Программа "Я в этом мире"
рабочая программа на тему

Программа воспитания и социализации младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_vospitaniya_i_sotsializatsiya.docx389.1 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Мои документы\пр вос.jpg


Пояснительная записка

       Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Я в этом мире» являются Закон
«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МБОУ СОШ № 9 имени адмирала П.С.Нахимова. Программа разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

        Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества, сотворчества, содружества. Она рассчитана на 4 года, предполагает участие учащихся с 1 по 4 класс(6,5 - 10 лет), реализуется на базе одного класса в рамках работы школы.

        Актуальность разработки программы.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

   Ход  преобразований сфер общественной жизни России, в том числе и в образовании, ставит новые задачи перед обществом и его организационно-управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения в духе активной жизненной позиции, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.

Обоснованием актуальности основной идеи  данной  программы,  считаю:

- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

      социализация –  это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач.  

Программа воспитания и социализации учащихся «Я в этом мире»  направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.  Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.)  и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

      Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной, творчески активной, культурной, толерантной личности, способной к саморазвитию и самореализации.

    Общие задачи воспитания и социализации:

     В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию – «стремление быть лучше»;

- формирование нравственного смысла учения;

- реализация творческого потенциала в учебно-игровой и социально-ориентированной видах деятельности;

- формирование основ морали – осознание необходимости определенного поведения на основе принятых в обществе представлений о добре и зле; должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самосознания;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формировать способности формулировать и отстаивать свою  точку зрения;

- формирование умения к самостоятельным поступкам, т.е. умения принимать решение и брать ответственность на себя за их результат;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- формирование трудолюбия;

- осознание ценности человеческой жизни.

    В области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- формирование чувства гордости за свой город, за свое Отечество, чувство личной ответственности за судьбу Отечества;

- развитие навыков  организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями и старшими детьми в решении общих проблем;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

В области формирования семейной культуры

- формирование ценности семьи, почтительного отношения к родителям; осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.

  • Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; представление о духовной  культуре и светской этике.

  • Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; познание; бережливость.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), стремление к здоровому образу жизни; активность.

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному,  формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Подходы к воспитанию.

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Я в этом мире» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:

-  аксиологический

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.

-  системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

- развивающий

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Принципы реализации программы

- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;

- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;

- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;

- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;

- принцип мотивации деятельности обучающихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;

- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Основные формы проведения мероприятий

  • беседы и наблюдения, дискуссии
  • классные часы
  • занятия- практикумы
  • экскурсии
  • тематические праздники и вечера
  • устные журналы
  • акции
  • конкурсы, викторины, игры, соревнования
  • конкурсы рисунков, поделок, фотовыставки
  • исследовательская и проектная деятельность
  • родительские собрания в различных формах

Содержание программы воспитания и социализации учащихся  

«Я в этом мире».

      Программа  направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

     Общие задачи воспитания и социализации учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связанно с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России, основано на определенной системе базовых ценностей и призвано обеспечить принятие их обучающимися.

Основные направления программы

  1. Я – гражданин России.

Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.  

       Цель: формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

      Задачи:

 - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве;

- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

 - воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;

 - воспитание социальной ответственности и компетентности;

Содержание:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах, о символах государства -  Флаге, Гербе России.
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, родного края.
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, родного края;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, краю, России;
  • уважение к защитникам Родины

           Основные понятия направления «Я – гражданин России»: право, закон, права и обязанности, правонарушения, ответственность,  долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении :

- тематические классные часы, уроки Мира;

- беседы и наблюдения, чтение книг;

- занятия – практикумы;

- творческие конкурсы, викторины по правовой тематике, КТД;

- праздники, народные игры;

- экскурсии по историческим и памятным местам;

- участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.

  1. Мое здоровье в моих руках.

Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.

       Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

      Задачи:

- приобщение детей к здоровому образу жизни и спорту;

- сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся

- знакомство с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;

- привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей;

- формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Содержание:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • знание правил здорового питания, режимов приема пищи;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

     Основные понятия  в направлении «Мое здоровье в моих руках» :

          - психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении :

проведение Дней здоровья, спортивных  конкурсов, праздников и соревнований внутри класса и между классами школы;

- встречи со спортсменами;

- походы в природу, экскурсии;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов  по этой проблеме.

  1. Я и окружающий мир

  Воспитание экологической культуры. Это направление ориентировано на усвоение представлений об экокультурных ценностях, нормах экологической этики; получение опыта экологически грамотного поведения в природе; усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой; обучение видеть прекрасное в окружающем мире, в природе в разное время суток и года, в различную погоду.

      Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.                Задачи:                                                                                                            -  развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;  

Содержание:  

  • понятие окружающего мира; человек как частица природы;                  ценностное отношение к природе и всем формам жизни;                         бережное отношение к природе, растениям и животным;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • значение растений и животных в жизни человека;
  • правила поведения в природе;
  • отношение к окружающим людям, участие к человеку.

Основные понятия направления «Я и окружающий мир» : милосердие, сострадание, чуткость, доброта, забота, участие; добро и зло; хорошие и плохие поступки.

 Формы работы классного руководителя в направлении :

- беседы, классные часы, викторины;

- акции по охране и защите природы;

- конкуры;

- экскурсии в природу.

  1. Я – человек культурный и воспитанный

В этом разделе объединены два направления: «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» и « Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание».

         Цель: развитие коммуникативных навыков; выявление и развитие творческих способностей.

Задачи:

- предоставление возможности самореализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами;

- формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;

- воспитание у учащихся нравственно-этических качеств;

-  воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание;

- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;

- развитие представлений о душевной и физической красоте человека;

- развитие умения понимать и принимать себя и других;

- познание и формирование каждым ребенком своего « Я»;

- формирование у учащихся коммуникативных навыков;

- формирование умения совершенствоваться в коллективе;

Содержание:

  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил этики, культуры речи;
  • формирование эстетических идеалов чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Основные понятия направления «Я – человек культурный и воспитанный» :  справедливость, милосердие, честь, достоинство, нравственный выбор, забота о старших и младших (в области нравственного воспитания)                                                Формы работы классного руководителя в направлении :                                      - тренинги и практические занятия по культуре поведения и общения;             - тематические классные часы, беседы;                                                                          - конкурсы, выставки, праздники, фестивали;                                                                                   - театрализованные постановки;                                                                              - празднование памятных дат в жизни обучающихся;                                                              - празднование памятных дат календаря;                                                                - посещение театров, музеев, выставок,                                                                   - презентации;

  1. Я – человек трудолюбивый и образованный

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду  и    жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Это направление ориентировано на развитие эрудиции, мышления

Цель: развитие познавательной активности, оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

- выявление индивидуальных способностей, создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формирование потребности в самообразовании,

- интеллектуальное развитие учащихся, способствующее повышению их мотивации к приобретению новых знаний, формирование широкого кругозора              

- формирование познавательного интереса к различным областям знаний;

- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Содержание:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Основные понятия направления «Я – человек трудолюбивый и образованный»:

- умственное развитие,

- способности,

- уровни интеллектуального развития,

- умственные способности,

- фантазии в жизни человека,

- способности к творчеству,

- культура умственного труда.

     Формы работы с классным коллективом в направлении :

- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

           - интеллектуальные бои;

         - изучение учебных дисциплин;

         - внеурочные мероприятия, праздники труда и знаний;

         - презентация учебных и творческих достижений;

         - творческие мастерские;

         - акции.

6. Я и моя семья

Цель: воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

- формирование понятия семьи как частички общества

- организация и совместное проведение досуга детей и  родителей.

