Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Экономика: первые шаги"
рабочая программа на тему

Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ekonomika.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

для 1 – 4 классов

«Экономика:  первые шаги»

Пояснительная записка

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География»,   «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания данного курса подчиняется следующим принципам:

  1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
  2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
  3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Изучение данной программы даёт возможность:

- формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

- обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

- развивать основы потребительской культуры;

- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

- способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;

формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Программа «Экономика: первые шаги» входит во внеурочную деятельность по направлению «Социальное развитие личности». Она рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35–40 мин.

Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ценностные ориентиры содержания программы. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы

При изучении программы ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость.

Изучая   тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду.

Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.

Содержание программы

1 класс

Я и моя семья

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Универсальные учебные действия

- сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

объяснять значение слов «экономный», «щедрый»,  «запасливый», «бережливый».

Моё  и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные  открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия

- обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия

- обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

- объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

- осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой    с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия

- уважать труд людей разных профессий;

- классифицировать профессии по предмету труда;

- рассказывать о профессиях.

2 класс

Что нам нужно для жизни

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Универсальные учебные действия

- различать потребности по видам;

- определять потребности домашних питомцев;

- формулировать свои потребности.

Хочу, могу и надо

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода- рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Универсальные учебные действия

- определять потребности своих близких;

- оценивать свои желания и возможности их реализации.

Как товары и услуги исполняют желания

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё)      и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и  организации  (учреждения).  Человек  обращается  за  услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в  образовании.

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Универсальные учебные действия

- соотносить виды товаров и место их приобретения;

- различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

- кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

3 класс

Жила-была денежка

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.

Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Универсальные учебные действия

- раскрывать причины возникновения денег;

- различать российские и иностранные деньги.

У всякого товара есть цена

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Универсальные учебные действия

- объяснять, как оплачивают товары и услуги;

- определять размер сдачи при осуществлении покупки.

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и  услугах.

Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Универсальные учебные действия

- устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

- выделять существенные характеристики товара.

Доход не бывает без  хлопот

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит —  это  денежные средства, которые люди  берут у  банка  в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Универсальные учебные действия

- производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

- осуществлять простейшие экономические расчёты;

- планировать результаты экономии и бережливости.

«Дом невелик, да лежать не велит»

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.

Распределение обязанностей  в  семье.  Вклад  каждого  члена  семьи в домашнее хозяйство.

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Универсальные учебные действия

- планировать результаты экономии и бережливости;

- взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

4 класс

Богатство и бедность

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные    и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и  милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Универсальные учебные действия

- определять источники формирования богатства;

- сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

- различать материальные и нематериальные ценности;

- обосновывать важность меценатства и милосердия;

- объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Труд — основа жизни

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость  успехов  в  будущей  профессии  от  успехов  в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная  и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Универсальные учебные действия

- обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Как товары производят

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Универсальные учебные действия

- различать виды ресурсов;

- обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

- уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Тематическое   планирование

1 класс

Тема 1. Я и моя семья

  1. Я и моя семья.
  2. Состав семьи.
  3. Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.  
  4. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
  5. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.
  6. Качества, присущие хорошему хозяину.
  7. Игра «Генеральная уборка».

Тема 2. Моё и чужое

  1. Моё и чужое
  2. Собственность человека.
  3. Личные вещи человека.
  4. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
  5. Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
  6. Отношение к своей и чужой собственности.

Тема  3. Почему люди трудятся

  1. Почему люди трудятся
  2. Труд — это полезная деятельность людей.
  3. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
  4. Игра «Я — хозяин большого дома».
  5. Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.
  6. Ценность труда людей разных профессий.
  7. Проект «Что  и как производят на заводе».
  8. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
  9. Учение — это тоже труд.
  10. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Тема  4. Все работы хороши

  1. Все работы хороши
  2. Профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой).
  3. Профессии по предмету труда (связанные с созданием произведений искусства и культуры).
  4. Профессии по предмету труда (связанные с в природе, с бизнесом).
  5. Как люди выбирают профессию.
  6. Профессии членов семьи.
  7. Как люди получают профессию.
  8. Проект «Профессии в моей семье».
  9. Итоговый урок

2 класс

Тема 1. Что нам нужно для  жизни

  1. Что нам нужно для  жизни
  2. Потребности — это всё то, что требуется для жизни.
  3. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
  4. Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
  5. Потребности и желания людей разного возраста.
  6. Потребности и желания людей, имеющих разные условия жизни.
  7. Потребности и желания людей, имеющих разные профессии.
  8. Игра «Собираемся в поход».
  9. Игра «Собери портфель».

