развитие классного и школьного самоуправления.
- Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
- Рост познавательного интереса и расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры.
- Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности.
- Участие детей и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
- Рост включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
- Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
- Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
- Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
- Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
- Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
- Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.
Примерные темы классных часов и мероприятий по программе
«Я в этом мире».
1 КЛАСС
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1. | Я – гражданин России. Праздник «Первый раз – в первый класс». |
2. | Понятие «Родина». «Родина – мать», почему мы так говорим. |
3. | Права и обязанности младших школьников. |
4. | «О тех, кто мир нам подарил»- экскурсия в школьный музей. |
5. | «Моя малая родина» - классный час. |
6. | Посвящение в нахимовцы. Парад юных нахимовцев. |
7. | Мое здоровье в моих руках. Режим дня первоклассника. Составление режима дня первоклассника. |
8. | «Чистота – залог здоровья». Соблюдаем правила гигиены. |
9. | «Береги здоровье смолоду» - классный час. |
10. | Спортивный праздник «Юные спортсмены». |
11. | Я – человек культурный и воспитанный «Я – ученик, а это звучит гордо». Основные правила культуры поведения и общения в школе. |
12. | В стране «Волшебных слов»». Понятие вежливости. |
13. | «Разрешите представиться». Правила знакомства. |
14. | Правила приветствия и прощания. «Здравствуйте!», «До свидания!» и т.д. |
15. | «Приятного аппетита!». Правила поведения за столом. |
16. | «Влияние характера на поступки и поведение человека». |
17. | «Наш класс - моя школьная семья» - беседа о взаимоотношениях в классе. |
18. | Я и окружающий мир «Я – частичка природы» - классный час. |
19. | «Чудо на ладошке». Экскурсия в природу. Изучение объектов окружающего мира. |
20. | «Растения и животные требуют бережного отношения и охраны» - классный час. |
21. | «Пусть будет чистым родной край» практическое задание. |
22. | Беседа «Птицы наши друзья» (сбор корма для птиц). |
23. | Я – человек трудолюбивый и образованный «Учусь учиться» - классный час. |
24. | «Учеба – главный труд школьника». |
25. | Практическое занятие «Учебная книга – наш друг». |
26. | Викторина – игра «Мои любимые уроки». |
27. | Классный час «Мой любимый сказочный герой». |
28. | Я и моя семья «Я – частичка своей семьи» - классный час. |
29. | «В гостях у моей семьи». |
30. | «Дом, в котором я живу». Правила культуры поведения и общения дома. |
31. | Час общения «Порадовать близких – как это просто». |
32. | «Мои родные, за что я их люблю» - классный час (выставка рисунков). |
33. | Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям». |
2 КЛАСС
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ. |
Я – гражданин России. «Символы моей Родины. История их возникновения» - классный час. | |
2. | «Нам этот мир завещано беречь!» - музыкально-литературная композиция. |
3. | «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» - классный час. |
4. | Классный час «История Российского флага». |
5. | «Край любимый, край родной» - классный час. |
6. | Мое здоровье в моих руках. Режим дня второклассника. Комплекс упражнений для утренней гимнастики. |
7. | Праздник: «Друзья Мойдодыра». |
8. | Классный час - «Овощи – кладовая витаминов». |
9. | «О личной гигиене» - классный час. |
10. | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». |
11. | «Путешествие в страну Здоровья» внеклассное мероприятие (квест-игра). |
12. | Я и окружающий мир «Разговор о животных и с животными». |
13. | «Украсим класс цветами». КТД. |
14. | «Помоги птицам зимой» КТД (изготовление кормушек для птиц). |
15. | Экскурсия в природу. Правила поведения на лоне природы. |
16. | Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения». |
17. | Классный час «Природа и человек». |
18. | Я – человек культурный и воспитанный «Делу время, потехи час», или о бережном отношении к времени. |