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Содержание:                                                                                                                       права и обязанности ребенка в семье;                                                                                                                     - почтительное  отношение к родителям;                                                                         - уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;                                                                                                                    - знание правил поведения в семье;                                                                          - знакомство с  укладом жизни и  традициями своей семьи и семейными традициями русского народа;                                                                                                                                  - знакомство с понятием «генеалогическое древо» , составление родословной своей семьи;

Основные понятия направления «Я и моя семья»:

     - семья,

     - уклад жизни и традиции семей,

     - родительский дом,

     - родословная,

     - семейные корни,

     - авторитет отца и матери,

     - духовное общение в семье,

     - братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

     - младшие и старшие дети,

     - традиции отношения к старшим в семье,

     - положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении:

- тематические классные часы;

- проведение ежегодных «Недель семьи», праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;

- открытые мероприятия, уроки и классные часы для родителей;

- праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи (вечер встречи выпускников)).

- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов:

  •  ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  •  первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  •  начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
  •  начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  •  нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  •  почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  •  знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности;
  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
  •  первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире,

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  •  первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

 

Работа с родителями

      Основная задача классного руководителя  — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

      Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

  •  изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
  • организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  • защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

      Основные направления классного руководителя и родителей:

Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность - человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

      Интерес к жизни - это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

      Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

      Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на следующее:

  • выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
  • осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
  •  проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
  • организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

      Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные беседы и консультации;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- проведение совместных праздников, экскурсий, походов в природу, внеклассных мероприятий, классных часов и открытых уроков для родителей;

- общешкольные родительские собрания;                                                                                   - дни открытых дверей.

Тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах

1 класс

1.Знакомство с родителями детей – первоклассников. Трудности адаптации первоклассников в школе и как их преодолеть.

2. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника.  Режим дня первоклассника.

3. Учеба – основной вид деятельности младших школьников. Игра и труд в жизни младших школьников.

4. Отношения в семье как основа взаимопонимания.

2 класс

1.Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Самооценка ребенком своих поступков и действий.

2.Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

3. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье.

4.Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы на год взрослее»

3 класс

1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. Любовь в семье как моральная ценность.

  2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Семейные традиции в воспитании детей.

 3. Телевизор и компьютер в жизни младших школьников.

 4.Итоги прошедшего года «вот и стали мы на год взрослее».

4 класс

 1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

 2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

3. Роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Развитие способностей ребенка в семье.

 3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

 4. Прощание с начальной школой.

Критерии эффективности воспитательного процесса, процесса развития личности ребенка:

  • Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  • Стремление к познанию, проявлению и реализации собственных способностей (по результатам включенности в КТД и другие формы взаимодействия).
  • Креативность личности, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности (на основании полученных грамот, дипломов и других видов признания достижений).  
  • Наличие положительной самооценки, уверенности в своих целях
  • Обладание способностью к рефлексии
  • Сформированность основных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (мышление, память, внимание, работоспособность).
  • наличие и  сформированность коллектива учащихся
  • удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов процессом и результатом воспитательной деятельности
  • Анкеты «Я и моя школа», « Я и окружающий мир»
  • Сочинение: «Мои достижения за год»

Показатели эффективности реализации программы:

  • Проявление индивидуальности классного коллектива.
  • Развитие классного и школьного самоуправления.
  • Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
  • Рост познавательного интереса и  расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры.
  • Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной и  внеучебной деятельности.
  • Участие детей и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
  • Рост  включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
  • Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
  • Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
  • Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
  • Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
  • Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
  • Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.

Примерные темы классных часов и мероприятий по   программе

«Я в этом мире».

1 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1.

Я – гражданин России.

Праздник «Первый раз – в первый класс».

2.

Понятие «Родина». «Родина – мать», почему мы так говорим.

3.

 Права и обязанности младших школьников.

4.

«О тех, кто мир нам подарил»- экскурсия в школьный музей.

5.

«Моя малая родина» - классный час.

6.

Посвящение в нахимовцы.     Парад юных нахимовцев.

