Классный час
классный час (3 класс) по теме

Пономарёва Алёна Геннадьевна

Изучая биографию и творчество Мусы Джалиля, учащиеся познакомились с произведениями нашего земляка. Данный проект воспитывает у ребят чувство гордости за свой народ, патриотизм, любовь ксвоей Родине. Развивает интерес к истории родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный жизни и творчеству Мусы Джалиля (итоговое занятие по проекту «Жизнь и творчество М. Джалиля»)

Цель: изучение биографии М.Джалиля; воспитание в детях патриотизма, чувства гордости за свой народ, любви к Родине. Задачи:

1.Познакомить детей с подвигом поэта-героя Мусы Джалиля.

2.Систематизировать знания детей о поэте, формировать навыки выразительного чтения,  развивать связную речь.

3.Воспитание патриотических чувств и любви к Родине.

(музыка)

Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о поэте- герое, которому 15.02 2016 года исполнилось со дня рождения  110 лет. Послушайте стихотворение и вспомните, как его зовут.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе.

Смерть моя песней борьбы прозвучит

(ответы детей)

Правильно, это стихотворение поэта-героя Мусы Джалиля. Сегодня мы подведём итоги  работы каждой группы изучавшей жизнь и творчество нашего земляка,  послушаем рассказы о жизни поэта, послушаем его стихотворения.

И первыми выступит группа которая нас познакомит с некоторыми фактами биографии Мусы Джалиля.

1 группа (презентация)

1. О подвиге татарского поэта-героя Мусы Джалиля знают люди всего мира. Муса Джалиль родился в деревне Мустафино Шарлыкского района Оренбургской области. С малых лет он рос смелым, отзывчивым, старательным. Об этом мы прочитали в воспоминаниях его сестры Хадичи Джалиловой.

2. Муса рано научился читать. Ему было 6 лет, когда он стал проситься в школу. Когда старший брат Ибрагим собирал книжки в свою холщовую сумку, Муса говорил отцу: «Я тоже хочу учиться». Отец отругал его несколько раз, но потом отвел в школу.  Габдулла хальфа (учитель) сказал: «Пусть походит, скоро ему надоест, и он сам бросит». Но Муса был очень целеустремленным и упорным. За первый год учебы освоил всю программу начальной школы. Хорошо играл на мандолине.  Муса вставал очень рано делал зарядку, а зимой в одной майке катался на лыжах. Так он закалял себя, рос здоровым, никогда не болел.

   (слайд2)3.  Летом 1913 года семья переезжает в Оренбург, где маленький Муса пропадает все дни напролёт в библиотеке, начинает своё образование, открывает газету для своих одноклассников и делает свои первые опыты в поэзии. Стихи Муса начал писать с девяти лет. Он писал и на уроках, и дома вечерами до поздней ночи. Первые стихи Мусы Джалиля были напечатаны в 1919 году в татарской газете “Красная звезда”. (слайд3 музей школы)

   4. После смерти отца семья возвращается в родную деревню, где в 1922 году создаётся комсомольская организация, руководителем которой становится Муса Джалиль. В одном из отрядов борется с бандитами, за активность его посылают учиться в Казань на рабфак,(сайд4)  окончив который он мог поступить в любой институт, но он возвращается на родину к семье. Он начинает работать корреспондентом и становится комсомольским активистом, а затем          инструктором и делегатом Всесоюзного комсомольского совещания. Переезд в Москву, учёба на литературном факультете, работа в редакциях нескольких журналов – занятия поэта до тридцатых                годов прошлого века

5. (музыка)В 1941 году для нашей Родины наступили мрачные времена. Без объявления войны, на нас напала фашистская Германия. Весь народ встал на защиту своей Родины. Военные взяли в руки оружие. Оружие в руках поэта - его слово. Муса Джалиль отправился на фронт в качестве военного корреспондента, он должен был описывать  в своих репортажах военные события. Он очень тосковал по своей маленькой дочурке Чулпан, по жене Амине.  Ведь он расстался с дочкой Чулпан, когда ей было всего 4 года.  Он с фронта пишет письмо своей дочери “...после Победы я вернусь домой. Мы отметим твой День рождения. Я приготовил для тебя очень красивый подарок... ”  

6. В июне 1942 года, тяжело раненный, Муса Джалиль попал в плен. 791 день  он провел в плену.  В фашистских застенках тюрьмы «Маобит» его пытали, били, морили  голодом.   Но и здесь Джалиль не сложил оружия. Он продолжает бороться против фашистов своим испытанным оружием - пером. Он поддерживал своих товарищей, вдохновляя их своими стихами на сопротивление.