19. | «Учусь общаться и дружить». Правила культурного общения со сверстниками и взрослыми. |
20. | «Ты – путешественник». Правила поведения в общественном транспорте. |
21. | Поведение в общественных местах (в столовой, в магазине, на улице и т.д.). |
22. | «Культпоход в …». Правила поведения в театре, в кинотеатре, в цирке. |
23. | «Встречают по одежке…» - классный час. Школьный костюм, и каким он должен быть. |
24. | «Что и как мы едим». Культура питания. Экскурсия в школьную столовую. |
25. | Я – человек трудолюбивый и образованный Классный час «У кого в порядке книжки и тетрадки». |
26. | Классный час «Трудно ли учиться в школе». |
27. | Мероприятие «Мы труд воспеваем и славим работу». |
28. | Классный час «Как мы выполняем домашние задания». |
29. | Игровой час «Учимся быть организованными». |
30. | Я и моя семья Семейные традиции. Праздники в моей семье. |
31. | «День рождения моей семьи» - классный час. |
32. | «Я – помощник в доме» - классный час. |
33 | Час рассуждений «Что означает моё имя». |
34. | Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям». |
3 КЛАСС
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1. | Я – гражданин России. «Город, в котором я живу» - классный час - экскурсия. |
2. | «Я – будущий защитник своего Отечества». Понятие «настоящий мужчина». |
3. | «Мой труд на благо Родины». |
4. | «Я человек и гражданин» - классный час. |
5. | «Что значит быть счастливым в своей стране» - классный час. |
6. | «Мне посчастливилось родиться на Руси» - поэтический праздник. |
7. | Мое здоровье в моих руках. «Твои привычки». |
8. | «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» - классный час. |
9. | «Мы за здоровый образ жизни»- классный час «Режим – это скучно или необходимо». |
10. | О вкусной и здоровой пище. «Как сделать кашу вкусной» - классный час. |
11. | «Мои спортивные достижения» - классный час. |
12. | Я и окружающий мир. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво». |
13. | Классный час «Наши друзья животные» (уход за животными). |
14. | Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки». |
15. | «Люби и охраняй природу» - классный час. |
16. | Викторина «Путешествие в мир животных». |
17. | Заочное путешествие «Чем богат наш край?». |
18. | Я – человек культурный и воспитанный «Разрешите мне сказать». Культура речевого этикета. Вежливая просьба, вежливая беседа. |
19. | «Встречают по одежке, провожают по уму». Культура внешнего и внутреннего мира человека. |
20. | Правила поведения в музее, на выставке, в художественной галерее. |
21. | «Ждем гостей». Правила гостеприимства. «Мы идем в гости». Правила поведения в гостях. |
22. | «Уважайте старость». Понятие милосердия и сострадания. |
23. | «Поговорим о дружбе» - классный час. |
24. | «Еще раз о правилах поведения в общественных местах». Ролевые игры. |
25. | «У постели больного». Понятия чуткость и доброта, участие к человеку. |
26. | Я – человек трудолюбивый и образованный Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе». |
27. | Классный час «Хвала рукам, что пахнут хлебом». |
28. | Классный час «Люби книгу!» |
29. | Беседа-представление «Я и мои таланты». |
30. | «Труд и воспитание характера»- классный час. |
31. | Я и моя семья Классный час «Профессии наших родителей». |
32. | Семейный праздник «Род, родные, Родина». |
33 | Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах». |
34. | Итоговое занятие «Все, что я знаю и умею, я дарю людям». |
4 КЛАСС
№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
1. | Я – гражданин России. «Быть патриотом – это…» - классный час. |
2. | «Россия-Родина моя!» - музыкально-литературная композиция. |
3. | Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас». |
4. | «Традиции моего народа» - классный час. |
5. | «Государственное устройство России» - классный час. |
6. | «По страницам истории Отечества» экскурсия в краеведческий музей. |
7. | «Мир профессий»- классный час. |
8. | Мое здоровье в моих руках. «Вредные привычки. Алкоголь, курение, наркомания» - классный час. |
9. | Праздник «В здоровом теле - здоровый дух». |
10. | «Азбука безопасного поведения » - классный час. |
11. | «В гостях у доктора Айболита» - классный час. |
12. | Игра - викторина «Жить здорово!» |
13. | Я и окружающий мир «Заочное путешествие в Третьяковскую галерею». |
14. | «Как прекрасен этот мир!» - классный час. |
