Классный час "Скажи, НЕТ вредной привычке!"
классный час на тему
Данная разработка предназначена для подростков 14-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solovetskaya_v._yu._kl.chas_._skazhi_net_vrednoy_privychke.docx | 64.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа в сфере профилактики социально-негативных явлений в образовательной организации
«Профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками».
Номинация: «Профилактика табакокурения и курительных смесей».
Классный час на тему "Скажи, НЕТ вредной привычке!"
Пояснительная записка
По-разному беда приходит к нам –
Болезнью, непризнанием, потерей…
Наперекор судьбе, назло врагам
Жить остаемся, в будущее веря
И если в час твоей большой беды
Подавишь боль, сумев в строю остаться,
То это будет значить, что и ты
Имеешь право человеком называться.
Грустно осознавать, что в последние годы наблюдается падение нравов, рост пьянства, наркомании. Становится тревожно за человека и окружающую его среду. Сегодняшний час общения посвящается пагубной привычке и болезням, к которым она приводит. Мы должны сделать выбор в пользу здорового образа жизни.
Как мы знаем, в нашей стране, в нашем городе, на улицах нередко можно встретить неблагополучных или бездомных людей, где-то существует организованная преступность. И хотя мы, возможно, не можем решить проблемы бедности, преступности, мы можем принимать ответственные решения, затрагивающие нашу жизнь и жизнь наших близких. Пословица гласит: «Смеется тот, кто смеется последним». Поэтому каждому стоит задуматься, какая жизнь имеет больше возможностей: жизнь безрассудная или со смыслом, жизнь с сигаретой или без неё.
Данный классный час занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Профилактика табакокурения и курительных смесей». В рамках компетентностного подхода в структуру занятия заложены методические условия, позволяющие реализовать личностные возможности учащихся через использование полученных знаний, в новых проблемных ситуациях на занятиях. Деятельность учителя и обучающихся реализуется через принципы обучения: научность и доступность подачи материала, системность и последовательность его рассмотрения, принцип наглядности (использование слайдовой мультимедийной презентации «Вредная привычка, её влияние на здоровье»), принцип интеграции - межпредметные связи (биология, физическая культура). Занятие можно проводить для учащихся 8, 9, 10, 11 классов. Время проведения в течение двух часов.
Цель: информировать обучающихся о последствиях употребления курительных (ароматических) смесей, формирование у них устойчивого негативного отношения к употреблению табака и курительных смесей.
Задачи:
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний о вреде употребления ПАВ; обучение учащихся пониманию и осознанию влияния табака и курительных смесей на будущее человека.
Воспитательная: вырабатывать у учащихся негативное отношение к употреблению ПАВ, способствовать развитию навыков участия в дискуссии; формировать толерантное отношение к другим мнениям.
Развивающая: довести до сознания детей преимущества отказа от употребления ПАВ, совершенствовать у учащихся способность отказа от принятия ПАВ в компании подростков.
Форма проведения: открытый классный час.
Продолжительность: - 1час 45 мин.
Место занятия: класс или аудитория.
Возраст участников: 15-17 лет.
Форма занятия: комбинированное занятие, с использованием следующих педагогических и воспитательных технологий:
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно – ориентированная технология;
- игровые технологии;
- технология саморазвития;
- здоровьесберегающая технология.
Материально-техническое обеспечение:
- Раздаточный материал;
- Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);
- Мультимедиапроектор.
План занятия:
- Организационный этап.
- Мотивационный этап.
- Игра-активатор.
- Основной этап.
- Обсуждение темы «Привычки. Вредные привычки»;
- Обсуждение темы «Сообщение обучающегося и истории табака»;
- Работа в группах»;
- Разбор ситуации;
- Упражнение: «Просьба - отказ»;
- Блиц – опрос;
- Советы родителям (цветок-лепесток).
4. Заключительный этап.
- Итоговое упражнение - круг «Интересное-полезное».
Рефлексия (смайлы).
Ход занятия:
1. Организационный этап.
При входе дети выбирают одну из фигурок: , , , рассаживаются за три стола.
2. Мотивационный этап.
Вступительное слово.
-Здравствуйте, ребята!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл?
- Желают здоровья всем и каждому!
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредной привычки. Об этом мы сегодня будем говорить на уроке.
Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, сигареты, курительные смеси, спайсы над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.
- Игра-активатор «Круг, треугольник, квадрат», направленная на сплочение коллектива и активизацию участников классного часа (работа в группах).
Инструкция: Дети встают группами. Каждой группе предлагается шнур. Каждый член группы руками держится за шнур. Закрыв глаза, из шнура предлагается сделать КРУГ. Открыв глаза, участники смотрят, что получилось. Задание усложняется, с закрытыми глазами предлагается сделать КВАДРАТ. Следующее задание – сделайте ТРЕУГОЛЬНИК.
Рефлексия:
- Что понравилось/не понравилось в этом упражнении? Что почувствовали? Какие испытывали трудности?
Вывод:
- Вместе мы – сила, нам любая трудность по плечу, вместе можно противостоять тому, чему посвящён наш сегодняшний разговор.