7. Фашисты предлагали ему сохранить жизнь в обмен на сотрудничество с ними, они предлагали ему стать предателем, изменником Родины. Нелегко приходилось Джалилю. В плену он беспокоился за свое честное имя и за судьбу своих близких. Поэт сознательно избрал путь неминуемой гибели. 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме  Муса Джалиль и его 10 товарищей были казнены. Ни один из них не приклонил голову перед фашистами, они предпочли умереть, чем стать предателями.

8- Даже, находясь в камере Моабитской тюрьмы, Муса Джалиль не переставал писать стихи. Он написал много бессмертных стихов, которые известны всему миру под названием «Моабитская тетрадь». В них звучит клятва верности Родине и жгучая ненависть к ее врагам.

9. В 1956 году, Мусе Джалилю, посмертно, было присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он награждается Ленинской премией. Муса Джалиль - единственный поэт, который удостоен этих двух  высоких государственных званий

Память о Мусе Джалиле вечно будет жить в сердцах тех, кто знает и помнит его. В разных городах его именем названы улицы, проспекты, площади. Есть теплоход, поселок, театр в г. Казани. Мы должны в своем сердце хранить память о поэте-герое, гордиться его жизнью и подвигом.  Мы желаем вам быть такими же отзывчивыми,  честными, смелыми  и храбрыми, как Муса Джалиль.

Слово предоставляется второй группе.

1.Наша группа познакомилась со стихами Мусы Джалиля. Которые он написал до начала Великой Отечественной войны.

- В стихотворениях поэта звучат любовь к природе, забота о ней, восхищение красотой. Муса Джалиль призывает детей беречь окружающую среду, приумножать ее богатства, сажая цветы и деревья. - Наши “художники” подготовили иллюстрации к некоторым стихотворениям.  Посмотрите (название стихов написать на рисунках)

Послушайте стихотворения, посвященные природе. (музыка ручья)

2 Песня ручья

Ручей поет, струится под горой,
В густой осоке исчезая вдруг.
Звенящей песней, сладостной водой
Поит он все живущее вокруг.
Земля цветет, испив его воды,
Купаются в нем ветки ивняка.
И соловьи поют на все лады –
Их вдохновляет песня родника…
И я хотел бы
Жизненный свой путь
Со звонкой песней, как ручей, пройти,
Земли родимой орошая грудь,
Сердцам давая силу расцвести!

3. Вороватый котенок

Однажды, узнав

Что у нас из чулана

Куда-то бесследно

Пропала сметана.

Тихонько сказал

Своему я котенку,

Уйдя из чулана

Подальше в сторонку:

- Послушай, шепнул я

В чулане разбой

Там – мыши

И дело теперь за тобой

Ты должен, котенок,

Всех этих мышее

Прогнать из чулана

Как можно скорей.

Конечно все мыши

Едва увидев котенка

Спасаться помчались

Стремглав.

Забились

Кто в норы,

Кто в дыры,

Кто в щели

И там еле живы

От страха сидели.

А котик мой смелый,

Косясь на сметану

Неспешно, как сторож

Ходил по чулану…

Но утром, когда я

За маслом полез в чулан

Я увидел

Что котик исчез

А с ним и сметана

Куда-то пропала

Как будто ее никогда не бывало

Ах, котик, мой котик

Каких же мышей

Пошел прогонять ты

Из дыр и щелей

Когда ты один лишь

Во всем виноват:

Ведь это не мыши,

А ты – вороват.

4-5. СЛУЧАЙ В ПОДЪЕЗДЕ
Забыть тот случай -
Не могу!
Стоит малыш в подъезде,
Стоит и тянется к звонку,
И топчется на месте.

Тут взялся я помочь ему. 
И говорю: 
— Давай нажму, 
Но сколько раз? 
И он сказал: 
— Нажмите пять! — 
И я — нажал. 
Я позвонил 
Пять раз подряд, 
А он 
Попятился назад: 
— Ну, хватит, дяденька!
Бежим!!! 

Он — из подъезда. 
Я — за ним. 

