План воспитательной работы "Светит солнышко для всех, чтоб звенел веселый смех".
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Чистяково Советского района Ростовской области
Утверждаю
Директор МБОУ
Чистяковской ООШ_______
Приказ №______
«____»_______20___ г.
Воспитательная программа
«Светит солнышко для всех, чтоб
звенел веселый смех».
для 1 класса
Составитель: учитель начальных классов
Щучкина Светлана Сергеевна
2017-2018 г.
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы , помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нём достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью. В социальной системе любого уровня и сложности человек выступает в качестве главного компонента. Будучи центральным элементом структуры социальной системы, человек выполняет и основные её функции, поскольку именно в них заключается суть деятельности личностей и коллективов. Человек осуществляет взаимодействие общественной системы с природой. Он является главным субъектом и объектом управления. Он – носитель, преобразователь и пользователь социальной информации. Какая бы сфера жизни общества ни рассматривалась, человек остается основным объектом исследования. Социально-психологические черты человека вместе с его биологическими качествами и есть компоненты личности как целостной системы
Цель:
- Совершенствование системы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей развитие правовой грамотности школьников и патриотического сознания
- Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребенка.
Задачи воспитательной работы в классе следующие:
- Совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
- Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей, правовая и экономическая защита личности ребенка.
- Воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, классные часы, участие в культурных мероприятиях, проводимых в классе, школе, посёлке;
- Формирование дружного отзывчивого коллектива через классные мероприятия, классные часы, поздравление именинников,
- Развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественные поручения; раскрытие своего «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.;
- Формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;
- Формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся.
- Формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью, осознанию здорового поведения, противодействию вредным привычкам.
Воспитательная программа используется мной первый год. Конечный этап- май 2020 года. Возраст детей 9-10 лет.
Наша школа и я в частности, работаем по следующим направлениям.
Интеллектуальное воспитание
Задачи:
- развитие познавательного интереса, самостоятельности, смекалки;
- формирование интереса к процессу познания;
- воспитание читательской активности;
- осуществление экологического, эстетического, патриотического, профессионально-ориентационного воспитания младших школьников.
.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Задачи:
- стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности;
- формирование творческого воображения, любознательности;
- осуществление эстетического воспитания школьников;
- воспитание аккуратности, приобщение к созданию уюта вокруг себя;
- создание атмосферы радости, восхищения в процессе коллективно-поисковой деятельности учащихся.
Формирование коммуникативной культуры
Задачи:
- формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
- привитие детям нравственных норм цивилизованного общества;
- раскрытие сущности нравственных отношений между людьми;
- формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.
Здоровьесберегающее воспитание
Задачи:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье.
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Задачи:
- развитие коммуникативных качеств личности, артистизма, познавательного интереса, самостоятельности;
- формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия;
- воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Задачи:
- формирование у детей навыков культурного поведения;
- привитие учащимся потребности выполнения правил поведения в общественных местах.
- воспитание чувства прекрасного
- формирование эстетических вкусов и идеалов
Воспитание семейных ценностей
Задачи:
- формирование правильных представлений о семейных ценностях
-воспитание уважительного отношения к семье
Гражданско- патриотическое воспитание
Задачи:
- формирование патриотической, гражданской позиции
- понимание прав и свобод личности
- воспитание гражданина-патриота, патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов
.
Духовно- нравственное воспитание
Задачи:
- воспитание цельной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;
.
Формы проведения
-познавательные игры;
- утренники;
- тематические праздники;
- конкурсы;
- семейные вечера;
- классные посиделки.
- тематические классные часы;
- беседы;
- практические занятия;
- праздники;
- чтение художественной литературы по теме
- спортивные соревнования;
- утренняя зарядка;
- физминутки на уроках;
- творческие конкурсы;
- рейды;
- коллективные дела;
- практикумы;
- викторины;
- экскурсии;
-походы
Условия реализации программы
- Материально- техническое обеспечение
- Технические средства
- Спортивное оборудование
Механизм построения и функционирования воспитательной системы.
В основе воспитательной системы лежит методика коллективных творческих дел. Она базируется на следующих принципах и подходах:
- природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
- сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
- деятельностного подхода – в деятельности изменяются, укрепляются, развиваются отношения между воспитанниками;
- личностно-ориентированного подхода – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношения к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному учителем, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Он складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, дружба и т.д.; потребность выполнять правила для учащихся; умение различать хорошие и плохие поступки людей; правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников;
- познавательный: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде; устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции;
- художественный: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде; наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический: соблюдение режима дня и правил личной гигиены; стремление быть сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы следующие методики изучения результативности воспитательного процесса:
- Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.
- Социометрические методы.