7.

Мое здоровье в моих руках.

 Режим дня первоклассника. Составление режима дня первоклассника.

8.

«Чистота – залог здоровья». Соблюдаем правила гигиены.

9.

«Береги здоровье смолоду» - классный час.

10.

Спортивный праздник «Юные спортсмены».

11.

Я – человек культурный и воспитанный

«Я – ученик, а это звучит гордо». Основные правила культуры поведения и общения в школе.

12.

В стране «Волшебных слов»». Понятие вежливости.

13.

«Разрешите представиться». Правила знакомства.

14.

Правила приветствия и прощания. «Здравствуйте!», «До свидания!» и т.д.

15.

«Приятного аппетита!». Правила поведения за столом.

16.

«Влияние характера на поступки и поведение человека».

17.

«Наш класс - моя школьная семья» - беседа о взаимоотношениях в классе.

18.

Я и окружающий мир

 «Я – частичка природы» - классный час.

19.

«Чудо на ладошке». Экскурсия в природу. Изучение объектов окружающего мира.

20.

«Растения и животные требуют бережного отношения и охраны» - классный час.

21.

«Пусть будет чистым родной край» практическое задание.

22.

Беседа «Птицы наши друзья» (сбор корма для птиц).

 23.

Я – человек трудолюбивый и образованный                                                 «Учусь учиться» - классный час.

24.

«Учеба – главный труд школьника».

25.

Практическое занятие «Учебная книга – наш друг».

26.

Викторина – игра «Мои любимые уроки».

27.

Классный час «Мой любимый сказочный герой».

28.

Я и моя семья                                                                                                    «Я – частичка своей семьи» - классный час.

29.

«В гостях у моей семьи».

30.

«Дом, в котором я живу». Правила культуры поведения и общения дома.

31.

Час общения «Порадовать близких – как это просто».

32.

«Мои родные, за что я их люблю» - классный час (выставка рисунков).

33.

Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».

2 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ.

Я – гражданин России.

«Символы моей Родины. История их возникновения» - классный час.

2.

«Нам этот мир завещано беречь!» - музыкально-литературная композиция.

3.

«Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь» - классный час.

4.

Классный час «История Российского флага».

5.

«Край любимый, край родной» - классный час.

6.

Мое здоровье в моих руках.

Режим дня второклассника. Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

7.

Праздник: «Друзья Мойдодыра».

8.

Классный час - «Овощи – кладовая витаминов».

9.

«О личной гигиене» - классный час.

10.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

 11.

«Путешествие в страну Здоровья» внеклассное мероприятие  (квест-игра).

12.

Я и окружающий мир

 «Разговор о животных и с животными».

13.

«Украсим класс цветами». КТД.

14.

«Помоги птицам зимой» КТД (изготовление кормушек для птиц).

15.

Экскурсия в природу. Правила поведения на лоне природы.

16.

Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения».

17.

Классный час «Природа и человек».

18.

Я – человек культурный и воспитанный

 «Делу время, потехи час», или о бережном отношении к времени.

19.

«Учусь общаться и дружить». Правила культурного общения со сверстниками и взрослыми.

20.

«Ты – путешественник». Правила поведения в общественном транспорте.

21.

Поведение в общественных местах (в столовой, в магазине, на улице и т.д.).

22.

«Культпоход в …». Правила поведения в театре, в кинотеатре, в цирке.

23.

«Встречают по одежке…» - классный час.  Школьный костюм, и каким он должен быть.

24.

«Что и как мы едим». Культура питания. Экскурсия в школьную столовую.

25.

Я – человек трудолюбивый и образованный                                        Классный час «У кого в порядке книжки и тетрадки».

26.

Классный час «Трудно ли учиться в школе».

27.

Мероприятие «Мы труд воспеваем и славим работу».

28.

Классный час «Как мы выполняем домашние задания».

29.

Игровой час «Учимся быть организованными».

30.

