Программа внеурочной деятельности за 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа включает в себя 4 курса: "Юный стратег", "Юный исследователь", "Я познаю мр", "Мы - команда РДШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.rar | 72.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: создание условий для поддержки общественной добровольческой инициативы, выявляющих и развивающих задатки и способности лидера, помогающих достичь успеха учащимся в общественной деятельности через реализацию социальных проектов.
Задачи:
- развивать умения и навыки позитивного общения, организации и осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;
- формировать социально-активную и творческую личность полезную обществу, способную заполнить свое свободное время позитивной деятельностью и добрыми делами;
- способствовать ранней профессиональной ориентации детей на профессии сферы «человек – человек» через проведение различных акций и мероприятий, направленных на улучшение социальной и экологической ситуации в городе.
Программа «Вектор доброты» направлена на формирование методологических качеств учащихся:
- способность осознания целей социальной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение;
- креативных качеств (толерантность, эмпатия, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения);
- коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
В рамках данной программы уделяется внимание таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Социальная деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы социальной деятельности в виде коллективно-творческого дела, субботников, акций.
В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия:
- ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- нравственно-этическое оценивание;
- действие смыслообразования;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- планирование совместной деятельности;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
- выделение и формулирование учебной цели;
- планирование деятельности для достижения результата;
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство
Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.
Основные понятия
- добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации детей, действующих на благо других людей;
- социальное добровольчество - добровольческая деятельность, направленная на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества;
- детское добровольчество - практическая добровольческая деятельность детей по решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности;
- добровольческая акция - мероприятие добровольческой организации, главным человеческим ресурсом которого для достижения целей акции являются добровольцы.
Принципы
- свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности (волонтёрство);
- личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества;
- реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом;
- ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности;
- отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность.
Мотивы
- потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям;
- потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы;
- потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремлении решать проблемы других людей и свои собственные;
- потребность в получении знаний, дополнительной информации, контактах, навыках.
Виды и содержание деятельности
- Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство второклассников над первоклассниками. Уборка территорий школы.
- Разные трудовые операции. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок.
Схема социального партнёрства
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-10 лет в течение 4 лет в объёме 135 часов (в расчёте 1 час в неделю).
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – коллективно-творческие дела, акции. Участвуя в добровольческих мероприятиях, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Планируемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня:
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения
Результаты второго уровня:
Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;
Развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, героическим страницам его прошлого;
Развитие ценностных отношений школьника к Земле, человеку, к человеческой жизни вообще.
Результаты третьего уровня:
Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия;
Участие в гражданских акциях;
Опыт организации совместной деятельности с другими детьми;
Волонтёрская деятельность
Общение с представителями других социальных групп
Главный ожидаемый результат – личность ребёнка, обладающая личностно – значимыми качествами (осознание себя, гордость, уверенность, креативность, толерантность, компетентность, мобильность) и социально - значимыми (патриотизм, гражданственность), способного решать поставленные перед ними задачи и преодолевать трудности.
Видимым, ощутимым результатом программы внеурочной деятельности «Вектор доброты» станет: создание волонтёрского отряда, обладающего собственной атрибутикой, самоуправлением.
Формы занятий
- Акция, флешмоб;
- Творческие задания;
- Групповая работа;
- Лекции;
- Тренинги общения;
- Игры;
- Беседа;
- ИНТЕРНЕТ-экскурсии;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Содержание курса
1.Мои новые друзья
- Вводное занятие. Основные понятия РДШ. Цели и задачи РДШ.
- Развитие Движения в нашем городе. Просмотр видеосюжетов о РДШ. Выявление проблемы «Что можно сделать сегодня, чтобы завтра стало лучше, чем вчера»
- Развитие РДШ в нашей школе. Оформление журнала РДШ материалами, отражающими историю развития РДШ в городе, школе. Субботник по уборке территории школы. КТД «Сделай свой дом красивым»
- Школа юного активиста
- Сущность и механизмы самоуправления. Понятие о сущности и механизмах развития деятельности органов самоуправления. История развития детского объединения в нашей школе.
- Создание отряда РДШ. Выборы актива. Мониторинг интереса учащихся. Деловая игра «Мы выбираем»
- Устав отряда. Эмблема. Разработка модели организационной структуры органов самоуправления (принципы, этический кодекс). Защита проекта модели.
- Планета Самоуправления
- Самообразование актива органов самоуправления. Содержание, методы и формы организации обучения и самообразования актива органов самоуправления РДШ.