6.(Гераськин) Конечно же Муса как и все дети бегал босиком по росистой траве, пас гусей, купался в речке. И любил организовывать игры. В одну из них под названием Тимербай мы сейчас с вами поиграем: ( дети встают с мест и повторяют движения)

Водящий говорит:(  делают движения 4 человека)

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют. (прыгают)

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались, (плывут)

Хорошенечко отмылись (мылятся)

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,( бег)

Друг на друга поглядели, (смотрят друг на друга)

Сделали вот так! (знак хорошо)

Учитель: Хорошо, отдохнули! А теперь давайте

Предоставим слово 3 группе которые знакомились с произведениями,  написанными во время Великой Отечественной войны  Мусой  Джалилем.

1- Война - это трагедия для всех. Мусе Джалилю было всего 35 лет, когда он уходил на войну. С женой Аминой они прожили только 7 лет. В книге "Муса Джалиль” Амина Джалилова пишет: " В довоенные 7 лет, в самый творческий период Мусы мы жили очень дружно. Дочь Чулпан была самой большой радостью для нас обоих”. Уходя на войну, поэт, прощаясь с друзьями и близкими, пишет стихотворения "Разлука”, "Прощай, моя умница”.

2- Стихи и поэмы М. Джалиля с одинаковым волнением читают все люди доброй воли: русские и татары, французы и англичане и многие, многие другие. Как священную реликвию сберег для человечества “Моабитскую тетрадь” Мусы бельгиец Андре Тиммерманс, пронеся ее через застенки гестапо и границы государств, — тетрадь, ставшую живой свидетельницей подвига татарского поэта, его поэтическим завещанием потомкам.

3.- Наши “художники” подготовили иллюстрации к некоторым стихотворениям Мусы Джалиля. Вот Они: (подписать рисунки).(музыка)

  4.СИЛА ДЖИГИТА

     Всем сердцем соколиным, всей душой,

     Дав клятву верности народу,

     Он на плечо повесил автомат,

     Сел на коня, готов к походу.

     И там, где он прошел, был ворог смят

     Валились пушки, танки тлели.

     Откуда эта сила и огонь

     В его как будто слабом теле?

     Как знамя, верность родине подняв,

     Джигит прошел огонь и воду,

     Не автоматом, не конем силен,

     А клятвою своей народу.

КРАСНАЯ РОМАШКА (презентация)

1.Луч поляну осветил 
И ромашки разбудил: 
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал, 
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой 
Свежею росой душистой.

2. Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была 
Не как все цветы бела: 
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

Все - как снег, она одна, 
Словно кровь, была красна. 
Вся поляна к ней теснилась: 
- Почему ты изменилась?

- Где взяла ты этот цвет? - 
А подружка им в ответ:
3.- - Вот какое вышло дело. 
Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой. 
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась, 
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет - 
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя, 
Как Чулпан-звезда горю я.  ( презентацию щелкает ребенок)

 Муса Джалиль будет жить в памяти людей, пока будут живы его стихи. Мы с большим удовольствием окунулась в мир поэта.

УчительЗаключение. Поэт мечтал увидеть Победу, встретиться с друзьями, с женой. Но не суждено было сбыться его мечте. Остались недопетыми его песни о детях, о близких, о Родине. Но и те, которые он создал, навеки бессмертны.

- В чём же сила стихотворений Джалиля? Чему они учат?

(любить родину, восхищаться природой, любить жизнь, уважать старших, помнить о подвиге солдат, быть добрыми и отзывчивыми людьми)

- Действительно, каждое стихотворение Джалиля - это уроки жизни. Они учат нас жизни, любить Родину, трудиться во имя её процветания. Его произведения вошли в золотой фонд нашей литературы. М. Джалиль оставил потомкам глубокие слова о жизни, отданной во имя великой цели.

Когда-то Джалиль сказал: “Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”. Хотя Джалиля и нет среди нас, но его стихи живы и будут жить вечно. И пусть сегодняшний наш урок будет лучшей памятью о поэте-интернационалисте и о тех, кто отдал жизнь за нас. (музыка)

Учитель: А теперь, узнав о жизни великого поэта – героя М. Джалиля, предлагаю вам ответить на вопрос:

Где и когда родился Муса Джалиль?

Сколько было ему лет, когда его стихотворения начали печатать?

Сколько лет Мусе было когда он пошёл в школу?

На каком музыкальном инструменте он умел играть?

Как звали дочь Мусы Джалиля?

Как звали жену Мусы Джалиля?

Как называется сборник стихов, написанных в фашистской тюрьме?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...