3. Основной этап. (Презентация в течении занятия)
- Обсуждение темы «Привычки. Вредные привычки».
Участникам предлагается:
- дать понятие «привычки» (Привычки — это устойчивые способы действий человека, выполнение которых в определенных условиях становится потребностью).
- дать понятие «вредные привычки» (Вредные привычки - это привычки, которые вредят здоровью человека и мешают ему осуществлять свои цели и полностью использовать в течение жизни свои возможности).
- назвать известные вредные привычки.
В настоящее время курение и курительные смеси глубоко вошли в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!
Сегодня подробнее остановимся на вредной привычке,это курение и курительные смеси, спайсы.
- Сообщение (читает 1 ученик) «Из истории табака».
До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".
Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.
- Работа в группах.
Давно известно, что курить очень вредно. Но почему то люди все равно употребляют табак? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет?
Каковы причины (мотивы) и последствия вредной привычки?
Как предостеречь себя от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этого заболевания?
На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:
- причины курения, курительных смесей;
- последствия курения, курительных смесей;
- меры для предупреждения курения, курительных смесей.
Работаем 5 минут.
Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал - бумага).
Примерные ответы обучающихся:
Причины (мотивы) употребления табака и курительных смесей:
- любопытство,
- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,
- быть “крутым”; “легкое” общение,
- заниженная самооценка,
- неумение отказать,
- просто так,
- удовольствие,
- пример друзей и взрослых,
- наличие свободных денег;
- влияние кино, телевидения, рекламы;
- баловство,
- от нечего делать.
Наиболее характерные последствия табакокурения и курительных смесей:
- Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
- Раковые заболевания легких, гортани.
- Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
- Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.
- Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
- Расстроена работа потовых и сальных желез.
- Волосы истончены, секутся и выпадают.
- Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).
- Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
- Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
- Понижается острота слуха.
- Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
- “Синдром хронической усталости”.
Меры для предупреждения:
- Запретить продажу сигарет вообще или до 21 года.
- Запретить рекламу сигарет.
- Запрет со стороны родителей.
- Введение штрафов за курение курительных смесей, кальянов в общественных местах.
- Получать достоверную информацию о вреде.
- Принятие самостоятельного решения: да или нет!
- Разбор ситуации.
Учащимся предлагается найти выход из создавшейся ситуации. (Обсуждение)
Ситуация:
Алина и Марина пошли на дискотеку. Там их друзья и подруги предлагают покурить, Алина раньше уже пробовала, но ей не понравилось. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей трусливой или смешной, но с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила и ей очень интересно, какие от этого ощущения.
- Упражнение: «Просьба - отказ».
Обсуждение вопроса: «Способы отказа от ПАВ».
- Можно ли отказаться от приема ПАВ, и каким образом?
(ответы уч-ся обсуждаются). Упражнение: «Просьба - отказ».
Инструкция:
Выбираются по желанию два участника. Один должен просить о чем-либо, а другой - отказывать, но при этом не говорить «нет» и не грубить столько, сколько можно продержаться. Предварительно ведущий выясняет у пары, в чем будет заключаться просьба. Если участники затрудняются, можно предложить свои варианты, например, попросить брошку на вечер, решить задачу, пойти вместе погулять и т.д.
Во второй части этого упражнения меняется задание. Нужно предложить или попросить что-то такое, в чем будет трудно отказать, второй участник должен отказать словами: «Нет, нет, нет».
Законы выполнения упражнения (на доске):
- Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
- Попросить разъяснения, если что-то не ясно.
- Оставаться спокойным и сказать «нет».
- Объяснить, почему Вы говорите «нет».
- Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
Рефлексия:
- Что понравилось/не понравилось в этом упражнении? Что ты чувствовал, когда говорил «Нет»? Бывает ли в жизни трудно отказать?
Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить?
Есть кроме “да”, и получше ответ,
Скажем же вредным привычкам - “нет”!
Хочется, чтобы в вашей памяти напутствием и девизом стала фраза:
«Если хочешь быть здоров, откажись!»
- Блиц – опрос. У вас на партах лежат карточки красного и зеленого цвета, я буду задавать вопросы, а вы отвечаете, поднимая карточку да – зеленая, нет - красная.
- Многие ли из ваших друзей курят?
- Пробовал ли ты курить?
- Самое опасное вещество в табаке – никотин.
- Пробовал ли ты другие курительные смеси?
- Привлекает ли тебя кальян?
- Вы и так всё знаете, о чём здесь вам рассказали!
Просто знать – недостаточно!
Нужно правильно действовать в определённой ситуации.
*Нужно уметь говорить «Нет!»
*За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям.
*Посмотри: их так много вокруг – улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.
- Но иногда родители бывают очень заняты, давайте поможем им…
- Советы родителям (цветок-лепесток).
- На доске вы видите цветок, вам необходимо оторвать по 1 лепестку и дать советы родителям, как уберечь ребенка от пагубных привычек.
- Не будете командовать мной «Убери быстро!» - а разрешите делать что–то вместе с вами, даже если я еще маленький.
