Программа внеурочной деятельности за 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Программа включает в себя 4 курса: "Юный стратег", "Юный исследователь", "Я познаю мр", "Мы - команда РДШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.rar72.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: создание условий для поддержки общественной добровольческой инициативы, выявляющих и развивающих задатки и способности лидера, помогающих достичь успеха учащимся в общественной деятельности через реализацию социальных проектов.

Задачи:

  1. развивать умения и навыки позитивного общения, организации и осуществления сотрудничества в решении социальных проблем;
  2. формировать социально-активную и творческую личность полезную обществу, способную заполнить свое свободное время позитивной деятельностью и добрыми делами;
  3. способствовать ранней профессиональной ориентации детей на профессии сферы «человек – человек» через проведение различных акций и мероприятий, направленных на улучшение социальной и экологической ситуации в городе.

Программа «Вектор доброты» направлена на формирование методологических качеств учащихся:

  • способность осознания целей социальной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение;
  • креативных качеств (толерантность, эмпатия, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения);
  • коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

В рамках данной программы уделяется внимание таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.

Социальная деятельность  в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы социальной деятельности в виде коллективно-творческого дела, субботников, акций.

В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия:

  • ценностно-смысловая ориентация учащихся;
  • нравственно-этическое оценивание;
  • действие смыслообразования;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • планирование совместной деятельности;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

  • выделение и формулирование учебной цели;
  • планирование деятельности для достижения результата;
  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный.

Основные понятия

  • добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации детей, действующих на благо других людей;
  • социальное добровольчество - добровольческая деятельность, направленная на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества;
  • детское добровольчество - практическая добровольческая деятельность детей по решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности;
  • добровольческая акция - мероприятие добровольческой организации, главным человеческим ресурсом которого для достижения целей акции являются добровольцы.

Принципы

  • свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности (волонтёрство);
  • личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества;
  • реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом;
  • ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности;
  • отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность.

Мотивы

  • потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям;
  • потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы;
  • потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремлении решать проблемы других людей и свои собственные;
  • потребность в получении знаний, дополнительной информации, контактах, навыках.

Виды и содержание деятельности

  1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство второклассников над первоклассниками. Уборка территорий школы.
  3. Разные трудовые операции. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок.

Схема социального партнёрства

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-10 лет в течение 4 лет в объёме 135 часов (в расчёте 1 час в неделю).

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – коллективно-творческие дела, акции. Участвуя в добровольческих мероприятиях, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Планируемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня:

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

Приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения

Результаты второго уровня:

Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

Развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, героическим страницам его прошлого;

Развитие ценностных отношений школьника к Земле, человеку, к человеческой жизни вообще.

Результаты третьего уровня:

Приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия;

Участие в гражданских акциях;

Опыт организации совместной деятельности с другими детьми;

Волонтёрская деятельность

Общение с представителями других социальных групп

Главный ожидаемый результат – личность ребёнка, обладающая личностно – значимыми качествами (осознание себя, гордость, уверенность, креативность, толерантность, компетентность, мобильность) и социально - значимыми (патриотизм, гражданственность), способного решать поставленные перед ними задачи и преодолевать трудности.

Видимым, ощутимым результатом программы внеурочной деятельности «Вектор доброты» станет: создание волонтёрского отряда, обладающего собственной атрибутикой, самоуправлением.

Формы занятий

  • Акция, флешмоб;
  • Творческие задания;
  • Групповая работа;
  • Лекции;
  • Тренинги общения;
  • Игры;
  • Беседа;
  • ИНТЕРНЕТ-экскурсии;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Содержание курса