Я и моя семья                                                                                               Семейные традиции. Праздники в моей семье.

31.

«День рождения моей семьи» - классный час.

32.

«Я – помощник в доме» - классный час.

33

Час рассуждений «Что означает моё имя».

34.

Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».

3 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1.

Я – гражданин России.

«Город, в котором я живу» - классный час - экскурсия.

2.

«Я – будущий защитник своего Отечества». Понятие «настоящий мужчина».

3.

«Мой труд на благо Родины».

4.

«Я человек и гражданин» - классный час.

5.

«Что значит быть счастливым в своей стране» - классный час.

6.

«Мне посчастливилось родиться на Руси» - поэтический праздник.

7.

Мое здоровье в моих руках.

«Твои привычки».

8.

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!» - классный час.

9.

«Мы за здоровый образ жизни»- классный час «Режим – это скучно или необходимо».

10.

О вкусной и здоровой пище. «Как сделать кашу вкусной» - классный час.

11.

«Мои спортивные достижения» - классный час.

12.

Я и окружающий мир.                                                                                                                 Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво».                                                                            

13.

 Классный час «Наши друзья животные» (уход за животными).

14.

Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки».

15.

«Люби и охраняй природу» - классный час.

16.

Викторина «Путешествие в мир животных».

17.

Заочное путешествие «Чем богат наш край?».

18.

Я – человек культурный и воспитанный

 «Разрешите мне сказать». Культура речевого этикета. Вежливая просьба, вежливая беседа.

19.

«Встречают по одежке, провожают по уму». Культура внешнего и внутреннего мира человека.

20.

Правила поведения в музее, на выставке, в художественной галерее.

21.

«Ждем гостей». Правила гостеприимства. «Мы идем в гости». Правила поведения в гостях.

22.

 «Уважайте старость».  Понятие милосердия и сострадания.

23.

«Поговорим о дружбе» - классный час.

24.

«Еще раз о правилах поведения в общественных местах». Ролевые игры.

25.

«У постели больного». Понятия чуткость и доброта, участие к человеку.

26.

Я – человек трудолюбивый и образованный                                    Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».

27.

Классный час «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

28.

Классный час «Люби книгу!»

29.

Беседа-представление «Я и мои таланты».

30.

«Труд и воспитание характера»- классный час.

31.

Я и моя семья                                                                                                Классный час «Профессии наших родителей».

32.

Семейный праздник «Род, родные, Родина».

33

Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах».

34.

Итоговое занятие «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».

4 КЛАСС

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

1.

Я – гражданин России.

«Быть патриотом – это…» - классный час.

2.

«Россия-Родина моя!» - музыкально-литературная композиция.

3.

Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас».

4.

«Традиции моего народа» - классный час.

5.

«Государственное устройство России» - классный час.

6.

«По страницам истории Отечества» экскурсия в краеведческий музей.

7.

«Мир профессий»- классный час.

8.

Мое здоровье в моих руках.

 «Вредные привычки. Алкоголь, курение, наркомания» - классный час.

9.

Праздник «В здоровом теле - здоровый дух».

10.

«Азбука безопасного поведения » - классный час.

11.

«В гостях у доктора Айболита» - классный час.

12.

Игра - викторина «Жить здорово!»

13.

Я и окружающий мир

 «Заочное путешествие в Третьяковскую галерею».

14.

«Как прекрасен этот мир!»  - классный час.

15.

«О прекрасном в стихах и прозе». Литературная гостиная.

16.

Праздник «День защиты Земли».

17.

Конкурс знатоков природы.

18.

Я – человек культурный и воспитанный

Речь, мимика, жесты – наши помощники в общении с людьми.

19.

«Я вас благодарю». Понятие благодарности . «К Вам с любовью…». Понятие любви  - классный час.

20.

«Поглядим на себя со стороны» - классный час.

21.

«Не сильные лучшие, а честные и справедливые». Понятие честности и справедливости  - классный час.

22.