- Не будете диктовать, как мне себя чувствовать. «Нечего реветь. Ничего страшного не случилось», а просто скажите «Мы понимаем тебя»
- Не будете обвинять меня: «Это из-за тебя у нас в жизни так много неудач», а скажите « Ты не виноват в том, что у взрослых проблемы в жизни»
- Не будете угрожать и пугать: «Еще раз так сделаешь – тогда получишь» - а скажете «Мы поможем тебе справиться с трудностями»
- Не будете мешать надежде «Из тебя не получится ничего хорошего. Полный нуль» - а станете, оптимистичны в отношении меня: «Хочется верить, что ты что-то достигнешь в жизни»
- Каждому из нас нужно такое место, где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех
Давайте станем каплю терпеливее
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так
Чтобы здоровый образ жизни сохранить!
4. Заключительный этап.
- Итоговое упражнение - круг «Интересное-полезное».
Учитель благодарит участников за хорошую работу. Предлагает по очереди в нескольких словах высказать свое мнение о том, что на этом занятии оказалось интересным и полезным. А, может быть, что-то показалось неправильным или обидным? Что заставляет задуматься.
Выводы: Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету и курительные смеси. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”
Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредной привычки.
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...
Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.
Впереди ожидает Вас
Дружба и свет любимых глаз,
Шум и радость жизни,
И служение Отчизне.
Новых звезд и открытий блеск,
А не вредных соблазнов треск.
Их не выбираешь,
А то жизнь ты проиграешь!
Я думаю, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам избежать этой участи.
Раздать памятки <<Приложение1>>.
Рефлексия: смайлы.
Благодарность за урок.
Список используемых источников:
[1].Смирнов А.Т., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. 2001 г.;
[2].Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007г.;
[3].Еременко Н.И., Профилактика вредных привычек. Москва. Глобус. 2007г.;
[4].Латчук В.Н., Смирнов С.К., Рабочая тетрадь для учителя: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс;
[5].Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. Казань. 2002 г.;
[6].Бодина Е., Ащеулова К., Педагогические ситуации. Москва. 2002 г.;
Информационная основа - сайты в Интернете:
[1].http://rudocs.exdat.com/docs/index508178.html?page=2;
[2].http://www.zor-da.ru/muz/metodichsekie-materialy/;
[3].http://medkirov.ru/site/LSPC95581;
[4].http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/stsenarii-klassnogo-chasa-za-[5].zdorovyi-obraz-zhizni;
[6].http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha.
Приложение 1.
ПАМЯТКА
Чем опасно курение аромосмесей?
Медицинские работники, психотерапевты и психологи бьют тревогу: в России отчётливо наблюдается тенденция к увеличению потребления молодежью, так называемых курительных смесей.
Курительная смесь или курительный микс – это высушенные и измельчённые растения, средство для ароматизации воздуха в помещениях. О вреде курительных смесей заговорили давно: большинство их обладает серьёзным психотропным эффектом и длительным токсическим действием. Привыкание к ним развивается гораздо быстрее, чем к тому же героину или марихуане, а «синдром отмены» протекает намного тяжелее.
Вещества, содержащиеся в курительных миксах, вызывает галлюцинации и потерю контроля над собой. В Интернете предлагаются курительные смеси на заказ, продавцы «смертью» уверяют, что это абсолютно безвредно и легально. До недавнего времени курительные смеси были в свободной продаже, но сейчас правительство страны (постановление правительства РФ №1186 от 31.12.09 года) запретило их распространение, и для «продавцов эмоций», как называют распространителей этих смесей, теперь предусмотрена уголовная ответственность.
Последствия употребления курительных (ароматических) смесей заключаются в том, что формируется зависимость от психоактивных веществ, содержащихся в этих смесях. Известны случаи суицидов (самоубийств). Для подростков, употреблявших смесь, это закончилось тяжелым отравлением, галлюцинациями, потерей сознания. А для некоторых из них наступил летальный исход, то есть смерть.
Берегите себя и своё здоровье, выбирайте жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Вредные привычки"
Классный час "Вредные привычки" для учащихся начальной школы...
Презентация к классному часу "Маскарад вредных привычек"
Презентация используются при проведении классного часа "Маскарад вредных привычек"...
Классный час "Музей вредных привычек"
Презентация к классному часу "Музей вредных привычек или поговорим об этикете" - 2 класс...
Классный час «Долой вредные привычки! Да здравствуют полезные!»
Цель: формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье, негативное отношение к вредным привычкам.На плакатах высказывания известных людей о здоровье:Здоровье выпрашиваю...
Методическая разработка по профилактике вредных привычек у учащихся начальных классов Тема: «Скажи «нет!» вредным привычкам»
Здоровьесбережение...
классный час "Нет! Вредным привычкам!"
Этот материал раскрывает понятие "привычка". На занятии классифицируются привычки на полезные и вредные, рассматривается пагубное влияние вредных привычек....
Открытый классный час "Сквернословие-вредная привычка"
Открытый классный час "Сквернословие-вредная привычка"...