Классный час Мой путь к доброте
классный час (2 класс) на тему

Формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нормы поведения в обществе339.89 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ТР ОО « Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

для учащихся 2-го класса

на тему:

F:\фото\SAM_0665.JPG

Проведен 17 февраля,

в День cпонтанного проявления ДОБРОТЫ.

Классный  руководитель: Заблотская В.Е.

с.Тросна

2012 г.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе

и общении друг с  другом, развитие эмоционально- ценностной

 сферы учащихся.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. Формировать умение совместно работать в группе;
  4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
  5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;

Оборудование:

  1. Запись песни «Дорогою Добра» (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
  2. Минусовка песни «Если добрый ты»
  3. Карта путешествия
  4. Презентация
  5. Компьютер.

Ход занятия

Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час.

 (Дети слушают аудиозапись песни « Дорогою Добра» из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)

- Вы прослушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)

- Как вы думаете, чему же будет посвящен классный час? (Доброте)

- Итак, тема классного часа «Мой путь к доброте» ( Слайд 1)

- Я не зря решила провести классный час о доброте именно сегодня,               ведь 17 февраля - День Спонтанного Проявления Доброты. Праздник, созданный по инициативе ряда международных благотворительных организаций,                        по мнению которых этот праздник имеет планетарное значение.

- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)

               - В толковом словаре можно прочесть следующее определение :  

               ( Ученик читает определение из словаря)                                                                

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

        Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написал Анатолий Чепуров  (читает подготовленный ученик).

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом…
Давайте воевать за доброту!

- С чем у вас ассоциируется слово «доброта»? Что вам сразу приходит                  в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей)

- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. Чтобы разобраться, что же такое настоящая Доброта, предлагаю отправиться в необычное путешествие. А чтобы  нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту. (Слайд 3).

              -   Отгадав загадку,  узнаем на каком виде транспорта  будем путешествовать.            

На море, в реке и озёрах

Я плаваю проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей.

               (катер) Слайд 4

- Ребята, а какого человека мы называем добрым?                                              (того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение?  (Солнышко всех озаряет своими лучами).

- И что же от этих лучей мы ощущаем? (Теплоту)

- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц) Слайд 5.

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Добрые вести прибавят чести.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Живи добрее, будешь всем милее.

Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается      смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.

 (Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц .     Слайда 6)

- Из пословиц мы узнали, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люли. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте  (Слайд 7)

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Толстой Л. Н.

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.                          Марк Твен

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.        Эмерсон У.

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.   Бэкон Ф.

Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп

Творческое задание «Доброе дело»

Учитель раздаёт карточки с рисунками предметов или явлений окружающего мира : солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.

Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) .

 Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости.                     ( Слайд 8).

- Какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)

- Я вам буду читать начало  стихотворение, а вы его закончите.

        Я, признаться, удивлен,

        Расскажу вам вот о чем.

        Встретил шуструю Настенку

        Я на улице сейчас,                

        Настя добрая девчонка –

    Она ходит в первый класс.

    Но давно уже от Насти

    Я не слышу слово… (здрасьте).

           Дед на внучку осерчал –

           Экая досада:

           Он портфель ей подарил,

           Думал, будет рада,

           Но зачем молчать как рыба,

           Ну сказала бы…(спасибо).

  Встретил Витю, я соседа,

  Встреча грустная была:

  На меня он, как торпеда,

  Налетел из-за угла!

  Но напрасно я от Вити

  Ждал лишь слова…(извините)

- А теперь послушайте рассказ и , где нужно, вставляйте подходящие слова:

«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна                              и с удовольствием рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь, …(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал                         на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите,               что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам                            не ушибся?»

        - Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.

Дети показывают инсценировку стихотворения  белорусского поэта Змитрока Бядули “Петрусь”

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым “здравствуй” говорить

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

- Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

- Извините, добрый вечер!

- Ты, – знакомый закричал, –

- И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

- Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять                 их чаще.

- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои  совершали добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук                  ( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.

Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло) (При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации).

Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит).

Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда).

Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться               на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).

Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному Дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало                          в жизни (Татошка).

Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например,                 Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?   (Слайд10)                                                                                                                                      (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).

А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?

Даром ни одно доброе дело не пропадает . А.Неелова

Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.

Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

- Так- то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.

- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.

Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.

- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; —         не останусь  я теперь без хлеба.

Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись они толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.

- И я! И я! И я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

- Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? (Ответы детей)

Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля» (Слайд 10). Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (Должно быть солнышко,  жить животные, петь птицы, цвести сады) (При нажатии на мышь, на слайде 12 появляются названные детьми предметы).

- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле?                                                       (Почти все дети отвечают «да»)

- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей.  А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.

- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком? (Ответы детей)

- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять  о своих совершенных поступках.

- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте (Слайд 13)

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

А закончить наш классный час я предлагаю  песенкой кота Леопольда         «Если добрый ты», споем ее вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мой путь к доброте"

Внеклассное мероприятие для начальных классов....

классный час "Мой путь к доброте"

Классный час в з классе,который должен :Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сфер...

Классный час "Мой путь к доброте" с презентацией

Цель:             формирование этических норм поведения в обществе и общения друг         ...

КЛАССНЫЙ ЧАС "МОЙ ПУТЬ К ДОБРОТЕ"

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "МОЙ ПУТЬ К ДОБРОТЕ" ....

КЛАССНЫЙ ЧАС "МОЙ ПУТЬ К ДОБРОТЕ"

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "МОЙ ПУТЬ К ДОБРОТЕ" ....

Конспект классного часа "Мой путь к доброте"

Конспект классного часа "Мой путь к доброте"...