- Составление памяток активистам. Беседа о личностных качествах, способствующих успеху в РДШ. Разработка инструкций к выполнению «профессий» активистов.
- «Профессии» активистов. Тренинги по освоению навыков выполнения поручений (мастер – классы, организационно – деятельностные игры, ролевые игры). Формирование у ребят необходимых волевых и морально – психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы
- Результаты деятельности органов самоуправления. На празднике «Планета Самоуправления» ребята в шуточной форме отчитаются о том, как научились выполнять свои «профессии».
- Новогодний марафон
- Изготовление открыток для ветеранов, для детей-сирот и опекаемых.
- Подготовка праздничного концерта для поздравления ветеранов «С праздником!»
- Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых. КТД «Рождественская мечта»
- Адресные поздравления с праздником ветеранов.
- Планета Нравственности
- Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили». Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что нужно животным для хорошего самочувствия.
- Конструирование и изготовление кормушек. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших кормушек для птиц.
- Акция «Развесь кормушки». Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как помочь другим ребятам полюбить животных.
- Планета SOS
- Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках.
- Диспут «Вредные привычки». Понятие о здоровом образе жизни.
- Изготовление листовок для проведения акции.
- Акция «Мы против курения!» Активизировать социальную агитацию за здоровый
образ жизни.
- Заповедная планета
- Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?» Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного города, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
- Дискуссия «Наш город завтра». Роль каждого человека в улучшении жизни города. Обсуждение с учащимися сложившейся ситуации и возможности изменить её.
- Акция «Памятник».
- День рождения планеты
- Оформление результатов деятельности на стенде «РДШ». Участие в подготовке тематической выставки.
- Акция «Внимание, ветеран!» Поздравление ветеранов на дому.
- Акция «Чистый четверг»
- Фестиваль достижений
- Диспут «Можно ли назвать нас «Мы – команда РДШ»?» Совместный анализ деятельности каждого участника отряда, его вклада в общее дело.
- Подготовка программы к слёту активистов. Подготовка презентации о результатах работы отряда. Определение авторов выступлений, состава гостей. Оформление помещения.
- Слёт активистов РДШ. Организуется как праздник с вручением наград – грамот.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование тем | Количество |
п/п | часов | |
1.Мои новые друзья | 7 | |
1 | Вводное занятие. Основные понятия РДШ. Цели и задачи РДШ. | 1 |
2-3 | Развитие Движения в нашем городе. | 2 |
4 | Развитие РДШ в нашей школе. | 1 |
5 | Школа юного активиста. | 1 |
6 | Сущность и механизмы самоуправления. | 1 |
7 | Устав отряда. Эмблема. Разработка модели организационной структуры органов самоуправления (принципы, этический кодекс). Защита проекта модели. | 1 |
2.Планета Самоуправления | 5 | |
8 | Самообразование актива органов самоуправления. | 1 |
9 | Составление памяток активистам. | 1 |
10-11 | «Профессии» активистов. Тренинги по освоению навыков выполнения поручений (мастер – классы, организационно – деятельностные игры, ролевые игры). | 2 |
12 | Результаты деятельности органов самоуправления. | 1 |
3.Новогодний марафон | 4 | |
13 | Изготовление открыток для ветеранов, для детей-сирот и опекаемых | 1 |
14 | Подготовка праздничного концерта для поздравления ветеранов «С праздником!» | 1 |
15 | Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых. КТД «Рождественская мечта» | 1 |
16 | Адресные поздравления с праздником ветеранов. | 1 |
4.Планета Нравственности | 3 | |
17 | Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили». | 1 |
18 | Конструирование и изготовление кормушек. | 1 |
19 | Акция «Развесь кормушки». | 1 |
5.Планета SOS | 5 | |
20 | Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках. | 1 |
21-22 | Диспут «Вредные привычки». Понятие о здоровом образе жизни. | 2 |
23 | Изготовление листовок для проведения акции. | 1 |
24 | Акция «Мы против курения!» | 1 |
6.Заповедная планета | 3 | |
25 | Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?» | 1 |
26 | Дискуссия «Наш город завтра». | 1 |
27 | Акция «Памятник». | 1 |
7.День рождения планеты | 3 | |
28 | Оформление результатов деятельности на стенде «РДШ». | 1 |
29 | Акция «Внимание, ветеран!» | 1 |
30 | Акция «Чистый четверг» | 1 |
8.Фестиваль достижений | 4 | |
31 | Диспут «Можно ли назвать нас «Мы – команда РДШ»?» | 1 |
32-33 | Подготовка программы к слёту активистов. | 2 |
34 | Слёт активистов РДШ. | |
Всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...