1.Мои новые друзья

  1. Вводное занятие. Основные понятия РДШ. Цели и задачи РДШ.
  2. Развитие Движения в нашем городе. Просмотр видеосюжетов о РДШ. Выявление проблемы «Что можно сделать сегодня, чтобы завтра стало лучше, чем вчера»
  3. Развитие РДШ в нашей школе. Оформление журнала РДШ материалами, отражающими историю развития РДШ в городе, школе. Субботник по уборке территории школы. КТД «Сделай свой дом красивым»
  4. Школа юного активиста
  5. Сущность и механизмы самоуправления. Понятие о сущности и механизмах развития деятельности органов самоуправления. История развития детского объединения в нашей школе.
  6. Создание  отряда РДШ. Выборы актива. Мониторинг интереса учащихся. Деловая игра «Мы выбираем»
  7. Устав  отряда. Эмблема. Разработка модели организационной структуры органов самоуправления (принципы, этический кодекс). Защита проекта модели.
  1. Планета Самоуправления
  1. Самообразование актива органов самоуправления. Содержание, методы и формы организации обучения и самообразования актива органов самоуправления РДШ.
  2. Составление памяток активистам. Беседа о личностных качествах, способствующих успеху в РДШ. Разработка инструкций к выполнению «профессий» активистов.
  3. «Профессии» активистов. Тренинги по освоению навыков выполнения поручений (мастер – классы, организационно – деятельностные игры, ролевые игры). Формирование у ребят необходимых волевых и морально – психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы
  4. Результаты деятельности органов самоуправления. На празднике «Планета Самоуправления» ребята в шуточной форме отчитаются о том, как научились выполнять свои «профессии».
  1. Новогодний марафон
  1. Изготовление открыток для ветеранов, для детей-сирот и опекаемых.
  2. Подготовка праздничного концерта для поздравления ветеранов «С праздником!»
  3. Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых. КТД  «Рождественская мечта»
  4. Адресные поздравления с праздником ветеранов.
  1. Планета Нравственности
  1. Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили». Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что нужно животным для хорошего самочувствия.
  2. Конструирование и изготовление кормушек. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших кормушек для птиц.
  3. Акция «Развесь кормушки». Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как помочь другим ребятам полюбить животных.
  1. Планета SOS
  1. Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках.
  2. Диспут «Вредные привычки». Понятие о здоровом образе жизни.
  3. Изготовление листовок для проведения акции.
  4. Акция «Мы против курения!» Активизировать социальную агитацию за здоровый

         образ жизни.

  1. Заповедная планета
  1. Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?» Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного города, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
  2. Дискуссия «Наш город завтра». Роль каждого человека в улучшении жизни города. Обсуждение с учащимися сложившейся ситуации и возможности изменить её.
  3. Акция «Памятник».
  1. День рождения планеты
  1. Оформление результатов деятельности на стенде «РДШ». Участие в подготовке тематической выставки.
  2. Акция «Внимание, ветеран!» Поздравление ветеранов на дому.
  3. Акция «Чистый четверг»
  1. Фестиваль достижений
  1. Диспут «Можно ли назвать нас «Мы – команда РДШ»?» Совместный анализ деятельности каждого участника  отряда, его вклада в общее дело.
  2. Подготовка программы к слёту активистов. Подготовка презентации о результатах работы отряда. Определение авторов выступлений, состава гостей. Оформление помещения.
  3. Слёт активистов РДШ. Организуется как праздник с вручением наград – грамот.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем

Количество

п/п

часов

1.Мои новые друзья

7

1

Вводное занятие. Основные понятия РДШ. Цели и задачи РДШ.

1

2-3

Развитие Движения в нашем городе.

2

4

Развитие РДШ в нашей школе.

1

5

Школа юного активиста.

1

6

Сущность и механизмы самоуправления.

1

7

Устав  отряда. Эмблема. Разработка модели организационной структуры органов самоуправления (принципы, этический кодекс). Защита проекта модели.

1

2.Планета Самоуправления

5

8

Самообразование актива органов самоуправления.

1

9

Составление памяток активистам.

1

10-11

«Профессии» активистов. Тренинги по освоению навыков выполнения поручений (мастер – классы, организационно – деятельностные игры, ролевые игры).

2

12

Результаты деятельности органов самоуправления.

1

3.Новогодний марафон

4

13

Изготовление открыток для ветеранов, для детей-сирот и опекаемых

1

14

Подготовка праздничного концерта для поздравления ветеранов «С праздником!»

1

15

Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых. КТД  «Рождественская мечта»

1

16

Адресные поздравления с праздником ветеранов.

1

4.Планета Нравственности

3

17

Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

18

Конструирование и изготовление кормушек.

1

19

Акция «Развесь кормушки».

1

5.Планета SOS

5

20

Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках.

1

21-22

Диспут «Вредные привычки». Понятие о здоровом образе жизни.

2

23

Изготовление листовок для проведения акции.

1

24

Акция «Мы против курения!»

1

6.Заповедная планета

3

25

Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?»

1

26

Дискуссия «Наш город завтра».

1

27

Акция «Памятник».

1

7.День рождения планеты

3

28

Оформление результатов деятельности на стенде «РДШ».

1

29

Акция «Внимание, ветеран!»

1

30

Акция «Чистый четверг»

1

8.Фестиваль достижений

4

31

Диспут «Можно ли назвать нас «Мы – команда РДШ»?»

1

32-33

Подготовка программы к слёту активистов.

2

34

Слёт активистов РДШ.

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...