- Анкета «Я и моя школа».
- Краткий тест творческого мышления.
- Тест «Цветок настроения».
- Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».
- Сбор – коллективный разговор об итогах прошедшего месяца или проведенного дела.
Ожидаемый результ
любящий свой народ, свой край и свою Родину
уважающий и принимающий ценности семьи и общества
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образ
Программное содержание
СЕНТЯБРЬ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | Праздник «Первого звонка». Беседа «Ростовская область- мой край родной» |
| |
Работа с родителями | Формирование банке данных семей, определение категорий |
| |
Социокультурное воспитание | Выбор актива класса |
| |
Здоровый образ жизни | День Здоровья. |
| |
Безопасность | Классный час. Беседа «Правила дежурства по классу, правила поведения в школе». |
| |
Безопасность | Классный час «Я по дороге домой» |
| |
Безопасность | Классный час «Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации» | ||
Патриотическое воспитание | Конкурс фотографий и рисунков к юбилею Ростовской области |
ОКТЯБРЬ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Эстетическое воспитание | Капустник «День учителя» | ||
Здоровый образ жизни | Осенняя спартакиада | ||
Положительное отношением к труду | КТД «Праздник урожая» | ||
Духовно-нравственное | День пожилого человека | ||
Здоровый образ жизни | Классный час «Личная гигиена человека» | ||
Эстетическое воспитание | Классный час «Хорошие манеры» | ||
Безопасность | Классный час «ОБЖ во время осенних каникул». | ||
Духовно-нравственное | Классный час «Поговорим о дружбе. Настоящий ли ты друг» |
НОЯБРЬ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении | |
Экологическое воспитание | Классный час «Если исчезнут леса» | |||
Гражданско-патриотическое | Классный час «День народного Единства» | |||
Духовно нравственное | Классный час «Будем добрыми всегда» | |||
Воспитание семейных ценностей | Акция ко дню матери «Подари подарок маме» | |||
Воспитание семейных ценностей | Классный час «Мамочка милая моя » |
ДЕКАБРЬ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Гражданско-патриотическое | Классный час «День Конституции» | ||
Патриотическое воспитание | Классный час Неизвестный солдат» | ||
Патриотическое воспитание | Классный час «Герои Советского союза» | ||
Эстетическое воспитание | Классный час «Я иду в гости» | ||
Духовно-нравственное | Конкурс чтецов, посвященный празднику «Рождество Христово» | ||
Эстетическое и культуротворческое воспитание | Конкурс на самую лучшую елочную игрушку | ||
Предметно-тематическое | Праздник Нового года | ||
Здоровый образ жизни | День здоровья |
ЯНВАРЬ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Эстетическое воспитание | «Зимние красоты». Выставка творческих работ | ||
Этическое воспитпание | Классный час «Обман и его последствия» | ||
Духовно-нравственное | Классный час « В дружбе сила» | ||
Безопасность | Классный час «Собака бывает кусачей» |
ФЕВРАЛЬ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении | |
Гражданско-патриотическое | Помощь и посещение ветеранов | |||
Социокультурное воспитание | Классный час «Как я умею преодолевать трудности» | |||
Патриотическое | Классный «Слава, тебе победитель» | |||
Здоровый образ жизни | Военно- спортивная декада | |||
Воспитание семейных ценностей | Рыцарский турнир | |||
Этическое воспитание | Классный час «О детской дружбе и выборе друзей» | |||
Здоровый образ жизни | День здоровья |
МАРТ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Воспитание семейных ценностей | Праздник «Поговори со мною, мамам» | ||
Этическое воспитание | Классный час «Правила хорошего тона» | ||
Интеллектуальное воспитание | Классный час «Чтение- вот лучшее учение» | ||
Духовно- нравственное | Акция «Милосердие». | ||
Социокультурное воспитание | Классный час «Что такое самостоятельность». | ||
Экологическое воспитание | Классный час «Влияние человека на окружающую среду» |
АПРЕЛЬ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Воспитание коммуникативной культуры | КТД «Шутки Весельчака- шарады» | ||
Экологическое воспитание | Классный час «Всемирный день Земли» | ||
Социокультурное воспитание | Классный час «Правила приличия в житейских ситуациях» | ||
Духовно- нравственное воспитание | Классный час «Традиции - семейные и классный» | ||
Положительное отношение к труду | Классный час «Труд сельских и городских жителей» | ||
Здоровый образ жизни | День здоровья |
МАЙ
Дата | Направление и виды деятельности | Мероприятия | Отметка о выполнении |
Гражданско-патриотическое | КТД «День победы». | ||
Интеллектуальное воспитание | КТД «День славянской письменности». | ||
Духовно-нравственное воспитание | Классный час « В дружбе- сила». | ||
Воспитание коммуникативной культуры | Классный час « Перелистывая страницы учебного года» | ||
Здоровый образ жизни | Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы. | ||
Безопасность | Инструктаж по охране жизни и здоровья детей во время каникул. | ||
Социокультурное и медиакультурное воспитание | Праздник последнего звонка | ||
Социокультурное и медиакультурное воспитание | День защиты детей |
План работы с семьями «группы риска».
