В помощь классному руководителю
методическая разработка (4 класс) на тему
Организация работы с проблемными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4v-rabota_s_problemnymi_detmi.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
"Организация работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания"
- Признаки проблемных детей. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.
- Краткая характеристика "трудного" ребенка.
- Изучение семьи. Акт обследования условий жизни и воспитания ребёнка.
- Конструктивное общение с «трудным» подростком.
- Педагогическая реабилитация. Проведённая работа по устранению причин отклоняющего поведения.
- Отчет классного руководителя за четверть.
- ПРИЗНАКИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ
1. Уклонение от учебы вследствие:
– неуспеваемости по большинству предметов
– отставания в интеллектуальном развитии
– ориентации на другие виды деятельности
– отсутствия познавательных интересов
2. Общественно-трудовая активность:
– отказ от общественных поручений
– пренебрежительное отношение к делам класса
– демонстративный отказ от участия в трудовых делах
– пренебрежение к общественной собственности, ее порча
3. Негативные проявления:
– употребление психотропных и токсичных веществ
– тяга к азартным играм
– курение
4. Негативизм в оценке явлений действительности
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
– грубость
– драки
– прогулы
– пропуски занятий
– недисциплинированность на уроках
– избиение слабых, младших
– вымогательство
– жестокое обращение к животным
– воровство
– нарушение общественного порядка
– немотивированные поступки
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
– равнодушное
– скептическое
– негативное
– ожесточенное
7. Педагогическая реабилитация. Выводы относительно причин отклоняющего поведения и возможные пути их устранения
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе.
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
- Интересно ли тебе на уроках?
- Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
- Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
- Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
- Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
- Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
- Сам ли стираешь себе рубашки?
- Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
- Помогаешь ли дома по хозяйству?
- . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
- Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
- Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
- Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
- Куришь ли ты?
- Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
- Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
- Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
- Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
- Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
- Случалось ли быть участником драки в школе?
- Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
- Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
- Пытался ли избегать общественных поручений?
- Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
- Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
- Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
- Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
- Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
- Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
- Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
- С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
- Выполняешь ли ты домашние задания?
- Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
- Вежлив ли со взрослыми вне школы?
- Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
- Считаешься ли с мнением родителей?
- Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
- Выбирали ли тебя в актив класса?
- Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
- Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
- Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
- Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
- Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
- Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
- Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 > N > 3 | I - начальный уровень трудновоспитуемости | 30 > N > 15 |
3 > N > 0 | II - дезорганизаторы | 15 > N > 0 |
N < 0 | III - особо трудные | N < 0 |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
- уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
- уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
- уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
- Краткая характеристика "трудного" ребенка
- Сопротивляемость педагогическим воздействиям:
- контактность с классным коллективом: всегда; в главном; в отдельных видах деятельности; редко; чаще конфликтует, чем контактирует; постоянно конфликтует.
- отношения с большинством педагогов: доброжелательные; нейтральные; отчужденные; враждебные
- реакция на педагогические требования: доброжелательная; избирательная; нейтральная; враждебная.
- податливость педагогическим воздействиям: обычная; противоречивая; высокая сопротивляемость.
- Уровень социально-ценного жизненного опыта:
- опыт общения с людьми: широкий; ограниченный; узкий.
- характер общения с людьми: контакты на полезной разносторонней основе; на ограниченной личной сфере; устойчивое проявление отрицательных поступков
- опыт участия в различных видах деятельности: всесторонний; специализированный; ограниченный; слабый; иждивенческий
- требовательность к себе при неудачах: растерянность при неудачах, низкий тонус; угрюмость; отчаяние; паника
- Я - концепция личности (эмоциональный аспект):
- положительная: нравлюсь, способен, защищен.
- отрицательная: не нравлюсь, не способен, не защищен
- аномальная: эгоистическая, агрессивная, ожесточенная
- Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
- требовательность к себе всегда; требователен к главному, снисходителен в мелочах; требователен под влиянием требований коллектива и учителей; не требователен; к себе отсутствует к другим требователен.
- самокритичность: объективно оценивает достоинства и недостатки; объективная в главном, завышенная или заниженная самооценка; видит преимущественно свои достоинства, недостатки только под нажимом взрослых и сверстников, придирчив и нетерпим к недостаткам других.