«В человеке должно быть все прекрасно». Как стать красивым и обаятельным.

23.

«День рождения – особый праздник». Правила вручения и приема подарков. Поздравления и пожелания.

24.

Праздник культуры: «Поведение и речь от дурного влияния научись беречь».

25.

Я – человек трудолюбивый и образованный                                                Классный час «Культура умственного труда в классе и дома».

26.

Игра «Умники и умницы».

27.

. «Мир моих увлечений» - классный час.

28.

Диспут «Школа – мой второй дом».

29.

«Мой труд на благо семьи, школы, Родины» - классный час.

30.

Я и моя семья                                                                                             Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир».

31.

«Тепло семейного очага» - классный час.

32.

«Из истории семейной летописи»- классный час.

33.

«Семья. Традиции, реликвии моей семьи. Генеалогическое древо» - классный час.

34.

Итоговое занятие. «Все, что я знаю и умею, я дарю людям».

       В рамках реализации программы воспитания и социализации «Я в этом мире» проводятся различные мероприятия, включённые в урочную,  внеурочную и  внеклассную деятельность:

  • урок-игра, викторины, конкурсы, олимпиады, уроки-путешествия, проекты, исследования, презентации, познавательные игры;
  • спортивные соревнования, праздники, дни здоровья, весёлые старты, эстафеты;
  • экскурсии в природу, в музеи, в памятные и исторические места города и области, в школьную и городские библиотеки;
  • встречи с интересными людьми, посещение предприятий города, знакомство с профессиями родителей;
  • коллективные творческие дела, мастерские «Умелые руки» и мастер-классы по знакомству с местными ремёслами;
  • акции милосердия, акции  по защите природы и окружающей среды, акции доброты и внимания;
  • творческие конкурсы поделок, рисунков, художественного чтения и художественной самодеятельности, участие в народных и национальных праздниках;
  • чтение произведений художественной литературы, содержание которых направленно на формирование нравственной личности ребёнка и на умение сделать нравственный выбор;
  • инсценировка художественных произведений, посещение театральных представлений, выставок, музеев школы и города.

Приложение

КОПИЛКА ДОБРОТЫ

Правила школьной жизни учеников 1 – 4-х классов.

  1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
  3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
  4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
  5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
  6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
  7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
  8. И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
  9. Не мешай окружающим людям.

Будь патриотом своего Отечества:

1. Посади цветок или дерево, ухаживай за ним, береги природу на отдыхе, на даче;

2. Отыщи интересный рассказ из истории Отечества, прочти его и расскажи своим близким или товарищам;

3. Всегда думай о своей Родине, прославляй ее словами и поступками;

4. Заботься о своей школе, участвуй в делах класса, школы.

Будь прилежен в учении:

  • Помни, что от знаний зависят во многом твое нынешнее и будущее самочувствие и жизнь;
  • Старайся каждый день узнать что-то новое, кроме того, что ты получаешь на уроках;
  • Познай свои способности и реализуй их;
  • Помни, что выполнение учебных заданий – путь к успешности в учении.

Будь трудолюбивым:

  • Помни, что творческий труд есть главное мерило ценности человека;
  • Найди полезные дела для себя. Для семьи и выполняй их с интересом, творчески;
  • Не жди помощи, попробуй самостоятельно решить задачу, возникшую в труде.

Будь дисциплинированным:

  • Развивай силу воли;
  • Соблюдай нормы и правила поведения в школе, на улице и дома;
  • Выполняй порученные тебе задания качественно и в срок;
  • Будь самокритичен и требователен к себе.

Правила доброты:

  • помогать людям, особенно больным, пожилым, попавшим в беду;
  • уважать старших;
  • проявлять внимание к окружающим тебя людям;
  • быть честным в общении со взрослыми и друзьями;
  • защищать слабого;
  • заботиться о родных и близких людях;
  • заботиться о домашних животных;
  • делиться последним с другом;
  • не проявлять жадности;
  • не завидовать;
  • прощать ошибки другим, но не себе.