15. | «О прекрасном в стихах и прозе». Литературная гостиная. |
16. | Праздник «День защиты Земли». |
17. | Конкурс знатоков природы. |
18. | Я – человек культурный и воспитанный Речь, мимика, жесты – наши помощники в общении с людьми. |
19. | «Я вас благодарю». Понятие благодарности . «К Вам с любовью…». Понятие любви - классный час. |
20. | «Поглядим на себя со стороны» - классный час. |
21. | «Не сильные лучшие, а честные и справедливые». Понятие честности и справедливости - классный час. |
22. | «В человеке должно быть все прекрасно». Как стать красивым и обаятельным. |
23. | «День рождения – особый праздник». Правила вручения и приема подарков. Поздравления и пожелания. |
24. | Праздник культуры: «Поведение и речь от дурного влияния научись беречь». |
25. | Я – человек трудолюбивый и образованный Классный час «Культура умственного труда в классе и дома». |
26. | Игра «Умники и умницы». |
27. | . «Мир моих увлечений» - классный час. |
28. | Диспут «Школа – мой второй дом». |
29. | «Мой труд на благо семьи, школы, Родины» - классный час. |
30. | Я и моя семья Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир». |
31. | «Тепло семейного очага» - классный час. |
32. | «Из истории семейной летописи»- классный час. |
33. | «Семья. Традиции, реликвии моей семьи. Генеалогическое древо» - классный час. |
34. | Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям». |
В рамках реализации программы воспитания и социализации «Я в этом мире» проводятся различные мероприятия, включённые в урочную, внеурочную и внеклассную деятельность:
- урок-игра, викторины, конкурсы, олимпиады, уроки-путешествия, проекты, исследования, презентации, познавательные игры;
- спортивные соревнования, праздники, дни здоровья, весёлые старты, эстафеты;
- экскурсии в природу, в музеи, в памятные и исторические места города и области, в школьную и городские библиотеки;
- встречи с интересными людьми, посещение предприятий города, знакомство с профессиями родителей;
- коллективные творческие дела, мастерские «Умелые руки» и мастер-классы по знакомству с местными ремёслами;
- акции милосердия, акции по защите природы и окружающей среды, акции доброты и внимания;
- творческие конкурсы поделок, рисунков, художественного чтения и художественной самодеятельности, участие в народных и национальных праздниках;
- чтение произведений художественной литературы, содержание которых направленно на формирование нравственной личности ребёнка и на умение сделать нравственный выбор;
- инсценировка художественных произведений, посещение театральных представлений, выставок, музеев школы и города.
Приложение
КОПИЛКА ДОБРОТЫ
Правила школьной жизни учеников 1 – 4-х классов.
- Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
- Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
- Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
- Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
- Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
- Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
- Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
- И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
- Не мешай окружающим людям.
Будь патриотом своего Отечества:
1. Посади цветок или дерево, ухаживай за ним, береги природу на отдыхе, на даче;
2. Отыщи интересный рассказ из истории Отечества, прочти его и расскажи своим близким или товарищам;
3. Всегда думай о своей Родине, прославляй ее словами и поступками;
4. Заботься о своей школе, участвуй в делах класса, школы.
Будь прилежен в учении:
- Помни, что от знаний зависят во многом твое нынешнее и будущее самочувствие и жизнь;
- Старайся каждый день узнать что-то новое, кроме того, что ты получаешь на уроках;
- Познай свои способности и реализуй их;
- Помни, что выполнение учебных заданий – путь к успешности в учении.
Будь трудолюбивым:
- Помни, что творческий труд есть главное мерило ценности человека;
- Найди полезные дела для себя. Для семьи и выполняй их с интересом, творчески;
- Не жди помощи, попробуй самостоятельно решить задачу, возникшую в труде.
Будь дисциплинированным:
- Развивай силу воли;
- Соблюдай нормы и правила поведения в школе, на улице и дома;
- Выполняй порученные тебе задания качественно и в срок;
- Будь самокритичен и требователен к себе.