Тема 2. Хочу, могу и надо

  1. Хочу, могу и надо
  2. Желания как первый шаг появления культурных потребностей.
  3. Усилия человека, направленные на достижение потребностей.
  4. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
  5. Желания (потребности) членов семьи.
  6. Ценность желаний, направленных на других людей.
  7. Из таких желаний рождаются открытия и изобретения.
  8. Как и чем можно помочь своим близким в исполнении их желаний.
  9. Можно ли отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее?
  10. Рисование на тему «Мои желания».
  11. Что я могу сделать для того, чтобы помочь людям?
  12. Мастер-класс «Я умею и могу научить всех».

Тема 3. Как товары и услуги исполняют желания

  1. Как товары и услуги исполняют желания
  2. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.
  3. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.
  4. Продавец — профессия человека, который продаёт товары.
  5. Покупатель — человек, покупающий товары.
  6. Услуги  — действия, которые оказывают человеку различные люди   и организации (учреждения).
  7. Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
  8. Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.
  9. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.
  10. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
  11. Игры «Парикмахерская», «Больница».  
  12. Игры «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка».
  13. Итоговый урок.

3 класс

Тема 1. Жила-была денежка

  1. Натуральное хозяйство.
  2. Как появились ремёсла.
  3. Необходимость обмена. Бартер.
  4. Как появились деньги.
  5. Монеты — металлические деньги.
  6. Купюры — бумажные деньги.
  7. Рубли и копейки — деньги России.
  8. Валюта — иностранные деньги.
  9. Курс валюты

Тема 2. У всякого товара цена есть

  1. Деньги — средство для оплаты товаров и услуг.
  2. Цена товара.
  3. Сдача.
  4. О чём может рассказать чек.

Тема 3. Что нужно знать, чтобы товары  покупать?

  1. Свойства товаров: цена и качество.
  2. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.  
  3. Реклама как источник информации о различных товарах и  услугах.
  4. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
  5. Вдумчивый покупатель.
  6. Выгодная покупка.

Тема 4. Доход не бывает без  хлопот

  1. Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью.
  2. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.
  3. Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.
  4. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений.
  5. Учёт доходов и расходов.
  6. Банк как место сбережения и накопления денег.
  7. Хранение и вклад денег в банке.
  8. Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Тема 5. «Дом невелик, да лежать не  велит»

  1. Семейное хозяйство.
  2. Собственность личная и семейная.
  3. Распределение обязанностей  в  семье.  
  4. Вклад  каждого  члена  семьи в домашнее хозяйство.
  5. Экономия и бережливость.
  6. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства.
  7. Итоговый урок.

4 класс

Тема 1. Богатство и бедность

  1. Как создаётся богатство.
  2. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).
  3. Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
  4. Открытия и изобретения.
  5. Создание новых технологий.
  6. Важность знаний в создании богатства.
  7. Ценности материальные и нематериальные.
  8. Богатство и культура.
  9. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.
  10. Богатство и  милосердие.
  11. На что идут налоги?
  12. Проект «Природные богатства нашей местности».
  13. Проект «Как распорядиться богатством».

Тема 2. Труд — основа жизни

  1. Ценность и значимость труда.
  2. Труд как потребность человека.
  3. Труд как источник материальных благ.
  4. Оценка труда.
  5. Почему труд по-разному ценится?
  6. Заработная плата.
  7. Трудовые награды.
  8. Важность учебного труда школьников.
  9. Причины различий в оплате труда.
  10. В процессе труда люди создают, производят различные продукты труда.
  11. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы.
  12. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
  13. Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
  14. Игра «Банк. Кредит. Предприниматели».

Тема 3. Как товары производят

  1. Природные ресурсы.
  2. Материальные ресурсы.
  3. Трудовые ресурсы.
  4. Важность труда людей разных профессий.
  5. Производители — люди, которые создают (производят) товары.
  6. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара.
  7. Итоговый урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "Шаг за шагом"

«Шаг за шагом»/“Step by Step’’ рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1–4-х классов.Автор-составитель:Н.А. Ладик, учитель английского языка МБОУ«Лицей № 1»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ

Рабочая программа внеурочной деятельности  по курсу «Моя первая экология»  составлена на основе авторской программы «Моя первая экология» Самковой В.А. (Сборник программ  внеурочной дея...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»

Рабочая программа внеурочной деятельностипо  социальному направлению  «Экономика:   первые   шаги»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Экономика: первые шаги» 4 класс Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под ...