Правила жизни честного человека:

  • сказал – сделай, не уверен – не обещай, ошибся – признайся, забыл – проси прощения;
  • говори то, что думаешь;
  • не можешь сказать правду – объясни почему;
  • не выдавай чужую тайну;
  • не дружи со лжецами и хвастунами.

Требования к культуре речи:

     - стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай      

пустословия, повторения одного и того же

     - избегай ненужных слов: «ну», «так сказать», «значит» и др.;

     - не употребляйте вульгарных слов и выражений;

     - будь в словах так же вежлив, как и в поступках;

     - никогда не давай клички товарищам. Это унижает человеческое достоинство;

     -  приветливый, доброжелательный тон создает возможности для взаимопонимания;

     - грубый тон порождает ответную грубость;

     - культура человека выражается в умении не только говорить, но и слушать.

Русские народные пословицы о вежливости и воспитанности:

  • Учись вежливости у невоспитанного.
  • Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.
  • Прожуй, прежде проглотить, послушай, прежде чем говорить.
  • Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай.
  • Слово - серебро, молчание золото.
  • Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется.  

(«Копилка доброты» пополнятся детьми по результатам занятий).  

Словарь школьника.

Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.

Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное

добро, внимание, услугу.

Благоразумие – рассудительность, обдуманность поступков.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Вера – убежденность, глубокая уверенность в ком-либо.

Гордость – 1. чувство собственного достоинства, самоуважения. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь.

Деликатность – вежливость, мягкость в общении.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Жалость – сострадание, соболезнование.

Женственность – качество, свойственное женщине, мягкость, нежность, изящность.

Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремление.

Истина – утверждение, суждение, проверенное практикой.

Кротость – незлобивость, покорность, смирение.

Любовь – 1. глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.

2. чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Мужественность – обладание мужеством.

Надежда – вера в возможность в осуществление чего-нибудь радостного, благоприятного.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Послушание – повиновение, покорность.

Самоуважение – уважение к самому себе.

Скромность – сдержанность в обнаружении своих достоинств,  заслуг.

Совестливость – обладание чувством нравственной ответственности перед другими; поступающий по совести.

Справедливость – беспристрастное действие соответствующее истине.

Стойкость – непоколебимость, упорность твердость.

Стыд – чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка, вины.

Трудолюбие – человек, любящий трудиться.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Целеустремленность – ясная и определенная цель, стремление к ее достижениям.

Честь – 1. достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. целомудрие, непорочность. 4. почет уважение.

Чуткость – отзывчивость, сочувственность.

(Ожегов С.А. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твой адрес в этом мире

Расширить представления детей о стране, в которой они живут;                   Познакомить с символикой ...

Твой адрес в этом мире

Твой адрес в этом мире...

Классный час по теме "Всех нужнее и дороже в этом мире доброта"

Цели и задачи:формировать в сознании детей понятие «доброта»;развивать чувство взаимопомощи,  внимательности и уважения к людям, гуманного отношения к природе;расширить знания о доброте и её роли...

урок №1 конспект и презентация "Твой адрес в этом мире. Земля"

Цели и задачи урока: 1. Расширить знания детей о Вселенной.2.Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализи­ровать....

урок №2 конспект и презентация "Мой адрес в этом мире. Страна Россия"

Цели и задачи урока:1.Систематизировать знания детей о родной стране, о столице2. Расширить представления детей о стране, в которой они живут3. Познакомить с государственной символикой  России: ф...

урок №3 конспект и презентация "Мой адрес в этом мире. Челябинская область"

Цели и задачи урока:1.Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве,  о своей  области..2. Расширить представления детей о родном крае.3. Повторить государственну...

урок №4 конспект и презентация "Мой адрес в этом мире. Красноармейский район"

Цели и задачи урока:1  Повторить государственную символику  России и символику области: флаг, герб, гимн.2. Познакомить с символикой района....