Правила доброты:
- помогать людям, особенно больным, пожилым, попавшим в беду;
- уважать старших;
- проявлять внимание к окружающим тебя людям;
- быть честным в общении со взрослыми и друзьями;
- защищать слабого;
- заботиться о родных и близких людях;
- заботиться о домашних животных;
- делиться последним с другом;
- не проявлять жадности;
- не завидовать;
- прощать ошибки другим, но не себе.
Правила жизни честного человека:
- сказал – сделай, не уверен – не обещай, ошибся – признайся, забыл – проси прощения;
- говори то, что думаешь;
- не можешь сказать правду – объясни почему;
- не выдавай чужую тайну;
- не дружи со лжецами и хвастунами.
Требования к культуре речи:
- стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай
пустословия, повторения одного и того же
- избегай ненужных слов: «ну», «так сказать», «значит» и др.;
- не употребляйте вульгарных слов и выражений;
- будь в словах так же вежлив, как и в поступках;
- никогда не давай клички товарищам. Это унижает человеческое достоинство;
- приветливый, доброжелательный тон создает возможности для взаимопонимания;
- грубый тон порождает ответную грубость;
- культура человека выражается в умении не только говорить, но и слушать.
Русские народные пословицы о вежливости и воспитанности:
- Учись вежливости у невоспитанного.
- Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.
- Прожуй, прежде проглотить, послушай, прежде чем говорить.
- Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай.
- Слово - серебро, молчание золото.
- Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется.
(«Копилка доброты» пополнятся детьми по результатам занятий).
Словарь школьника.
Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.
Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное
добро, внимание, услугу.
Благоразумие – рассудительность, обдуманность поступков.
Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.
Вера – убежденность, глубокая уверенность в ком-либо.
Гордость – 1. чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь.
Деликатность – вежливость, мягкость в общении.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Жалость – сострадание, соболезнование.
Женственность – качество, свойственное женщине, мягкость, нежность, изящность.
Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремление.
Истина – утверждение, суждение, проверенное практикой.
Кротость – незлобивость, покорность, смирение.
Любовь – 1. глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
2. чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Мужественность – обладание мужеством.
Надежда – вера в возможность в осуществление чего-нибудь радостного, благоприятного.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.
Послушание – повиновение, покорность.
Самоуважение – уважение к самому себе.
Скромность – сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг.
Совестливость – обладание чувством нравственной ответственности перед другими; поступающий по совести.
Справедливость – беспристрастное действие соответствующее истине.
Стойкость – непоколебимость, упорность твердость.
Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка, вины.
Трудолюбие – человек, любящий трудиться.
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Целеустремленность – ясная и определенная цель, стремление к ее достижениям.
Честь – 1. достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. целомудрие, непорочность. 4. почет уважение.
Чуткость – отзывчивость, сочувственность.
(Ожегов С.А. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твой адрес в этом мире
Расширить представления детей о стране, в которой они живут; Познакомить с символикой ...
Твой адрес в этом мире
Твой адрес в этом мире...
Классный час по теме "Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"
Цели и задачи:формировать в сознании детей понятие «доброта»;развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;расширить знания о доброте и её роли...
урок №1 конспект и презентация "Твой адрес в этом мире. Земля"
Цели и задачи урока: 1. Расширить знания детей о Вселенной.2.Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать....
урок №2 конспект и презентация "Мой адрес в этом мире. Страна Россия"
Цели и задачи урока:1.Систематизировать знания детей о родной стране, о столице2. Расширить представления детей о стране, в которой они живут3. Познакомить с государственной символикой России: ф...
урок №3 конспект и презентация "Мой адрес в этом мире. Челябинская область"
Цели и задачи урока:1.Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве, о своей области..2. Расширить представления детей о родном крае.3. Повторить государственну...
урок №4 конспект и презентация "Мой адрес в этом мире. Красноармейский район"
Цели и задачи урока:1 Повторить государственную символику России и символику области: флаг, герб, гимн.2. Познакомить с символикой района....