- Уровень самоуправлением поведением:
- может долго и качественно трудиться в области, которая его не интересует: да, нет, не совсем
- быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность: да, нет, не совсем
- условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы: при личной заинтересованности; чувстве ответственности; контроле старших
Принятие мер воспитательного, общественного воздействия, оказание всех видов материальной помощи
- Изучение семьи.
ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.
Педагогически несостоятельная семья | Конфликтная семья | Асоциальная (асоциально – криминальная) семья |
Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. | Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. | В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей –прямое и косвенное. педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую –через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации. |
Ошибки родителей | Ошибки родителей | Ошибки родителей |
|
| Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны.
|
- Конструктивное общение с «трудным» подростком.
«Трудные» дети требуют особого внимания и общения:
«Я узнала, что…», «Мне сообщили из КДН, что ты был задержан»
Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
Выражение чувств:
«Я огорчена, обеспокоена»
Мнение о последствиях такого поведения:
«Это, на мой взгляд, может привести…»
Выражение желания:
«Я хочу, чтобы ты бросил пить, но решение за тебя принимать не могу».
Вы передаёте ответственность за его поведение ему самому.
Предложение помощи:
«Чем я могу тебе помочь?»
Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте ситуацией.
Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни.
«Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому».
Подчеркните важность для Вас по поводу этого разговора.
«Я рада, что мы с тобой поговорили». «Спасибо, что ты меня выслушал». «Мне было очень важно поговорить с тобой на эту тему»
Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему?», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины.
- Педагогическая реабилитация.
Проведённая работа по устранению причин отклоняющего поведения
с учащимся 4 «В» класса.
Дата | Негативные проявления | Проведённая работа | Результаты |
- Отчет классного руководителя за четверть
Ф.И.О. уч-ся класс_______________
классный руководитель ___________________________________
предмет | ч е т в е р т ь | Итог у/г | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Русский язык |
|
|
|
|
|
Литературное чтение |
|
|
|
|
|
Математика |
|
|
|
|
|
Татарский язык |
|
|
|
|
|
Литературное чтение(тат.) |
|
|
|
|
|
Английский язык |
|
|
|
|
|
Окружающий мир |
|
|
|
|
|
Искусство(ИЗО) |
|
|
|
|
|
Искусство(музыка) |
|
|
|
|
|
Физическая культура |
|
|
|
|
|
Технология |
|
|
|
|
|
ОРКСЭ | |||||
Кол-во пропущенных уроков |
|
|
|
|
|
Посещение кружков |
|
|
|
|
|
Участие в общественной жизни класса |
|
|
|
|
|
Участие в общественной жизни школы |
|
|
|
|
|
Поведение |
|
|
|
|
|
Ближайшие цели воспитательной работы: ___________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
о работе по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
кл. руководитель: ______________________________________ класс _______________
- Всего учащихся ________________
- Из них с отклонениями в поведении (ФИО)____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ - Неуспевающие ( предмет) __________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ - Кого из них посещали на дому ______________________________________________
_________________________________________________________________________
5. С кем из родителей встречались в школе ______________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
В каких кружках, секциях занимаются эти дети, чем увлекаются ____________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Укажите местонахождение ребят на каникулах ___________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какие формы Вы используете в работе с подростками _____________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Каковы результаты Вашей работы ______________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какие Вы испытываете трудности по данному вопросу _____________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
число _____________________ подпись ______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник статей "В помощь классному руководителю"
В сборнике представлены анкеты,памятки,крылатые выражения для работы с детьми и родителями....
В помощь классному руководителю
В помощь классному руководителю...
В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ЛИСТОК УСПЕШНОСТИ " МЫ ВМЕСТЕ "Прилежание.1. Я стараюсь в учебе.2. Я внимателен.3. Помогаю другим и сам обращаюсь за помощью.4. Мне нравится самообслуживание в школе и дома.МЫРОДИТЕЛИУЧИТЕЛЯ...
В помощь классному руководителю.
Должностные обязанности классного руководителя...
В помощь классному руководителю.
Как организовать ребят на общее дело? Как сплотить класс?...
В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.
Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....
В помощь классному руководителю
Для классного руководителя...