Мероприятия | Срок |
Составление социального паспорта класса | Сентябрь |
Выявление неблагополучных семей класса | В течение учебного года |
Обследование жилищных условий детей из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Вовлечение учащихся из неблагополучных семей в работу кружков и секций | Октябрь |
Наблюдение за детьми из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Рейды по неблагополучным семьям класса | В течение учебного года |
Составление актов посещения неблагополучных семей класса | В течение учебного года |
Систематическая индивидуальная работа с родителями и детьми из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Индивидуальные профилактические беседы с родителями | В течение учебного года |
Разработка и распространение памяток для родителей по воспитанию детей | В течение учебного года |
Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей | Июнь |
Прогнозируемый результат: сформированная мотивация родителей на самостоятельное и эффективное решение возникающих проблем в семье.
Работа с одаренными детьми
Задачи:
- Координация и активизация работы со способными детьми.
- Отбор методов и приемов , которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
- Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
- Создание необходимых условий для дифференцированного обучения всех способных детей.
Выполнение творческих работ:
Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
Подготовка и участие в классных, городских олимпиадах.
Подготовка и участие в предметных олимпиадах.
Участие в конкурсах чтецов, рисунков , поделок.
Выполнение заданий повышенной трудности.
Прогнозируемый результат
Общий интеллектуальный:
-к концу учебного года обучающиеся должны показать не только высокий уровень усвоения материала, но и проявить способность применять знания в нестандартной ситуации.
Творческий:
-участие в конкурсах творческого характера;
-инсценировка произведений;
- участие во внеклассных мероприятиях.
Спортивный:
- посещение спортивных секций;
-активное участие в спортивных делах класса, школы;
- работа над повышением результатов спортивных нормативов.
Этапы работы со способными детьми
- Мониторинг родителей.
- Мониторинг обучающихся.
- Анализ мониторинга детей по видам способностей.
- Составление плана работы со способными детьми на следующий год
Работа со слабоуспевающими обучающимися.
В развитие детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения.
Эти отклонения проявляются
- в школьной неуспеваемости детей
- в отсутствии интереса к учению
- недисциплинированности
- невыполнении общественных норм поведения
- конфликтности, высокой тревожности
- наличие нежелательных качеств личности: лжи, лени, эгоистичности;
- гиперактивности;
- немотивированной агрессии, жестокости.
Цели: подведение ребенка к процессу самовоспитания и перевоспитания; коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
Задачи:
- Помочь ребенку преодолеть социально педагогические трудности, перешпгнуть через возникший кризис.
- Формировать адекватную самооценку
- Социальная реабилитация.
- Перестроить отношения к ребенку на основе личностного подхода.
Основные направления в этой области:
- Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- Создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
- Помощь обучающимся в установлении и налаживании отношения со взрослыми в школе;
- Оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за ее пределами;
- Взаимодействие с родителями с целью подде6ржки развития обучающегося;
- Учет личных достижений каждого ребенка, создание ситуаций успеха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"
Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!» Игра-путешествие "Вместе весело шагать…" «...
Воспитательная система "Солнышко"
Модель воспитательной системы в начальной школе....
Программа воспитательной работы "Солнышко" для начальной школы
Программа воспитательной работы "Солнышко" предназначена для учителей, работающих в начальной школе (с1 по 4 класс). Каждый учитель может воспользоваться данной программой, меняя название тем и ...
Программа воспитательной работы "Солнышко" для начальной школы
Программа воспитательной работы "Солнышко" предназначена для учителей, работающих в начальной школе (с1 по 4 класс). Каждый учитель может воспользоваться данной программой, меняя название тем и ...
План воспитательной работы пришкольного оздоровительного лагеря "Солнышко".
План воспитательной работы пришкольного оздоровительного весеннего, летнего и осеннего лагерей....
Воспитательное занятие "Солнышко здоровья"
Направление- "Охрана здоровья". Возраст воспитанников- 8-9 лет (2 класс). Форма- игровое занятие. Цель- формирование представлений детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. ...
Воспитательная программа "Солнышко"
Воспитательная программа рассчитана на 4 года, охватывает период с 1-4 классы. Работа ведется по шести направлениям:1. "Здоровье"2. "Интелектуальное"3. "Духовно-нравственное"4."Патриотическое"5. ...